Автор: Корытина Любовь Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ№15
Населённый пункт: Кемеровская обл., г.Ленинск-Кузнецкий
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сценарий ко Дню Победы
Раздел: начальное образование
Сценарий ко Дню Победы
Победа!
Победа!
Во имя Отчизны -
Победа!
Во имя живущих -
Победа!
Во имя грядущих -
Победа!
Р. Рождественский
1.
Девочка рисует на асфальте
Не в граните вечном и не в смальте
Этот детский штрих из - под земли.
Девочка рисует на асфальте -
Пляшут разноцветные мелки.
За своей привычною работой
Позабыла обо всем она.
И не замечает пешеходов,
Так она сейчас увлечена.
Нет в ее рисунке краски черной,
Солнце в ярком золоте встает.
Мир ее,
Ничем не омраченный,
Светится, играет и поет.
Все мелок послушный нацарапал -
Вдруг не так что, взрослые, поймем:
Это солнце.
Это мама с папой.
Это я с подружкою вдвоем...
На планете,
Гневом опаленной,
Злу и темным силам вопреки
Мир встает огромный и зеленый ,
Пляшут разноцветные мелки.
(Евгений Антошкин)
2. - Что для жизни нужно?
Солнце!
- Что для дружбы нужно?
Сердце!
- Что для сердца нужно?
Счастье!
- Что для счастья нужно?
Мир!
3. Вы думаете, павшие молчат?
Конечно, да - вы скажете.
Неверно! Он и кричат,
Пока еще стучат
Сердца живых и осязают нервы.
Они кричат не где - нибудь, а в нас.
За нас кричат. Особенно ночами,
Когда стоит бессонница у глаз,
И прошлое толпится за плечами.
Они кричат, когда покой,
Когда
Приходят в город ветры полевые,
И со звездой горит звезда,
И памятники дышат, как живые.
Они кричат и будят нас, живых,
Невидимыми, чуткими руками.
Они хотят, чтоб памятником их
Была Земля
С пятью материками.
Великая! Она летит во мгле,
Ракетной скоростью
До глобуса уменьшена,
Жилая вся.
И ходит по Земле
Босая Память - маленькая женщина.
(Егор Исаев)
3. Дети уходят.
Экран (на экране 22 июня 1941 г.): кадры боя.
З
ВУЧИТ
песня «Священная война».
- Что такое война?
Это горе и слезы.
Что такое война?
Это гибель родных.
Что такое война?
Это разруха, голод и страх.
Чего же добивалась гитлеровская Германия, нападая 22 июня 1941 года на нашу
страну?
Тогда она бросила на нашу страну 190 оснащенных новейшей техникой и вооружением
танковых и пехотных дивизий, авиацию, военно - морской флот.
В разработанном гитлеровским руководством в 1840 году плане «Барбаросса» ставились не
только военные цели против Советского Союза. Главными в нем определялись цели,
направленные на уничтожение Советского государства, на ликвидацию Советского Союза, как
целостного самостоятельного образования. Наша страна должна была превратиться в аграрно -
сырьевой придаток Германии, в ее внутреннюю колонию. В этой связи предстояло провести
полную колонизацию всех проживающих на ее территории народов, людей всех народностей и
национальностей. Люди должны были стать для Германии дешевой рабочей силой.
Все управление оккупированными территориями и населением должно было осуществляться с
помощью жесточайшего аппарата уничтожения и подавления. Русский, украинский, белорусский
и другие народы были отнесены к так называемой «низшей» расе, которая должна была стать
покорной «высшей», немецкой расе, полностью ей подчиняться и обслуживать ее. Ни о каком
развитии собственной науки, культуры, истории, родного языка не могло и быть речи. Речь шла,
по существу, о низведении наших народов до рабского состояния.
На всех занятых вражеских территориях был установлен жесткий оккупированный режим. За
нарушение унизительных для человека правил устанавливалась в подавляющем большинстве
случаев одна мера наказания - расстрел на месте без суда и следствия.
Неограниченную власть осуществляла немецко - фашистская оккупационная администрация -
рейхскомиссариаты. Им подчинялись военные комендатуры. Каждый военный комиссариат был
неограниченным диктатором в районе, волости. В городах и селах назначались бургомистры и
старосты, которые обладали столь же неограниченной властью.
На оккупированной территории широко действовали различные карательные органы, которые
жестоко расправлялись с местными жителями, проводили массовые облавы, аресты, расстрелы.
Жители захваченных гитлеровцами городов и деревень без особого разрешения коменданта не
имели права отлучаться из мест постоянного проживания. На захваченных врагом территориях
советские люди не имели ни политических, ни экономических, ни юридических прав. Для всех
была введена трудовая повинность, которая продолжалась по 14 -16 часов в сутки. Кто уклонялся
от нее, подлежал заключению в каторжную тюрьму или расстрелу. Широко практиковались
штрафы, телесные наказания. Снабжения населения городов со стороны оккупированных властью
не было, жители могли рассчитывать только на то, что выращивали сами или обменивали на
продукты в деревнях. Вся государственная собственность, захваченная врагом, - заводы,
фабрики, собственность совхозов и колхозов была объявлена военной собственностью Германии.
В это же время многие из них варварски уничтожались. На время оккупированной территории
были уничтожены и разрушены сотни городов, около трех миллионов зданий. Полностью или
частично разрушено 12 тысяч промышленных предприятий, разорены 52 тысячи колхозов и 862
совхоза. Всего уничтожено или вывезено в Германию 46 тысяч тракторов, 18 тысяч комбайнов и
свыше 16 миллионов голов скота. На оккупированных территориях гитлеровцы ликвидировали
всю систему высшего и среднего образования. Было сожжено и разрушено свыше 17 тысяч
школ. В некоторых местах допускалось только четырехклассное образование. Проводилась
целенаправленная политика на уничтожение национальной культуры и науки русского,
украинского, белорусского и других народов. В Германию были вывезены наиболее ценные
экспонаты музеев, которые являлись национальной гордостью нашей страны. Разрушались
театры, дома и дворцы культуры. Всего было разрушено 208 театров. Одним из самых тяжких
преступлений фашистского режима оккупации являлся принудительный вывоз, угон на работы в
Германию людей. Вдумайтесь: гитлеровцы намечали вывезти 15 миллионов человек! Но удалось
вывезти 5 миллионов человек. По немецким сведениям, в феврале 1942 года в Германию
ежедневно привозили на работу 8-10 тысяч гражданских «русских». В основном это были
юноши и девушки, мужчины и женщины трудоспособного возраста. Многих из них эшелонами
отправляли на промышленные предприятия. Во многих городах Германии существовали
«невольничьи рынки», где каждый житель рейха мог «купить» себе работника, который
фактически становился рабом, лишенным каких- либо прав. Как и в ранее захваченных
европейских странах, гитлеровцы развернули большое количество концентрационных лагерей.
Несколько сотен их было на территории России, 260 в Белоруссии, 180 - на Украине. Эти
фашистские лагеря смерти (как их называли «фабрики смерти») стали местами массового
заключения и физического уничтожения тех, кто оказывал сопротивление фашистскому режиму
оккупации. Людей там уничтожали с помощью массовых расстрелов, газовых камер, преступных
медицинских экспериментов. Всего на оккупированной территории гитлеровцы уничтожили в
концлагерях массовыми расстрелами, в каторжных тюрьмах 11 миллионов человек и 4
миллиона военнопленных. С первых же дней войны жесточайший оккупационный режим вызвал
сопротивление людей. Массовый характер партизанское движение. Только на территории России
в нем участвовало 260 тысяч человек. Повсеместно действовали подпольные группы и
организации, которые наносили весомый урон планам оккупантов. Ибо и партизаны, и
подпольщики, и все, кто волею горькой судьбы оказался под пятой фашистской германии,
понимали, что она несла им рабство и уничтожение.
5. Сашко
Уходит отец в партизаны...
Прощаться с отцом не легко,
И вслед, обливаясь слезами,
Бежит босоногий Сашко.
Нет детскому горю предела...
Отец наклонился в седле:
«За стремя хвататься не дело,
Ты лучше разведай в селе.
И вот тебе в руки граната.
Теперь ты готов ко всему.
И вот тебе в руки граната,
И дай я тебя обниму.
Скрылись вдали партизаны.
Теперь и отец далеко.
Спокойный, с сухими глазами
Стоит на дороге Сашко.
Сашко примечает: у хаты,
Где дворик, поросший травой,
Фашистские ходят солдаты,
Фашистский стоит часовой.
Тут офицеры из штаба...
В минуту Сашко на крыльце!
В сердце недетская храбрость,
Решимость на детском лице.
«Я видел - в лесу партизаны,
Я шел по опушке вчера.
Я видел своими глазами:
Кто - то сидел у костра!»
За пазухой холод гранаты.
Гладкий холодный металл.
Мальчик стоит среди хаты,
Он все хорошо рассчитал,
Медленно, длинно, подробно
Он продолжает рассказ...
«Довольно! - кричат ему злобно, -
Где партизаны сейчас?»
Ненависть больше не пряча,
Сашко выпрямляется весь,
И слышится голос ребячий:
«Тут партизаны! Здесь!»
Быстро метнулась граната
В тех шестерых у стола:
Быстро метнулась граната -
К ним смерть, как расплата, пришла.
Сашко! Мальчуган босоногий!
Не жить тебе в тихом селе,
Не бегать по теплой дороге.
Спокойный лежишь ты и строгий,
Величье в детском челе.
Грозной и яростной мести
Детские жаждут сердца...
Сашко! Мальчуган босоногий!
Мы отомстим до конца
За город, истерзанный боем,
За мирную хату твою,
За юное сердце героя,
Погибшее в смертном бою.
6. Тяжелые испытания принесла война детям. Бессмертный героизм и мужество проявили
тысячи ребят. Многие из них не пощадили жизни ради победы.
На экране портреты пионеров - героев.
7. Четвертые сутки он в погребе тесном,
Где темень и холод, где сырость и плесень,
Четвертые сутки в одной рубашонке,
Избитый, измученный русский мальчонка.
А там, на свободе, где липа цветет,
Где пчел и стрекоз не смолкает работа,
Упорно и молча разведчика ждет
В боях уцелевший отряд патриотов.
А ты с темнотою
Один на один.
Так что же ты делаешь,
Миша Куприн?
Четвертые сутки...
А выхода нет.
И сил не хватает держаться,
И жалко мальчишке в четырнадцать лет
Вот так вот со всем расставаться.
Воды бы глоточек!
Один бы лишь взгляд
На небо, на рощицы дальние!
- Идемте! Я знаю тропинку в отряд! -
Решает разведчик израненный.
С врагами мальчишка один на один.
Куда же ведешь ты их,
Миша Куприн?
Ведет их сквозь орешник и ельник.
Родное, знакомое место, сюда
За клюквой ходили когда-то.
Ходили за клюквой...
Ну, вот и пора!
Прощайте! Держитесь, ребята!
С врагами мальчишка один на один.
Так что же задумал ты,
Миша Куприн?
А Мишка стоял - поворот головы,
В глазах пробежала усмешка:
«Просили в отряд привести?
Вот кусты!
Бегите! Громите! Не мешкайте!»
Ликуют фашисты: мол, наша взяла.
И рвутся сквозь частый кустарник.
Но что это? Поле. А там, у села,
Виднеются их же казармы,
В глазах у Мишки
Лазоревый свет...
А было мальчишке четырнадцать лет.
8. Окутано море тревогой,
Огнем Севастополь объят.
В разрушенной школе над пыльной дорогой
Осталась лишь горстка солдат.
Все ближе солдаты ложатся,
Осколки секут храбрецов.
«Нас десять! - сказал командир.-
А сражаться
Мы будем, как сотня бойцов!»
Герой - пионер был десятым,
Он числился сыном полка,
В минуты затишья читал он солдатам
Из книжки стихи Маршака.
К концу подошла передышка -
Вновь танк громыхнул вдалеке,
Но вдруг перед ним в рост поднялся парнишка
Со связкой гранат в кулаке.
В тельняшке своей полосатой
За Родину он воевал,
И метко с размаху метнул он гранаты,
Но сам был сражен наповал.
А танк задымил на поляне.
Бойцы подползли к храбрецу.
Раскинувши руки, лежал он в бурьяне,
И кровь все текла по лицу.
«Нас десять! И недругам крышка!»-
Сказал командир в том бою.
Он «десять» сказал, потому что парнишка
Навечно остался в строю.
9. И, кажется, снова в походе
Сегодня в рядах твоих верных друзей
Голиков Леня,
Дубинин Володя,
Котик,
Матвеева,
Зверев,
Казей.
10. По - всякому убивали фашисты людей: голодом, работой, выстрелом, удушьем, виселицей;
самых непокорных убивали льдом. Так убили и генерала А.Стебеля. Зимой его вывели на
лагерную площадь и, поливали из шланга, намораживая на живом человеке ледяную скорлупу.
Но не покачнулся генерал, не упал. Он обледенел стоя. И много дней стоял обледеневший, но не
покоренный генерал на площади.
11. Осенью 1942 года на Дону рота И.С . Ликунова получила боевое крещение. Потом были бои
в районе Богучар, Миллерово, Арбузовки.
В январе 1943 года бои шли в Ростовской области. Там недалеко от города Каменск - Шахтинский
есть небольшая станция Красновка. Роте Ликунова было поручено освободить ее от фашистов.
Готовясь к обороне, гитлеровцы соорудили вал вокруг территории станции из снега и соломы,
облив его ледяной водой. За этой неприступной крепостью фашисты чувствовали себя уверенно.
Ранним утром 14 января после артиллерийской подготовки рота поднялась в атаку. «Главное -
быстрота»,- наставлял своих солдат лейтенант Ликунов. Быстро добежали солдаты до вала, от
которого их отделяло всего 500 метров. Взять вал сходу было невозможно, и атака начала
захлебываться. В это время противник открыл по атакующим ураганный огонь. Один за другим
стали падать солдаты. Попробовали колоть лед штыками, рвать гранатами, но вал не поддавался.
Медлить было нельзя, это грозило роте гибелью. Тогда командир взвода лейтенант Седов
крикнул: «Шинели на вал!». В один момент полетели на вал солдатские шинели. Когда рота
ворвалась на станцию, от нее осталось только 13 человек. Быстро оценив обстановку, Ликунов
приказал всем занять пристанционные постройки и приготовиться к бою. Почти сутки 13
отважных бойцов вели неравный бой с врагом. Многие уже были ранены, кончились
боеприпасы. Почувствовав это, фашисты предложили комсомольцам сдаться в плен. Ответом
были одиночные выстрелы. Подойдя вплотную к строениям, гитлеровцы стали обкладывать их
соломой. А вскоре подожгли и станцию. Все солдаты, кто мог еще держать оружие, пошли в
последнюю штыковую атаку. Помощь мужественным воинам опоздала совсем не на много.
Ворвавшиеся на станцию солдаты увидели догорающие строения, а около них более сотни
вражеских трупов. В молчании обнажили они головы перед подвигом героев - комсомольцев,
которые сражались до последнего патрона и предпочли смерть фашистскому плену.
31 марта 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР всем
13 воинам было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
«Я прошу всех встать», - такими словами я обращаюсь к слушателям и
начинаю читать имена героев - комсомольцев:
гвардии лейтенант И.С. Ликунов
гвардии лейтенант И. В. Седов
гвардии сержант В.А. Васильев
гвардии младший сержант К.К.Кубакаев
гвардии сержант М.М.Сиврюков
гвардии рядовой Н.А.Сирин
гвардии рядовой З.Т.Утягулов
гвардии рядовой Н.Н.Нумеровский
гвардии рядовой К, И. Поляков
гвардии рядовой И. А. Полухин
гвардии рядовой Е.П. Котов
гвардии рядовой И.И. Тарасенко
...Давно отгремели военные залпы. Но очень часто напоминают нам о прошедшей войне
памятники и обелиски солдатскому мужеству. Их много на нашей земле.
12.На экране кадры победы.
Звучит песня «День Победы»
13. Победа
Майский полдень лучист,
Над Берлином затихла гроза,
И пришла тишина
Настороженно - чуткая следом...
Тот, кто видел ее,
Кто тогда заглянул ей в глаза,
Тот навеки запомнил
Черты долгожданной победы...
Через пепел и камни
В простой, запыленной одежде,
К нам шагала она -
Поседевшая, мудрая мать,
Та, что нас родила,
Та, что всех нам родней и дороже.
Нет, ее не согнула, не сломила гроза.
Только стала лицом она
Строже на годы разлуки.
Мы глядели в ее молодые,
Как прежде, глаза.
На ее потемневшие, в ссадинах руки.
- Здравствуй, мать!..-
Где - то в горле застряли слова.
По щекам потекли
Столько лет береженные слезы...
За ней распахнулась
Родимых небес синева...
И на дальних пригорках
Под ветром качнулись березы.
(Виктор Кочетков)
14. Герои давно отгремевшей войны
Восходят рассветы, сгорают закаты,
Не знает, не ищет земля тишины.
В трудах и тревогах седеют солдаты -
Герои давно отгремевшей войны.
Прошли эти люди сквозь громы и пламя,
Но молодо сердце и руки сильны.
На стройках великих работают с нами
Герои давно отгремевшей войны.
Роса на кустах зажигается ярких,
Листву согревает дыханье весны.
Гуляют с внучатами в солнечных парках
Герои давно отгремевшей войны.
В лучистом цвету неоглядные дали,
И песни звенят на просторах страны.
И солнце, и песню в боях отстояли
Герои давно отгремевшей войны.
Мы помним про подвиг, свершенный когда
Дорогу отцов продолжают сыны.
Спокойны и счастливы будьте, солдаты,
Герои давно отгремевшей войны!
(Максим Геттуев)
15. У Кремлевской стены
Где раскинулся парк,
Люди молча, сняв шапки, стоят.
Там пылает огонь
И в земле рядом спит
Вечным сном
Неизвестный солдат.
Ты за нас воевал,
Ты за нас жизнь отдал.
Чей-то сын, иль отец, или брат.
Помним мы о тебе,
О тебе говорим И поем,
Неизвестный солдат.
Мы приходим к тебе -
И приносим цветы -
Скромный дар от ребят.
Мы клянемся тебе
Край родной так любить,
Как любил
Неизвестный солдат.
16. Клятва
Жизнь пройдет, а это не сотрется:
Присягают Родине сыны.
Пасмурно.
Но словно вышло солнце -
Так глаза солдат просветлены.
С кумачом деревья зашептались
И застыли в гулкой тишине.
И теперь лицом к лицу остались
Родина и я - наедине.
Я клянусь: без устали,
Повсюду
Охранять родимые края.
Я тебе достойным сыном буду,
Мать солдата, Родина моя.
Я клянусь надежною защитой
Заслонить тебя в любом бою.
Никаким врагам не дам в обиду
Мать солдата - Родину мою.
(ВДубровин)
17. Ради счастья и жизни на свете,
Ради воинов, павших тогда,
Да не будет войны на планете
Никогда! Никогда! Никогда!
Пусть солнце утопит всю землю в лучах!
Пусть!
Пусть мирные звезды сияют над ней!
Пусть!
Пусть дышится глубже, спокойней, вольней!
Пусть! Пусть! Пусть!
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!
Пусть всегда будет мир!