Автор: Ляшова Елена Владимировна
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования №11"
Населённый пункт: Карачаево-Черкесская Республика, город Черкесск
Наименование материала: Статья
Тема: Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении.
Раздел: дошкольное образование
Значение
инновационной
деятельности
в
дошкольном
учреждении
.
Ляшова
Елена
Владимировна
МБОУ
«
Центр
образования
№11»
Инновация
(
англ
. innovation) —
новшество
,
нововведение
.
Использование
инноваций
в
детском
саду
предполагает
введение
в
образовательный
процесс
обновлённых
,
улучшенных
и
уникальных
идей
,
полученных
творческими
усилиями
воспитателя
.
Целью
инновационной
деятельности
в
дошкольном
учреждении
является
повышение
эффективности
процесса
обучения
и
получение
более
качественных
результатов
.
При
осуществлении
инновационной
деятельности
перед
педагогом
ДОУ
ставятся
следующие
задачи
:
развитие
индивидуальности
воспитанников
;
развитие
инициативности
детей
,
их
самостоятельности
,
способности
к
творческому
самовыражению
;
повышение
любознательности
и
интереса
к
исследовательской
деятельности
;
стимулирование
различных
видов
активности
воспитанников
(
игровой
,
познавательной
и
т
.
д
.);
повышение
интеллектуального
уровня
детей
;
развитие
креативности
и
нестандартности
мышления
.
Важным
отличием
инновационной
деятельности
от
традиционной
является
то
,
что
воспитатель
выполняет
роль
не
наставника
,
а
соучастника
процесса
и
придерживается
положения
«
не
рядом
,
не
над
,
а
вместе
».
Тем
самым
ребёнок
чувствует
больше
свободы
,
что
побуждает
к
большей
творческой
активности
.
А
также
знание
даётся
воспитаннику
не
в
готовом
виде
,
как
раньше
,
а
добывается
ребёнком
самим
в
ходе
своей
исследовательской
деятельности
.
Фрэнсис
Бэкон
,
английский
философ
Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ
К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:
здоровьесберегающие;
технологии проектной и исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные;
технологии «лэпбук»;
личностно-ориентированные;
игровые технологии;
технологии проблемного обучения и др.
Информационно-коммуникационные
технологии
Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое
использование
информационно-коммуникационных
технологий
в
дошкольном
учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ
относятся:
компьютеры;
интерактивные доски;
магнитофоны;
телевизоры;
фотоаппаратура и т. п.
Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников,
помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные
технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация,
анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная
доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои
любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых
животных в начале урока, а затем продолжить его рисованием, играми. В средней
группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса»
включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки
тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил
дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем
провести беседу на эту тему.
Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с
проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях
помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети
сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному
усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:
проведение различных развивающих игр;
просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
разбор проблемных ситуаций;
совместное творчество и др.
Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с
дошкольниками:
Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое
действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.).
Несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3 ребёнка),
используя, например, маркер, стилус или интерактивный инструмент «Ластик».
Один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные
варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте).
Один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски.
Дети, сидящие за столами, дают задание стоящему у доски ребёнку (старший
дошкольный возраст).
В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в
старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать
действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет
воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.
В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на
сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне
доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по
изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней
процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно
предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и
подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают
большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать
на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.
Старшим дошкольникам с помощью интерактивных технологий легче освоить чтение и
письмо (группировка на экране картинок в зависимости от твёрдого или мягкого звука в
слове, определение с помощью схемы места звука в слове — начало, середина или
конец и т. п.). Большой интерес у старших дошкольников вызовут игры-
путешествия, которые проводятся по типу квеста. Например, игра-путешествие по
озеру Байкал включает карту маршрута, по которой дети будут выполнять задания
(«Распределите цифры по порядку, и мы узнаем, на чём будем путешествовать») и
двигаться дальше в своём «путешествии» (первая станция — история, вторая станция —
животный мир и т. д.). А красочная презентация с красивейшими видами озера оставит
у детей яркие впечатления.
В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным
компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания.
Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и
программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных
языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует
строить в 3 этапа:
1.
Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе,
конкурсы или загадки и т. д.
2.
Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.
3.
Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях,
закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д.
Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.
По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за
компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.
Разработка инновационного проекта в детском саду
Безусловно, инновационная деятельность как новый вид работы с детьми имеет долю
риска. Но если продумать все нюансы при организации предстоящей деятельности, эти
риски сведутся к минимуму. Педагогу следует учитывать:
выбор направления инновационной работы;
разработку концепции и программы инновационной деятельности;
создание условий для реализации инновационного проекта;
подготовку и грамотное введение документации по инновационной
деятельности.
Перед внедрением инновационного проекта в работу с детьми воспитателю следует
тщательно изучить все нюансы выбранной темы
Задача педагога-новатора — создать мотивацию для участия группы в совместной
деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника, его
психологическую готовность.
Структура инновационного процесса:
1.
Анализ и сбор информации.
2.
Выбор и реализация новшеств.
3.
Обобщение опыта и диагностика внедряемой информации.
Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ.
Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы
воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а
также профессиональную самореализацию педагогов.