Напоминание

Применение дистанционных технологий при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Ермошенкова Маргарита Львовна
Должность: тьютор
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Можайский техникум"
Населённый пункт: город Можайск
Наименование материала: статья
Тема: Применение дистанционных технологий при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Применение дистанционных технологий при обучении

инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Основная идея дистанционного обучения требует учитывать интересы

и возможности каждого обучающегося с особыми потребностями, т.е. оказы-

вать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ори-

ентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая

дистанционное.

Образовательная среда должна быть нацелена не только на образова-

тельные цели, но и на то, чтобы каждый обучающийся с ограниченными воз-

можностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в

жизни.

Как известно, к лицам с ограниченными возможностями здоровья от-

носятся обучающиеся:

с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие);

с нарушением зрения (незрячие и слабовидящие);

с тяжелыми нарушениями речи;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским

церебральным параличом;

с задержкой психического развития;

с нарушением интеллекта и степенью умственной отсталости;

с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами

эмоционально-волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, ком-

плексными нарушениями).

Обучение на дому инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

здоровья осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеоб-

разовательные программы. Каждый из участников образовательного процесса

получает аппаратно-программный комплекс, в который входит компьютер,

видеокамера,

принтер,

сканер,

наушники,

а

также

специализированное

программное обеспечение.

Участники образовательного процесса подключаются к сети Интернет

на основе технологий высокоскоростного доступа, что позволяет вести он-

лайн обучение. То есть, обучающиеся с ограниченными возможностями мо-

гут находиться в постоянном дистанционном контакте с преподавателем, они

получают задания и выполняют их, не выходя из дома.

Инклюзия – это новая форма образования, которая придает уверенность

в своих силах обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, тем

самым, мотивируя их учиться в техникуме вместе с другими детьми. Частью

инклюзии является дистанционное обучение.

Законом о социальной защите инвалидов установлена

возможность

обучения детей-инвалидов на дому по индивидуальному плану.

В настоящее время использование дистанционных технологий позво-

ляет не только обеспечить ребенка-инвалида качественным образованием, но

и дать ему общение со сверстниками, столь необходимое для социализации,

реабилитации и адаптации. Так как дистанционное обучение невозможно без

знания компьютера и использования современных информационных техно-

логий,

ребенок-инвалид

уже

фактически

получает

профессиональные

навыки, которые в дальнейшем могут обеспечить ему работу и независимую

жизнь.

В

первую

очередь

уделено

внимание

обучающимся

с

нарушением

опорно-двигательного аппарата, так как это большинство от всех нуждаю-

щихся в организации дистанционного обучения детей-инвалидов, обучаю-

щихся на дому. Они лишены возможности самостоятельного передвижения, а

потому наиболее изолированы от внешнего мира.

Поскольку обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

требует не только медицинского патронажа, но и психолого-педагогического

сопровождения, планируется создание необходимой службы для обеспечения

развивающей и коррекционной работы, оказания помощи не только обучаю-

щимся, но также родителям и педагогам. Кроме того, педагог-психолог, со-

циальный педагог и тьютор не только налаживают тесное взаимодействие с

обучающимися, их родителями, но и обеспечивают им морально-психологи-

ческую поддержку.

Психолого-педагогическое

сопровождение

детей-инвалидов

является

важнейшей составляющей дистанционного образования.

Оно включает в себя:

профилактику, диагностику (индивидуальную и групповую); кон-

сультирование (индивидуальное и групповое);

развивающую работу (индивидуальную и групповую); коррекци-

онную работу (индивидуальную и групповую);

психологическое

просвещение

и

образование:

формирование

психологической культуры, развитие психолого-педагогической

компетентности

учащихся,

администрации

образовательных

учреждений, педагогов, родителей;

экспертизу образовательных и учебных программ, проектов,

пособий, образовательной среды, профессиональной деятельно-

сти специалистов образовательных учреждений.

Чтобы

поддержать

обучающегося

с

ограниченными

возможностями

здоровья и укрепить его самооценку, необходимо сосредоточиться на пози-

тивных сторонах и преимуществах обучающегося, помочь ему поверить в

себя и свои способности, создавать вокруг него доброжелательную атмо-

сферу, нейтрализовать неудачи.

Основная нагрузка при разработке дистанционных курсов по предме-

там ложится на педагога, который должен учесть все особенности обучаю-

щихся и с помощью тщательно продуманных методов обучения включать в

познавательную деятельность разные психические структуры обучающегося,

разные уровни его активности.

Для решения этих задач необходимо выстроить такую систему органи-

зации дистанционного обучения, основополагающими характеристиками ко-

торой являются:

– изучение комплекса медико-психолого-педагогических условий, не-

обходимых для эффективного дистанционного обучения детей с ограничен-

ными

возможностями,

включая

медико-психологическое

обследование,

оформление карты ИПР с рекомендациями для дистанционного обучения;

– непрерывное психолого-педагогическое сопровождение дистанцион-

ных учебных курсов и процесса обучения ребенка: использование методик

психодиагностики,

позволяющих

выявлять

индивидуальные

особенности

обучающегося, отслеживать динамику его развития, вырабатывать рекомен-

дации для педагогов и родителей, связанных с обучением, воспитанием и ре-

абилитацией ребенка;

– интеграция деятельности специалистов, работающих в системе ди-

станционного обучения (методические советы, обучающие курсы, повыше-

ние квалификации, стажировки, мастер-классы и т.п.).

Дистанционные технологии обучения представляют собой совокуп-

ность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур,

обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе

использования

современных

информационных

и

телекоммуникационных

технологий. Использование дистанционных технологий предполагает специ-

альную организацию образовательного процесса, базирующуюся на прин-

ципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что

обучающиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в

пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в

любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Технически решить проблему дистанционного обучения в настоящее

время можно по-разному. Современные информационные технологии предо-

ставляют практически неограниченные возможности в размещении, хране-

нии, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объ-

ема и содержания.

Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной

деятельности, умением применять полученные знания в различных проблем-

ных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на

основе оперативной обратной связи (заложенной в текст учебного материала,

а также в организацию оперативного обращения к преподавателю или кон-

сультанту курса), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).

В последнее время все больше используются специальные Web-стра-

ницы, которые может организовать для себя каждый обучающийся. Работа с

такими страницами значительно облегчает весь процесс взаимодействия.

Использование компьютерных телекоммуникаций в качестве техноло-

гической основы дистанционного обучения особенно очевидно, если появля-

ется возможность использования видеоконференций. Дело в том, что при

языковом образовании, чрезвычайно важен фактор «присутствия», фактор

общения, создания языковой среды и использования видеоконференции мо-

жет оказаться весьма привлекательным, если урок ведется, например, препо-

давателем-тьютором.

Для достижения основной цели, а также в целях обеспечения эффек-

тивности учебно-методической работы в ОУ, внедрения современных ин-

формационных технологий обучения, элементов дистанционных образова-

тельных технологий, основными задачами учебно-методического сопровож-

дения являются:

организация и контроль за методическим обеспечением учебного про-

цесса;

работа

по

организации

повышения

педагогического

мастерства

преподавателей и повышения квалификации по внедрению новых ди-

станционных технологий обучения;

разработка методических принципов создания электронных продуктов

учебного назначения;

оказание методической помощи структурным подразделениям в выпол-

нении ими основных функций, организация и проведение научно-ме-

тодической работы по новым образовательным технологиям, их внед-

рению в учебный процесс, осуществление контроля обеспеченности

преподаваемых дисциплин учебно-методическими материалами;

обеспечение методического руководства и координация деятельности в

вопросах учебно-методического обеспечения.

помощь

в

моделирование

уроков

и

использование

различных

дидактических моделей их проведения с применением сетевого образо-

вательного ресурса.

Основополагающая идея дистанционного обучения, реализуемого об-

разовательными учреждениями – это создание условий для полноценного

обучения детей; их социализация в обществе, помощь обучающимся для по-

лучения профессии, которая в дальнейшем обеспечит им работу и достойную

жизнь. И в достижении этой цели необходимо использовать информационные

технологии дистанционного обучения.

Вопросы реализации права детей-инвалидов на образование традиционно

входят в сферу особого внимания со стороны органов государственной вла-

сти. Перед системой образования стоит задача – обеспечить равный доступ к

качественным образовательным услугам всех обучающихся независимо от

уровня и особенностей их развития.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!