Автор: Ярополова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Росток г.о. Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Опыт взаимодействия с социальными партнерами в целях реализации программы духовно-нравственного и гражданского воспитания дошкольников и младших школьников
Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие с социальными партнерами в целях реализации
программы духовно-нравственного и гражданского воспитания
дошкольников и младших школьников
Ярополова Ольга Алексеевна
МБОУ Росток г.о.Самара
В
современной
образовательной
системе
центром
является
человек,
воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий
подъем
национального
самопознания,
стремление
к
этнической
и
этнокультурной
самоидентификации
обуславливают
огромный
интерес
народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов
ближайшего и отдаленного окружения.
Образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны,
обучающийся
осознал
свои
корни
и
тем
самым
мог
определить
место,
которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим
культурам.
Формирование культуры межнационального общения — длительный и
многогранный
процесс,
который
связан
с
формирования
культуры
межличностных отношений. На бытовом уровне дети постоянно впитывают,
осваивают традиции и обычаи своих соседей, в школе изучают историю
других
народов,
постигают
общность
нашего
социально-исторического
развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения
в
совместной
деятельности,
в
повседневных
контактах.
Это
помогает
преодолеть
национальное
самовозвеличивание,
чувство
национальной
исключительности.
Задача педагогов — сформировать у воспитанников уважение к чести и
достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их в том, что нет
народа лучше или хуже другого. Главное — в самом человеке: каков он, а не
к какой национальности принадлежит. Достоинства людей — их личные, а не
национальные черты, недостатки человека принадлежат к данному человеку,
а не народу.
Наше
образовательное
учреждение
уникально
по
своей
сути.
Дети
поступают
к
нам
в
возрасте
1,5
–
2
лет
и
выпускаются
по
окончании
начальной школы.
А все мы прекрасно знаем, что основы нравственности, патриотизма,
гражданственности и других немаловажных качеств закладываются именно в
этот возрастной период.
Поэтому первыми и самыми главными,
на мой взгляд, социальными
партнерами
являются
родители
наших
воспитанников
и
обучающихся.
Именно они доверяют нам самое ценное, что у них есть – своих детей. С
родителями мы устраиваем совместные праздники и развлечения. Например
спортивные - «Папа, мама, я – спортивная семья», «Олимпийские надежды»,
«Веселые старты»; мероприятия патриотической направленности, такие как -
«Герои в моей семье», «Ветеран живет рядом», «Лес победы» и др.
Для этого ежегодно мы определяем цель и задачи совместной работы,
составляем
план.
Иногда,
в
силу
разных
сложившихся
обстоятельств,
приходится вносить коррективы по ходу работы. Например, два года назад к
нам в детский сад одновременно поступили двое детей в возрасте 4 лет,
которые говорили только на французском языке и соответственно являлись
гражданами Франции. Возникла необходимость познакомить детей группы с
французской
культурой,
насколько
это
возможно.
Мы
собрали
совет
родителей и составили план действий. В первую очередь мы изменили тему
предстоящей недели и назвали ее «Мы все такие разные».
Каждая семья этой группы получила свое задание и все включились в
процесс. За эту неделю не только наши малыши узнали много интересного о
Франции, но и педагоги. Конечно, языковой барьер между педагогами и
французскими детьми существовал, но вот дети очень удивили – они опекали
«новеньких» с такой любовью и вниманием, что те влились в коллектив
быстро и безболезненно.
В первую очередь это была заслуга наших партнеров – родителей, именно
они помогли нам в этом процессе. А сегодня эти дети уже умеют хорошо
разговаривать на русском языке, вместе с родителями участвуют в различных
мероприятиях.
Одно из таких мероприятий – это музыкальная театральная постановка
«Волга-красавица».
Эту
сказку
мы
придумали
и
поставили
в
рамках
совместного
долгосрочного
проекта
ко
Дню
народного
Единства
с
родителями
воспитанников,
районной
детской
библиотекой
и
самарской
филармонией.
Сказочная постановка рассказывает детям о том, почему Самара такая
многонациональная. Перед рождением спектакля мы внимательно изучили
легенды
и
сказы
Жигулей,
историю
Самары
и
Самарского
края.
Так
и
родилась сказка о красавице Царевне-Волге, к которой сватались женихи из
разных стран, разных национальностей, непохожих друг на друга.
По сценарию Царевна-Волга не прогнала ни одного жениха, приглашая
каждого
жить
в
ее
Царстве-Государстве.
И
каждый
оставался
жить
на
широких волжских берегах, но свое сердце она отдала молодцу Соколу из
Жигулей.
С тех пор на берегу прекрасной реки, недалеко от Сокольих гор, в родном
городе и поселилось много разных народов, разных национальностей.
Текст
к
спектаклю
помогли
сочинить
сотрудники
районной
детской
библиотеки,
музыку
частично
написал
музыкант-балалаечник
самарской
филармонии, а костюмы пошили родители.
Например,
костюм
татарского
Хана
пошит
мамой
Руслана.
Это
еще
больше заставляет ребенка гордиться своей ролью. Восточные косички –
тоже работа родителей.
Также родители выступают с творческими предложениями, готовностью
принять участие в ролевой игре.
В
совместной
театральной
деятельности
детей
и
взрослых
огромное
влияние
на
эмоциональный
мир
дошкольника
имеет
организация
деятельности, где объектом переживания становится успех общего дела.
Таким
образом,
спектакль
«Волга-красавица»
помог
детям
глубже
проникнуться
к
национальным
ценностям,
любви
к
своему
народу,
укрепиться
в
сознании
самоидентичности
и
желании
оберегать
малую
Родину. Эта работа продолжается и в начальной школе.
На протяжении многих лет мы сотрудничаем с военно-историческим
клубом «Пересвет», самарской региональной общественной организацией
«Детско-юношеский клуб «Русская слобода» и военно-историческим клубом
«Пардусъ» (Барс). Руководители этих клубов родители наших воспитанников
и учащихся.
Совместно
мы
устраиваем
для
детей
реконструкции
исторических
и
военных событий, участвуем в конкурсах, проводим экскурсии и стараемся
привить нашим детям любовь к родному краю, природе, малой родине и
людям, которые населяют нашу страну. Ярким примером стало участие в
областном конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос», где мы
представляли русский костюм 16 века.
Несмотря на то, что костюм русский, в ролике с удовольствием снялись
ребята разных национальностей, например Даша и ее папа, президент клуба
«Пардусъ» - чуваши, Петр – мордвин, Самир – башкир, Руслан – татарин, а
Альберт – немец и только Михаил и Дмитрий – русские. Снимали все это на
территории
«Русской
слободы»,
которая
находится
от
нас
в
шаговой
доступности, а доспехи предоставил клуб «Пересвет». Вот такое получилось
народное братство.
В
заключение
мне
хотелось
бы
обратиться
к
словам
Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Людям, занимающимся
образованием, всегда следует помнить о том, что само слово «образование»
восходит к понятию «образ Божий», который по учению Церкви, необходимо
восстановить в человеке. Величие народа в том, что носит в сердце он
своём».