Автор: Гаврикова Татьяна Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ 4
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Хоровые занятия с детьми 9–12 лет
Раздел: дополнительное образование
Хоровые занятия с детьми 9 – 12 лет.
Дисциплина.
Музыка начинается с тишины – основное правило на занятиях. Так как врывающиеся в музыку
посторонние шумы, стуки и разговоры разбивают правильно построенные сочетания звуковых
волн и этим вредят музыкальному слуху. Музыкальный слух отличается утомляемостью, так что
человек, очень долго слушающий музыку, временно перестаёт её воспринимать, поэтому и самой
музыкой не рекомендуется слух чрезмерно утомлять. Главной силой в этом случае будет именно
сама музыка. Если мы сумеем правильно преподнести детям художественную музыку и ею
заинтересовать, то этот интерес сосредоточит у ребёнка всё внимание именно к самой музыке,
которая и отвлечёт детское внимание от посторонних предметов и действий.
Проба голосов и разделение их.
Чтобы разделить детей на голоса для хора, надо, конечно, попробовать голос каждого в
отдельности, и притом не один раз, так как ребёнок не всегда бывает расположен показать свой
голос.
У детей к девяти годам голос становится чище, очищается от младенческого хрипа.
Диапазон в среднем у детей 9 – 12 лет такой: «до» первой октавы – «ми», «фа» второй октавы.
Бывают детские голоса с очень широким диапазоном. Такого ребёнка можно временно поставить
туда, где для общего исполнения хора он нужнее.
Детей с неразвитым слухом следует испытывать как на упражнениях, так и на знакомых песнях.
Ставить их надо поодаль от хора, предлагать прислушиваться к остальным и тихо подпевать, чтобы
они не сбивали других.
Когда уже дети разделены на голоса, можно предложить им спеть аккорд так, чтобы каждый голос
тянул одну ноту из аккорда. Здесь дети сразу услышат, насколько это звучит полнее.
Разучивание новой песни.
Выбирается песня, прочитывается и разъясняется текст, и песня проигрывается или пропевается
руководителем. Далее детям предлагается мысленно представить всё то, о чём говорится в тексте.
Затем песня ещё раз прослушивается детьми, а потом начинает разучиваться по частям так, чтобы
это деление на части было без разрыва как текстовых, так и музыкальных мыслей.
Если в песне встречаются места несколько труднее других, то урок нужно начать с прохождения
именно этих мест на свежее внимание.
Разучивание многоголосной песни.
Выбирать следует сначала совсем лёгкую двухголосную песню, начинающуюся с унисона.
Когда небольшая часть песни вторыми голосами усвоена твёрдо, можно предложить попробовать
спеть песню сразу на два голоса так, чтобы с первыми голосами их мелодию и не разучивать
отдельно, а прямо тихонько подпевать её с помощью рояля. Сначала первые голоса не целиком
усваивают сою мелодию, но следующие разы все больше и больше подхватывают ее под рояль.
При таком приеме дети постепенно привыкают к двухголосию. Если мелодия второго голоса не
укрепляется в памяти у детей, можно предложить такой прием: спеть сначала одному из детей,
потом ему вдвоем с соседом, потом втроем, пока так не обойдем всех. Чтобы первым голосам не
было скучно сидеть без дела при разучивании вторых, можно предложить им временно подпевать
слегка вторым, что ничуть не повредит усвоению их голоса, так как верхняя мелодия в детском
сознании доминирует.
Постановка звука и нюансировка.
Чтобы получить хорошую звуковую окраску в детском хоре, можно применять лишь некоторые
приемы. Например, если дети поют сильно расширенными ртами, то получается очень
неприятное произношение и окраска звука. Помимо того еще звук теряет силу благодаря тому, что
он не находит себе опоры, резонанса во рту. Нужно предлагать детям подобрать губы во время
пения и сделать круглые рты. Песня зазвучит иначе, благородней и полнее, при таком положении
рта звук ударится в твердое небо, найдёт себе опору, а не будет пропадать в мягких частях рта,
уходить в нос. Заставлять детей петь громко- вредно, можно утопить их нежный голосовой
аппарат, а при указанном приеме звук сам усиливается без малейшего напряжения горла, тогда
является возможным требовать исполнения и пьяно и форте, т.е. нюансировать звук по смыслу и
характеру музыки
Дикция.
Отчетливого произношения можно добиваться следующим образом: надо сказать детям, что
тогда только будут слышны в хоре слова, когда каждый из детей будет очень ясно и сильно
произносить согласные буквы, причем язык при произношении должен стараться попадать
поближе к выходу рта, а не находиться где-то глубоко во рту. Зубные звуки «д» и «т» должны
произноситься так, чтобы язык сильно ударялся в верхние зубы. Свистящие звуки тоже должны
быть произнесены к верхним зубам, так же как и твердое «л», «ла», «ло», «лу», прямо ударяя
языком в верхние зубы, а ни в коем случаи не в нёбо. Губные звуки «б» и «п» произносятся также
немного утрированно и с несколько напряженными губами.
Ко всем этим правилам дикции приучают детей постепенно, напоминая, что всё это надо
применять для того, чтобы все понимали слова песни.
Комфортность на занятиях хора.
Перед началом хорового пения помещение должно быть хорошо проветрено, желательно сделать
влажную уборку, так как дети во время пения дышат глубоко.
Вся хоровая группа должна быть помещена в поле зрения руководителя так, чтобы он всё время
мог наблюдать за детским вниманием, постановкой рта, утомляемостью. Во время пения лучше,
чтобы дети стояли, но для отдыха необходимо, чтобы были приготовлены стулья, на которые они
могли бы садиться во время бесед, разъяснений, прохождения партий другого голоса и т. д.