Напоминание

Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении.


Автор: Ляшова Елена Владимировна
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования №11"
Населённый пункт: Карачаево-Черкесская Республика, город Черкесск
Наименование материала: Статья
Тема: Значение инновационной деятельности в дошкольном учреждении.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Значение

инновационной

деятельности

в

дошкольном

учреждении

.

Ляшова

Елена

Владимировна

МБОУ

«

Центр

образования

№11»

Инновация

(

англ

. innovation) —

новшество

,

нововведение

.

Использование

инноваций

в

детском

саду

предполагает

введение

в

образовательный

процесс

обновлённых

,

улучшенных

и

уникальных

идей

,

полученных

творческими

усилиями

воспитателя

.

Целью

инновационной

деятельности

в

дошкольном

учреждении

является

повышение

эффективности

процесса

обучения

и

получение

более

качественных

результатов

.

При

осуществлении

инновационной

деятельности

перед

педагогом

ДОУ

ставятся

следующие

задачи

:

развитие

индивидуальности

воспитанников

;

развитие

инициативности

детей

,

их

самостоятельности

,

способности

к

творческому

самовыражению

;

повышение

любознательности

и

интереса

к

исследовательской

деятельности

;

стимулирование

различных

видов

активности

воспитанников

(

игровой

,

познавательной

и

т

.

д

.);

повышение

интеллектуального

уровня

детей

;

развитие

креативности

и

нестандартности

мышления

.

Важным

отличием

инновационной

деятельности

от

традиционной

является

то

,

что

воспитатель

выполняет

роль

не

наставника

,

а

соучастника

процесса

и

придерживается

положения

«

не

рядом

,

не

над

,

а

вместе

».

Тем

самым

ребёнок

чувствует

больше

свободы

,

что

побуждает

к

большей

творческой

активности

.

А

также

знание

даётся

воспитаннику

не

в

готовом

виде

,

как

раньше

,

а

добывается

ребёнком

самим

в

ходе

своей

исследовательской

деятельности

.

Фрэнсис

Бэкон

,

английский

философ

Виды инновационных педагогических технологий в ДОУ

К инновационным педагогическим технологиям можно отнести:

здоровьесберегающие;

технологии проектной и исследовательской деятельности;

информационно-коммуникационные;

технологии «лэпбук»;

личностно-ориентированные;

игровые технологии;

технологии проблемного обучения и др.

Информационно-коммуникационные

технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое

использование

информационно-коммуникационных

технологий

в

дошкольном

учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ

относятся:

компьютеры;

интерактивные доски;

магнитофоны;

телевизоры;

фотоаппаратура и т. п.

Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников,

помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные

технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация,

анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная

доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «Мои

любимые животные» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых

животных в начале урока, а затем продолжить его рисованием, играми. В средней

группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимние чудеса»

включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки

тётушки Совы» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил

дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем

провести беседу на эту тему.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с

проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях

помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети

сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному

усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

проведение различных развивающих игр;

просмотр иллюстраций и видеоматериалов;

разбор проблемных ситуаций;

совместное творчество и др.

Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с

дошкольниками:

Дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое

действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.).

Несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3 ребёнка),

используя, например, маркер, стилус или интерактивный инструмент «Ластик».

Один дошкольник стоит у доски, а другие участники предлагают возможные

варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте).

Один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски.

Дети, сидящие за столами, дают задание стоящему у доски ребёнку (старший

дошкольный возраст).

В младших и средних группах дети выполняют задания, которые им даёт педагог, а в

старших и подготовительных группах ребята способны уже самостоятельно придумать

действия или догадаться, что нужно сделать. Какой вариант работы выберет

воспитатель, зависит от поставленных целей и задач предстоящего занятия.

В младших группах можно использовать интерактивные дидактические игры на

сортировку, классификацию предметов, например, разместить овощи в одной стороне

доски, а фрукты — в другой. Ещё один пример для младшей группы — занятие по

изучению растительности луга. Дети подходят по очереди к доске и изображают на ней

процесс роста травы (снизу вверх). Таким образом получится лужайка. Затем можно

предложить дорисовать цветочки (воспитанники подходят по очереди и

подрисовывают цветочек к стеблю). Результаты на занятиях по математике достигают

большей эффективности при использовании наглядного материала: дети могут двигать

на экране геометрические фигуры, считать предметы и т. д.

Старшим дошкольникам с помощью интерактивных технологий легче освоить чтение и

письмо (группировка на экране картинок в зависимости от твёрдого или мягкого звука в

слове, определение с помощью схемы места звука в слове — начало, середина или

конец и т. п.). Большой интерес у старших дошкольников вызовут игры-

путешествия, которые проводятся по типу квеста. Например, игра-путешествие по

озеру Байкал включает карту маршрута, по которой дети будут выполнять задания

(«Распределите цифры по порядку, и мы узнаем, на чём будем путешествовать») и

двигаться дальше в своём «путешествии» (первая станция — история, вторая станция —

животный мир и т. д.). А красочная презентация с красивейшими видами озера оставит

у детей яркие впечатления.

В старшей и подготовительной группах каждый ребёнок может пользоваться личным

компьютером, например, в развивающих играх, выполняя индивидуальные задания.

Такие занятия следует проводить в подгруппах по 4–8 человек. Обучающие игры и

программы могут быть совершенно разными: помогающие в изучении иностранных

языков, развивающие творчество, математические способности и т. п. Занятие следует

строить в 3 этапа:

1.

Вводная часть, в которой можно провести беседы о предстоящей работе,

конкурсы или загадки и т. д.

2.

Основная часть, где дети выполняют задания непосредственно за компьютером.

3.

Заключительная часть, в которой делаются выводы о проведённых действиях,

закрепляется материал. Это может быть рисование, подготовка к выставке и т. д.

Также необходима гимнастика для глаз, снимающая напряжение.

По санитарным нормам, длительность непрерывной работы дошкольника за

компьютером во время одного занятия не должна превышать 5 минут.

Разработка инновационного проекта в детском саду

Безусловно, инновационная деятельность как новый вид работы с детьми имеет долю

риска. Но если продумать все нюансы при организации предстоящей деятельности, эти

риски сведутся к минимуму. Педагогу следует учитывать:

выбор направления инновационной работы;

разработку концепции и программы инновационной деятельности;

создание условий для реализации инновационного проекта;

подготовку и грамотное введение документации по инновационной

деятельности.

Перед внедрением инновационного проекта в работу с детьми воспитателю следует

тщательно изучить все нюансы выбранной темы

Задача педагога-новатора — создать мотивацию для участия группы в совместной

деятельности, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника, его

психологическую готовность.

Структура инновационного процесса:

1.

Анализ и сбор информации.

2.

Выбор и реализация новшеств.

3.

Обобщение опыта и диагностика внедряемой информации.

Инновационная деятельность является находкой для современных педагогов ДОУ.

Каждый воспитатель и ребёнок выступает в роли творца. Новые приёмы и методы

воспитания, современные технологии обеспечивают саморазвитие личности ребёнка, а

также профессиональную самореализацию педагогов.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!