Автор: Заманова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления №183 "Незабудка"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: проект
Тема: "Опасности, подстерегающие зимой"
Раздел: дошкольное образование
Проект в подготовительной группе на тему:
«Опасности, подстерегающие нас зимой».
Вид проекта: Исследовательски-информационный, краткосрочный.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта
Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям, но и омрачает
радость детей и родителей очень распространенными травмами,
простудными заболеваниями. Обеспечение безопасности жизни детей - одна
из основных задач для родителей и воспитателей. При этом важно не просто
оградить дошкольника от опасностей, а научить его, подготовить к
возможной встрече с ними.
Формирование понятия взаимосвязи и взаимодействия всех природных
объектов происходит через знакомство дошкольников со значением природы
в жизни людей. Необходимо формировать целостное представление картины
мира, о человеке, как части природы, рассказывать, что к природным
опасностям относятся стихийные явления, которые представляют
непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.
Заинтересовать детей, уточнить и систематизировать знания о правилах
безопасности в природе важно начать с выявления уровня знаний и
интересов, степени сформированности практических умений и навыков при
помощи: беседы, различных видов игровой деятельности: сюжетно-ролевых,
дидактических, настольно-печатных, подвижных и игр-драматизаций;
разбора проблемных ситуаций.
Воспитание культуры безопасного поведения предполагает овладение
детьми навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях,
предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций,
формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся
условиях.
С наступлением зимы потенциальных опасностей на улице становится
больше, следовательно, актуальна проблема формирования у детей навыков
безопасного поведения в зимнее время года.
Мы, взрослые, должны не просто оградить ребенка от опасностей, которые
встречаются в зимнее время года, а подготовить к возможной встрече с ними,
привить им навыки безопасного поведения. Создавая условия для воспитания
культуры безопасного поведения у дошкольников в зимнее время года,
необходимо содействовать овладению каждым ребенком навыками
безопасного поведения на зимних прогулках в процессе игровой,
двигательной, коммуникативной и других видов деятельности.
Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения детей основам
безопасности жизнедеятельности. Естественная любознательность ребенка в
познании окружающего мира может стать небезопасной для него.
Цель проекта: формировать у детей культуру безопасного поведения на
улице в зимний период времени.
Задачи проекта:
-Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил
безопасного поведения зимой на улице.
-Приобщать детей к правилам безопасного поведения во время зимних игр.
-Развивать способности у детей к предвидению возможной опасности.
-Развивать умение детей обращаться за помощью к взрослым.
-Развивать интерес детей к собственной безопасности.
-Привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных
-представлений о безопасности в зимнее время года.
Ресурсное обеспечение проекта:
картотека дидактических и подвижных игр;
конспекты занятий, бесед;
настольно-печатные игры, раскраски;
иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций;
подборка познавательной и художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
-Дети будут знать основные правила безопасного поведения на прогулке в
зимнее время, соблюдать эти правила;
-Дети научатся обращаться за помощью к взрослым в случае опасности;
-Дети будут проявлять интерес к собственной безопасности и безопасности
окружающих;
-Родители будут соблюдать с детьми правила безопасного поведения на
прогулке в зимнее время года.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный (с 9.01.2018 – 11.01.2018)
II. Основной (с 12.01.2018 – 23.01.2018)
III. Заключительный (с 23.01.2018 – 25.01.2018)
Поиск, изучение и обработка информации (подготовительный этап).
- Создание проблемы, постановка цели и задач;
- работа с методической литературой по данной проблеме;
- предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;
- подбор методической, познавательной и художественной литературы;
- подбор наглядного иллюстрированного материала;
- подбор дидактических, подвижных игр;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Работа над проектом (основной этап)
- работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные
виды детской деятельности;
- работа с родителями;
Заключительный этап
Изготовление предупреждающих знаков и установка их на опасных местах.
Реализация проекта через различные виды детской деятельности.
Игровая деятельность:
-Дидактическая игра «Чем опасно? Расскажи правило»;
-Дидактическая игра «Кто поступает неправильно?»
-Дидактическая игра «Можно-нельзя»;
-Дидактическая игра «Как избежать неприятностей»;
-Дидактическая игра «Опасности зимы»
-Дидактическая игра «Основы безопасности на прогулке»;
-Дидактическая игра «Азбука здоровья»;
-Дидактическая игра «На прогулке»;
-Игры с мячом «Хорошо-плохо»;
Познавательно-речевая деятельность:
-Беседа «Правила поведения на горке»;
-Беседа «Не ходи по льду водоемов»;
-Беседа «Обходи стороной скользкие места»;
-Беседа «Нельзя на морозе лизать металл»;
-Беседа «Осторожно, сосульки!»;
-Беседа «Не ешь снег и сосульки»;
-Беседа «Зимой одевайся теплее»;
-Беседа «Правила поведения на прогулке в детском саду»;
-Рассматривание иллюстраций: «Осторожно: сосульки, гололед!»,
«Безопасность на льду», «Осторожно: санки, лыжи и коньки»;
Заучивание стихотворения В.Берестова «Гололедица»;
Чтение стихотворения Н.Павловской «На земле снежок лежит», В.Орлова
«Все злее, злее, злее», Г.Косовой «Опасно кататься на замерзших лужах»,
П.Золотова «Ворона», И. Сурикова «Детство» и др. Чтение рассказа Н.Носова
«На горке»;
Целевые прогулки «Опасные места на участке», «Игры с соблюдением
правил», «Опасные места на улице»;
Продуктивная деятельность:
Рисование на тему: «Грязный снег»;
Раскрашивание раскрасок на тему «Безопасность зимой»;
Физическое развитие:
Катание с горки на санках-«ледянках»;
Игра в снежки;
Подвижные игры «С кочки на кочку»; «По снежному мостику»;
Физкультминутки «А сегодня у зимы – новоселье»; «Мы погреемся
немножко»; «На дворе мороз и ветер»;
Работа с родителями:
Анкетирование «Безопасность на прогулке в зимнее время года».
Консультации: «Зимние забавы и безопасность», «Как кататься на санках»;
Памятка «Правила безопасной зимней прогулки»;
Итоги проекта:
Работа в проекте позволила донести до каждого ребенка необходимость
неукоснительного выполнения правил, как залога его здоровья и
безопасности, способствовала закреплению детьми элементарными знаниями
о правилах безопасного поведения в зимнее время года, формированию
навыков сознательного отношения к соблюдению этих правил, развитию
способностей к предвидению возможной опасности зимой на улице.
Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы,
показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка
в решении задач безопасности.
Реализация проекта позволила моим ребятам дошкольного возраста овладеть
элементарными знаниями о правилах безопасного поведения в зимнее время
года; дети стали сознательно относиться к соблюдению этих правил,
проявляют интерес к собственной безопасности.
Конечным продуктом моего проекта стало изготовление предупреждающих
знаков и установка их на опасных местах.
Конспект НОД с детьми старшей группы
«Если ты один дома»
Цель: Формирование у детей представлений об опасных предметах для
человека, правилах пользования ими. Развитие интереса к предметам
домашнего быта. Расширение знаний безопасного поведения детей дома.
Закрепление знаний о безопасности, правилах поведения в быту, умение
правильно вести себя.
Задачи
Образовательные:
1. Расширить и закреплять у детей знания об электричестве и
электроприборах, об их значении для людей, о правилах их использования.
2. Обучать детей основам личной безопасности.
3. Закреплять представления детей об опасных для жизни и здоровья
ситуациях, которые встречаются в быту.
4. Учить детей отвечать полными предложениями.
5. Учить пользоваться номерами: 01,02,03,112.
6. Обобщать знания детей о пользе и опасности электричества и
электроприборов.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать навыки безопасного поведения в быту.
2. Активизировать речь и мыслительную деятельность детей. Способствовать
умению четко и грамотно формулировать свою мысль.
3. Развивать зрительное и слуховое внимание, словесно-логическое
мышление, память, творческое воображение.
4. Развивать социальные и коммуникативные навыки детей в совместной
деятельности.
5. Развитие самостоятельности в принятии правильных решений и
ответственности за свое поведение.
Воспитательные:
8. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам через умения
слушать товарища и принимать мнение другого.
9. Воспитывать элементарные навыки безопасного поведения в быту при
обращении с электричеством, электроприборами, строительными
инструментами, аптечкой.
10. Воспитывать ответственность за себя и других.
Интеграция образовательных областей: «ПР», «ФЦКМ», «РР», «ФР»,«ХЭР».
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, социально-
коммуникативная, познавательно-исследовательская, проблемная ситуация.
Ожидаемый результат: повышение интереса к окружающим предметам в
быту и использовании полученных знаний в повседневной жизни.
Предварительная работа: беседы по безопасности в быту, дет.саду, на
природе, улице;рассматривание иллюстраций с опасными ситуациями в быту,
отгадывание загадок об опасных предметах быта. Д/И «Азбука
безопасности»; чтение русских народных сказок «Три поросенка»,
«Колобок»; составление и оформление презентаций.
Оборудование:
- кухонный стол; стулья; нож; спички; газ.плита; чайник; чашки; кнопки;
савок; веник; молоток, гвозди, пила; аптечка; пылесос; утюг; компьютер;
проектор; игра- презентация «4-й лишний»; презентация «Правила поведения
при пожаре»; заготовки кругов диаметром 12см по количеству детей; цветные
карандаши; магнитная доска; магниты.
Методы обучения и воспитания: художественное слово (стихи и загадки),
демонстрационный материал, использование элементов технологии ТРИЗ
(приемы: «хорошо - плохо», моделирование), экспериментирование.
Условия проведения: просторная комната, в котором можно свободно
передвигаться; стульчики по количеству детей; стол, на котором расположена
выставка; мольберт с перевернутыми моделями безопасного обращения с
электроприборами.
Методы и приёмы, используемые в НОД:
Словесный. Наглядный. Практический
Ход образовательной деятельности:
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Если в дверь звонок раздался
Сразу вы откроете дверь?
Или спросите: « Кто стучится?» (Ответы детей.)
Незнакомцу ты не верь!
Когда ты дома один – не открывай никому дверь, даже если человек, который
за ней стоит, говорит, что его прислали твои родители.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь! Звони 02, 002
Педагог: Ребята, можно пройти на кухню, попить воды, что-то в горле
запершило? Сколько разных интересных предметов и приборов у вас в доме.
Наверно, они необходимы, но и таят в себе опасность? Ребята, попробуйте
определить, какой опасный предмет я загадала?
Педагог: Что может случиться при неаккуратном обращении с ножом?
Дети: Можно порезать палец, наткнуться, пораниться самому или поранить
кого-нибудь.
Педагог: Будьте внимательны и аккуратны, обращаясь с ножом и только в
присутствии взрослых, если вам разрешат им пользоваться.
Педагог: Для чего нужны спички?
Дети: Спички нужны, чтобы зажечь свечу, развести огонь.
Педагог: Не играйте со спичками – это опасно.
Педагог: Для чего нужен газ?
Дети: Готовить еду, кипятить воду.
Педагог: Я пузатый и пыхтящий,
Я красивый и блестящий,
Если только захочу
Кипяточку вскипячу.
Педагог: Ой, ребята, что это на полу? Похоже на кнопки.
Если кнопки из коробки разлетелись – собери.
Эти острые предметы не бросай ты на полу!
Сам наступишь незаметно – с раной повезут к врачу.
Чем мы можем собрать кнопки с пола?
Дети: Подмести веником, пылесосом.
Педагог: А еще можно аккуратно их собрать в руку и в присутствии
взрослого убрать на место. У вас есть такое место?
Дети: Да, в коридоре. Там где строительные инструменты.
Педагог: Сколько здесь инструментов. Отгадайте что это
Педагог: Ребята, А когда и зачем может понадобиться молоток?
Дети: Нужно забить гвоздь, чтобы повесить картину, отремонтировать стол
или стул, и т.д.)
Педагог: У вас и гвозди есть.
Педагог: А какую травму можно получить от молотка?
Дети: Ударить по пальцу, разбить предмет, уронить на ногу.
Педагог: Ребята, А когда и зачем может понадобиться пила?
Педагог: А еще я вижу много скляночек,
Разных тюбиков и баночек.
В них хранятся средства разные,
Даже иногда опасные.
Кремы, пасты и таблеточки
В рот тащить не надо, деточки –
Отравленье обеспечено
И здоровье изувечено!
Педагог: Ребята, а таблетки и лекарства для чего нужны?
Дети: Лечить от болезней: живот, горло и т.п.
Педагог: А какие от них опасности?
Дети: Можно много выпить и отравиться. Звони 03, 003
Педагог: Ребята, а таблетки и лекарства для чего нужны?
Педагог: Ну, что может пройдем в комнату и продолжим беседу?
Вот Я вижу пылесос, о необходимости которого мы с вами говорили.
Повторить для чего нужен пылесос.
Педагог: Отгадайте, еще один прибор, который я загадала и он есть в вашей
комнате.
Трудно без него прожить
Всем он может услужить
От платков до штор и брюк
Все погладим нам утюг.
Для чего нам нужен утюг? А чем опасен он? Если дотронуться до горячего
утюга, что может произойти? (ожог, боль). Место ожога под холодную
проточную воду, нанести обезболивающий спрей и наложить стирильную
повязку.
Гимнастика для глаз «Вторник» (снимает напряжение глаз)
Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда-сюда,
Ходят влево, ходят вправо (глаза повернуть в левую сторону, затем – в
правую, держа голову неподвижно)
Не устанут никогда.
Ребята, посмотрим на компьютере какие электроприборы мы еще не назвали?
Для того, чтобы все эти бытовые приборы могли работать, что нужно
сделать? (Ответы детей)
Будь с розеткой осторожен!
С ней никак нельзя играть,
Гвоздики в неё совать.
Сунешь гвоздик ненароком –
И тебя ударит током,
Так ударит, что, прости,
Могут даже не спасти.
Дело кончится бедой –
Ток в розетке очень злой!!!
Электричество есть в каждом доме. Это наш самый первый помощник. Когда
наступает тёмное время суток, нам достаточно щёлкнуть кнопкой
выключателя и комнату освещает яркий свет лампы. Ток бежит по проводам и
заставляет работать электрические приборы. А в наших домах их немало, как
мы уже поняли.
Как нужно поступить если, вдруг, произошло возгорание?
*Если в доме что-то загорелось – быстро уйти или выбежать из комнаты и
квартиры, рассказать об этом взрослым и попросить их позвонить по
телефону «01», сказать что у вас в доме пожар, при этом обязательно надо
назвать свой адрес; позвонить маме на работу.
*Если в квартире много дыма – низко пригнувшись двигаться к двери
прикрывая нос и рот мокрым полотенцем, платком.
*Нельзя прятаться в дальних углах, под кроватями, шкафу – Опасен не
только огонь, но и дым.
А чем пожарные тушат огонь? (Водой.) Попробуем вместе накачать воды.
Физминутка «Насос»
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем (Делаем лёгкий поклон, руки тянутся к полу, но не
касаются его, затем выпрямляются).
Влево-раз, вправо-два
Потекла ручьём вода. (Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль
туловища до подмышечной впадины; наклон влево, движение вверх правой
рукой).
Педагог: Ребята, предлагаю сейчас нарисовать бытовые предметы и приборы,
которые запомнились вам сегодня.
Выставка детских рисунков
Рефлексия.
Педагог: Любые предметы и вещи могут быть одновременно и полезными
для человека и подвергать его большой опасности. Если пользоваться ими
неправильно или брать их без разрешения, то может произойти несчастный
случай. Чтобы этого не произошло, необходимо соблюдать несколько правил,
которые помогут избежать неприятностей:
•
Не впускай в дом незнакомца;
•
Не играй со спичками;
•
Не бери острые предметы без разрешения взрослых;
•
Будь внимателен и осторожен с электроприборами и розетками;
•
Не выходить на балкон и не высовывайся в окно.
Педагог: Если бы я не пришла, Чем же можно заняться дома, когда ты
остаёшься один дома, и взрослых нет рядом?
Дети: Можно порисовать, полепить, поиграть с любимыми игрушками,
посмотреть интересные мультфильмы, прочитать добрые книжки.
Педагог: Ну, вот ребята, мы сегодня и вспомнили все правила, которые вы
должны знать и соблюдать, когда остаетесь одни дома. И я надеюсь,
благодаря этому, вы сможете найти выход из любой сложной ситуации, если
такая возникнет.