"Реализация здоровьнсберегающих технологий на уроке музыки"
Автор: Бронская Галина Николаевна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МБОУ гимназия № 4 Населённый пункт: поселок Псебай, Мостовский район Наименование материала: Статья Тема: "Реализация здоровьнсберегающих технологий на уроке музыки" Раздел: среднее образование
Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки.
Из опыта работы.
Одним из приоритетных направлений работы
является реализация задач ,
направленных
на
сохранение
и
укрепление
здоровья
учащихся,
привитие
навыков
здорового
образа
жизни.
Данная
программа
реализуется
в
нескольких
направлениях,
ведущим из которых является реализация здоровьесберегающего потенциала каждого
урока.
По-моему мнению, уроки музыки – это важнейшее средство сохранения и укрепления
положительного психо-эмоционального состояния ребенка.
Я убеждена: задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения
ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим
особенностям, способствующие формированию позитивного мышления.
К сожалению, в различных программах преподавания музыки в общеобразовательных
школах мало внимания уделяется
сохранению здоровья детей. Именно поэтому моя
профессиональная
музыкально-педагогическая
деятельность
ориентирована
на
реализации здоровьесберегающих технологий на уроках музыки.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы и практический опыт отечественных и
зарубежных
ученых
и
педагогов-практиков
по
проблемам
оздоровления
ребенка
с
помощью арт – терапевтических методик.
2. Реализовать основные направления арт – терапии в преподавательской
деятельности.
В практике преподавания музыки в школе арт – терапевтические методы и
технологии
пока
применяются
крайне
редко.
Вместе
с
тем,
широко
используемые
психотерапевтами,
арт
–
терапевтические
методики
уже
адаптированы
в
отдельных
педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми. Конечно, на
уроках
музыки
могут
быть
использованы
только
научно
обоснованные
и
экспериментально проверенные элементы арт – терапии в форме различных упражнений,
целенаправленно отобранного
музыкального материала для слушания и исполнения, а
также
музыкально-творческих заданий, способствующих самопознанию, самооценке,
саморазвитию и самокоррекции личности.
1. Музыкальная терапия.
Музыкальная терапия может использоваться в процессе как слушания музыки, так
и музицирования. И, прежде всего, основана на способности музыки регулировать и
развивать эмоциональную сферу личности.
Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных
фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются
стимулятором
обменных
процессов
в
организме
на
уровне
клетки.
Эти
вибрации
способны
изменять
различные
функции
организма
(дыхательную,
двигательную,
сердечно-сосудистую).
Благодаря
ассоциативным
связям,
возникающим
в
процессе
восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка.
Составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапии.
Основой вокалотерапии являются принципы классического пения.
На начальном этапе обучения я провожу голосовую диагностику, определяю
следующие параметры голоса ребенка:
- тембр голоса,
- громкость голоса,
- высота звучания,
- наличие дополнительных призвуков (хрипота),
- ровность звучания,
- длина дыхательной фразы,
- длительность звучания до наступления призвуков.
Главными средствами вокалотерапии выступают специально разработанные вокальные
упражнения,
целью
которых
является
повышение
адаптационных
и
резервных
возможностей человеческого организма. Например:
«Мелодизация собственных имен или нейтральных фраз» - Прошу ребенка пропеть
свое имя или какую-либо фразу (то, что он сейчас делает).
Усложнение. Прошу спеть
свое имя или фразу с определенной интонацией – гнева и решительности, печали и
уныния, веселья и радости, спокойствия и т. д.
«Мелодизация
призывов»
- Спеть
эмоционально
окрашенные
призывы
с
разной
интонацией. («Вперед, друзья!», «Ах, как мне грустно…», «Какая удача, какая радость…»
и т. д.). Дети поют на удобной для них ноте и высоте.
Вокалотерапия
1. Приветствие организма.
- Массаж пальчиков .
Я хочу сказать тебе «здравствуй».
Ты хочешь сказать мне «здравствуй»?
Мы говорим друг другу «здравствуй»!
Если тебе станет плохо, я приду к тебе на помощь.
- Массаж ушей – (Проговаривается «спасибо » каждой частичке организма за
прекрасную работу).
- Массаж глаз.
- Массаж носа.
- Массаж лица:
- разминающий . (Здесь надо обратить внимание на то, чтобы пальцы не
терли кожу лица, а сдвигали всю мягкую ткань относительно лицевых костей).
- поколачивающий.(Удары должны быть достаточно сильными, чтобы
лицо «загорелось»).
Владение данными методами
позволяет мне связывать разыгрывание детьми сюжетов
песен или музыкальных сказок с «проживанием» ими определенных жизненных ситуаций.
Дает возможность ребенку для осмысления таких ситуаций, позволяет ему
как
бы
взглянуть со стороны на
свои поступки и отношения с людьми и, в конечном счете,
преодолевать реальные проблемы своего поведения и общения.