Автор: Даулеткалиева Аида Жаукеновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР ДС №58 Жемчужинка
Населённый пункт: Челябинская область, г. Озерск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Картотека трудовой деятельности, детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Картотека трудовых поручений
для детей старшего дошкольного возраста
составитель: воспитатель Даулеткалиева Аида Жаукеновна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Трудовая деятельность в детском саду
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего
поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с
трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе
ознакомления
с
трудом
взрослых
воспитатель
формирует
у
детей
положительное
отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать
взрослым посильную помощь.
Трудовое
воспитание
в
программе
является
обязательным
компонентом
развития
базовых
и
творческих
способностей
ребенка,
важнейшим
средством
формирования
культуры межличностных отношений.
Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и
половых
особенностей)
интереса
к
труду
взрослых,
воспитания
желания
трудиться,
навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
В
соответствии
с
программой,
трудовое
воспитание
включает
основные
виды:
самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его
организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.
Краткая характеристика видов труда:
Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя
(одевание, раздевание, прием пищи, умывание).
Хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др.
В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится
создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно
- бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую
пользу.
Труд в природе – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде,
озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.
Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворение эстетичных
потребностей человека (изготовление поделок).
Краткая характеристика форм организации труда:
Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо
трудовое
действие.
Трудовое
поручение
по
форме
организации
может
быть:
индивидуальным, подгрупповым,
Общим. По продолжительности: кратковременным, постоянным. По содержанию –
соответствовать видам труда.
Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой,
в уголке природы, по подготовке к занятиям).
Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели
каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.
Совместный
труд –
предполагает
взаимодействие
детей,
зависимость
каждого
от
темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).
Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом
решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в
случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.
Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи
воспитателям в организации трудовой деятельности дошкольников.
Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к
концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:
• повысится интерес дошкольников к труду;
• сформируются навыки совместной деятельности;
• сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между
подгруппами;
• расширятся представления детей об окружающем;
• создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее
становления;
• Ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;
•
Возрастет
значимость
положительного
влияния
коллектива
на
личность;
укрепятся
товарищеские
связи;
установятся
тесные
дружеские
контакты,
взаимопонимание,
взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут
нормой поведения;
• Сформируется чувство общественного долга;
• Труд станет для детей потребностью.
Картотека трудовых поручений
для детей старшего дошкольного возраста
Задание №1
«Полив комнатных растений».
Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по
листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые
растения. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих
действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей
природе, желание заботиться о ней.
Задание №2
« Мытьё комнатных растений».
Цель: дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не
заливать, поливать равномерно); воспитывать желание ухаживать за растениями.
Привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных
растениях.
Задание №3
«Опрыскивание комнатных растений водой из
пульверизатора».
Цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что
листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить
детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по
внешнему виду растения), напомнить технику полива.
Задание №4
«3еленый десант на комнатные растения»
(убираем больные листья, подкормка).
Цель: учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу
за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка), правильно выполнять
соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении
каждой из них.
Задание №5
«Ухаживаем за
растениями».
Цель: уточнить полученные ранее знания о способах содержания растений в чистоте,
учить детей выбору способа снятия с растения пыли, ориентируясь на особенности его
внешнего вида, строения.
Задание №6
«Рыхление почвы у комнатных растений».
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для
чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила
пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки,
аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей
природе.
Задание №7
«Подкормка растений».
Цель: рассказать детям о необходимости подкормки растений, опираясь на знания детей о
том, что источником питания для растений является почва, о том, что постепенно, отдавая
питательные вещества растениям, почва истощается. Показать, как выполняется
подкормка растений.
Задание №8
«Мытье поддонов».
Цель: учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять
обязанности, согласовывать действия.
Задание №9
«Пересадка комнатных растений».
Цель: расширить представления детей о трудовых действиях по уходу за растениями
различных видов: учить выполнять пересадку комнатных растений. Познакомить детей с
последовательностью и техникой работы, правилами личной гигиены, предложить оказать
посильную помощь воспитателю.
Задание №10
«Посадка лука».
Цель: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты
и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях,
необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при
работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание
добиться результата, участвовать в общем деле.
Задание №11
«Посадка семян гороха».
Цель: предложить детям рассказать, как из семени вырастает растение, уточнить и
дополнить ответы детей. Актуализировать и конкретизировать представления об
условиях, необходимых для роста гороха.
Задание№12
«Посев семян цветов и овощей».
Цель: дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить
последовательности действий, требуемых при посеве семян: делать углубление в грунте
(для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки);
учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей
о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады,
а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать
экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание
заботиться о ней.
Задание №13
«Высаживание рассады, уход за ней».
Цель: формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений
(семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и
ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать,
подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень
хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и
растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей
природе, желание заботиться о ней.
Задание №14
«Дежурство по столовой».
Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного.
Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Убирать
посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в
сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Задание №15
«Дежурство зоне образовательной деятельности»
Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать
на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это
необходимо, убирать их после занятия на место.
Задание №16
«Приготовим оборудование и материалы для образовательной деятельности».
Цель: развивать чувство ответственности за порученное дело, учить детей аккуратно
раскладывать материалы и оборудование для образовательной деятельности.
Задание №17
Очистить от пластилина, доски для лепки.
Цель: формировать навыки коллективного труда
Задание №18
«Учимся заправлять свои постели».
Цель: довести до сознания детей, как надо правильно заправлять постель; воспитывать
самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым. Воспитывать ответственное
отношение к труду по самообслуживанию, самостоятельность.
Задание №19
«Помощь младшему воспитателю в раскладывании постельных принадлежностей на
кроватях».
Цель: учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание
помочь младшему воспитателю и уважение к чужому труду. Воспитывать желание
трудиться, чувство ответственности за порученное дело.
Задание №20
«Смена грязных полотенец».
Цель: поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить
поручение. Учить вешать полотенце в индивидуальную ячейку. Воспитывать желание
трудиться и помогать взрослым.
Задание №21
«Порядок в шкафу раздевальной комнаты»
(вместе с младшим воспитателем)
Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф
от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на
место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.
Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно.
Задание №21
«Мытьё стульчиков».
Цель: учить детей помогать младшему воспитателю, поддерживать в порядке и чистоте
стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам.
Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно –
гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их
труду.
Задание №22
«Мытьё строительного материала».
Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей
постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровом уголке, мыть строительный
материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его,
просушивать; соблюдать правила личной гигиены.
Задание №23
Влажная уборка модулей для конструирования.
Цель: формировать навыки коллективного труда.
Задание №24
«Протираем от пыли полки для игр и игрушек».
Цель: продолжать учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой. Развивать
трудовые умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага
других.
Задание №25
«Наведение порядка в группе после игры».
Цель: формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки
после игры. Совершенствовать умение составлять план работы, отбирать необходимые
материалы для предстоящей деятельности.
Задание №26
«Порядок в игрушках»
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в
порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение
видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать уважение к
собственному труду и труду других людей.
Задание №27
«Мытьё кукол».
Цель: учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы,
чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок,
аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их
труду.
Задание № 28
Поддерживать внешний вид кукол: подбирать одежду, расчесать, завязать бант.
Цель: воспитывать чувство удовлетворения от сделанной работы.
Задание № 29
«Стирка кукольного белья».
Цель: учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки. Учить
детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые
принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом.
Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно –
гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.
Задание №30
«Стирка салфеток, используемых
по изобразительной деятельности».
Цель: учить детей навыкам намыливания, полоскания и отжима салфетки, продолжать
формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности).
Задание №31
« Поддержание порядка в шкафу с пособиями».
Цель: учить детей самостоятельно расставлять пособия, поддерживать порядок в шкафах,
протирать пыль.
Задание №32
«Протираем подоконники влажной ветошью в групповой комнате и спальне».
Цель: учить детей при работе с водой соблюдать следующие правила: засучивать рукава,
намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать ее в воде.
Задание №33
«Уборка строительного материала».
Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей
постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный
материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его,
просушивать; соблюдать правила личной гигиены.
Задание №34
« Уборка в игровом уголке ».
Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в
порядке, мыть их, сушить, протирать и расставлять на места.
Задание №35
«Расставим стулья в определенном порядке».
Цель: продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро,
старательно.
Задание №36
«Ремонт коробок для бросового материала».
Цель: закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем, воспитывать
бережливость, умение работать коллективно.
Задание №37
«Работа в книжном уголке».
(реставрация книг).
Цель: учить детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их
(правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками). Воспитывать
бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок.
Задание №38
«Работа
в
книжном
уголке:
помогаем
ремонтировать
книги
из
библиотеки
младшей
группы».
Цель: предложить детям помочь отремонтировать книги малышей. Воспитывать бережное
отношение к книгам, взаимопомощь. Формировать и учить использовать навыки ремонта
книг.
Задание №39
«У нас в шкафу порядок».
Цель: приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней
одежды.
Задание №40
«Генеральная уборка в групповой комнате».
Цель: предложить детям внимательно осмотреть групповую комнату и определить, что
необходимо сделать, чтобы навести порядок; совместно с воспитателем наметить план
работы. Учить организовывать совместный труд. Формировать ответственность за
выполнение поручений.