Автор: Ларина Ольга Фёдоровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Нарминская средняя школа"
Населённый пункт: с. Нарма Ермишинского района Рязанской области
Наименование материала: статья
Тема: Духовно–нравственное воспитание школьников в условиях ФГОС.
Раздел: начальное образование
Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях ФГОС.
Духовно-нравственное воспитание-это создание условий для воспитания
человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
«Безнравственный человек- значит бессовестный» (К. Ушинский).
«Культура», «религия», «духовность», «нравственность», как базовые
понятия для определения духовно-нравственного воспитания.
Понятием «культура» (в переводе с латинского- возделывание, воспитание,
развитие) обозначается среда обитания человека. Традиционно культура
делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает
в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена
идеологий, искусством и религией, утверждающими определенную систему
духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу, миру,
людям.
Понятием «духовность» традиционно обозначалось все, что относилось к
душе, духу, Богу, церкви.
Само слово «религия» буквально переводится с латинского, как «святыня»,
«набожность», «благочестие» -жизнь по совести. Для каждой
общечеловеческой культуры именно религия являлась стержневым фактором.
«Нравственность»- жизнь по законам правды, чести, чистой совести.
Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия
духовно-нравственному становлению человека, формированию у него
-нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности,
патриотизма);
-нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
-нравственной позиции (способности к различению добра и зла,
проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных
испытаний);
-нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству,
проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В Федеральных государственных стандартах общего образования второго
поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы
знаний, умений и навыков, составляющих, инструментальную основу
компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, принятия
духовных, социальных, семейных и других ценностей. Духовно-нравственное
развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи
первостепенной важности в соответствии с Законом об образовании, статья 9.
Наше общество переживает в настоящее время духовно- нравственный
кризис. Российское государство лишилось идеологических, нравственных и
духовных идеалов. И как следствие, совокупность ценностных установок во
многом разрушительна с точки зрения развития личности, семьи,
государства.
Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло
отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». Власти нужно
заботиться о человеке не только как о существе материальном, но и в первую
очередь как о существе духовном.
«Задача государства - дать людям ощущение мира в душе, обеспечить их
нужды в духовном водительстве. Необходимо возвысить культуру и
образование до осуществления ими высоких задач. Нет в мире ничего более
важного, как напитать душу Светом, зажечь стремлением служить своему
Отечеству». (Из выступления Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Кирилла в Москве в Храме Христа Спасителя 22 февраля 2012 года.)
В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно- нравственного
развития должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного
развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной
деятельности, в совместной педагогической работе образовательного
учреждения, семьи и других институтов общества. Таким образом .цель
духовно-нравственного воспитания: это создание системы формирования
духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов. Развитие
способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.
На современное образование возложена ответственная задача - воспитание
многогранной личности, способной ориентироваться на духовно-значимые
нормы и ценности.
Моя работа по духовно-нравственному воспитанию реализуется как на
уроках, так и во внеурочной деятельности.
Литература - единственный предмет эстетического цикла, изучаемый с
первого по одиннадцатый классы. Влияние литературы (литературного
чтения в начальной школе) на формирование личности огромно.
«Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению
читать; этим умением оно только начинается. Чтение- это окошко, через
которое дети видят и познают мир и самих себя»,- писал В.А. Сухомлинский.
Читательская культура является одним из показателей духовного развития
общества. Вот почему мне кажется на уроках литературного чтения у учителя
есть больше возможностей коснуться души ребёнка. Именно литература, как
искусство слова формирует духовно-нравственные ценности человека и
оказывает влияние на его отношение к людям, окружающему миру.
Мои дети обучаются по УМК «Школа России». В учебниках по
литературному чтению этого комплекса (авторы: Л.Ф. Климанова. В.Г.
Горецкий, М.В. Голованова) удачным образом сочетаются авторские
произведения и произведения устного народного творчества; включены
лучшие произведения отечественной литературы, выдающихся поэтов и
писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М. Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова.
В.Ф. Одоевского и других. Произведения соответствуют возрасту читателя.
Начиная с устного народного творчества - сказок, ведь именно они дают
первичное представление о добре и зле и вечном их противостоянии, дети
прочитают, прочувствуют лучшие произведения русской классической
литературы , соприкоснутся с сокровищницей зарубежной литературы
( Сказки Андерсена, Сент-Экзюпери и др.).Все эти произведения дают
обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования
таких качеств, как : доброта, отзывчивость, сопереживание, готовность
помогать ближнему… Содержание учебников построено таким образом, что
у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных
качеств в каждом классе. Делая это с учетом накопленного жизненного опыта
детей, с учетом их взросления.
Если в начале , на примерах сказок «Мороз Иванович» , «Гуси-Лебеди» , у
детей формируются представления о таких нравственных качествах людей,
как трудолюбие, доброта, тактичность, взаимовыручка, ответственность за
ближних; то в четвертом классе, на примерах сказок Г.Х. Андерсена у детей
формируются представления о красоте ИСТИННОГО искусства («Соловей»)
и о великой силе любви («Русалочка»).
"Русалочка" - это сказка о любви, как о смысле жизни,
(Русалочка и принц);
о любви родственной
(Русалочка и сёстры);
о любви, как дороге к Богу;
о любви, помогающей пережить нам все земные тяготы и заботы.
V Домашнее задание.
23 августа 1913 года , 98 лет назад , в
Копенгагене был открыт памятник Русалочке.
Строки Пушкина, как будто рассказывают нам
об
этом…
Прекрасно море в синей мгле,
И небо в блёстках без лазури;
Но верь мне: дева на скале -
Прекрасней волн, небес и бури.
- Как Вы думаете , почему именно Русалочке , а
не
другим героям Андерсена , был воздвигнут памятник?
Ранее дети были знакомы с такими сказками Андерсена, как : «Гадкий
утёнок», « Ёлка» , «Калоши счастья»…, или , как их ещё называют "сказками
для взрослых".
"Русалочка" - сказка о любви... Не рано ли? Но просматривая программу
телепередач , глядя на время их показа , на качество содержания , понимаешь,
что разговор о любви , чистой и бескорыстной, будет уместен и
своевременен.
Знакомясь со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как
богат и разнообразен мир, и как при этом едины у всех народов и наций
нравственные оценки, что также способствует развитию толерантности.
Воспитать - значит способствовать формированию духовно-зрячего.
сердечного, отзывчивого, но вместе с тем цельного человека с твердой волей.
А для этого нужно «пробудить» в нем душу как можно раньше, воспитать
чуткость ко всему Божественному, волю к духовному совершенству, радость
любви, вкус к доброте, милосердию.
А. И. Солженицын предостерегал нас: «Если духовные силы нации
иссякнут, никакое наилучшее государственное устройство и никакое
наилучшее экономическое устройство не спасут её от смерти...»
С идеями дружной крепкой семьи, теплых родственных отношений без
которых немыслима семья, духовная личность, дети знакомятся на таких
произведениях, как «Еще мама» А.А. Платонов (3 класс, вторая часть). Дети
понимают, что близкие, родные, семья- это самое дорогое, что есть в жизни
человека. Достоевский писал, что «очень легко любить все человечество и
как трудно любить своего брата».
Изучая произведения Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского учитель развивает
такие важные качества, как дружба, взаимопонимание друзей, верность. А в
рассказе Н.Булгакова «Анна, не грусти» дети знакомятся с таким качеством,
как сопереживание. Эти художественные произведения, как зеркало, в
котором дети могут разглядеть себя. Можно задать вопросы, которые помогут
детям более пристально вглядеться и углубиться в художественное
произведение, в картину жизни людей, всмотреться в окружающую жизнь,
приложить к себе, поставить себя на место героя, перенестись в ситуацию,
описанную в произведении.
Вот некоторые из этих вопросов:
- Хотелось бы тебе дружить с героем?
- Как бы ты поступил на его месте?
- Как ты оцениваешь поведение героя? Согласен ли ты с ним?
- Что побудило героя выбрать именно это решение?
- Тебе нравится его отношение к людям?
- Ты хотел бы , чтобы герой произведения учился в нашем классе? Что
изменилось бы? И так далее.
Рассказ В.Ю. Драгунского «Друг детства» учит верности в дружбе, даже
если друг- плюшевый медвежонок. И можно не сомневаться: тот, кто добр к
игрушке, тот будет добр и с людьми, и с животными.
В разделе «Люби живое» представлены произведения о природе, о
животных. Дети знакомятся с замечательными авторами: А.А. Пришвин,
И.С. Соколов-Микитов, В.В. Бианки, Б.С. Житков и т.д. Эти произведения
учат нас замечать разнообразие животного и растительного мира, видеть
красоту, беречь, охранять все живое. Воспитание любви к братьям нашим
меньшим неотделимо от любви к людям, Родине, Отчизне.
Таким образом мы видим, насколько сильны возможности литературы. А
именно литературного чтения (УМК «Школа России») в духовно-
нравственном развитии младших школьников. Учитель, опираясь на удачно
подобранные произведения, воспитывает в детях любовь к Отечеству, своему
народу, его языку, духовным ценностям, толерантности.
На уроках русского языка закладывается бережное отношение к родному
слову, потому как русское слово открывает для нас мир бесконечных
радостей. Мы учимся писать изложения и сочинения, в которых
раскрываются такие нравственные понятия: совесть, милосердие,
сострадание.
Уроки окружающего мира дают возможность формировать знания о
природе, человеке и обществе. Материал учебника расширяет представления
учащихся о своем крае, об особенностях взаимодействия человека, природы и
общества, воспитывает бережное отношение к природе. На уроках
окружающего мира дети создают много интересных мини проектов таких
как: «Моя малая Родина», «Моя семья», «Красная книга» и т.д. С учащимися
4 класса, работая над темой «Сокровища Земли под охраной человечества»
мы говорили о том, что такое Всемирное наследие и почему оно появилось.
Уроки музыки и изобразительного искусства помогают решать задачи
эстетического воспитания учащихся. Обучение строится на основе лучших
культурно-исторических и национально-культурных традиций народов
России.
Духовно-нравственное начало, которое получают учащиеся на уроках,
имеет продолжение и во внеурочной деятельности в таких программах как:
«Школа вежливых наук», «В гостях у сказки», «Час фольклора», «Мир
деятельности», «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок». Внеурочная
деятельность направлена на развитие гармонично - развитой личности,
любящей свой край и страну, осознающей приоритет общечеловеческих
ценностей, жизни и здоровья.
На занятиях курса «Здоровый ребёнок – успешный ребёнок» у детей
формируется ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни,
основа безопасности собственной жизни, дети учатся играть в команде,
вырабатывая чувства товарищества и взаимовыручки.
«Час фольклора» формирует осознанное принятие ребенком традиций и
культуры родного поселка, района, страны, наполнение конкретным
содержанием понятий: «малая родина», «родная земля», «Отечество»,
«родной язык», «моя семья», знакомит с краем, в котором живут дети, с
традициями и обычаями людей, воспитывает любовь к своему народу,
уважение к предкам, культуре, всему укладу жизни.
Большое место в моей работе занимают беседы, классные часы, уроки
вежливости.
На классных часах с детьми велась работа по сплочению
коллектива, обращала внимание на воспитание правил поведения друг с
другом и другими людьми. Наиболее часто обсуждались вопросы
товарищества и дружбы.
Говоря о духовно-нравственном воспитании личности, нельзя забывать о
семье. Взаимоотношения внутри семьи проецируются на отношения в
обществе. «И хорошее, и плохое человек получает в семье» - эти слова
знакомы каждому. Эффективность воспитания детей в семье в значительной
степени зависит от педагогической грамотности родителей. Поэтому, в моей
работе значительное место отводится психолого-педагогическому
просвещению родителей. На родительских собраниях не только подводятся
итоги успеваемости и поведения детей, но и разбираются различные
педагогические ситуации, проводится анкетирование детей и родителей с
последующим анализом и обсуждением. Используются различные формы
работы с семьёй: групповые (родительские собрания), индивидуальные
(беседы по вопросам воспитания, консультации, посещение семьи),
анкетирование, практикумы, практическая совместная работа детей,
родителей (праздники, игры, проекты)
Важнейшая задача учителя заключается в формировании таких личных
качеств, как совесть, долг, честь и достоинство. А их нужно воспитывать с
рождения в любом обществе, при любых социально-экономических
условиях. Можно отметить, что по данным статистики научно-технический
прогресс и достижение высокого уровня жизни в развитых странах при
одновременном, резком снижении нравственности и христианской
религиозности приводит все больший процент людей к разочарованию в
жизни, потери её смысла, нравственным отклонениям.
Духовно-нравственное воспитание наших детей необходимо для
духовного возрождения России.
Закончить свое выступление я хочу словами знаменитого педагога А.С.
Макаренко
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое
воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина
перед другими людьми, перед всей страной».
Нравственный портрет воспитанного младшего школьника
Добрый, не причиняющий зла живому
Честный и справедливый
Любящий и заботливый
Трудолюбивый и настойчивый
Творящий и оберегающий красоту мира
Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
Смелый и решительный
Свободолюбивый и ответственный
Самостоятельный и законопослушный
Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» –
класса, школы, города/села, России)
Толерантный (уважающий других, не похожих на него)
Дети, привыкшие к КРИТИКЕ – учатся осуждать.
Дети, ВРАЖДОЮ воспитанные – знают, как нападать.
Дети, в НАСМЕШКАХ выросшие – питывают робость.
Много и часто СТЫДИМЫЕ – с виною своей неразлучны.
Те, кто воспитан ТЕРПИМОСТЬЮ – постигают науку терпения.
Воспитанные ОБОДРЯЮЩИМ СЛОВОМ – умеют верить в себя.
Дети, взращенные ПОХВАЛОЮ – умеют видеть хорошее.
А воспитание СПРАВЕДЛИВОСТЬЮ -учит детей доверию.
Дети, воспитанные ОДОБРЕНИЕМ – живут с собою в ладу.
Одаренные
ДРУЖБОЙ,
ДУШЕВНЫМ
ТЕПЛОМ
–
находят
в
мире
любовь.
Сэлли Фельдман