Напоминание

Характеристика возрастных этапов дошкольника. Критерии и показатели готовности дошкольника к школе


Автор: Адышева Надежда Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №53
Населённый пункт: город Междуреченск Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Характеристика возрастных этапов дошкольника. Критерии и показатели готовности дошкольника к школе
Раздел: дошкольное образование





Назад




Характеристика возрастных этапов дошкольника.

Критерии и показатели готовности дошкольника к школе

Подготовила: Адышева Надежда Юрьевна

Характеристика возрастных этапов дошкольника

3-4 года

Мышление-наглядное-образное

Речь- начало формирования связной речи начинает понимать

прилагательные

Внимание и память- непроизвольны

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту

Объект познания - непосредственно окружающие предметы их свойства и

назначения

Способ познания- экспериментирование конструирование

Отношения со сверстниками- мало интересен

Отношения со взрослыми-источник способов деятельности партнёр по игре

и творчеству

Сильной модальности резкие переключения

Игровая деятельность-партнёрская со взрослыми индивидуальна, с

игрушками игровое действие

Начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого стремление настоять

на своём упорстве в осуществлении своих целей

4-5 лет

Мышление-наглядно-образное

Речь-завершение стадии формирования активной речи учиться излагать

мысли

Внимание и память непроизвольные начинает развиваться произвольное

внимание в игре

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Объект познания-предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

Способ познания-рассказы взрослого конструирование

Отношения со сверстником-интересен как партнёр по сюжетной игре

Отношения со взрослым-источник информации

Эмоции более ровные старается контролировать

Игровая деятельность-коллективная ролевой диалог игровая ситуация

Испытывают острую потребность в движении

Особенно важно наладить двигательный режим насытить разнообразныыми

подвижными играми игровыми заданиями хороводными играми

Заметив перевозбуждение переключить его внимание на более спокойное

занятие

5-6 лет

Речь-формирование планирующей функции речи

Развитие целенаправленного запоминания

Уменьшение чувствительности к дискомфорту

Объект познания-предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

нравственные нормы

Способ познания-общение со сверстниками взрослыми самостоятельная

деятельность экспериментирование

Отношения со сверстниками-углубление интереса как к партнёру по играм

так и предпочтение в общении

Отношения со взрослыми-источник информации собеседник

Эмоции-преобладание оптимистического настроения

Игровая деятельность усложнение игровых замыслов длительные игровые

объединения

Впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей

6-7 лет

Мышление-элементы логического развиваются на основе наглядно-образного

Речь-развитие внутренней речи

Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и

концентрировать процесс усвоения

Физиологическая чувствительность индивидуальна у большинства низкая

Объект познания-причинно- следственные связи между предметами и

явлениями

Способ познания-самостоятельная деятельность познавательное общение со

взрослыми и сверстниками

Отношения со сверстниками-собеседник партнёр деятельности

Отношения со взрослыми-источник эмоциональной поддержки

Развитие высших чувств

Длительные игровые объединения умения согласовывать своё поведение в

соответствии с ролью

Изменяются пропорции тела вытягиваются конечности соотношение длины

тела и окружности головы

Складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического

школьного обучения

Критерии и показатели готовности дошкольника к школе

Стороны готовности к школе

психологическая готовность

восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь,

сформированные личностные особенности, включающие интересы, мотивы,

способности, черты характера ребенка, а также качества, связанные с

выполнением им различных видов деятельности. К поступлению в школу у

ребенка должен быть достаточно развит самоконтроль, трудовые умения и

навыки, умение общаться с людьми, ролевое поведение.

Развитость восприятия проявляется в его избирательности, осмысленности,

предметности и высоком уровне сформированности перцептивных действий.

Внимание

детей

к

моменту

поступления

в

школу

должно

стать

произвольным,

обладающим

нужным

объемом,

устойчиво стью,

распределением, переключаемостью.

Память должна быть произвольной, чтобы ребенок располагал различными

эффективными средствами для запоминания, сохранения и воспроизведения

учебного материала.

Мышление.

При

поступлении

в

школу

оно

должно

быть

развито

и

представлено

во

всех

трех

основных

формах:

наглядно-действенной,

наглядно-образной и словесно-логической.

Речевая готовность

детей к обучению и учению прежде всего проявляется в их умении

пользоваться словом для произвольного управления поведением и

познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как

средства общения и предпосылки к усвоению письма. Об этой функции речи

следует проявлять особую заботу в течение среднего и старшего дошкольного

детства, так как развитие письменной речи существенно определяет прогресс

интеллектуального развития ребенка

Личностная и социально-психологическая готовность.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают

сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция

школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для

учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со

сверстниками и взрослыми.

Эмоционально-волевая готовность.

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок

умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать

усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется

произвольность психических процессов

Физическая готовность

общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный

тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие

нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста.

Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и

пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и

уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Интеллектуальная готовность.

В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный

запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных

процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие

формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу,

превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Критерии подготовленности ребенка к школе

нормальное физическое развитие и координация движений — достаточно

развитая мускулатура, точность движений, готовность руки к выполнению

мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения руки

и

глаза, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой;

желание учиться — наличие мотивов учения, отношение к нему как к очень

важному, значимому делу, стремление к приобретению знаний, интерес к

определенным учебным занятиям;

управление своим поведением — произвольность внешнего двигательного

поведения, обеспечивающую возможность выдерживать школьный режим,

организовывать себя на уроке;

владение приемами умственной деятельности — предполагает

определенный уровень развития познавательных процессов ребенка. Это

дифференциация восприятия, позволяющего наблюдать предметы и явления,

выделять в них те или иные свойства и стороны, владение логическими

операциями, способами осмысленного запоминания материала;

проявление самостоятельности — стремление искать способы решения и

объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные

пути,

давать

различные

варианты

решений,

обходиться

в

практической

деятельности

без посторонней помощи;

отношение к товарищам и взрослым — умение работать в коллективе,

считаться с интересами и желаниями товарищей, владеть навыками общения

со

сверстниками и взрослыми;

отношение к труду — предполагает сформированность у детей желания и

привычки

трудиться

для

себя

и

других,

осознания

ответственности

и

важности

выполняемого поручения;

умение ориентироваться в пространстве и тетради — связан с

ориентировкой в пространстве и времени, знанием единиц измерения,

наличием чувственного опыта, глазомера.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!