Автор: Зайкова Анна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №65
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Решение текстовых задач в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Решение текстовых задач в начальной школе
Главная
цель
на
уроках
в
начальной
школе –
вызвать
у
детей
эмоциональный
интерес,
рефлексию,
создать
условия,
максимально
раскрывающие творческие способности обучающихся. Чтобы уроки не были
скучными,
однообразными,
провожу
следующие виды
уроков: уроки-
путешествия, урок-КВН, уроки – экскурсии, интегрированные уроки, урок
защиты
проекта,
игровые
уроки,
практикумы,
зачеты
благодаря
которым
ученики
быстрее
и
лучше
усваивают
программный
материал.
Эти
уроки, развивая и углубляя интерес к предмету, позволяют обучающимся
проявить
наибольшую
активность.
В
результате
соединения
учебной
и
игровой деятельности ребята учатся моделировать учебный материал, видеть
проблему и решать её, самостоятельно добывать знания. Эти формы работы
помогают прививать и поддерживать интерес к математике. Особую роль в
повышении качества знаний, умений и навыков обучающихся начальных
классов
играют
задачи.
В
процессе
их
решения
формируются
основные
математические
понятия
курса
математики,
совершенствуют ся
вычислительные
навыки,
развивается
мышление
и
речь.
Овладение
обучающимися умением решать задачи оказывает существенное влияние на
их интерес к предмету.
Ведущие методисты отмечают, что решение текстовых задач в начальной
школе
преследует д в о й н у ю
ц е л ь :
с
о д н о й
с т о р о н ы
– научить
решать текстовые задачи различных
видов,
с
другой
стороны
–
сами
текстовые задачи выступают
как средство
обучения,
воспитания
и
развития школьников.
Часто для обучения детей решению задач учителями употребляется лишь
показ
способов
решения
определенных
видов задач и
закрепление
их
решения
механически,
хотя
решение задач призвано,
с
первых
шагов
знакомства
с
ними,
развивать
логическое
мышление,
смекалку,
сообразительность.
Процесс решения любой текстовой задачи состоит из нескольких
этапов.
1. Восприятие и первичный анализ задачи.
2. Поиск решения и составление плана решения.
3. Выполнение решения и получение ответа на вопрос задачи.
4. Проверка решения. Формулировка окончательного ответа на вопрос задачи.
Основная
цель
ученика
на
первом
этапе
–
понять
задачу.
Ученик
должен чётко представить себе: О чём эта задача? Что в задаче известно? Что
нужно найти? Как связаны между собой данные (числа, величины, значения
величин)? Какими отношениями связаны данные и неизвестные, данные и
искомое? Можно выделить следующие возможные приёмы поиска решения
текстовой задачи:
1.
Представление той жизненной ситуации, которая описана в задаче,
мысленное участие в ней.
2.
Разбивка текста задачи на смысловые части. Применение этого приёма
обеспечивает как понимание содержания задачи, так и запоминание.
На первых уроках по ознакомлению с задачами и для многих простых
задач на последующих уроках полезно разбивка текста на части: а)
начало
события;
б)
действие,
которое
произвели
(произошло)
с
объектами
задачи;
в)
конечный
момент
события,
результат
действия.
3.
Переформулировка
текста
задачи:
замена
данного
в
нём
описания
ситуации
другим,
сохраняющим
все
отношения
и
зависимости
и
их
количественные
характеристики,
но
более
явно
их
выражающим.
Цель
переформулировки – отбрасывание несущественных деталей, уточнение и
раскрытие смысла существенных элементов задачи.
4. Моделирование ситуации, описанной в задаче, с помощью: а) реальных
предметов,
о
которых
идёт
речь
в
задаче;
б)
предметных
моделей;
в)
графических моделей в виде рисунка или чертежа.
В процессе решения математической задачи необходимы обобщённые
умения разных видов, например, умения выделять опорные слова, выполнять
краткую
запись
задачи
и
т.
д.
Формирование
умения
записывать
кратко
простую задачу – необходимый элемент в обучении решению простых задач
и подготовительный этап к ознакомлению с задачами в два действия. Для
этой цели можно использовать опоры — таблицы, выполненные по принципу
перфокарт.
В методике преподавания математики под проверкой решения задачи
чаще всего понимают проверку ответа задачи. Известно несколько способов
такой проверки:
– составление и решение обратной задачи;
– решение задачи другим способом;
– соотнесение полученного результата и условия задачи или разыгрывание
условий задачи;
– прикидка ответа или установление его границ.
В зависимости от содержания решаемых задач можно выделить
следующие их виды:
– задачи с лишними данными;
– решение задач с недостающими данными;
– задачи определенного вида (на нахождение суммы, остатка, на движение, с
величинами «цена», «количество», «стоимость» и др.);
– решение нестандартных задач разных видов (на смекалку, логических и
др.);
– решение нереальных задач;
– решение задач с недостающими и лишними данными.
При помощи этих задач можно не только выяснить, насколько дети
понимают связи в задаче, но и при работе над одной задачей с лишними
данными
иногда удается
составить
и
решить
еще
несколько
задач, что
является одним из приёмов насыщения уроков задачами.
Изучив эту тему, я пришла к выводу: важно помнить, что нет и не может
быть раз и навсегда принятого алгоритма работы с задачами на уроке. Вид и
форма организации деятельности детей должна быть подчинена цели, для
достижения которой задача включена в урок.