Напоминание

"Речевые игры для детей по развитию словарного запаса"


Автор: Доринова Тамара Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1
Населённый пункт: п.Ильиногорск Нижегородской области
Наименование материала: мастер-класс для родителей детей-дошкольников
Тема: "Речевые игры для детей по развитию словарного запаса"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1

Мастер-класс для родителей

«Речевые игры для детей

по развитию словарного запаса»

\

Подготовила и провела:

учитель-логопед Доринова Т.Б.

декабрь 2018г.

п.Ильиногорск

Актуальность:

необходимость привлечения родителей к участию в обучении ребенка по

формированию речевой деятельности через игровые приемы.

Цель:

оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических игр и

обеспечение единства с учителем-логопедом в работе по формированию

словарного запаса.

Задачи:

- проинформировать о важности объема словарного запаса ребенка -дошкольника

- познакомить родителей с игровыми приемами работы учителя-логопеда

- обучить родителей речевым играм.

Ожидаемый результат:

укрепление связи семьи и детского сада.

Родители будут информированы о содержании коррекционно-развивающей работы

по развитию речи (направление «обогащение словарного запаса») Повысится

родительская компетентность в вопросах коррекции речевой деятельности детей

дошкольного возраста.

Родители обучатся приемам проведения словесных игр.

Родители дома будут самостоятельно и ежедневно закреплять речевые навыки

ребенка по развитию словаря в игровой форме.

Пополнится и активизируется словарный запас детей.

Оснащение:

мультимедиа, микрофон, буклет для родителей, информационные листы,

предметные картинки (сделанные своими руками), мягкие игрушки, лего, кубики,

кукла, мячики.

Ход мероприятия.

(Мультимедийная заставка.)

Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни.

Слово есть воссоздание внутри себя мира. (К.С.Аксаков)

ЛОГОПЕД: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада, что мы собрались все

вместе. Тема нашего мероприятия. «Речевые игры для детей

по развитию словарного запаса». В дошкольном возрасте ребенок должен

овладеть таким словарем, который позволял бы ему общаться со сверстниками и

взрослыми, успешно начать обучение в школе, понимать литературу,

телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому формирование словаря у детей –

одна из важнейших задач развития речи. Проблема формирования лексического

строя речи является одной из самых актуальных проблем современной логопедии.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем

шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее

и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее

осуществляется его психическое развитие.

Существуют возрастные нормы объёма словарного запаса ребенка – дошкольника.

Ознакомиться с ними можно в полученном вами информационном листе, для того

чтобы понять, насколько отвечает общепринятой норме словарный запас вашего

ребенка. Главное понять, что словарный запас ребенка формируется не сам по себе,

а под влиянием различных факторов. Одним из основных является – общение в

семье.

Задачи словарной работы - обогащение, расширение и активизация словаря.

И так, словарный запас – показатель гармоничного развития ребенка, слово —

основная единица языка. К школе словарный запас ребенка должен составлять

около 3,5 тысяч слов.

Не стоит ждать, пока ребёнок обогатит свой словарь самостоятельно, запоминая

фразы, которыми вы общаетесь в семье, уделите несколько минут в день речевому

развитию своего малыша. Только вот проблема в том, что многие дети не очень

хотят заниматься. Куда лучше посмотреть мультики по телевизору, поиграть в

компьютер или бездумно носиться с игрушечным пистолетом по квартире.

Для того, чтобы позаниматься с дошкольником вовсе необязательно:

-усаживать его за стол и создавать атмосферу урока,

-вам не понадобятся сложные пособия и методики. Чтобы занятия с детьми были не

в тягость, а в радость предлагаю вам соединить развитие речи и игру. Дети,

увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся. Ведь игровая

деятельность - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. И ребёнку

интересно, и вы не потратите лишних нервов.

Существует много игр, в которые можно играть с малышом дома, по дороге в

детский сад, на прогулке, в транспорте. Не жалейте на занятия времени, оно потом

во много раз окупится!

Как же помочь ребенку дома? Уважаемые родители! Я предлагаются вам игры,

которые помогут вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать,

отыскивая интересные слова и образовывая новые, а в итоге сделать речь вашего

ребёнка богаче.

Давайте все вместе немного поиграем здесь! Посмотрите на доску (мультимедиа-

слайд, использование микрофона) и проговорите речёвку, как я (ритмично, четко,

громко).Сначала внимательно послушайте:

Ру-ру-ру - начинаем мы игру.

Ры-ры-ры - знаем правила игры.

Ра-ра-ра - интересная игра.

Отлично!

Сейчас я проведу с вами мастер-класс по обучению речевым играм дома - я буду

«мамой», а вы «детьми».

Запомните, основные общие правила проведения речевых игр: главное -

возрастное соответствие, а так же- установка на положительные эмоции и хорошее

настроение всех участников, отсутствие принуждения, знание названия игры и ее

цель, объяснение правил, поощрительный момент. Заниматься с ребенком –

дошкольником рекомендую не более 5-20 минут,в зависимости от возраста и

индивидуальных особенностей. Взрослый сам должен владеть чистой речью с

правильным звукопроизношением, без аграмматизмов и звуковых нарушений. Если

у вас возникли сомнения или непонимание правил, обращайтесь к логопеду группы

за консультацией. Мы всегда рады вам помочь!

За столом логопед- «мама», на каждую игру выходит родитель –«ребенок».

К каждому заданию соответствующий необходимый игровой материал.

Логопед озвучивает название игры и возрастную направленность.

1. «Слова на кухне». Вы - на кухне, ребенок рядом. Давайте назовем слова, которые

живут, например, в борще (капуста, картошка, свекла, морковь, и т. д.) Посчитаем,

сколько же слов в кастрюле с борщом. Логопед (за маму) объясняет правила игры,

дает установку, может произнести образец ответа.

Родитель (за ребенка) называет слова, считает количество.

2. «Помоги Принцессе». Придумываем сказку: жила-была добрая Принцесса, и

был у нее сад, где она любила гулять. Там росли необыкновенной красоты цветы,

которые она поливала каждый день. Но подул сильный ветер и сломал все

растения. Давай подарим ей наши цветы, чтобы она посадила их в своем саду.

«Мама» показывает картинки с цветами, если «ребенок» не знает цветок, взрослый

называет, обращая внимание на новое слово - необходимо несколько раз

проговорить его. Картинки должны быть яркими.

3. «Волшебный сундучок». Наполним сундучок красными словами, добрыми,

желтыми, белыми, зелёными, квадратными, круглыми и т.п. Одно слово одна

фишка соответствующего цвета. Что бывает синим?...

4. «Друзья». Помоги ёжику дойти до белочки по лесенке. Каждая ступенька –

вежливое слово. Помощь взрослого необходима. Новые слова повторяем. Для

закрепления, следующий раз измените проблемную ситуацию. Например, угости

белочку яблоком, которое надо найти на высокой горе, поднимаясь к вершине по

ступенькам.

5. «Солнышко». Применяются прищепки. Каждая прищепка-лучик крепится к

желтому кругу. Давай сделаем так, чтобы у солнышка было много лучиков.

Солнце какое? ( слова-прилагательные). Одно слово - один лучик.

6. «Скажи ласково». У мамы большой заяц, у ребенка маленький. Слова можно

задавать тематические: по времени года, по предметам и т.д. При затруднениях

помогаем ребенку.

7. «Скажи правильно». Игра с использованием мяча. Лови мяч- называй одно

слово- действие. Что делает человек этой профессии?

8. «Угости Мишку». Картинки с изображением сладостей. Нужно правильно

выбрать и назвать изображенные сладости.

9. «Кто это кричит». Перевернуть карточку, прокричать, затем показать ребенку и

спросить, правильно он ответил или нет.

10. «Ищем клад». Ребенок выполняет речевую инструкцию, куда идти, где взять

( влево, вперед, взять в верхнем ящике). Расширяем словарь наречий.

Логопед. Мастер-класс закончен. Обмен мнениями. Обсуждение.

Заключительное слово логопеда :

при систематичных занятиях дома в игровой форме, ребенок с удовольствием

начнет проявлять речевую инициативу, использовать различные формы этикета, с

удовольствием будет вступать в общение со сверстниками, со знакомыми

взрослыми, свободно рассказывать о событиях, придумывать сказки. Ваш ребенок

должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со

сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу,

телевизионные и радиопередачи и т.д.

Помоги своему малышу и тогда его речь будет выразительной и яркой.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!