Напоминание

"Детские интересы. Как их развивать"


Автор: Гехова Раиса Берслановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Аленький цветочек"
Населённый пункт: г.Ноябрьск, Тюменская область, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Детские интересы. Как их развивать"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детские интересы. Как их развивать?

Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И, если мы

говорим, что у ребёнка нет никаких интересов, мы имеем в виду, что его внутренний мир

беден, впечатления поверхностны, случайны и не затрагивают эмоциональной сферы

ребёнка.

А это зависит от взрослых, не сумевших вовремя направить восприятие ребёнка на

те предметы и явления окружающего, которые бы захватили его ум и воображение,

удержали бы его внимание, побудили бы к познанию их сущности и взаимосвязей.

Интерес – это избирательное, присущее индивиду отношение к разнообразным

объектам

окружающего

мира.

Оно

возникает

при

встрече

с

объектами,

которые

оказываются эмоционально привлекательными для него, и осознаются индивидом как

имеющие для него личностную значимость.

Интересы характеризуются широтой, глубиной, устойчивостью. Отсутствие или

бедность их делает жизнь дошкольника бессодержательной. Такой ребёнок чаще всего во

власти

скуки

и

ничегонеделания.

Интересы

тесно

связаны

со

всеми

сторонами

психического развития ребёнка: мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. То,

что увлекает, заставляет размышлять, сосредотачиваться, легче запоминается, вызывает

чувства (удивления, удовольствия, страха, негодования, тревоги и т.д.). Интерес играет

большую

роль

в

мобилизации

умственной

активности

ребёнка,

организации

им

самостоятельной деятельности, побуждает к добыванию знаний.

Интерес-это

важнейший

стимул

к

расширению

кругозора

ребёнка,

приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом.

Пока ребёнок мал, ещё рано говорить о том, что у него имеются какие- либо

определённые интересы. Чаще всего это заинтересованность предметами и действиями с

ними. Но потребность в ознакомлении с окружающим миром возникает очень рано.

Внимание малыша привлекает всё яркое, движущееся, звучащее, красочное. Его увлекает

манипулирование предметами. Впервые обращённый к взрослому вопрос «Что это?» -

свидетельство пробуждающегося интереса ребёнка к тому, что его окружает, побуждает

действовать, овладевать, подражать взрослым.

Становясь

старше,

знакомясь

с

предметами

и

явлениями,

их

свойствами

и

особенностями, их назначением, ребёнок начинает вникать в причинные связи, и тогда его

вопросы становятся более глубокими. Он снова обращается за разъяснениями: «Зачем это?

Чьё

это?

Для

чего

оно?

Из

чего

сделано?

Почему?»

Видя

знакомые

и

незнакомые

предметы,

необычные

для

него

явления,

он

сравнивает

их,

удивляется

тому,

что

не

совпадает с уже имеющимися у него представлениями.

–Почему собака ходит по воде босиком даже в холодную погоду и не болеет, а если

я промочу ноги, то у меня насморк?

-Почему простая железка тонет в воде, а пароход, он ведь тоже железный, а не

тонет?

Нередко дети задают вопросы, ответить на которые трудно, учитывая особенности

их мышления. Здесь может помочь художественная литература.

По

мере

роста

ребёнка

меняется

и

характер

его

интересов:

они

становятся

устойчивее и осмысленнее. Если у малышей интерес непосредственный, неосознанный, не

содержит в себе целевой установки, то у детей среднего и ещё в большей мере старшего

возраста

при

правильном

воспитании

формируются

произвольные

целенаправленные

интересы,

которые,

в

свою

очередь,

способствуют

проявлению

волевого

усилия,

преодолению трудностей в достижении цели.

Вместе с общим развитием ребёнка значительно расширяется и круг его интересов.

Сколько событий происходит вокруг, которые привлекают его внимание. Огромный мир,

далёкие и в то же время близкие для ребёнка люди незримо присутствуют в его доме в

разговорах взрослых, в радиоэфире, на голубых экранах телевизоров. Каждый день даёт

толчок рождению новых интересов.

Задача воспитателя – упорядочить их, дать им нужное направление, отвлечь

внимание детей от негативных явлений, с которыми им, к сожалению, приходится

встречаться.

Совет 1

Воспитатель прививает детям интерес к вещам (наиболее близким и понятным –

одежда,

обувь,

посуда,

игрушки),

их

назначению,

знакомит

с

материалами

и

их

свойствами, развивает интерес к миру живой и неживой природы, природным явлениям, к

миру

людей

(детский

сад,

школа,

улица,

родной

город

или

село,

Родина,

народы,

населяющие

Россию),

к

миру

искусств

(литература,

живопись,

архитектура,

музыка и т. п.).

Совет 2

Воспитатель внимательно относится к детским вопросам, помня о том, что в

вопросе ребёнка заключён интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого – источник

удовлетворения и развития этого интереса. Для ребёнка, пока ещё не умеющего читать, без

достаточного

жизненного

опыта,

объяснения

взрослого

являются,

чуть

ли

не

единственным источником знаний, помогающим разобраться в обилии впечатлений.

Совет 3

Опираясь на вопрос ребёнка, на возникший у него интерес, воспитатель имеет

возможность побудить дошкольника к дальнейшему изучению окружающего мира.

Совет 4

Думайте, как отвечать на детские «почему», чтобы интерес не угасал, а развивался.

Отношение воспитателя к детскому вопросу должно свидетельствовать о его внимании к

ребёнку: нельзя гасить в нём ценное свойство – стремление к познанию нового.

Совет 5

На каждый вид непрерывной образовательной деятельности воспитатель отбирает

такие

приёмы,

которые

позволяют

представить

намеченное

содержание

знаний

или

умений

в

занимательной

форме.

Развивая

познавательный

интерес,

воспитателю

необходимо вносить мотивы, которые побуждали бы детей включаться в деятельность и

достигать результата, имеющего для них личностную значимость.

В

старшем

дошкольном

возрасте

процесс

обучения

должен

способствовать

формированию у детей интереса к деятельности учения, к напряжённой умственной

работе,

связанной

с

усилием

мысли,

сосредоточением

внимания,

проявлением

настойчивости, позволяющей преодолевать трудности.

Воспитатель в старшей группе заботится о формировании у детей интереса к

умственной работе, предлагает вопросы, ответ на которые можно найти путём сравнения,

привлечения имеющегося опыта умозаключений.

Совет 6

Развивая у детей наблюдательность, педагог одновременно содействует и развитию

детских интересов: вместе с обостряющимся умением смотреть и видеть перед ребёнком

всё больше и больше раскрывается сокровищница удивительного.

-Давайте понаблюдаем, а вы примечайте,- частенько предлагает воспитатель детям,

вместо того, чтобы тут же дать готовый ответ.

Совет 7

Формируя у детей интерес к миру природы, педагог одновременно воспитывает у

них бережное отношение ко всему живому. Он не только учит видеть красоту природы,

наслаждаться ею, но и приучает оберегать её, не относиться к ней потребительски, а

активно охранять её, принимать посильное участие в создании прекрасного в природном

окружении.

Совет 8

Педагог заботится о том, чтобы жизнь детей в дошкольном

образовательном

учреждении была содержательной, способствующей развитию разносторонних интересов.

Так, например, чтобы вызвать у детей желание заниматься рисованием, лепкой в

свободные

часы,

воспитатель

организует

«Уголок

творчества»,

где

имеется

всё

необходимое для маленьких художников.

Чтобы развивать детские интересы, содействовать их устойчивости, воспитатель

руководит деятельностью детей.

Совет 9

Только глубокое понимание причин, в силу которых воспитанник в данный момент

занимает позицию наблюдателя, даёт возможность педагогу сделать правильные выводы о

наличии у него интереса.

Любая

деятельность

требует

усилий.

Преодоление

трудностей

даёт

ребёнку

удовлетворение, что не только не снижает интереса, а наоборот, повышает и активизирует

его.

Задача воспитателя – подводить детей к преодолению трудностей, опираясь на

интерес.

Совет 10

Чтобы воспитать стремление к преодолению «не хочу», к проявлению нужных

усилий, педагог старается сделать обычное, повседневное, обязательное – увлекательным,

трудное и малопонятное – доступным.

Совет11

Постоянно

общаясь

с

детьми,

наблюдая

за

ними

в

течение

дня

в

различных

ситуациях,

педагог

имеет

возможность

всесторонне

изучать

детские

интересы,

их

устойчивость и широту.

Педагог не выпускает из поля зрения не только тех ребят, которые подолгу не могут

сосредоточиться

на

определённой

деятельности,

но

и

таких,

которые

заняты,

но

их

занятость отражает ограниченность и неустойчивость интересов.

Формирование интересов происходит в сочетании со всеми сторонами воспитания

детей при целенаправленном руководстве педагога и более успешно, если воспитатель

осуществляет индивидуальный подход к детям. Какую бы учебно-воспитательную задачу

ни решал педагог, он одновременно содействует возникновению положительных детских

интересов и их развитию: от неустойчивых – к устойчивым, от поверхностных – к более

глубоким, от случайных, непосредственных – к целенаправленным, опосредованным.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!