Автор: Власова Светлана Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №126
Населённый пункт: г. Екатеринбург Свердловской обдасти
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Использование календарей наблюдений как эффективное и интересное средство экологического воспитания детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Использование календарей наблюдений как эффективное и интересное
средство экологического воспитания детей дошкольного
возраста
Интересным и эффективным средством экологического воспитания
дошкольников является использование в работе календарей наблюдений.
Рассмотрим, какие календари наблюдений имеются в ДОУ, и как
правильно организовывать работу детей с календарями.
Календарь наблюдений за сезонными явлениями природы
Этот календарь отражает состояние природы (неживой, растительного
и животного мира) в ту неделю, когда происходят ежедневные
наблюдения . Заполнение страницы календаря, т.е. фиксация наблюдений,
неотъемлемая часть "недельной методики" ознакомления детей с
сезонными явлениями природы. Страница календаря подготовительной к
школе группы, рассчитанная на всю неделю наблюдений, имеет
следующие параметры: время представлено условным "месяцем" с
четырьмя неделями по семь дней; неживая природа представлена графой
"погода" семью окошечками на каждый день той недели (оптимально:
второй или третьей), когда происходят наблюдения; живая природа – это
большая неразделенная часть страницы, на которой изображаются в виде
рисунка растительность (1-2 дерева, куст), покров земли и животные
(главным образом, птицы и насекомые), которых можно увидеть в это
время.
Заполнение календаря производится значками и рисунком в полном
соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время
которой дети наблюдали за природой, они под руководством воспитателя
закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками
изображают погоду. В середине недели после рассматривания покрова
земли, дерева и куста, которые выбраны для отображения в календаре,
дошкольники рисуют их в графе "Живая природа". В конце недели, после
специального наблюдения за птицами, насекомыми и другими сезонно
появляющимися животными, дети изображают их значками или
рисунками в графе "Живая природа", т.е. дополняют имеющийся пейзаж.
В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки
дней одной недели (столбики трех недель остаются белыми), заполненные
значками окошечки "погоды", рисунок-пейзаж с изображением дерева,
куста, покрова земли и каких-либо животных - все соответствует
конкретному моменту состояния природы.
Таким образом, заполненная страница календаря - это графическая
модель состояния природы определенного периода определенного
времени года, модель, в которой сочетается реалистическое изображение
природы с символическим обозначением отдельных явлений. Важную
роль в этом моделировании играет специальная страница календаря, на
которой изображены значки и символы, - она помогает правильно
заполнять календарь. Каждый день недели имеет свое обозначение
цветом. Наиболее приемлемой является радужная гамма: понедельник -
фиолетовый, вторник - синий, среда - голубой, четверг - зеленый, пятница
- желтый, суббота - оранжевый, воскресенье - красный. Значки погодных
явлений - это маленькие пиктограммы, схематические, но понятные детям
образы солнца, дождя, снега и т.д. Степень тепла и холода обозначается
схематическим изображением человечка, закрашенного символическим
цветом: в жару - красным, в теплое время - желтым, в прохладу - зеленым,
а в мороз - синим. Животных можно изображать как рисунком, так и
значками, (например, птиц - "галочками" характерного для вида цвета).''
Заполнение календаря - важный эколого-педагогический процесс,
который осуществляется в повседневной жизни детьми под руководством
воспитателя. Чтобы эта деятельность не вызывала трудностей у взрослого
и доставляла радость дошкольникам, можно использовать специальный
прием: рисовать по трафареткам карандашами. Трафаретки воспитатель
делает из плотного прозрачного полиэтилена, с их помощью легко и
быстро дети
раскрашивают дни недели, отмечают погоду, создают рисунок дерева. В
ряде случаев рисунок в карандаше дополняется краской, что облегчит
создание пейзажа в календаре: снег на земле, зеленая или желтая листва
на дереве, трава весной или летом вполне могут быть изображены гуашью
или акварелью.
Очень важно, чтобы рисунок правильно отражал состояние природы:
только в этом случае календарь становится моделью. Например,
рассматривая с детьми березу на третьей неделе сентября, воспитатель
обращает внимание на следующие моменты: много или мало листьев на
дереве; есть ли листья под ним на земле; где их больше - на дереве или на
земле; какого цвета листья на березе, под ней; каких листьев на дереве
больше - зеленых или желтых; где находятся зеленые листья (на макушке,
снизу кроны или сбоку), а где - желтые; как красивы золотистые листочки
на ярко-зеленой траве. Все это имеет значение для правильного
отображения в календаре состояния дерева, куста, покрова земли в начале
осени. При этом важно подобрать карандаши и краски, чтобы они с
максимальным приближением к натуре передавали осенние цвета
природы. Аналогичный рисунок на третьей неделе октября будет
выглядеть иначе: на березе останется мало листьев, все они будут
желтыми, зато под ней вся земля будет усыпана золотом листьев и т.д.
И уж совсем иным будет пейзаж с березой в ноябре: дерево голое,
опавшая листва уже не ярко-желтая, а жухло-коричневая, трава завяла,
желтая или тоже жухлая, лужи и мокрая земля. Для создания такого
пейзажа нужны другие карандаши и краски.
Одна неделя наблюдений за погодой и их фиксация в календаре - это
"срез" состояния природы в определенный период сезона. Модель всего
сезона получается в результате проведения такой работы ежемесячно: три
заполненные страницы календаря (например, сентябрь, октябрь, ноябрь)
отражают последовательно три периода осени - ее начало, разгар, конец.
Календарь наглядно демонстрирует динамику осенних изменений
природы, в нем отражается зависимость состояния живой природы от
погодно -
климатических факторов. Именно поэтому календарь сезонных
изменений природы становится экологической моделью, в которой
наглядно и одновременно представлен сезон с его существенно
меняющимися характеристиками.
Заполненные страницы календаря за 12 месяцев - это круглогодичная
модель сезонных изменений в природе. Ценность такого моделирования
велика: календари заполняются самими детьми на основе
непосредственных наблюдений в природе; аккуратно и правильно
заполненные календари превращаются в хорошее наглядное пособие,
которое можно использовать с разной целью и в разные моменты
воспитательно-образовательного процесса.
С детьми старшей группы создается такой же календарь, его содержание
немного проще, чем в подготовительной к школе группе: графа "Время"
может состоять из одной недели, в графе "Живая природа" обязательными
элементами являются одно дерево и покров земли.
Покров земли всегда имеет ярко выраженные сезонные признаки.
Колебания погоды не имеют принципиального значения, закономерность -
сезонных изменений в природе проявляется в любом случае, так как она
связана с движением нашей планеты вокруг Солнца, с увеличением и
уменьшением тепла и света на Земле. Поэтому календарь, изображающий
природу в апреле, будет иным, чем в марте или мае - в этом и состоит
сущность графической модели сезонных явлений природы. (Это
относится ко всем широтам и не зависит от климата территории.)
Календари наблюдений за ростом и развитием живых существ
Второй тип графического моделирования - создание календаря
наблюдений за ростом и развитием растения или животного. Фиксировать
изменения растущих растений значительно проще, чем изменений
молодых животных. Это объясняется тем, что последние обладают
поведением и поэтому во время роста и развития приобретают не только
новые внешние черты, но и новые моменты в поведении. Например,
только что родившийся хомячок маленький, голый, розовый,
малоподвижный, в основном лежит. Со временем он покрывается
шерстью, открывает глаза, начинает подниматься
на ножки, перемещаться в пространстве гнезда. Далее, по мере его роста,
изменения, характеризующие развитие, проявляются главным образом в
поведении: он становится шустрым - бегает, лазает, все грызет, играет,
вертится в колесе, борется с другими молодыми хомячками, убегает от
них или догоняет их.
Именно поведение отличает молодые особи от взрослой мамы, образ
жизни которой совсем иной - она продолжает кормить молоком и
охранять потомство, заботится о нем.
Создание модели развития млекопитающего на примере хомяков - это
интересный для детей процесс, который лучше осуществлять с помощью
готовых картинок. Особенно это важно в первые десять дней после
рождения маленьких хомячков из-за скрытого образа их жизни и
невозможности наблюдения за гнездом. Картинки в этом случае
дополняют и иллюстрируют рассказ воспитателя о том, что происходит в
домике, как выглядят и растут хомячки, как мама заботится о них.
Календарь наблюдений за птицами
Зимняя подкормка птиц - одно из важных природоохранных и
экологически значимых мероприятий, правильной организацией которого
детский сад может оказать реальную помощь в сохранении их видового
разнообразия. Подкормка птиц несложное, но педагогически
целесообразное и высокоэффективное в воспитательном отношении дело,
в котором могут участвовать дети всех возрастных групп. Птицы зимой
голодают: световой день короткий, еды мало, энергетические затраты
восполнить трудно. Особенно нелегко им бывает в сильные морозы: от
холода, но, главным образом, от голода.
Организуя зимнюю подкормку птиц, педагог осуществляет следующее:
- Начинает подкормку в конце октября - начале ноября (в это время в
поисках корма зимующие птицы приближаются к жилищу человека).
- На территории детского сада на значительном расстоянии друг от друга
(не рядом с игровыми площадками) развешивается несколько
стационарных деревянных кормушек - из расчета одна на 2-3 группы. Их
можно повесить
на окнах второго этажа или в таких местах, где они будут хорошо видны
из окон.
- Воспитатели приучают детей собирать крошки хлеба, остатки сухих каш
в специальную банку с крышкой, регулярно выкладывать корм, семена
собранных в теплое время года дикорастущих трав на кормушки. Группы,
прикрепленные к одной кормушке, после недельного кормления птиц
сменяют друг друга и следят за ним, чтобы не было перерывов.
Четкая организация подкормки птиц в начале зимы имеет большое
значение: птицы привыкают к месту подкормки - синицы, голуби, стайки
воробьев держатся вблизи участка, регулярно объявляются возле
кормушек, на ветках ближайших деревьев и кустов ожидают людей.
После Нового года начинается цикл наблюдений за зимующими птицами.
В это же время одну - две недели в специальном календаре фиксируются
наблюдения. Этот календарь, как и другие, является моделью. Он имеет
три постепенно усложняющиеся модификации: для младшего и среднего
возраста, для старшей и подготовительной к школе групп.
Календарь для младших дошкольников, а также верхняя часть календаря
для старшей группы заполняются карточками с рисунками зимующих
птиц. Фиксация наблюдений этим способом производится каждый день
заново и графических "следов" не оставляет. Нижняя часть календаря
старшей группы и весь календарь подготовительной к школе группы
заполняются иначе: ежедневно в полосках соответствующего дня
проставляются цветные "галочки" (символическое обозначение птиц).
Календари различаются не только способом фиксации наблюдений, но и
содержанием. Объем моделируемого содержания для старших
дошкольников значительно больше: вводится параметр времени, (и
недели), фиксируются разные особенности поведения птиц, ( ожидает
корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком и
следит за птичьим обедом). В календаре подготовительной к школе
группы можно фиксировать погоду и состав корма (внешние условия), на
фоне которых птицы посещают место кормления.
Главным содержанием календарей всех возрастных групп (а для
младшей - единственным) является состав птиц. Заполнение календаря
один раз в две недели в разгар зимней подкормки позволяет детям
познакомиться с многообразием зимующих птиц, особенностями их
внешнего облика и поведения.
Троекратное внесение календаря в подготовительной к школе группе - в
самом начале подкормки (конец октября), в ее разгаре (январь) и в конце
марта - дает возможность проследить динамику изменений состава птиц,
связанную с их осенне-весенними миграциями: осенью еще можно
заметить диких уток, увидеть пролет журавлей, в марте - зафиксировать в
календаре прилет грачей, уток. Таким образом, самыми старшими
дошкольниками будет создана более обстоятельная, чем в предыдущей
группе, графическая модель жизни птиц в холодное время года. Хорошо
оформленные, четко прорисованные календари наблюдений за птицами в
зимнее время становятся наглядными демонстрационными пособиями,
которые могут быть использованы в самых различных варианта.