Напоминание

"Особенности работы с первоклассниками"


Автор: Вихарева Светлана Васильевна
Должность: учитель начальных классов и иностранного языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 6
Населённый пункт: город Салехард
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности работы с первоклассниками"
Раздел: начальное образование





Назад




Вихарева Светлана Васильевна

«Особенности работы с первоклассниками»

Учитель, который работает в первом классе начальной школы, должен

помнить,

что

стремление

детей

к

учению,

его

успешность

определяется

целым

рядом

факторов,

которые

создаются

педагогически

грамотной

образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим

особенностям и возможностям первоклассников.

Обучение первоклассников должно строиться с учетом особенностей

организации деятельности детей седьмого года жизни.

Первые дни пребывания детей в школе требуют особого внимания со

стороны учителя. Не нужно забывать, что такие качества отдельных детей,

как

невнимательность, неумение управлять своим поведением, быстрая

отвлекаемость,

связаны

с

особенностями

их

психики,

поэтому

важно

не

одергивать их, не делать детям резких замечаний, стараться фиксировать

внимание на положительных проявлениях ученика.

Необходимо

учитывать

индивидуальные

особенности

ребенка

в

процессе

обучения.

В

самом

начале

обучения

учитель

должен

дать

возможность каждому ребенку работать в присущем ему темпе. Нельзя в это

время

делать

замечания

типа

«Быстрее!»,

«Задерживаешь

всех!»

и

т.п.

Постепенно должен увеличиваться объём работы и темп. Всё это не будет

являться

отрицательной

характеристикой

ученика,

а

будет

отражать

возрастные и индивидуальные особенности .

Внимание, мышление, память, которые обеспечивают успешность или

неуспешность обучения предполагают предоставлять обучающимся разных

по сложности заданий, а самое главное - разную долю участия учителя в их

выполнении. Учитель знает, что в возрасте семи лет многие дети не могут

выполнять задания без помощи взрослого. Учитель подсказывает порядок

действий.

Общаясь с первоклассниками преподаватель обращает внимание на

особенности

поведения

ребенка,

связанные

с

его

умением

общаться

со

1

взрослыми

и

сверстниками.

Очень

много

первоклассников

испытывают

трудности общения в детском коллективе. К ним относятся и гиперактивные

дети, которые мешают учителю проводить урок, и те дети , которые боятся

классно-урочной системы, которые стесняются отвечать у доски и поэтому

они производят впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя.

И те, и другие требуют различных форм доброжелательно и терпеливой

работы учителя.

Стиль

общения

учителя

с

первоклассниками

не

должен

быть

авторитарным.

Тон

учителя

должен

быть

доверительным

и

мягким.

Различными

формами

невербального

общения

нельзя

пренебрегать

и

-можно

обнять

ребенка, погладить по голове, взять за руку. Всё это успокаивает ребенка, и

вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему

относится. Для первоклассника очень важно доброе, позитивное отношение к

нему учителя, которое не зависит от успехов ребенка.

Чтобы

развить

самостоятельность

и

активность

детей

важно

положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребенка, каждую попытку

(даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос, самостоятельно

решить

задачу.

Нужно

предлагать

детям

творческие

учебные

задания:

догадаться, придумать, подобрать другие примеры. Пусть при этом дети

спорят,

рассуждают,

ошибаются,

вместе

с

учителем

находят

правильное

решение.

Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности. Главная

задача

учителя

-

поощрять

любое

проявление

инициативы,

желание

высказаться,

ответить

на

вопрос,

поработать

у

доски.

Очень

важно

специально

подготовить

такого

ребенка

к

ответу

-

стоять

с

ним

рядом,

поощрять, не боясь перехвалить, демонстрировать всему классу его успехи

активность. Нельзя спешить вызывать ребенка к доске, если учитель не

2

уверен в правильности ответа, лучше пусть ученик ответит ему «на ушко»,

чтобы не демонстрировать классу ошибки ребенка.

В первом классе следует специально учить детей организовывать свою

деятельность: планировать свои действия, менять условия работы (например,

убрать учебник или тетрадь, сложить кассу букв, закрыть книгу и т.п.). Здесь

требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая

инструкция, подробно объясняющая что и как делать («открыли кассу букв»,

«нашли кармашек для данной буквы», «убираем ее», «закрываем кассу.»).

При

организации

деятельности

по

решению

учебной

задачи

необходимо учить детей планировать свои действия. Это нужно делать не

только на уроках родного языка и математики, но и на всех остальных уроках.

Особенно эффективно использовать для этого уроки художественного труда,

когда

дети

анализируют

образец

будущего

изделия,

выделяют

последовательность действий. Очень важно побуждать детей проговаривать

вслух последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль:

сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их

причины, самому вносить исправления. Причем, формулировку требования

лучше высказывать не в категорической форме, а в мягкой («Мне кажется, ты

здесь ошибся», «Проверь, пожалуйста, нет ли у тебя ошибки вот здесь» и

т.п.).

Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе.

Она должна быть «дробной», т.е. включать несколько (желательно связанных

темой) видов деятельности. Как уже было подчеркнуто выше, недопустимо

строить весь урок на одном виде деятельности, например, все тридцать пять

минут

читать,

писать

или

решать

арифметические

задачи.

Необходимо

чередовать разные виды деятельности на уроке.

Для

первоклассников

еще

очень

актуальны

виды

деятельности,

которыми

они

занимались

в

дошкольном

детстве.

Это

прежде

всего

относится

к

игре.

Поэтому

следует

активно

включать

игру

в

учебный

процесс, а не запрещать игру, не исключать ее из жизни первоклассника. В

3

первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться

-

основной

деятельности,

которой

занимается

теперь

ребенок.

Принципиально важно обратить внимание на два вида игр - ролевые и игры с

правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).

Игры с правилами так же, как и учебная деятельность, обязательно дает

результат,

развивает

самооценку,

самоконтроль

и

самостоятельность.

На

первом году обучения (особенно в первые недели учебы) игры с правилами

должны

присутствовать

на

каждом

уроке

(дидактические),

заполнять

перемены и динамическую паузу (подвижные, настольно-печатные).

Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно

решать.

В

процессе

этих

игр

ребенок

усваивает

систему

эталонов

-

этических,

сенсорных,

практических

и

др.

При

использовании

игры

как

метода обучения необходимо выполнять ряд условий: учебная задача должна

совпадать с игровой; наличие учебной задачи не должно вытеснять игровую;

необходимо сохранять игровую ситуацию; игра обязательно должна включать

игровое правило (если, то.) и игровое действие.

Ролевые

игры

очень

важны

для

формирования

произвольного

поведения,

воображения,

творчества

ученика,

так

необходимого

ему

для

обучения.

Большие

возможности

для

развития

сюжетно-ролевых

игр

предоставляют уроки литературного чтения, математики, окружающего мира,

искусства,

в

процессе

которых

дети

могут

разыгрывать

различные

роли

реальных лиц или воображаемых героев.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста,

необходимо

существенное

место

на

уроках

отводить

моделирующей

деятельности

со

схемами,

моделями

звуков,

геометрическими

формами,

объектами

природы

и

т.п.

При

этом

раздаточный

материал,

который

находится

перед

каждым

ребенком,

должен

полностью

совпадать

с

демонстрационным.

Необходимо

помнить,

сто

использование

только

демонстрационного, зачастую иллюстративного материала, привлекающего

ребенка своей формой, а не содержанием, нередко приводит к обратному

4

результату: внимание детей фиксируется на ярких, но несущественных для

решения учебной задачи деталях и свойствах. В этом случае работа не дает

желаемого

результата,

не

способствует

развитию

мышления.

Опора

на

наглядно-

образное

мышление

первоклассников

в

обучении

способствует

формированию логического мышления.

5



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!