Автор: Ермошенкова Маргарита Львовна
Должность: тьютор
Учебное заведение: ГБПОУ МО "Можайский техникум"
Населённый пункт: город Можайск
Наименование материала: статья
Тема: Применение дистанционных технологий при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: среднее профессиональное
Применение дистанционных технологий при обучении
инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Основная идея дистанционного обучения требует учитывать интересы
и возможности каждого обучающегося с особыми потребностями, т.е. оказы-
вать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ори-
ентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая
дистанционное.
Образовательная среда должна быть нацелена не только на образова-
тельные цели, но и на то, чтобы каждый обучающийся с ограниченными воз-
можностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в
жизни.
Как известно, к лицам с ограниченными возможностями здоровья от-
носятся обучающиеся:
с нарушением слуха (неслышащие и слабослышащие);
с нарушением зрения (незрячие и слабовидящие);
с тяжелыми нарушениями речи;
с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе с детским
церебральным параличом;
с задержкой психического развития;
с нарушением интеллекта и степенью умственной отсталости;
с иными ограничениями в здоровье (с выраженными расстройствами
эмоционально-волевой сферы, в т.ч. с ранним детским аутизмом, ком-
плексными нарушениями).
Обучение на дому инвалидов и лиц с ограниченными возможностями
здоровья осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеоб-
разовательные программы. Каждый из участников образовательного процесса
получает аппаратно-программный комплекс, в который входит компьютер,
видеокамера,
принтер,
сканер,
наушники,
а
также
специализированное
программное обеспечение.
Участники образовательного процесса подключаются к сети Интернет
на основе технологий высокоскоростного доступа, что позволяет вести он-
лайн обучение. То есть, обучающиеся с ограниченными возможностями мо-
гут находиться в постоянном дистанционном контакте с преподавателем, они
получают задания и выполняют их, не выходя из дома.
Инклюзия – это новая форма образования, которая придает уверенность
в своих силах обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, тем
самым, мотивируя их учиться в техникуме вместе с другими детьми. Частью
инклюзии является дистанционное обучение.
Законом о социальной защите инвалидов установлена
возможность
обучения детей-инвалидов на дому по индивидуальному плану.
В настоящее время использование дистанционных технологий позво-
ляет не только обеспечить ребенка-инвалида качественным образованием, но
и дать ему общение со сверстниками, столь необходимое для социализации,
реабилитации и адаптации. Так как дистанционное обучение невозможно без
знания компьютера и использования современных информационных техно-
логий,
ребенок-инвалид
уже
фактически
получает
профессиональные
навыки, которые в дальнейшем могут обеспечить ему работу и независимую
жизнь.
В
первую
очередь
уделено
внимание
обучающимся
с
нарушением
опорно-двигательного аппарата, так как это большинство от всех нуждаю-
щихся в организации дистанционного обучения детей-инвалидов, обучаю-
щихся на дому. Они лишены возможности самостоятельного передвижения, а
потому наиболее изолированы от внешнего мира.
Поскольку обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
требует не только медицинского патронажа, но и психолого-педагогического
сопровождения, планируется создание необходимой службы для обеспечения
развивающей и коррекционной работы, оказания помощи не только обучаю-
щимся, но также родителям и педагогам. Кроме того, педагог-психолог, со-
циальный педагог и тьютор не только налаживают тесное взаимодействие с
обучающимися, их родителями, но и обеспечивают им морально-психологи-
ческую поддержку.
Психолого-педагогическое
сопровождение
детей-инвалидов
является
важнейшей составляющей дистанционного образования.
Оно включает в себя:
профилактику, диагностику (индивидуальную и групповую); кон-
сультирование (индивидуальное и групповое);
развивающую работу (индивидуальную и групповую); коррекци-
онную работу (индивидуальную и групповую);
психологическое
просвещение
и
образование:
формирование
психологической культуры, развитие психолого-педагогической
компетентности
учащихся,
администрации
образовательных
учреждений, педагогов, родителей;
экспертизу образовательных и учебных программ, проектов,
пособий, образовательной среды, профессиональной деятельно-
сти специалистов образовательных учреждений.
Чтобы
поддержать
обучающегося
с
ограниченными
возможностями
здоровья и укрепить его самооценку, необходимо сосредоточиться на пози-
тивных сторонах и преимуществах обучающегося, помочь ему поверить в
себя и свои способности, создавать вокруг него доброжелательную атмо-
сферу, нейтрализовать неудачи.
Основная нагрузка при разработке дистанционных курсов по предме-
там ложится на педагога, который должен учесть все особенности обучаю-
щихся и с помощью тщательно продуманных методов обучения включать в
познавательную деятельность разные психические структуры обучающегося,
разные уровни его активности.
Для решения этих задач необходимо выстроить такую систему органи-
зации дистанционного обучения, основополагающими характеристиками ко-
торой являются:
– изучение комплекса медико-психолого-педагогических условий, не-
обходимых для эффективного дистанционного обучения детей с ограничен-
ными
возможностями,
включая
медико-психологическое
обследование,
оформление карты ИПР с рекомендациями для дистанционного обучения;
– непрерывное психолого-педагогическое сопровождение дистанцион-
ных учебных курсов и процесса обучения ребенка: использование методик
психодиагностики,
позволяющих
выявлять
индивидуальные
особенности
обучающегося, отслеживать динамику его развития, вырабатывать рекомен-
дации для педагогов и родителей, связанных с обучением, воспитанием и ре-
абилитацией ребенка;
– интеграция деятельности специалистов, работающих в системе ди-
станционного обучения (методические советы, обучающие курсы, повыше-
ние квалификации, стажировки, мастер-классы и т.п.).
Дистанционные технологии обучения представляют собой совокуп-
ность методов, средств обучения и администрирования учебных процедур,
обеспечивающих проведение учебного процесса на расстоянии на основе
использования
современных
информационных
и
телекоммуникационных
технологий. Использование дистанционных технологий предполагает специ-
альную организацию образовательного процесса, базирующуюся на прин-
ципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что
обучающиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в
пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в
любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Технически решить проблему дистанционного обучения в настоящее
время можно по-разному. Современные информационные технологии предо-
ставляют практически неограниченные возможности в размещении, хране-
нии, обработке и доставке информации на любые расстояния и любого объ-
ема и содержания.
Система контроля за усвоением знаний и способами познавательной
деятельности, умением применять полученные знания в различных проблем-
ных ситуациях должна носить систематический характер, строиться как на
основе оперативной обратной связи (заложенной в текст учебного материала,
а также в организацию оперативного обращения к преподавателю или кон-
сультанту курса), так и отсроченного контроля (например, при тестировании).
В последнее время все больше используются специальные Web-стра-
ницы, которые может организовать для себя каждый обучающийся. Работа с
такими страницами значительно облегчает весь процесс взаимодействия.
Использование компьютерных телекоммуникаций в качестве техноло-
гической основы дистанционного обучения особенно очевидно, если появля-
ется возможность использования видеоконференций. Дело в том, что при
языковом образовании, чрезвычайно важен фактор «присутствия», фактор
общения, создания языковой среды и использования видеоконференции мо-
жет оказаться весьма привлекательным, если урок ведется, например, препо-
давателем-тьютором.
Для достижения основной цели, а также в целях обеспечения эффек-
тивности учебно-методической работы в ОУ, внедрения современных ин-
формационных технологий обучения, элементов дистанционных образова-
тельных технологий, основными задачами учебно-методического сопровож-
дения являются:
организация и контроль за методическим обеспечением учебного про-
цесса;
работа
по
организации
повышения
педагогического
мастерства
преподавателей и повышения квалификации по внедрению новых ди-
станционных технологий обучения;
разработка методических принципов создания электронных продуктов
учебного назначения;
оказание методической помощи структурным подразделениям в выпол-
нении ими основных функций, организация и проведение научно-ме-
тодической работы по новым образовательным технологиям, их внед-
рению в учебный процесс, осуществление контроля обеспеченности
преподаваемых дисциплин учебно-методическими материалами;
обеспечение методического руководства и координация деятельности в
вопросах учебно-методического обеспечения.
помощь
в
моделирование
уроков
и
использование
различных
дидактических моделей их проведения с применением сетевого образо-
вательного ресурса.
Основополагающая идея дистанционного обучения, реализуемого об-
разовательными учреждениями – это создание условий для полноценного
обучения детей; их социализация в обществе, помощь обучающимся для по-
лучения профессии, которая в дальнейшем обеспечит им работу и достойную
жизнь. И в достижении этой цели необходимо использовать информационные
технологии дистанционного обучения.
Вопросы реализации права детей-инвалидов на образование традиционно
входят в сферу особого внимания со стороны органов государственной вла-
сти. Перед системой образования стоит задача – обеспечить равный доступ к
качественным образовательным услугам всех обучающихся независимо от
уровня и особенностей их развития.