Автор: Корытина Любовь Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ№15
Населённый пункт: Кемеровская обл., г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Классный час "Цена кусочка хлеба"
Раздел: начальное образование
Конспект урока литературного чтения
Снежинка
К.Д. Бальмонт
Тема: О душе, прошедшей через жизненные испытания, но сохранившей чистоту и красоту.
Цель урока: обеспечить условия для:
*открытия детьми жизненной истины, что пройдя любые жизненные испытания человек может
сохранить чистоту и красоту души;
*Освоения детьми жанра лирического стихотворения (метаморфического языка, олицетворения,
эпитетов, филосовского содержания);
*Освоение детьми приёмов художественного анализа стихотворения (открытие художественного
смысла слов, выявление ключевых слов для понимания сути стихотворения).
Эпиграф: беды научают человека мудрости.
(пословица)
Оборудование: 1. Запись на доске (фамилия автора, тема);
2. Чайковский «Времена года» (Пьеса «Декабрь»)
3. Простые карандаши, рабочие тетради, учебники., ручки, домашние сочинения.
Ход урока:
I.
Организация художественного восприятия произведения.
1.1.-Сегодня мы начнём наш урок с беседы, а её тему вы узнаете, если отгадаете загадку,
которую я написала на доске. Прочтите её все вместе не громко.
«Белый ,пушистый, на землю ложится.»
-Что это такое?
-В какое время года бывает снег?
-Какие чувства вызывает у вас идущий снег?
Почему свежий снег скрипит, когда по нему идёшь?
1.2.Дома я вас просила написать сочинение о снежинке. Кто желает зачитать вслух?
1.3.Спасибо за ваши сочинения. Они действительно хороши. А теперь я включу музыку, а вы
закроете глазки и представите. Что вы снежинки, как вы летите с неба на землю, кружитесь,
взлетаете, плавно опускаетесь. (звучит музыка)
-Что вы видели и что чувствовали?
-Всегда ли вы летели одинаково?
-Что снежинке мешает просто тихо падать?
-Что ветер может делать со снежинкой?
-Так ли легко снежинке добраться до земли?
-Много испытаний приходится преодолеть снежинке. Чтобы попасть на землю. А сможет ли
она вернуться на небо?
1.4. –Прочтите хором тему.
-Что нам помогает понять эти слова?
-Спасибо!. Мне кажется, что от каждого из нас зависит есть ли в нашей душе чистота и красота,
и сможем ли мы её сохранить в жизни. (пауза)
-Прочитайте каждый вслух для себя эпиграф нашего урока. Согласны ли вы с тем, что беды
научат человека мудрости?
II.
Чтение художественного произведения.
Послушайте стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».
III.
Организация художественного анализа стихотворения.
3.1.- Поделитесь своими первыми впечатлениями, мыслями, вопросами.
3.2. –Куда стремилась снежинка?
-Прочитайте 1 строфу. Найдите и подчеркните прилагательные.
-Представьте , что на вашей руке светло-пушистая снежинка. Какими словами ещё вы её
опишите? (анализ слов)
-Как вы понимаете «смелая»? Про кого так говорят?
-Прочитайте 2 строфу. О чём повествует вторая строфа?
-Объясните слова «дорога бурная».
-Назовите синоним к слову «дорога». Какое из этих слов чаще употребляется со словом
«жизненный» (путь), т.е. течение жизни?
-На какую жизнь обрекает себя снежинка?
-«Дорога бурная»-значит сложный жизненный путь, проходящий ярко, в борьбе и в
стремлениях. Но всё-таки снежинка хочет сюда, на землю. Какими словами говорит об этом
автор?
Не просто хочет, а «просится».
-Какой дорогой ей предстоит пройти?
-Каким характером для этого нужно обладать?
-Найдите, как переносит она все трудности?
-Поясните слово «просится».
-Прочитайте 3 строфу и выпишите словосочетания, описывающие небо и землю.
-Объясните, почему они так обозначены?
-Объясните слово «низринула». Сравните его с глаголом «ринуться». Каким характером нужно
обладать?
-Что значит для снежинки земля? А небо?
-Что за «безвестная» страна, куда она стремится?
-Назовите слова, показывающие противоположность земли и неба.
-Эти глаголы ещё раз подтверждают волевой характер снежинки.
-Прочитайте 4 строфу.
-Найдите слова, с помощью которых описывается движение снежинки. Объясните их
значение.
-Почему автор называет снежинку умелой?
-В чём заключается её умение?
- А что происходит с другими снежинками в «лучах блистающих?
-Отыщите слова, которые уже употреблялись при описании снежинки в начале стихотворения.
-Какую картинку вы могли бы нарисовать?
-Почему все тают, а она «сохранно-белая»?
-Прочитайте 5 и 6 строфы.
-Почему их лучше читать вместе?
-Зачем автор вводит образ ветра? Что он символизирует?
-Каким нарисован ветер? (ищут мальчики)
-Какими нарисованы снежинки? (ищут девочки)
-Какие сильные страсти, неожиданные повороты судьбы, путь, полный борьбы, движений
прошла снежинка? Но сумели ли сломить её жизненные испытания? Докажите словами из
текста.
-Прочитайте 7 строфу.
-Всему приходит конец. Вот и путь снежинки подошёл к концу. Какой была её дорога?
-Слово «звезда» символизирует место прекрасное, чистое, высокое, ассоциируется с небом.
Снежинка достигла цели.
-Прочитайте 8 строфу и сравните её с первой. Найдите отличия.
-Зачем автор в этой строфе поменял местами слова»смелая « и «белая»?
-Посмотрите всё стихотворение и зачитайте те слова, которые изображают её как разумное
существо.
-У каждого разумного существа есть душа, и главное в жизни- не запятнать её , не сломаться,
сохранить её чистоту и красоту, не стать жестоким. Добавьте свои мысли к моему выводу.
IV.
Организация художественного исполнения произведения.
4.1.- Давайте негромко, вместе со мной прочитаем это стихотворение.
4.2.-Попробуйте по очереди (в парах) по одной строфе прочитать это стихотворение друг
другу. Не забывайте голосом показывать свои чувства, соблюдать знаки. Делать паузы.
4.3.-Прочитайте вслух то место, которое вам больше понравилось.
4.4.-Кто желает прочитать вслух всем нам это стихотворение?
-У кого появилось желание проделать путь снежинки?
V.
Организация художественного творчества.
5.1.-А теперь постарайтесь увидеть в нашем классе таких же волевых, смелых, чистых
людей. (в друзьях, близких людях и т.д.)
5.2.- Какие желания у вас появляются, когда вы встречаете таких людей?
5.3.- Приготовьте дома работу на тему:
«Самый мудрый человек в моём доме». Можно сделать рисунок или принеси фото этого
человека.
5.4.-А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Давайте запишем на
доске, какие красивые человеческие качества живут в наших сердцах.
5.5- Кому удалось сегодня понять что-то новое о себе?
А кто открыл что-то интересное для себя об авторе стихотворения?
Спасибо за работу на уроке, за стремление понять глубокий смысл стиховорения.