Напоминание

"Решение текстовых задач в начальной школе"


Автор: Зайкова Анна Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №65
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Решение текстовых задач в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Решение текстовых задач в начальной школе

Главная

цель

на

уроках

в

начальной

школе –

вызвать

у

детей

эмоциональный

интерес,

рефлексию,

создать

условия,

максимально

раскрывающие творческие способности обучающихся. Чтобы уроки не были

скучными,

однообразными,

провожу

следующие виды

уроков: уроки-

путешествия, урок-КВН, уроки – экскурсии, интегрированные уроки, урок

защиты

проекта,

игровые

уроки,

практикумы,

зачеты

благодаря

которым

ученики

быстрее

и

лучше

усваивают

программный

материал.

Эти

уроки, развивая и углубляя интерес к предмету, позволяют обучающимся

проявить

наибольшую

активность.

В

результате

соединения

учебной

и

игровой деятельности ребята учатся моделировать учебный материал, видеть

проблему и решать её, самостоятельно добывать знания. Эти формы работы

помогают прививать и поддерживать интерес к математике. Особую роль в

повышении качества знаний, умений и навыков обучающихся начальных

классов

играют

задачи.

В

процессе

их

решения

формируются

основные

математические

понятия

курса

математики,

совершенствуют ся

вычислительные

навыки,

развивается

мышление

и

речь.

Овладение

обучающимися умением решать задачи оказывает существенное влияние на

их интерес к предмету.

Ведущие методисты отмечают, что решение текстовых задач в начальной

школе

преследует д в о й н у ю

ц е л ь :

с

о д н о й

с т о р о н ы

– научить

решать текстовые задачи различных

видов,

с

другой

стороны

сами

текстовые задачи выступают

как средство

обучения,

воспитания

и

развития школьников.

Часто для обучения детей решению задач учителями употребляется лишь

показ

способов

решения

определенных

видов задач и

закрепление

их

решения

механически,

хотя

решение задач призвано,

с

первых

шагов

знакомства

с

ними,

развивать

логическое

мышление,

смекалку,

сообразительность.

Процесс решения любой текстовой задачи состоит из нескольких

этапов.

1. Восприятие и первичный анализ задачи.

2. Поиск решения и составление плана решения.

3. Выполнение решения и получение ответа на вопрос задачи.

4. Проверка решения. Формулировка окончательного ответа на вопрос задачи.

Основная

цель

ученика

на

первом

этапе

понять

задачу.

Ученик

должен чётко представить себе: О чём эта задача? Что в задаче известно? Что

нужно найти? Как связаны между собой данные (числа, величины, значения

величин)? Какими отношениями связаны данные и неизвестные, данные и

искомое? Можно выделить следующие возможные приёмы поиска решения

текстовой задачи:

1.

Представление той жизненной ситуации, которая описана в задаче,

мысленное участие в ней.

2.

Разбивка текста задачи на смысловые части. Применение этого приёма

обеспечивает как понимание содержания задачи, так и запоминание.

На первых уроках по ознакомлению с задачами и для многих простых

задач на последующих уроках полезно разбивка текста на части: а)

начало

события;

б)

действие,

которое

произвели

(произошло)

с

объектами

задачи;

в)

конечный

момент

события,

результат

действия.

3.

Переформулировка

текста

задачи:

замена

данного

в

нём

описания

ситуации

другим,

сохраняющим

все

отношения

и

зависимости

и

их

количественные

характеристики,

но

более

явно

их

выражающим.

Цель

переформулировки – отбрасывание несущественных деталей, уточнение и

раскрытие смысла существенных элементов задачи.

4. Моделирование ситуации, описанной в задаче, с помощью: а) реальных

предметов,

о

которых

идёт

речь

в

задаче;

б)

предметных

моделей;

в)

графических моделей в виде рисунка или чертежа.

В процессе решения математической задачи необходимы обобщённые

умения разных видов, например, умения выделять опорные слова, выполнять

краткую

запись

задачи

и

т.

д.

Формирование

умения

записывать

кратко

простую задачу – необходимый элемент в обучении решению простых задач

и подготовительный этап к ознакомлению с задачами в два действия. Для

этой цели можно использовать опоры — таблицы, выполненные по принципу

перфокарт.

В методике преподавания математики под проверкой решения задачи

чаще всего понимают проверку ответа задачи. Известно несколько способов

такой проверки:

– составление и решение обратной задачи;

– решение задачи другим способом;

– соотнесение полученного результата и условия задачи или разыгрывание

условий задачи;

– прикидка ответа или установление его границ.

В зависимости от содержания решаемых задач можно выделить

следующие их виды:

– задачи с лишними данными;

– решение задач с недостающими данными;

– задачи определенного вида (на нахождение суммы, остатка, на движение, с

величинами «цена», «количество», «стоимость» и др.);

– решение нестандартных задач разных видов (на смекалку, логических и

др.);

– решение нереальных задач;

– решение задач с недостающими и лишними данными.

При помощи этих задач можно не только выяснить, насколько дети

понимают связи в задаче, но и при работе над одной задачей с лишними

данными

иногда удается

составить

и

решить

еще

несколько

задач, что

является одним из приёмов насыщения уроков задачами.

Изучив эту тему, я пришла к выводу: важно помнить, что нет и не может

быть раз и навсегда принятого алгоритма работы с задачами на уроке. Вид и

форма организации деятельности детей должна быть подчинена цели, для

достижения которой задача включена в урок.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!