Напоминание

"Ускоренное развитие базовых компетенций обучающихся на разных этапах образовательного процесса в классе скрипки"


Автор: Кравцова Елена Викторовна
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств"
Населённый пункт: городского округа Отрадный Самарской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Ускоренное развитие базовых компетенций обучающихся на разных этапах образовательного процесса в классе скрипки"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

городского округа Отрадный Самарской области

Тема: «Ускоренное развитие базовых компетенций

обучающихся на разных этапах образовательного

процесса в классе скрипки»

Преподаватель: Кравцова Елена Викторовна

Цель

урока:

формирование

исполнительских

навыков

обучающихся,

культуры игровых движений.

Триединая задача урока:

1.

Образовательная: развивать

интонационную

устойчивость,

свободу игрового аппарата, улучшать исполнительские навыки обучающихся,

укреплять слуховой контроль.

2.

Развивающая: воспитывать

пространственное

мышление,

развивать

пальцевую

моторику,

активизировать

творческое

воображение,

эмоциональность, креативность.

3.

Воспитательная: развивать творческую инициативу, воспитывать

волю, самодисциплину, восприимчивость, укреплять мотивацию к успешному

обучению обучающихся в ДШИ.

Методическое сообщение.

Главной

целью

моей

педагогической

деятельности

является

максимальное

развитие базовых компетенций учащихся в классе скрипки: развитие музыкального

слуха,

музыкальной

памяти,

ритма,

координации

движений

рук,

мышления,

творческого

воображения,

воспитание

слухового

контроля,

эмоционального

восприятия

музыки,

развитие

техники,

формирование

исполнительской

школы

скрипача, культуры звука.

Все эти задачи воспитываются на разнообразном репертуаре, в который входят

этюды

на

различные

виды

техники,

произведения

малой

и

крупной

формы,

обработки народных песен и танцев, чтение с листа, ансамбли.

Основные принципы подбора репертуара для полноценного развития ученика:

- педагогическая целесообразность

- каждое следующее произведение малой и крупной формы должно быть в

чем-то сложнее предыдущего

- инструктивный материал по трудности – опережать художественный.

Очень большую пользу приносят занятия в подготовительной группе с более

раннего возраста (с 5-6 лет). Целесообразно прибегать к помощи родителей на

начальной стадии обучения ребенка.

Какими бы не были задатки, важно почувствовать потенциальные возможности

учащихся, найти верный темп его развития и продвижения.

Применяя в своей работе дифференцированный подход в обучении, стараюсь

помочь не имеющему ярко выраженных способностей ученику найти своё место в

музыке, дать ему достаточный комплекс профессиональных навыков.

Формированию стойкого интереса к занятиям музыкой способствует игра в

ансамбле. Совершенствуются исполнительские навыки, укрепляется мотивация к

успешному обучению в ДШИ. В своём классе я стараюсь создавать ансамбли малой

формы – дуэты, являюсь руководителем двух ансамблей скрипачей «Светлячок» и

«Пиццикато».

Колоссальное значение в музыкальном росте имеет чтение с листа. Здесь

развиваются такие качества, как концентрация внимания, видение музыкального

произведения

в

целом,

умение

ориентироваться

в

темпе,

динамике

и

характере

произведения.

Одной из главных проблем музыкально-педагогического воспитания является

техническое

развитие

учащихся.

Без

овладения

определенными

техническими

приёмами невозможно добиться художественной выразительности в игре, нельзя

решить задачу формирования исполнительского мастерства.

Сегодня

я

постараюсь

показать

развитие

базовых

компетенций

на

разных

этапах обучения с обучающимися 2, 5, 7 классов.

ПЛАН УРОКА:

А. Работа с обучающейся младших классов Кулаковой Ангелиной,

2 класс

I.

Развитие музыкально-слуховых представлений,

навыков предслышания.

1. Пение интервалов по руке, исполнение их на инструменте от

нота «рe» в возходящем движении.

5 мин.

II.

Воспитание ладового чувства, интонационной устойчивости

1.

Исполнение Т5

3

от разных звуков в низходящем движении.

3 мин.

III. Формирование чувства метро-ритма, устойчивой пульсации.

1.

Техническая разминка упражнения «Пальцы танцуют»,

«Локоть-маятник», «На реке камыши»

5 мин.

IV. Освоение нового штриха (пунктирный) упражнение

«Лягушонок»

2 мин.

V. Воспитывать свободу, плавность, лёгкость движения руки

при смене

позиций.

1.

Упражнение на смену позиций (II, III, IV)

2 мин.

мышечной свободы.

Концертное исполнение:

Н. Стеценко «Колыбельная»

Ж. Металлиди «Танец кукол»

2 мин.

Кощеева Арина, 2 класс

I.

Развитие музыкально-слуховых представлений,

навыков предслышания.

2. Пение интервалов по руке, исполнение их на инструменте от

нота «ля» в низходящем движении.

5 мин.

II.

Формирование чувства метро-ритма, устойчивой пульсации

1.

Техническая разминка упражнения «Цепочка», «Моторчик», «Гамма»

3 мин.

III.

Развитие мелодического слуха, техники, качества

звукоизвлечения

1.

Гамма A-dur 2 октавная

7 мин.

Деташе

4, 8 легато

2 мабле

Сотийе

Т5

3

IV. Первоначальные навыки овладения простейшими переходами

во II, III позиции путем скольжения 1, 2 пальцев.

1.

Упражнение «Пловец»

2 мин.

Концертное исполнение:

Е. Фомин «Ариетта»

Ж. Металлиди «Часики»

Исполнение дуэтом Кулакова Ангелина, 2 класс,

Ю Кощеева Арина, 2 класс

О. Щукина «Полька-солнышко»

3 мин.

Б. Работа с обучающейся старших классов Афанасьева Яна, 5 класс

I.

Формирование пальцевой техники левой руки.

1. Техническая разминка

3 мин.

II.

Формирование штриховой техники смычка в сотийе

Н. Бакланова «Вечное движение».

5 мин.

Трифонова Алёна, 7 класс

I.

Укрепление мышечных групп, развитие двигательного потенциала.

1. Техническая разминка упражнения Г. Шрадика № 1, 2, 3, 4, 5 5мин.

II.

Развитие целого ряда артикуляционных средств,

необходимых для исполнения кантилены

1.

Н. Паганини «Кантабиле»

7 мин.

III.Формирование

комплекса

исполнительских

навыков

на

материале

виртуозной пьесы.

1.

Н. Римский-Корсаков «Полёт шмеля»

5 мин.

Концертное исполнение:

И.С. Бах «Концерт № 2» E-dur I ч. (отрывок)

П. Чайковский «Русский танец» Соло скрипки из балета

«Лебединое озеро»

10 мин.

ХОД УРОКА:

Кулакова Ангелина, 2 класс

I. Цель: развивать музыкально-слуховые представления.

Описание: одна ученица поет по руке интервала от ноты «ре» (от ч1-ч8)

вверх, называя каждый интервал и вслушиваясь в их точное интонирование.

Другая ученица поет по руке интервалы от ноты «ля» (ч1-ч8) вниз. Затем

каждая ученица играет по 3 интервала загадки, которая другая ученица должна

отгадать и наоборот.

Методические

рекомендации: после

освоения

чистых

интервалов,

можно дать понятие больших и малых интервалов. Данную работу необходимо

проводить на протяжении длительного времени.

II. Цель: воспитание ладового чувства, интонационной устойчивости.

Описание: учащиеся приветствуют друг друга на инструменте: одна

ученица обращается с вопросом, исполняя от ноты ля» ч5, другая ученица

отвечает,

исполняя

мажорное

или

минорное

трезвучание

вниз.

Далее

по

секвенции играют от нот си, до, ре, ми.

Методические

рекомендации: отрабатывает

ритмическую

точность

вопроса

и

ответа,

верное

распределение

смычка,

интонационную

устойчивость, постоянство темпа, реакцию.

III. Цель: формирование чувства метроритма, устойчивой пульсации.

Описание: ученица

исполняет

упражнения:

«Пальцы

танцуют»,

«Локоть-маятник», «На реке камыши».

Методические рекомендации: контроль за гибкостью и эластичностью

ногтевых фаланг, четким падением и быстрым отскоком пальцев, рулевых

движений локтей, правильным распределением волоса смычка.

IV.

Цель:

освоение

нового

штриха

(пунктирного).

Упражнение

«Лягушонок».

Описание: Ученица

исполняет

данное

упражнение

со

словами,

добиваясь четкой остановки смычка, выдерживание паузы и последующего

исполнения короткой длительности.

Методические

рекомендации: необходимо

следить

за

качественной

работой локтя и кисти. Далее темп упражнения увеличивается в 2 раза.

V. Цель: воспитывать свободу, плавность, лёгкость движения руки при

смене позиций. Упражнение на смену позиций.

Описание: ученица исполняет упражнение со словами. Переходя из I

позиции во II, III, IV.

Методические

рекомендации: скольжение руки следует осуществлять

плавно и свободно, осуществлять переход с легким глиссандо. Важно следить

за большим пальцем, не допуская зажима шейки и отставания большого пальца

от остальных.

Концертное исполнение:

Н. Стеценко «Колыбельная»

Ж. Металлиди «Танец кукол».

Кощеева Арина, 2 класс

I.

Цель:

формирование

чувства

метро-ритма,

устойчивой

пульсации,

стройного и осмысленного интонирования.

Описание: ученица

исполняет

упражнения:

«Цепочка»,

«Моторчик»,

«Гамма».

Методические

рекомендации: необходимо

следить

за

равномерной

скоростью смычка по струне и плавной, но уверенной сменой направления его

движения.

Пальцы

левой

руки

ставить

на

струны

свободно

и

энергично,

прижимая

полностью

струну

к

грифу,

при

этом

палец

должен

оставаться

свободным. Важно активно снимать пальцы после взятия ноты.

II.

Цель:

развитие

мелодического

слуха,

техники,

каче ства

звукоизвлечения.

Гамма A-dur 2 октавная

Деташе

4,8 легато

2 мартле

Т 5

3

Описание: играем

гамму

перечисленными

штрихами,

трезвучие

с

детальным разбором основных задач в каждой руке.

Методические рекомендации: следить за ровностью и ясностью звука,

динамическими

оттенками,

правильным

распределением

волоса

смычка

соответственно количеству нот на смычок.

Цель: первоначальные навыки овладения простейшими переходами во

II, III позиции путем скольжения 1, 2 пальцев.

Описание: ученица исполняет упражнение на смену позиций «Пловец».

Методические

рекомендации: каждый позиционный переход требует

предварительной

слуховой

подготовки

и

предощущения

движения

руки

в

сторону последующей позиции. Необходимо исполнить требуемый интервал в

I позиции, чтобы у ученика возникло его четкое слуховое представление, а

затем

отработать

само

движение,

сам

переход.

Ученик

должен

ясно

представить и характер движения: пластично мягко-спокойный, пластично-

мягко быстрый.

Концертное исполнение:

Е. Фомин «Ариетта»

Ж. Металлиди «Часики»

Дуэт: Кулакова Ангелина 2 кл., Кощеева Арина 2 кл.

О. Щукина «Полька-солнышко»

Афанасьева Яна, 5 класс

Цель: развитие беглости пальцев левой руки, чётким падением пальцев

на грифы и их отскоком.

Описание: ученица

исполняет

ряд

упражнений

на

различные

виды

двигательной техники левой руки.

Методические

рекомендации: начинаем работу в медленном темпе,

затем увеличиваем количество нот на смычке. Даже если ученик справляется с

техникой в быстром темпе, нужно возвращаться к медленному темпу, тогда

пальцы приобретут уверенность и не потеряют ритмическую чёткость. Н.

Бакланова «Вечное движение».

Цель: формирование техники штриха сотише.

Описание: обучающаяся исполняет отрывок произведения.

Методические

рекомендации: сначала учить произведение широким

штрихом

деташе,

играя

серединой

смычка

в

небыстром

темпе,

чтобы

почувствовать свободное мышечное движение локтевого и кистевого суставов.

Затем ускорять темп, одновременно уменьшая при этом количество смычка.

Чтобы рука не уставала, она должна оставаться совершенно свободной, а её

жесты эмоциональны.

Трифонова Алёна, 7 класс

Цель: укрепление мышечных групп, развитие двигательного потенциала.

Техническая разминка. Упражнение Г. Шрадина № 1, 2, 3, 4, 5.

Описание: ученица

исполняет

ряд

упражнений

на

различные

виды

двигательной техники левой руки.

Методические

рекомендации: активно ставить и снимать пальцы со

струны, уделяя основное внимание активному снятию пальцев, что также

важно при увеличении темпа. Добиваться четкости артикуляции каждой ноты,

особенно

при

исполнении

легато.

Необходимо

также

четко

мысленно

представлять расположение пальцев на грифе. Следить за точностью ритма,

особенно при увеличении темпа.

Цель: развитие целого ряда артикуляционных средств, необходимых для

исполнения кантилены.

О пис а ние : ведется

детальный

разбор

индивидуального

стиля

композитора,

стиля

эпохи,

жанра,

фактуры

изложения,

способствующих

раскрытию

характера,

образности

произведения.

После

чего

ученица

исполняет пьесу целиком. Н. Паганини «Кантабиле».

Методические

рекомендации: необходимо

добиваться

виртуозного

владения вибрации, воплощающее мелодию широкого дыхания, динамическое

и

тембральное

развитие,

умение

играть

мягко

и

напевно

для

создания

лирического и романтического образа. Н. Римский-Корсаков «Полет шмеля».

Цель: формирование комплекса исполнительских навыков на материале

виртуозной пьесы.

Описание: ученица исполняет пьесу целиком, контролируя интонацию,

качество

штриха,

координацию

рук,

мышечные

ощущения,

динамическое

разнообразие.

Методические

рекомендации: игровые движения должны полностью

соответствовать

музыкальным

представлениям,

быть

органично

с

ними

скоординированы.Необходимо предслышать исполняемую музыку и мыслить

вперед, предощущать будущие необходимые движения, опережая игру пальцев,

не прерывая при этом исполнения.

Концертное исполнение:

И.С. Бах «Концерт» E dur I ч. (отрывок)

П. Чайковский «Русский танец»

Соло скрипки из балета «Лебединое озеро»

Психолого педагогическая характеристика на ученика 2 класса

Кощееву Арину.

Обладая

хорошими

музыкальными

данными,

в

процессе

обучения

хорошо развиваются: музыкальный слух, ритм, пульсация, память, мышление,

воображение,

эмоциональность,

координация

рук.

Освоены

2-х

октавные

гаммы,

штрихи:

деташе,

легато

(2,

4,

8),

мартле,

спиккато,

сотийе,

все

интервалы от r

1

до r

8

вверх и вниз, хорошо определяет их на слух и исполняет

на инструменте. У девочки медленная реакция, отвечая на вопросы, достаточно

долго думает, но отвечает всегда правильно.

Освоила размер ¾, сложную фразировку, начата работа по освоению

смен

позиций,

вибрации,

в

репертуаре

присутствуют

пьесы

повышенной

сложности.

Состояние

игрового

аппарата

хорошее,

руки

мягкие,

но

присутствует

скованность

и

зажатость

больших

пальцев,

недостаточно

хорошее ощущение веса руки на смычке. По характеру медлительна, вяла,

безинициативна.

Со

стороны

родителей

присутствует

контроль

и

заинтересованность.

Цель дальнейшей работы: развивать реакцию и инициативу, исправлять

недостатки игрового аппарата, работать над вибрацией, техникой, осваивать

новые исполнительские приёмы.

Психолого педагогическая характеристика на ученика 2 класса

Кулакову Ангелину.

Обладая

хорошими

музыкальными

данными,

в

процессе

обучения

довольно

успешно

развиваются:

музыкальный

слух,

слуховой

контроль,

мышление,

воображение,

ритм,

память,

эмоциональность.

Освоены

2-х

октавные гаммы, штрихи, деташе, легато (2, 4, 8), мартле, спикатто, сотийе, все

интервалы от r1 до r8 вверх и вниз, хорошо определяет их на слух и играет на

инструменте.

Девочка живо реагирует на настроение пьес, грамотно строит фразы,

пытается играть осмысленно и выразительно. Состояние игрового аппарата

довольно хорошее, правда часто инструмент поворачивает вперед, в левой руке

сковано запястье, сжимает пальцы, в правой руке не всегда опущены пальцы на

трости

смычка,

не

всегда

точно

распределяет

смычок.

При

постоянном

контроле за состоянием игрового аппарата, удается исправлять все недостатки

постановке. По характеру жива, активна, общительна. Со стороны мамы и

бабушки присутствует регулярный контроль и заинтересованность.

Цель дальнейшей работы: исправление недостатков игрового аппарата,

знакомство со сменами позиций, изучение более сложного ритма, развитие в

техническом и эмоциональном плане.

Психолого педагогическая характеристика на ученика 5 класса

Афанасьеву Яну.

Обладая

средними

музыкальными

данными,

в

процессе

обучения

довольно развиваются: музыкальный слух, слуховой контроль, ритм, память,

пространственное

мышление,

эмоциональность.

Продолжилась

работы

по

освоению новых игровых приемов, штрихов (спиккато, сотийе). У Яны очень

жесткие,

негибкие

суставы,

не

очень

хорошая

приспосабливаемость

к

инструменту,

а

также

физиологические

недостатки,

что

отрицательно

сказывается на качестве игровых движений.

Состояние

игрового

аппарата

по-прежнему

требует

постоянного

контроля и исправления, так как любой новый прием вызывает разлад в руках.

В правой руке широко расставлены пальцы на смычке, в левой руке разрывает

«кольцо»,

нет

группового

положения

пальцев

над

грифом.

По

характеру

обидчива и ранима, контроль со стороны родителей присутствует.

Цель дальнейшей работы: исправление недостатков игрового аппарата,

дальнейшее

развитие

музыкальных

способностей,

качественное

улучшение

смен позиций, освоение высоких позиций, двойных нот, аккордовой техники.

Психолого педагогическая характеристика на ученика 7 класса

Трифонову Алёну.

Обладая

хорошими

музыкальными

данными,

в

процессе

обучения

довольно

интенсивно

развиваются:

музыкальный

слух

(не

только

звуковысотный,

но

и

тембровый,

динамический,

гармонический),

ритм,

память,

слуховой

контроль,

мышление,

воображение,

эмоциональность,

самоконтроль мышечных ощущений и игровых движений, качество штрихов,

переходов. Освоены высокие позиции в репертуаре появились произведения

повышенной

сложности.

Вырос

уровень

художественного

и

технического

развития.

Состояние

игрового

аппарата

хорошее,

но

периодически

возникает

скованность правого плечевого сустава. Большой палец левой руки скован и

расположен

далеко

от

указательного.

Излишняя

боязнь,

психологическая

скованность

отрицательно

сказывается

на

физическом

состоянии

рук.

По

характеру

очень

трудолюбива,

ответственна,

прилежна.

Домашние

занятия

регулярны и продуктивны. Большая помощь и заинтересованность со стороны

родителей. Активно принимает участие в концертах, конкурсах, сольно, в

составе ансамбля скрипачей «Пиццикато», эстрадном духовом оркестре «Тон-

Джаз».

Цель

дальнейшей

работы:

исправлять

недостатки

игрового

аппарата,

развивать

моторный

профиль,

воспитывать

внутренний

слух

и

исполнительскую

волю,

сценическую

выдержку

и

эмоциональное

раскрепощение в концертном выступлении.

Используемая методическая литература:

1.

Сказка о творчестве Н. А. Римского-Корсакова

Москва, «Музыка», 1987;

2.

Н. Калинина «Классическая музыка Баха в фортепианном классе»

Ленинград, «Музыка», 1988;

3.

А. Милка, Г. Шабалина «Знаменитая Бахиана»

Санкт-Петербург, «Северный олень», 1997;

4.

Б. Яварский «Сюиты Баха для клавира»

В. Носина «О символике «Французских сюит» И.С. Баха»

Классика-XXI, Москва, 2002;

5.

З. Осовицкая, А. Казаринова «В мире музыки»

Москва, «Музыка», 1996;

6.

А. Соловцов «Римский-Корсаков»

Государственное музыкальное издательство «Москва», 1960;

7.

Г.Г. Нейгауз и его школа фортепианного мастерства

Офорт, Самара, 2008;

8.

И.В. Способин «Музыкальная форма»

Издательство «Музыка», Москва, 1980.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!