Автор: Адышева Надежда Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №53
Населённый пункт: город Междуреченск Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Характеристика возрастных этапов дошкольника. Критерии и показатели готовности дошкольника к школе
Раздел: дошкольное образование
Характеристика возрастных этапов дошкольника.
Критерии и показатели готовности дошкольника к школе
Подготовила: Адышева Надежда Юрьевна
Характеристика возрастных этапов дошкольника
3-4 года
Мышление-наглядное-образное
Речь- начало формирования связной речи начинает понимать
прилагательные
Внимание и память- непроизвольны
Высокая чувствительность к физическому дискомфорту
Объект познания - непосредственно окружающие предметы их свойства и
назначения
Способ познания- экспериментирование конструирование
Отношения со сверстниками- мало интересен
Отношения со взрослыми-источник способов деятельности партнёр по игре
и творчеству
Сильной модальности резкие переключения
Игровая деятельность-партнёрская со взрослыми индивидуальна, с
игрушками игровое действие
Начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого стремление настоять
на своём упорстве в осуществлении своих целей
4-5 лет
Мышление-наглядно-образное
Речь-завершение стадии формирования активной речи учиться излагать
мысли
Внимание и память непроизвольные начинает развиваться произвольное
внимание в игре
Уменьшение чувствительности к дискомфорту
Объект познания-предметы и явления непосредственно не воспринимаемые
Способ познания-рассказы взрослого конструирование
Отношения со сверстником-интересен как партнёр по сюжетной игре
Отношения со взрослым-источник информации
Эмоции более ровные старается контролировать
Игровая деятельность-коллективная ролевой диалог игровая ситуация
Испытывают острую потребность в движении
Особенно важно наладить двигательный режим насытить разнообразныыми
подвижными играми игровыми заданиями хороводными играми
Заметив перевозбуждение переключить его внимание на более спокойное
занятие
5-6 лет
Речь-формирование планирующей функции речи
Развитие целенаправленного запоминания
Уменьшение чувствительности к дискомфорту
Объект познания-предметы и явления непосредственно не воспринимаемые
нравственные нормы
Способ познания-общение со сверстниками взрослыми самостоятельная
деятельность экспериментирование
Отношения со сверстниками-углубление интереса как к партнёру по играм
так и предпочтение в общении
Отношения со взрослыми-источник информации собеседник
Эмоции-преобладание оптимистического настроения
Игровая деятельность усложнение игровых замыслов длительные игровые
объединения
Впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей
6-7 лет
Мышление-элементы логического развиваются на основе наглядно-образного
Речь-развитие внутренней речи
Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и
концентрировать процесс усвоения
Физиологическая чувствительность индивидуальна у большинства низкая
Объект познания-причинно- следственные связи между предметами и
явлениями
Способ познания-самостоятельная деятельность познавательное общение со
взрослыми и сверстниками
Отношения со сверстниками-собеседник партнёр деятельности
Отношения со взрослыми-источник эмоциональной поддержки
Развитие высших чувств
Длительные игровые объединения умения согласовывать своё поведение в
соответствии с ролью
Изменяются пропорции тела вытягиваются конечности соотношение длины
тела и окружности головы
Складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического
школьного обучения
Критерии и показатели готовности дошкольника к школе
Стороны готовности к школе
психологическая готовность
восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь,
сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы,
способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с
выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у
ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и
навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.
Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности,
предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.
Внимание
детей
к
моменту
поступления
в
школу
должно
стать
произвольным,
обладающим
нужным
объемом,
устойчиво стью,
распределением, переключаемостью.
Память должна быть произвольной, чтобы ребенок располагал различными
эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения
учебного материала.
Мышление.
При
поступлении
в
школу
оно
должно
быть
развито
и
представлено
во
всех
трех
основных
формах:
наглядно-действенной,
наглядно-образной и словесно-логической.
Речевая готовность
детей к обучению и учению прежде всего проявляется в их умении
пользоваться словом для произвольного управления поведением и
познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как
средства общения и предпосылки к усвоению письма. Об этой функции речи
следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного
детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс
интеллектуального развития ребенка
Личностная и социально-психологическая готовность.
Под личностной и социально-психологической готовностью понимают
сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция
школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для
учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со
сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевая готовность.
Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок
умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать
усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется
произвольность психических процессов
Физическая готовность
общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный
тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие
нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста.
Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и
пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и
уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Интеллектуальная готовность.
В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный
запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных
процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие
формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу,
превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Критерии подготовленности ребенка к школе
нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно
развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению
мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки
и
глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;
желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень
важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к
определенным учебным занятиям;
управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного
поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим,
организовывать себя на уроке;
владение приемами умственной деятельности — предполагает
определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это
дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления,
выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими
операциями, способами осмысленного запоминания материала;
проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и
объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные
пути,
давать
различные
варианты
решений,
обходиться
в
практической
деятельности
без посторонней помощи;
отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе,
считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения
со
сверстниками и взрослыми;
отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и
привычки
трудиться
для
себя
и
других,
осознания
ответственности
и
важности
выполняемого поручения;
умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с
ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения,
наличием чувственного опыта, глазомера.