Автор: Петрашов Сергей Васильевич
Должность: учитель истории
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 75 Петроградского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Дискуссионная работа в школе, как форма повышения качества знаний и пробуждения интереса к изучению истории и обществознания в рамках требования ФГОС
Раздел: полное образование
Дискуссионная работа в школе ,как форма повышения качества знаний и
пробуждения интереса к изучению истории и обществознания в рамках
требования ФГОС
Статья учителя истории ГБОУ СОШ № 75 Петроградского района
Петрашова Сергея Васильевич
Практика школьных учителей выработала множество приемов и методик преподавания
истории в школе. Здесь и семинары и эвристические уроки, уроки театрализованного
действа. Групповые формы обучения и индивидуально-реферативные уроки, уроки
игровые и уроки дискуссионные. Форм проведения много ,а цель одна6добиться
увеличения качества знаний учащихся. Сделать урок не стандартным интересным и как
результат продуктивным .Эти формы могут применяться в течении всего урока, а могут
использоваться в комбинированном варианте .
Я хочу остановиться на одной из форм которую можно использовать на любом уроке .Это
урок дискуссия. Слово дискуссия в переводе с латинского
слова –исследование .Это всестороннее коллективное обсуждение какого-либо вопроса,
проблемы или сопоставления информации, идеи, мнения, предложений.
Выделяется несколько типов дискуссий:
1)
Эволюционизирующая дискуссия .Когда прямо на уроке, иногда спонтанно, учитель
задает вопрос « Почему это произошло так , а не иначе?» , «Зачем было сделано
это ,а можно было обойтись без него?», « Каково ваше мнение по тому или этому
явлению?». Такая форма дискуссионного общения класса с учителем, заставляет
учеников всегда держать себя в тонусе, внимательно слушать, чтобы не попасть в
неловкое положение. Заставляет не просто слушать материал, но и рассуждать над
проблемой , высказывать свою точку зрения, быть соучастником учебного
процесса. Когда ребенок делает интересный вывод и слышит похвалу учителя, это
повышает его престиж в классе .Вселяет чувство уверенности. поднимает
самооценку учащегося .Способствует лучшему усвоению учебного материала .Ведь
ученик сам пришёл к этому выводу, это его открытие, его находка.
2)
Самоорганизующая форма дискуссионного урока. Когда учащиеся без ведущего ,
сами задают вопросы классу, пытаются найти правильный ответ ( учитель как бы
устраняется). Это форма очень сложная. Учащимся легче ответить на вопрос, чем
сформулировать этот вопрос .Класс должен быть подготовлен. Для этого
необходимо их научить задавать вопросы. Я , в начальных классах, ставлю оценку
не только за правильный, развернутый ответ , но и за правильно
сформулированный вопрос .И постепенно, учащиеся привыкают думать во время
урока, видеть перспективу продолжения темы урока.
3)
Учебная дискуссия. Эта форма дискуссионного урока требует предварительной
подготовки. Учащиеся получают задания (вопросы заранее вывешиваются в классе
на информационной доске) .Вопросы должны носить «провокационный «
характер, чтобы стимулировать дискуссию. Иногда я сам провоцирую дискуссию,
даю заведомо неправильный посыл во время урока ,когда вижу, что дискуссия
теряет остроту и начинает падать интерес у учащихся к происходящему в классе.
4)
Круглы стол - беседа на равных ,обмен мнениями. Такая форма используется во
внеурочное время .Она долго готовится. Собирается материал. Чтобы круглый стол
не превратился в нудное говорение .Необходимо разнообразить работу .Здесь
должны быть оценочные суждения в виде весов , или на доске в виде цветных
кружков. Изготовление аппликаций, характеризующее вашу точку зрения.
5)
Панельная – класс делится на группы по 5-6 человек .Каждая группа получает
задание, обсуждает ее в группе, а затем один человек от группы выступает перед
остальными. Все участники могут задавать вопросы. Дополнять выступления. Всем
участникам участвующим в дискуссии добавляются очки. И это отразится на
итоговой оценке. Такую форму дискуссии лучше всего проводить во внеурочное
время. Так как одного урока явно не хватит
6)
Техника аквариума- когда учитель находит противоречивые материалы, делит
класс на две группы и предлагает учащимся доказать сою точку зрения. Найти
подтверждающие факты и обосновать ее. Такая форма хороша в старших классах,
при подготовке к ЕГЭ. Задания «С» 5 в ЕГЭ предполагает такой вариант работы.
Как мы видим такая форма работы очень сложная и требует большой
подготовительной работы со стороны учителя. Чтобы дискуссия прошла на высоком
уровне необходимо проделать большую подготовительную работу в классе.
1)Необходимо четко и ясно сформулировать проблему, так чтобы уже в проблеме
виден был конечный результат к которому должны прийти учащиеся в конце
дискуссии
2) Разбить решение проблемы на этапы. Чтобы учащиеся пошагово самостоятельно
приблизились к конечному ответу.
3) Поставить конкретные задачи.
4) проверить, насколько каждый ученик понимает суть проблемы которую они будут
решать на дискуссии.
5)Распределить функции и роли между учащимися( это при подготовке большой
дискуссии)
6) Сформировать вопросы.
7) Продумать регламент чтобы не затянуть дискуссию и успеть подвести итог.
8) Познакомить учащихся с литературой для подготовки.
Для успешного проведения дискуссии учащиеся получают в письменном виде
инструкцию .Если такая работа в школе проводится часто, то эту инструкцию
вклеиваем в дневник, чтобы она всегда была под рукой. И на кануне проведения
дискуссии , ученики повторяют знания правил проведения дискуссии.
1)Продумайте аргументацию своей позиции ,используя фактическую программу
дискуссии.
2) Старайтесь излагать свою точку зрения убедительно, энергично, тщательно
выслушивая оппонента.
3)Во время выступления оппонента делай записи, чтобы прояснить все, что кажется
непонятным. Задавай оппоненту уточняющие вопросы. Не перебивай выступления
оппонента. Не делай грубых замечаний. Относись к оппоненту как к другу, постарайся
понять и его точку зрения.
4) Постарайся выработать Общую точку зрения с другими участниками дискуссии на
основе фактических связей.
5) Не стесняйся признавать правоту собеседника. Уважай его мнение
6) Выслушивай собеседника ,выслушай его ответы на уточняющие вопросы, только
после этого выскажи свое мнение на проблему.
7) При выборе аргументов учитывайте цели и мотивы остальных участников дискуссии.
6) Избегайте преимущества того или иного события и избегайте простого
перечисления фактов
9) Как можно нагляднее излагайте свои идеи; пишите формулы, рисуйте схемы. и т.д.
10) Конспектируйте ход беседы, этим вы не только выскажите уважение к
собеседнику, но и не упустите важных деталей в обсуждении.
11) Используйте сравнения, но без преувеличения, иначе они вызовут недоверие.
12) Для убедительности используйте 1-2 ярких примера.
Учитель внимательно следит за ходом дискуссии и постоянно корректирует ответы
учащихся, направляет дискуссию в нужное русло, не позволяя ей уйти в сторону.
Если накал страстей во время дискуссии начинает спадать учитель может использовать
ряд приемов для стимулирования учащихся. Есть ряд приемов для стимулирования
дискуссии:
1)
Демонстрация непонимания; « Я не совсем понял ,что ты имел в виду,», «Твой
тезис не ясен, уточни его, пожалуйста».
2)
Сомнения ; «Так ли это, как ты говоришь?», «Это все ,что ты хотел сказать?» ,
«»Верно ли я понял твое утверждение?» , « Ты уверен в своем тезисе?».
3)
Проблематизация; «Обоснуй свое высказывание», « Что это значит?» , «Объясни
нам почему это так».
4)
Доведения до абсурда- Ведущий соглашается с высказываниями участников, а
затем делает абсурдный вывод.
5)
«Нет стратегия».Ведущий говорит «нет» на все высказывания. « Нет, так не
бывает», «Этого не может быть».
Урок дискуссия интересная форма работы на уроке. Открывает огромные возможности
Для открытия интереса к предмету . Стоит один раз провести удачно такой урок, увидеть
своих детей в необычном для них амплуа и захочется еще и еще раз пробовать эту форму
работы на уроке. И помните, что
_Дискуссия развивает у учащихся критическое , логическое мышление; навыки устной
речи; толерантное отношение к разным взглядам; уверенность в себе; стиль публичного
выступления.
Дискуссия помогает: активно участвовать в жизни общества; брать ответственность в
каком-либо вопросе; быть критичным слушателем приводить аргументы в защиту своей
позиции. По окончании дискуссии можно провести анкету.
1) Что больше всего понравилось во время занятий?
2) Какие умения и навыки вы приобрели во время занятий?
3) Что вам пригодится в практической деятельности из того , что мы делали на занятии ?
4) Что заставило вас задуматься? О чем вам захотелось поразмышлять после урока?
5) Что не понравилось?
6) Затронуло ли занятие какую-либо вашу личную проблему?
Желаю успеха.
Литература:
Волчков И.В. «Окна и мир тренинга: методические основы субъективного подхода к
групповой работе « СПб 2004
Коротаева Е.В. «Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников» М
2003
Морева Н.А. 2Основы педагогического мастерства» М 2006
Морева Н.А. «Тренинг педагогиского общения» М 2005
Питюков В.И. «Основы педагогической технологии» М 1997