Автор: Гехова Раиса Берслановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г.Ноябрьск, Тюменская область, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Детские интересы. Как их развивать"
Раздел: дошкольное образование
Детские интересы. Как их развивать?
Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И, если мы
говорим, что у ребёнка нет никаких интересов, мы имеем в виду, что его внутренний мир
беден, впечатления поверхностны, случайны и не затрагивают эмоциональной сферы
ребёнка.
А это зависит от взрослых, не сумевших вовремя направить восприятие ребёнка на
те предметы и явления окружающего, которые бы захватили его ум и воображение,
удержали бы его внимание, побудили бы к познанию их сущности и взаимосвязей.
Интерес – это избирательное, присущее индивиду отношение к разнообразным
объектам
окружающего
мира.
Оно
возникает
при
встрече
с
объектами,
которые
оказываются эмоционально привлекательными для него, и осознаются индивидом как
имеющие для него личностную значимость.
Интересы характеризуются широтой, глубиной, устойчивостью. Отсутствие или
бедность их делает жизнь дошкольника бессодержательной. Такой ребёнок чаще всего во
власти
скуки
и
ничегонеделания.
Интересы
тесно
связаны
со
всеми
сторонами
психического развития ребёнка: мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. То,
что увлекает, заставляет размышлять, сосредотачиваться, легче запоминается, вызывает
чувства (удивления, удовольствия, страха, негодования, тревоги и т.д.). Интерес играет
большую
роль
в
мобилизации
умственной
активности
ребёнка,
организации
им
самостоятельной деятельности, побуждает к добыванию знаний.
Интерес-это
важнейший
стимул
к
расширению
кругозора
ребёнка,
приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом.
Пока ребёнок мал, ещё рано говорить о том, что у него имеются какие- либо
определённые интересы. Чаще всего это заинтересованность предметами и действиями с
ними. Но потребность в ознакомлении с окружающим миром возникает очень рано.
Внимание малыша привлекает всё яркое, движущееся, звучащее, красочное. Его увлекает
манипулирование предметами. Впервые обращённый к взрослому вопрос «Что это?» -
свидетельство пробуждающегося интереса ребёнка к тому, что его окружает, побуждает
действовать, овладевать, подражать взрослым.
Становясь
старше,
знакомясь
с
предметами
и
явлениями,
их
свойствами
и
особенностями, их назначением, ребёнок начинает вникать в причинные связи, и тогда его
вопросы становятся более глубокими. Он снова обращается за разъяснениями: «Зачем это?
Чьё
это?
Для
чего
оно?
Из
чего
сделано?
Почему?»
Видя
знакомые
и
незнакомые
предметы,
необычные
для
него
явления,
он
сравнивает
их,
удивляется
тому,
что
не
совпадает с уже имеющимися у него представлениями.
–Почему собака ходит по воде босиком даже в холодную погоду и не болеет, а если
я промочу ноги, то у меня насморк?
-Почему простая железка тонет в воде, а пароход, он ведь тоже железный, а не
тонет?
Нередко дети задают вопросы, ответить на которые трудно, учитывая особенности
их мышления. Здесь может помочь художественная литература.
По
мере
роста
ребёнка
меняется
и
характер
его
интересов:
они
становятся
устойчивее и осмысленнее. Если у малышей интерес непосредственный, неосознанный, не
содержит в себе целевой установки, то у детей среднего и ещё в большей мере старшего
возраста
при
правильном
воспитании
формируются
произвольные
целенаправленные
интересы,
которые,
в
свою
очередь,
способствуют
проявлению
волевого
усилия,
преодолению трудностей в достижении цели.
Вместе с общим развитием ребёнка значительно расширяется и круг его интересов.
Сколько событий происходит вокруг, которые привлекают его внимание. Огромный мир,
далёкие и в то же время близкие для ребёнка люди незримо присутствуют в его доме в
разговорах взрослых, в радиоэфире, на голубых экранах телевизоров. Каждый день даёт
толчок рождению новых интересов.
Задача воспитателя – упорядочить их, дать им нужное направление, отвлечь
внимание детей от негативных явлений, с которыми им, к сожалению, приходится
встречаться.
Совет 1
Воспитатель прививает детям интерес к вещам (наиболее близким и понятным –
одежда,
обувь,
посуда,
игрушки),
их
назначению,
знакомит
с
материалами
и
их
свойствами, развивает интерес к миру живой и неживой природы, природным явлениям, к
миру
людей
(детский
сад,
школа,
улица,
родной
город
или
село,
Родина,
народы,
населяющие
Россию),
к
миру
искусств
(литература,
живопись,
архитектура,
музыка и т. п.).
Совет 2
Воспитатель внимательно относится к детским вопросам, помня о том, что в
вопросе ребёнка заключён интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого – источник
удовлетворения и развития этого интереса. Для ребёнка, пока ещё не умеющего читать, без
достаточного
жизненного
опыта,
объяснения
взрослого
являются,
чуть
ли
не
единственным источником знаний, помогающим разобраться в обилии впечатлений.
Совет 3
Опираясь на вопрос ребёнка, на возникший у него интерес, воспитатель имеет
возможность побудить дошкольника к дальнейшему изучению окружающего мира.
Совет 4
Думайте, как отвечать на детские «почему», чтобы интерес не угасал, а развивался.
Отношение воспитателя к детскому вопросу должно свидетельствовать о его внимании к
ребёнку: нельзя гасить в нём ценное свойство – стремление к познанию нового.
Совет 5
На каждый вид непрерывной образовательной деятельности воспитатель отбирает
такие
приёмы,
которые
позволяют
представить
намеченное
содержание
знаний
или
умений
в
занимательной
форме.
Развивая
познавательный
интерес,
воспитателю
необходимо вносить мотивы, которые побуждали бы детей включаться в деятельность и
достигать результата, имеющего для них личностную значимость.
В
старшем
дошкольном
возрасте
процесс
обучения
должен
способствовать
формированию у детей интереса к деятельности учения, к напряжённой умственной
работе,
связанной
с
усилием
мысли,
сосредоточением
внимания,
проявлением
настойчивости, позволяющей преодолевать трудности.
Воспитатель в старшей группе заботится о формировании у детей интереса к
умственной работе, предлагает вопросы, ответ на которые можно найти путём сравнения,
привлечения имеющегося опыта умозаключений.
Совет 6
Развивая у детей наблюдательность, педагог одновременно содействует и развитию
детских интересов: вместе с обостряющимся умением смотреть и видеть перед ребёнком
всё больше и больше раскрывается сокровищница удивительного.
-Давайте понаблюдаем, а вы примечайте,- частенько предлагает воспитатель детям,
вместо того, чтобы тут же дать готовый ответ.
Совет 7
Формируя у детей интерес к миру природы, педагог одновременно воспитывает у
них бережное отношение ко всему живому. Он не только учит видеть красоту природы,
наслаждаться ею, но и приучает оберегать её, не относиться к ней потребительски, а
активно охранять её, принимать посильное участие в создании прекрасного в природном
окружении.
Совет 8
Педагог заботится о том, чтобы жизнь детей в дошкольном
образовательном
учреждении была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов.
Так, например, чтобы вызвать у детей желание заниматься рисованием, лепкой в
свободные
часы,
воспитатель
организует
«Уголок
творчества»,
где
имеется
всё
необходимое для маленьких художников.
Чтобы развивать детские интересы, содействовать их устойчивости, воспитатель
руководит деятельностью детей.
Совет 9
Только глубокое понимание причин, в силу которых воспитанник в данный момент
занимает позицию наблюдателя, даёт возможность педагогу сделать правильные выводы о
наличии у него интереса.
Любая
деятельность
требует
усилий.
Преодоление
трудностей
даёт
ребёнку
удовлетворение, что не только не снижает интереса, а наоборот, повышает и активизирует
его.
Задача воспитателя – подводить детей к преодолению трудностей, опираясь на
интерес.
Совет 10
Чтобы воспитать стремление к преодолению «не хочу», к проявлению нужных
усилий, педагог старается сделать обычное, повседневное, обязательное – увлекательным,
трудное и малопонятное – доступным.
Совет11
Постоянно
общаясь
с
детьми,
наблюдая
за
ними
в
течение
дня
в
различных
ситуациях,
педагог
имеет
возможность
всесторонне
изучать
детские
интересы,
их
устойчивость и широту.
Педагог не выпускает из поля зрения не только тех ребят, которые подолгу не могут
сосредоточиться
на
определённой
деятельности,
но
и
таких,
которые
заняты,
но
их
занятость отражает ограниченность и неустойчивость интересов.
Формирование интересов происходит в сочетании со всеми сторонами воспитания
детей при целенаправленном руководстве педагога и более успешно, если воспитатель
осуществляет индивидуальный подход к детям. Какую бы учебно-воспитательную задачу
ни решал педагог, он одновременно содействует возникновению положительных детских
интересов и их развитию: от неустойчивых – к устойчивым, от поверхностных – к более
глубоким, от случайных, непосредственных – к целенаправленным, опосредованным.