Напоминание

Использование календарей наблюдений как эффективное и интересное средство экологического воспитания детей дошкольного возраста


Автор: Власова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №126
Населённый пункт: г. Екатеринбург Свердловской обдасти
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование календарей наблюдений как эффективное и интересное средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование календарей наблюдений как эффективное и интересное

средство экологического воспитания детей дошкольного

возраста

Интересным и эффективным средством экологического воспитания

дошкольников является использование в работе календарей наблюдений.

Рассмотрим, какие календари наблюдений имеются в ДОУ, и как

правильно организовывать работу детей с календарями.

Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы

Этот календарь отражает состояние природы (неживой, растительного

и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные

наблюдения . Заполнение страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений,

неотъемлемая часть "недельной методики" ознакомления детей с

сезонными явлениями природы. Страница календаря подготовительной к

школе группы, рассчитанная на всю неделю наблюдений, имеет

следующие параметры: время представлено условным "месяцем" с

четырьмя неделями по семь дней; неживая природа представлена графой

"погода" семью окошечками на каждый день той недели (оптимально:

второй или третьей), когда происходят наблюдения; живая природа – это

большая неразделенная часть страницы, на которой изображаются в виде

рисунка растительность (1-2 дерева, куст), покров земли и животные

(главным образом, птицы и насекомые), которых можно увидеть в это

время.

Заполнение календаря производится значками и рисунком в полном

соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время

которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя

закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками

изображают погоду. В середине недели после рассматривания покрова

земли, дерева и куста, которые выбраны для отображения в календаре,

дошкольники рисуют их в графе "Живая природа". В конце недели, после

специального наблюдения за птицами, насекомыми и другими сезонно

появляющимися животными, дети изображают их значками или

рисунками в графе "Живая природа", т.е. дополняют имеющийся пейзаж.

В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки

дней одной недели (столбики трех недель остаются белыми), заполненные

значками окошечки "погоды", рисунок-пейзаж с изображением дерева,

куста, покрова земли и каких-либо животных - все соответствует

конкретному моменту состояния природы.

Таким образом, заполненная страница календаря - это графическая

модель состояния природы определенного периода определенного

времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение

природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную

роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на

которой изображены значки и символы, - она помогает правильно

заполнять календарь. Каждый день недели имеет свое обозначение

цветом. Наиболее приемлемой является радужная гамма: понедельник -

фиолетовый, вторник - синий, среда - голубой, четверг - зеленый, пятница

- желтый, суббота - оранжевый, воскресенье - красный. Значки погодных

явлений - это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям

образы солнца, дождя, снега и т.д. Степень тепла и холода обозначается

схематическим изображением человечка, закрашенного символическим

цветом: в жару - красным, в теплое время - желтым, в прохладу - зеленым,

а в мороз - синим. Животных можно изображать как рисунком, так и

значками, (например, птиц - "галочками" характерного для вида цвета).''

Заполнение календаря - важный эколого-педагогический процесс,

который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством

воспитателя. Чтобы эта деятельность не вызывала трудностей у взрослого

и доставляла радость дошкольникам, можно использовать специальный

прием: рисовать по трафареткам карандашами. Трафаретки воспитатель

делает из плотного прозрачного полиэтилена, с их помощью легко и

быстро дети

раскрашивают дни недели, отмечают погоду, создают рисунок дерева. В

ряде случаев рисунок в карандаше дополняется краской, что облегчит

создание пейзажа в календаре: снег на земле, зеленая или желтая листва

на дереве, трава весной или летом вполне могут быть изображены гуашью

или акварелью.

Очень важно, чтобы рисунок правильно отражал состояние природы:

только в этом случае календарь становится моделью. Например,

рассматривая с детьми березу на третьей неделе сентября, воспитатель

обращает внимание на следующие моменты: много или мало листьев на

дереве; есть ли листья под ним на земле; где их больше - на дереве или на

земле; какого цвета листья на березе, под ней; каких листьев на дереве

больше - зеленых или желтых; где находятся зеленые листья (на макушке,

снизу кроны или сбоку), а где - желтые; как красивы золотистые листочки

на ярко-зеленой траве. Все это имеет значение для правильного

отображения в календаре состояния дерева, куста, покрова земли в начале

осени. При этом важно подобрать карандаши и краски, чтобы они с

максимальным приближением к натуре передавали осенние цвета

природы. Аналогичный рисунок на третьей неделе октября будет

выглядеть иначе: на березе останется мало листьев, все они будут

желтыми, зато под ней вся земля будет усыпана золотом листьев и т.д.

И уж совсем иным будет пейзаж с березой в ноябре: дерево голое,

опавшая листва уже не ярко-желтая, а жухло-коричневая, трава завяла,

желтая или тоже жухлая, лужи и мокрая земля. Для создания такого

пейзажа нужны другие карандаши и краски.

Одна неделя наблюдений за погодой и их фиксация в календаре - это

"срез" состояния природы в определенный период сезона. Модель всего

сезона получается в результате проведения такой работы ежемесячно: три

заполненные страницы календаря (например, сентябрь, октябрь, ноябрь)

отражают последовательно три периода осени - ее начало, разгар, конец.

Календарь наглядно демонстрирует динамику осенних изменений

природы, в нем отражается зависимость состояния живой природы от

погодно -

климатических факторов. Именно поэтому календарь сезонных

изменений природы становится экологической моделью, в которой

наглядно и одновременно представлен сезон с его существенно

меняющимися характеристиками.

Заполненные страницы календаря за 12 месяцев - это круглогодичная

модель сезонных изменений в природе. Ценность такого моделирования

велика: календари заполняются самими детьми на основе

непосредственных наблюдений в природе; аккуратно и правильно

заполненные календари превращаются в хорошее наглядное пособие,

которое можно использовать с разной целью и в разные моменты

воспитательно-образовательного процесса.

С детьми старшей группы создается такой же календарь, его содержание

немного проще, чем в подготовительной к школе группе: графа "Время"

может состоять из одной недели, в графе "Живая природа" обязательными

элементами являются одно дерево и покров земли.

Покров земли всегда имеет ярко выраженные сезонные признаки.

Колебания погоды не имеют принципиального значения, закономерность -

сезонных изменений в природе проявляется в любом случае, так как она

связана с движением нашей планеты вокруг Солнца, с увеличением и

уменьшением тепла и света на Земле. Поэтому календарь, изображающий

природу в апреле, будет иным, чем в марте или мае - в этом и состоит

сущность графической модели сезонных явлений природы. (Это

относится ко всем широтам и не зависит от климата территории.)

Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ

Второй тип графического моделирования - создание календаря

наблюдений за ростом и развитием растения или животного. Фиксировать

изменения растущих растений значительно проще, чем изменений

молодых животных. Это объясняется тем, что последние обладают

поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только

новые внешние черты, но и новые моменты в поведении. Например,

только что родившийся хомячок маленький, голый, розовый,

малоподвижный, в основном лежит. Со временем он покрывается

шерстью, открывает глаза, начинает подниматься

на ножки, перемещаться в пространстве гнезда. Далее, по мере его роста,

изменения, характеризующие развитие, проявляются главным образом в

поведении: он становится шустрым - бегает, лазает, все грызет, играет,

вертится в колесе, борется с другими молодыми хомячками, убегает от

них или догоняет их.

Именно поведение отличает молодые особи от взрослой мамы, образ

жизни которой совсем иной - она продолжает кормить молоком и

охранять потомство, заботится о нем.

Создание модели развития млекопитающего на примере хомяков - это

интересный для детей процесс, который лучше осуществлять с помощью

готовых картинок. Особенно это важно в первые десять дней после

рождения маленьких хомячков из-за скрытого образа их жизни и

невозможности наблюдения за гнездом. Картинки в этом случае

дополняют и иллюстрируют рассказ воспитателя о том, что происходит в

домике, как выглядят и растут хомячки, как мама заботится о них.

Календарь наблюдений за птицами

Зимняя подкормка птиц - одно из важных природоохранных и

экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого

детский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового

разнообразия. Подкормка птиц несложное, но педагогически

целесообразное и высокоэффективное в воспитательном отношении дело,

в котором могут участвовать дети всех возрастных групп. Птицы зимой

голодают: световой день короткий, еды мало, энергетические затраты

восполнить трудно. Особенно нелегко им бывает в сильные морозы: от

холода, но, главным образом, от голода.

Организуя зимнюю подкормку птиц, педагог осуществляет следующее:

- Начинает подкормку в конце октября - начале ноября (в это время в

поисках корма зимующие птицы приближаются к жилищу человека).

- На территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга

(не рядом с игровыми площадками) развешивается несколько

стационарных деревянных кормушек - из расчета одна на 2-3 группы. Их

можно повесить

на окнах второго этажа или в таких местах, где они будут хорошо видны

из окон.

- Воспитатели приучают детей собирать крошки хлеба, остатки сухих каш

в специальную банку с крышкой, регулярно выкладывать корм, семена

собранных в теплое время года дикорастущих трав на кормушки. Группы,

прикрепленные к одной кормушке, после недельного кормления птиц

сменяют друг друга и следят за ним, чтобы не было перерывов.

Четкая организация подкормки птиц в начале зимы имеет большое

значение: птицы привыкают к месту подкормки - синицы, голуби, стайки

воробьев держатся вблизи участка, регулярно объявляются возле

кормушек, на ветках ближайших деревьев и кустов ожидают людей.

После Нового года начинается цикл наблюдений за зимующими птицами.

В это же время одну - две недели в специальном календаре фиксируются

наблюдения. Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет

три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего

возраста, для старшей и подготовительной к школе групп.

Календарь для младших дошкольников, а также верхняя часть календаря

для старшей группы заполняются карточками с рисунками зимующих

птиц. Фиксация наблюдений этим способом производится каждый день

заново и графических "следов" не оставляет. Нижняя часть календаря

старшей группы и весь календарь подготовительной к школе группы

заполняются иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня

проставляются цветные "галочки" (символическое обозначение птиц).

Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и

содержанием. Объем моделируемого содержания для старших

дошкольников значительно больше: вводится параметр времени, (и

недели), фиксируются разные особенности поведения птиц, ( ожидает

корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и

следит за птичьим обедом). В календаре подготовительной к школе

группы можно фиксировать погоду и состав корма (внешние условия), на

фоне которых птицы посещают место кормления.

Главным содержанием календарей всех возрастных групп (а для

младшей - единственным) является состав птиц. Заполнение календаря

один раз в две недели в разгар зимней подкормки позволяет детям

познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их

внешнего облика и поведения.

Троекратное внесение календаря в подготовительной к школе группе - в

самом начале подкормки (конец октября), в ее разгаре (январь) и в конце

марта - дает возможность проследить динамику изменений состава птиц,

связанную с их осенне-весенними миграциями: осенью еще можно

заметить диких уток, увидеть пролет журавлей, в марте - зафиксировать в

календаре прилет грачей, уток. Таким образом, самыми старшими

дошкольниками будет создана более обстоятельная, чем в предыдущей

группе, графическая модель жизни птиц в холодное время года. Хорошо

оформленные, четко прорисованные календари наблюдений за птицами в

зимнее время становятся наглядными демонстрационными пособиями,

которые могут быть использованы в самых различных варианта.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!