Напоминание

Картотека трудовой деятельности, детей старшего дошкольного возраста


Автор: Даулеткалиева Аида Жаукеновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР ДС №58 Жемчужинка
Населённый пункт: Челябинская область, г. Озерск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Картотека трудовой деятельности, детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека трудовых поручений

для детей старшего дошкольного возраста

составитель: воспитатель Даулеткалиева Аида Жаукеновна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Трудовая деятельность в детском саду

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего

поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с

трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе

ознакомления

с

трудом

взрослых

воспитатель

формирует

у

детей

положительное

отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать

взрослым посильную помощь.

Трудовое

воспитание

в

программе

является

обязательным

компонентом

развития

базовых

и

творческих

способностей

ребенка,

важнейшим

средством

формирования

культуры межличностных отношений.

Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и

половых

особенностей)

интереса

к

труду

взрослых,

воспитания

желания

трудиться,

навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В

соответствии

с

программой,

трудовое

воспитание

включает

основные

виды:

самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его

организации — поручения, дежурства, общий, совместный и коллективный труд детей.

Краткая характеристика видов труда:

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание самого себя

(одевание, раздевание, прием пищи, умывание).

Хозяйственно-бытовой труд – труд по уборке помещения, мытье посуды, стирка и др.

В отличие от самообслуживания, имеет общественную направленность. Ребенок учится

создавать и содержать в соответствующем виде окружающую среду. Навыки хозяйственно

- бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании и в труде на общую

пользу.

Труд в природе – уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде,

озеленение участка, участие в чистке аквариума и др.

Ручной и художественный труд – труд, направленный на удовлетворение эстетичных

потребностей человека (изготовление поделок).

Краткая характеристика форм организации труда:

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнять какое либо

трудовое

действие.

Трудовое

поручение

по

форме

организации

может

быть:

индивидуальным, подгрупповым,

Общим. По продолжительности: кратковременным, постоянным. По содержанию –

соответствовать видам труда.

Дежурства – труд одного или нескольких детей в интересах всей группы (по столовой,

в уголке природы, по подготовке к занятиям).

Общий труд – предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели

каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно.

Совместный

труд

предполагает

взаимодействие

детей,

зависимость

каждого

от

темпа, качества работы другого. Цель – единая (по цепочке).

Коллективный труд – форма организации труда, при которой дети наряду с трудом

решают и нравственные задачи: договориться о разделении труда, помогают друг другу в

случае необходимости, «болеют» за качество общей совместной работы.

Данные методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи

воспитателям в организации трудовой деятельности дошкольников.

Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к

концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:

• повысится интерес дошкольников к труду;

• сформируются навыки совместной деятельности;

• сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между

подгруппами;

• расширятся представления детей об окружающем;

• создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее

становления;

• Ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка;

Возрастет

значимость

положительного

влияния

коллектива

на

личность;

укрепятся

товарищеские

связи;

установятся

тесные

дружеские

контакты,

взаимопонимание,

взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимообучение; сотрудничество и поддержка станут

нормой поведения;

• Сформируется чувство общественного долга;

• Труд станет для детей потребностью.

Картотека трудовых поручений

для детей старшего дошкольного возраста

Задание №1

«Полив комнатных растений».

Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по

листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые

растения. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих

действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей

природе, желание заботиться о ней.

Задание №2

« Мытьё комнатных растений».

Цель: дать детям представление о способах полива (в поддон, под листья) и правилах (не

заливать, поливать равномерно); воспитывать желание ухаживать за растениями.

Привлекать детей к посильной помощи, уточнить представления детей о комнатных

растениях.

Задание №3

«Опрыскивание комнатных растений водой из

пульверизатора».

Цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что

листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить

детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по

внешнему виду растения), напомнить технику полива.

Задание №4

«3еленый десант на комнатные растения»

(убираем больные листья, подкормка).

Цель: учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу

за ними необходимы (полив, очистка, рыхление, подкормка), правильно выполнять

соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении

каждой из них.

Задание №5

«Ухаживаем за

растениями».

Цель: уточнить полученные ранее знания о способах содержания растений в чистоте,

учить детей выбору способа снятия с растения пыли, ориентируясь на особенности его

внешнего вида, строения.

Задание №6

«Рыхление почвы у комнатных растений».

Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для

чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила

пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки,

аккуратность. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей

природе.

Задание №7

«Подкормка растений».

Цель: рассказать детям о необходимости подкормки растений, опираясь на знания детей о

том, что источником питания для растений является почва, о том, что постепенно, отдавая

питательные вещества растениям, почва истощается. Показать, как выполняется

подкормка растений.

Задание №8

«Мытье поддонов».

Цель: учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять

обязанности, согласовывать действия.

Задание №9

«Пересадка комнатных растений».

Цель: расширить представления детей о трудовых действиях по уходу за растениями

различных видов: учить выполнять пересадку комнатных растений. Познакомить детей с

последовательностью и техникой работы, правилами личной гигиены, предложить оказать

посильную помощь воспитателю.

Задание №10

«Посадка лука».

Цель: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты

и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях,

необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при

работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание

добиться результата, участвовать в общем деле.

Задание №11

«Посадка семян гороха».

Цель: предложить детям рассказать, как из семени вырастает растение, уточнить и

дополнить ответы детей. Актуализировать и конкретизировать представления об

условиях, необходимых для роста гороха.

Задание№12

«Посев семян цветов и овощей».

Цель: дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить

последовательности действий, требуемых при посеве семян: делать углубление в грунте

(для посева семян, каждый раз отмечая палочкой расстояние между ними и бороздки);

учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей

о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады,

а какие семена сеют в открытый грунт. Развивать трудовые умения и навыки. Воспитывать

экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание

заботиться о ней.

Задание №13

«Высаживание рассады, уход за ней».

Цель: формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений

(семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и

ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать,

подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень

хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и

растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей

природе, желание заботиться о ней.

Задание №14

«Дежурство по столовой».

Цель: учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного.

Тщательно мыть руки, надевать одежду дежурного, правильно сервировать стол. Убирать

посуду после еды. Развивать трудовые умения и навыки, умение видеть непорядок в

сервировке стола. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Задание №15

«Дежурство зоне образовательной деятельности»

Цель: самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного: раскладывать

на столы материалы и пособия, приготовленные воспитателем для занятия; мыть, если это

необходимо, убирать их после занятия на место.

Задание №16

«Приготовим оборудование и материалы для образовательной деятельности».

Цель: развивать чувство ответственности за порученное дело, учить детей аккуратно

раскладывать материалы и оборудование для образовательной деятельности.

Задание №17

Очистить от пластилина, доски для лепки.

Цель: формировать навыки коллективного труда

Задание №18

«Учимся заправлять свои постели».

Цель: довести до сознания детей, как надо правильно заправлять постель; воспитывать

самостоятельность, аккуратность, желание помочь взрослым. Воспитывать ответственное

отношение к труду по самообслуживанию, самостоятельность.

Задание №19

«Помощь младшему воспитателю в раскладывании постельных принадлежностей на

кроватях».

Цель: учить сортировать постельное бельё по принадлежности, воспитывать желание

помочь младшему воспитателю и уважение к чужому труду. Воспитывать желание

трудиться, чувство ответственности за порученное дело.

Задание №20

«Смена грязных полотенец».

Цель: поддерживать устойчивый интерес к труду, стремление старательно выполнить

поручение. Учить вешать полотенце в индивидуальную ячейку. Воспитывать желание

трудиться и помогать взрослым.

Задание №21

«Порядок в шкафу раздевальной комнаты»

(вместе с младшим воспитателем)

Цель: учить детей поддерживать порядок в личных шкафах для одежды: освободить шкаф

от одежды и обуви, протереть полки влажной тряпкой, и сложить аккуратно одежду на

место. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок, аккуратность при работе с водой.

Воспитывать желание трудиться в коллективе дружно.

Задание №21

«Мытьё стульчиков».

Цель: учить детей помогать младшему воспитателю, поддерживать в порядке и чистоте

стульчики в групповой комнате: протирать их влажной тряпочкой; расставлять по местам.

Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно –

гигиенические требования. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их

труду.

Задание №22

«Мытьё строительного материала».

Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей

постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровом уголке, мыть строительный

материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его,

просушивать; соблюдать правила личной гигиены.

Задание №23

Влажная уборка модулей для конструирования.

Цель: формировать навыки коллективного труда.

Задание №24

«Протираем от пыли полки для игр и игрушек».

Цель: продолжать учить детей протирать пыль с полок влажной тряпочкой. Развивать

трудовые умения и навыки. Воспитывать эстетический вкус, желание трудиться для блага

других.

Задание №25

«Наведение порядка в группе после игры».

Цель: формировать у детей осознанное стремление к порядку, привычку убирать игрушки

после игры. Совершенствовать умение составлять план работы, отбирать необходимые

материалы для предстоящей деятельности.

Задание №26

«Порядок в игрушках»

Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в

порядке: мыть, сушить, протирать и расставлять на места. Развивать трудолюбие, умение

видеть непорядок; аккуратность при работе с водой. Воспитывать уважение к

собственному труду и труду других людей.

Задание №27

«Мытьё кукол».

Цель: учить детей помогать воспитателю в мытье кукол: полоскать замоченные куклы,

чистить их с помощью щёток. Развивать трудолюбие, умение видеть непорядок,

аккуратность при работе с водой. Воспитывать желание помогать взрослым, уважение к их

труду.

Задание № 28

Поддерживать внешний вид кукол: подбирать одежду, расчесать, завязать бант.

Цель: воспитывать чувство удовлетворения от сделанной работы.

Задание № 29

«Стирка кукольного белья».

Цель: учить детей помогать воспитателю в стирке кукольной одежды и постельки. Учить

детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; готовить необходимые

принадлежности для стирки и сушки, а так же рабочее место; уметь пользоваться мылом.

Развивать трудовые умения и навыки, умение соблюдать при работе культурно –

гигиенические требования. Воспитывать желание трудиться для блага других.

Задание №30

«Стирка салфеток, используемых

по изобразительной деятельности».

Цель: учить детей навыкам намыливания, полоскания и отжима салфетки, продолжать

формировать культуру труда (опрятность в процессе деятельности).

Задание №31

« Поддержание порядка в шкафу с пособиями».

Цель: учить детей самостоятельно расставлять пособия, поддерживать порядок в шкафах,

протирать пыль.

Задание №32

«Протираем подоконники влажной ветошью в групповой комнате и спальне».

Цель: учить детей при работе с водой соблюдать следующие правила: засучивать рукава,

намочить тряпочку и насухо отжать ее, по мере загрязнения ополаскивать ее в воде.

Задание №33

«Уборка строительного материала».

Цель: учить мыть, просушивать и укладывать строительный материал, приучать детей

постоянно и своевременно поддерживать порядок в игровым уголке, мыть строительный

материал мыльным раствором, приготовленным воспитателем, ополаскивать его,

просушивать; соблюдать правила личной гигиены.

Задание №34

« Уборка в игровом уголке ».

Цель: учить детей перед началом работы надевать рабочие фартуки; содержать игрушки в

порядке, мыть их, сушить, протирать и расставлять на места.

Задание №35

«Расставим стулья в определенном порядке».

Цель: продолжать развивать трудовые навыки; выполнять поручение аккуратно, быстро,

старательно.

Задание №36

«Ремонт коробок для бросового материала».

Цель: закреплять технические навыки работы с ножницами и клеем, воспитывать

бережливость, умение работать коллективно.

Задание №37

«Работа в книжном уголке».

(реставрация книг).

Цель: учить детей выбирать книги, нуждающиеся в ремонте, аккуратно подклеивать их

(правильно пользоваться клеем и ножницами, пользоваться салфетками). Воспитывать

бережное отношение к книгам, стремление трудиться, поддерживать порядок.

Задание №38

«Работа

в

книжном

уголке:

помогаем

ремонтировать

книги

из

библиотеки

младшей

группы».

Цель: предложить детям помочь отремонтировать книги малышей. Воспитывать бережное

отношение к книгам, взаимопомощь. Формировать и учить использовать навыки ремонта

книг.

Задание №39

«У нас в шкафу порядок».

Цель: приучать детей аккуратности при складывании вещей в шкафчике для верхней

одежды.

Задание №40

«Генеральная уборка в групповой комнате».

Цель: предложить детям внимательно осмотреть групповую комнату и определить, что

необходимо сделать, чтобы навести порядок; совместно с воспитателем наметить план

работы. Учить организовывать совместный труд. Формировать ответственность за

выполнение поручений.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!