Напоминание

Опыт взаимодействия с социальными партнерами в целях реализации программы духовно-нравственного и гражданского воспитания дошкольников и младших школьников


Автор: Ярополова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Росток г.о. Самара
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Опыт взаимодействия с социальными партнерами в целях реализации программы духовно-нравственного и гражданского воспитания дошкольников и младших школьников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Взаимодействие с социальными партнерами в целях реализации

программы духовно-нравственного и гражданского воспитания

дошкольников и младших школьников

Ярополова Ольга Алексеевна

МБОУ Росток г.о.Самара

В

современной

образовательной

системе

центром

является

человек,

воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий

подъем

национального

самопознания,

стремление

к

этнической

и

этнокультурной

самоидентификации

обуславливают

огромный

интерес

народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов

ближайшего и отдаленного окружения.

Образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны,

обучающийся

осознал

свои

корни

и

тем

самым

мог

определить

место,

которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим

культурам.

Формирование культуры межнационального общения — длительный и

многогранный

процесс,

который

связан

с

формирования

культуры

межличностных отношений. На бытовом уровне дети постоянно впитывают,

осваивают традиции и обычаи своих соседей, в школе изучают историю

других

народов,

постигают

общность

нашего

социально-исторического

развития. И дети, и взрослые накапливают опыт межнационального общения

в

совместной

деятельности,

в

повседневных

контактах.

Это

помогает

преодолеть

национальное

самовозвеличивание,

чувство

национальной

исключительности.

Задача педагогов — сформировать у воспитанников уважение к чести и

достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их в том, что нет

народа лучше или хуже другого. Главное — в самом человеке: каков он, а не

к какой национальности принадлежит. Достоинства людей — их личные, а не

национальные черты, недостатки человека принадлежат к данному человеку,

а не народу.

Наше

образовательное

учреждение

уникально

по

своей

сути.

Дети

поступают

к

нам

в

возрасте

1,5

2

лет

и

выпускаются

по

окончании

начальной школы.

А все мы прекрасно знаем, что основы нравственности, патриотизма,

гражданственности и других немаловажных качеств закладываются именно в

этот возрастной период.

Поэтому первыми и самыми главными,

на мой взгляд, социальными

партнерами

являются

родители

наших

воспитанников

и

обучающихся.

Именно они доверяют нам самое ценное, что у них есть – своих детей. С

родителями мы устраиваем совместные праздники и развлечения. Например

спортивные - «Папа, мама, я – спортивная семья», «Олимпийские надежды»,

«Веселые старты»; мероприятия патриотической направленности, такие как -

«Герои в моей семье», «Ветеран живет рядом», «Лес победы» и др.

Для этого ежегодно мы определяем цель и задачи совместной работы,

составляем

план.

Иногда,

в

силу

разных

сложившихся

обстоятельств,

приходится вносить коррективы по ходу работы. Например, два года назад к

нам в детский сад одновременно поступили двое детей в возрасте 4 лет,

которые говорили только на французском языке и соответственно являлись

гражданами Франции. Возникла необходимость познакомить детей группы с

французской

культурой,

насколько

это

возможно.

Мы

собрали

совет

родителей и составили план действий. В первую очередь мы изменили тему

предстоящей недели и назвали ее «Мы все такие разные».

Каждая семья этой группы получила свое задание и все включились в

процесс. За эту неделю не только наши малыши узнали много интересного о

Франции, но и педагоги. Конечно, языковой барьер между педагогами и

французскими детьми существовал, но вот дети очень удивили – они опекали

«новеньких» с такой любовью и вниманием, что те влились в коллектив

быстро и безболезненно.

В первую очередь это была заслуга наших партнеров – родителей, именно

они помогли нам в этом процессе. А сегодня эти дети уже умеют хорошо

разговаривать на русском языке, вместе с родителями участвуют в различных

мероприятиях.

Одно из таких мероприятий – это музыкальная театральная постановка

«Волга-красавица».

Эту

сказку

мы

придумали

и

поставили

в

рамках

совместного

долгосрочного

проекта

ко

Дню

народного

Единства

с

родителями

воспитанников,

районной

детской

библиотекой

и

самарской

филармонией.

Сказочная постановка рассказывает детям о том, почему Самара такая

многонациональная. Перед рождением спектакля мы внимательно изучили

легенды

и

сказы

Жигулей,

историю

Самары

и

Самарского

края.

Так

и

родилась сказка о красавице Царевне-Волге, к которой сватались женихи из

разных стран, разных национальностей, непохожих друг на друга.

По сценарию Царевна-Волга не прогнала ни одного жениха, приглашая

каждого

жить

в

ее

Царстве-Государстве.

И

каждый

оставался

жить

на

широких волжских берегах, но свое сердце она отдала молодцу Соколу из

Жигулей.

С тех пор на берегу прекрасной реки, недалеко от Сокольих гор, в родном

городе и поселилось много разных народов, разных национальностей.

Текст

к

спектаклю

помогли

сочинить

сотрудники

районной

детской

библиотеки,

музыку

частично

написал

музыкант-балалаечник

самарской

филармонии, а костюмы пошили родители.

Например,

костюм

татарского

Хана

пошит

мамой

Руслана.

Это

еще

больше заставляет ребенка гордиться своей ролью. Восточные косички –

тоже работа родителей.

Также родители выступают с творческими предложениями, готовностью

принять участие в ролевой игре.

В

совместной

театральной

деятельности

детей

и

взрослых

огромное

влияние

на

эмоциональный

мир

дошкольника

имеет

организация

деятельности, где объектом переживания становится успех общего дела.

Таким

образом,

спектакль

«Волга-красавица»

помог

детям

глубже

проникнуться

к

национальным

ценностям,

любви

к

своему

народу,

укрепиться

в

сознании

самоидентичности

и

желании

оберегать

малую

Родину. Эта работа продолжается и в начальной школе.

На протяжении многих лет мы сотрудничаем с военно-историческим

клубом «Пересвет», самарской региональной общественной организацией

«Детско-юношеский клуб «Русская слобода» и военно-историческим клубом

«Пардусъ» (Барс). Руководители этих клубов родители наших воспитанников

и учащихся.

Совместно

мы

устраиваем

для

детей

реконструкции

исторических

и

военных событий, участвуем в конкурсах, проводим экскурсии и стараемся

привить нашим детям любовь к родному краю, природе, малой родине и

людям, которые населяют нашу страну. Ярким примером стало участие в

областном конкурсе «Моя малая родина: природа, культура, этнос», где мы

представляли русский костюм 16 века.

Несмотря на то, что костюм русский, в ролике с удовольствием снялись

ребята разных национальностей, например Даша и ее папа, президент клуба

«Пардусъ» - чуваши, Петр – мордвин, Самир – башкир, Руслан – татарин, а

Альберт – немец и только Михаил и Дмитрий – русские. Снимали все это на

территории

«Русской

слободы»,

которая

находится

от

нас

в

шаговой

доступности, а доспехи предоставил клуб «Пересвет». Вот такое получилось

народное братство.

В

заключение

мне

хотелось

бы

обратиться

к

словам

Святейшего

Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «Людям, занимающимся

образованием, всегда следует помнить о том, что само слово «образование»

восходит к понятию «образ Божий», который по учению Церкви, необходимо

восстановить в человеке. Величие народа в том, что носит в сердце он

своём».



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!