Автор: Пантелеева Татьяна Павловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ "СЛТ"
Населённый пункт: г.Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: татья
Тема: Исследовательская деятельность студентов во внеурочное время
Раздел: среднее профессиональное
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский лесопромышленный техникум»
«Сыктывкарса вӧр промышленносьт техникум»
уджсикасӧ велӧдан канму учреждение
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ
ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Выполнила преподаватель химии
Пантелеева Т.П.
Сыктывкар
2018
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Не существует сколько-нибудь достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой
поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
С введением новых образовательных стандартов проблема вовлечения студентов во
внеурочную
деятельность,
формирования
и
развития
у
них
ключевых
компетенций
(информационной, коммуникативной, познавательной и т.д.), способности к самообразованию
является очень актуальной. Одной из форм такой деятельности является исследование. В связи с
этим перед преподавателем встает ряд задач:
1.
Сформировать базу для осуществления внеурочной исследовательской деятельности;
2.
Определить направление исследовательской деятельности;
3.
Вовлечь студентов во внеурочную исследовательскую деятельность;
4.
Сформировать у студентов умение грамотно оформлять результаты своей деятельности
и публично их представлять.
Внеурочная деятельность станет привлекательной для студентов, если будет личностно-
ориентированной, поэтому организовывать ее надо по разным направлениям в зависимости от
их интересов и способностей, а также от имеющегося материального обеспечения. Базу для
организации внеурочной исследовательской деятельности преподаватель
создает исходя из
возможностей учебного заведения.
В результате исследовательской деятельности конечный творческий продукт обладает
объективной
новизной,
практической
ценностью.
Уровень
развития
интереса
студента
–
творческий
(потребность
сделать
свое
исследование,
творческую
работу
и
т.п.).
Уровень
коммуникаций педагога и студента в образовательном
процессе – креативный (выражение
собственного «я», сотворчество студента и педагога – научного руководителя).
Цель настоящей работы состоит в создании условий для творческой самореализации
детей, приобщении их к исследовательской деятельности в различных областях науки, техники.
При
работе
педагог
опирается
на
жизненный
опыт,
использует
ситуацию
успеха,
наглядность.
Работа
начинается
с
выбора
наиболее
актуальной
и
решаемой
темы,
ее
обсуждения,
наличия
необходимого
оборудования,
химических
реактивов,
желания
руководителей организаций сотрудничать, предоставлять необходимую информацию. Для того
чтобы развить у ребят творческие навыки, все наблюдения и исследования должны быть
систематичны и планомерны, цель работы – четко сформулирована и посильна для достижения.
Педагог
учитывает
общее
развитие
студента,
индивидуальность
ребенка,
применяет
дифференцированный
подход
к
студенту.
С
одними
ребятами
преподаватель
проводит
наблюдения за природными объектами. С другими – работы исследовательского характера, в
ходе
которых
студент
становится
в
ситуацию
«первооткрывателя»,
добывающего
«новые»
знания.
Проведение
самостоятельных
исследований
стимулирует
мыслительный
процесс,
направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из
разных областей. При этом осуществляется взаимодействие студента с педагогом и студентов
между собой в проектных группах. Ребята учатся задавать вопросы, брать интервью, записывать
воспоминания, работать с архивными документами, брать пробы. У студентов формируются
способности наблюдать, анализировать, получать результаты, составлять таблицы, диаграммы,
презентации. Материалы всех работ широко используются на классных часах, уроках химии,
элективных курсах. Такая исследовательская деятельность позволяет студентам познакомиться с
химией не как с учебным предметом, а как с видом деятельности, углубляет и расширяет знания
по
химии
и,
что
чрезвычайно
важно,
актуализирует
их.
В
данном
виде
работы
можно
задействовать фактор опережающего развития, при котором студенту предлагаются темы из тех
разделов
химии, которые он будет изучать в дальнейшем, или даже выходящие за рамки
школьного курса химии.
В
своей
профессиональной
деятельности
практикую
исследовательскую
работу
студентов, связанную с их будущей профессией или экологической темой. На каждый год
составляем
совместный
план
работы,
выбираем
темы
и
проводим
исследование.
На
этот
учебный год были предложены темы:
1.
Экологические
–
«Гидросфера»,
«Литосфера»,
«Атмосфера»,
«Биосфера»,
«Загрязнение и охрана окружающей среды», «Выхлопные газы автомобиля»
2.
Исследование
продуктов
питания
–
«Крахмал»,
«Глюкоза»,
«Сахароза»,
«Целлюлоза», «Витамины и их роль в жизни человека»
3.
Проектная
работа
–
«Химия
в
профессии
сварщика»,
«Химия
в
профессии
электрика», «Химия в моей будущей профессии (слесарь КИП и А)», «Химия в
профессии оператора лесозаготовительной и трелевочной техники».
Таким образом, исследовательская деятельность способствует сохранению здоровья
детей, активизации интереса к предметам, развитию научного образа мышления, становлению
сферы предметного общения внутри детского коллектива, обучению новым информационным
технологиям и средствам коммуникаций. Выполнение исследования развивает у студентов
такие качества, как инициативу, самостоятельность, ответственность, заметно повышает его
самооценку.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Исаев Д.С. Интеграция в исследовательской деятельности учащихся//Химия в школе. –
2006. – №2. – С.57 – 62
2.
Зеленская Е.А. Организация исследовательской деятельности учащихся во внеурочное
время//Химия в школе. – 2009. – №8. – С.55 – 59
3.
Шепелев М.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в системе
«Школа – ВУЗ»: опыт регионального университета / М.В. Шепелев, Е.В. Румянцев, А.С.
Вашурин // Известия высших учебных заведений. Гуманитарные науки. – 2013. – Т. 4. –
№3. – С. 210 – 214
4.
Шепелев М.В. Формирование и развитие творческих способностей учащихся на
практических занятиях по химии / М.В. Шепелев // Химия в школе. – 2013. – №7. – С.46
– 50