Напоминание

Классный час "Цена кусочка хлеба"


Автор: Корытина Любовь Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ№15
Населённый пункт: Кемеровская обл., г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Классный час "Цена кусочка хлеба"
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект урока литературного чтения

Снежинка

К.Д. Бальмонт

Тема: О душе, прошедшей через жизненные испытания, но сохранившей чистоту и красоту.

Цель урока: обеспечить условия для:

*открытия детьми жизненной истины, что пройдя любые жизненные испытания человек может

сохранить чистоту и красоту души;

*Освоения детьми жанра лирического стихотворения (метаморфического языка, олицетворения,

эпитетов, филосовского содержания);

*Освоение детьми приёмов художественного анализа стихотворения (открытие художественного

смысла слов, выявление ключевых слов для понимания сути стихотворения).

Эпиграф: беды научают человека мудрости.

(пословица)

Оборудование: 1. Запись на доске (фамилия автора, тема);

2. Чайковский «Времена года» (Пьеса «Декабрь»)

3. Простые карандаши, рабочие тетради, учебники., ручки, домашние сочинения.

Ход урока:

I.

Организация художественного восприятия произведения.

1.1.-Сегодня мы начнём наш урок с беседы, а её тему вы узнаете, если отгадаете загадку,

которую я написала на доске. Прочтите её все вместе не громко.

«Белый ,пушистый, на землю ложится.»

-Что это такое?

-В какое время года бывает снег?

-Какие чувства вызывает у вас идущий снег?

Почему свежий снег скрипит, когда по нему идёшь?

1.2.Дома я вас просила написать сочинение о снежинке. Кто желает зачитать вслух?

1.3.Спасибо за ваши сочинения. Они действительно хороши. А теперь я включу музыку, а вы

закроете глазки и представите. Что вы снежинки, как вы летите с неба на землю, кружитесь,

взлетаете, плавно опускаетесь. (звучит музыка)

-Что вы видели и что чувствовали?

-Всегда ли вы летели одинаково?

-Что снежинке мешает просто тихо падать?

-Что ветер может делать со снежинкой?

-Так ли легко снежинке добраться до земли?

-Много испытаний приходится преодолеть снежинке. Чтобы попасть на землю. А сможет ли

она вернуться на небо?

1.4. –Прочтите хором тему.

-Что нам помогает понять эти слова?

-Спасибо!. Мне кажется, что от каждого из нас зависит есть ли в нашей душе чистота и красота,

и сможем ли мы её сохранить в жизни. (пауза)

-Прочитайте каждый вслух для себя эпиграф нашего урока. Согласны ли вы с тем, что беды

научат человека мудрости?

II.

Чтение художественного произведения.

Послушайте стихотворение К. Бальмонта «Снежинка».

III.

Организация художественного анализа стихотворения.

3.1.- Поделитесь своими первыми впечатлениями, мыслями, вопросами.

3.2. –Куда стремилась снежинка?

-Прочитайте 1 строфу. Найдите и подчеркните прилагательные.

-Представьте , что на вашей руке светло-пушистая снежинка. Какими словами ещё вы её

опишите? (анализ слов)

-Как вы понимаете «смелая»? Про кого так говорят?

-Прочитайте 2 строфу. О чём повествует вторая строфа?

-Объясните слова «дорога бурная».

-Назовите синоним к слову «дорога». Какое из этих слов чаще употребляется со словом

«жизненный» (путь), т.е. течение жизни?

-На какую жизнь обрекает себя снежинка?

-«Дорога бурная»-значит сложный жизненный путь, проходящий ярко, в борьбе и в

стремлениях. Но всё-таки снежинка хочет сюда, на землю. Какими словами говорит об этом

автор?

Не просто хочет, а «просится».

-Какой дорогой ей предстоит пройти?

-Каким характером для этого нужно обладать?

-Найдите, как переносит она все трудности?

-Поясните слово «просится».

-Прочитайте 3 строфу и выпишите словосочетания, описывающие небо и землю.

-Объясните, почему они так обозначены?

-Объясните слово «низринула». Сравните его с глаголом «ринуться». Каким характером нужно

обладать?

-Что значит для снежинки земля? А небо?

-Что за «безвестная» страна, куда она стремится?

-Назовите слова, показывающие противоположность земли и неба.

-Эти глаголы ещё раз подтверждают волевой характер снежинки.

-Прочитайте 4 строфу.

-Найдите слова, с помощью которых описывается движение снежинки. Объясните их

значение.

-Почему автор называет снежинку умелой?

-В чём заключается её умение?

- А что происходит с другими снежинками в «лучах блистающих?

-Отыщите слова, которые уже употреблялись при описании снежинки в начале стихотворения.

-Какую картинку вы могли бы нарисовать?

-Почему все тают, а она «сохранно-белая»?

-Прочитайте 5 и 6 строфы.

-Почему их лучше читать вместе?

-Зачем автор вводит образ ветра? Что он символизирует?

-Каким нарисован ветер? (ищут мальчики)

-Какими нарисованы снежинки? (ищут девочки)

-Какие сильные страсти, неожиданные повороты судьбы, путь, полный борьбы, движений

прошла снежинка? Но сумели ли сломить её жизненные испытания? Докажите словами из

текста.

-Прочитайте 7 строфу.

-Всему приходит конец. Вот и путь снежинки подошёл к концу. Какой была её дорога?

-Слово «звезда» символизирует место прекрасное, чистое, высокое, ассоциируется с небом.

Снежинка достигла цели.

-Прочитайте 8 строфу и сравните её с первой. Найдите отличия.

-Зачем автор в этой строфе поменял местами слова»смелая « и «белая»?

-Посмотрите всё стихотворение и зачитайте те слова, которые изображают её как разумное

существо.

-У каждого разумного существа есть душа, и главное в жизни- не запятнать её , не сломаться,

сохранить её чистоту и красоту, не стать жестоким. Добавьте свои мысли к моему выводу.

IV.

Организация художественного исполнения произведения.

4.1.- Давайте негромко, вместе со мной прочитаем это стихотворение.

4.2.-Попробуйте по очереди (в парах) по одной строфе прочитать это стихотворение друг

другу. Не забывайте голосом показывать свои чувства, соблюдать знаки. Делать паузы.

4.3.-Прочитайте вслух то место, которое вам больше понравилось.

4.4.-Кто желает прочитать вслух всем нам это стихотворение?

-У кого появилось желание проделать путь снежинки?

V.

Организация художественного творчества.

5.1.-А теперь постарайтесь увидеть в нашем классе таких же волевых, смелых, чистых

людей. (в друзьях, близких людях и т.д.)

5.2.- Какие желания у вас появляются, когда вы встречаете таких людей?

5.3.- Приготовьте дома работу на тему:

«Самый мудрый человек в моём доме». Можно сделать рисунок или принеси фото этого

человека.

5.4.-А теперь прикоснитесь каждый к своему сердцу. Вы слышите его? Давайте запишем на

доске, какие красивые человеческие качества живут в наших сердцах.

5.5- Кому удалось сегодня понять что-то новое о себе?

А кто открыл что-то интересное для себя об авторе стихотворения?

Спасибо за работу на уроке, за стремление понять глубокий смысл стиховорения.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!