Напоминание

"Психологические особенности детей из неполных семей"


Автор: Лысякова Мария Александровна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБДОУ ПГО Детский сад № 28
Населённый пункт: г.Полевской, Свердловской области
Наименование материала: Статья
Тема: "Психологические особенности детей из неполных семей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семья - это среда, в котором полноценно развивается ребенок. Семьи

сталкиваются с различными проблемами. Некоторые проблемы препятствуют

адаптации семьи в обществе. Такой проблемой является нарушение

структуры семьи или неполная семья.

Неполной семье очень сложно выживать в современных условиях.

Многие неполные семьи зависят от социальной поддержки государства и

попадают в низкодоходные группы населения. Они нуждается, не только в

государственной поддержке, но и в социально-педагогической помощи.

Именно в семье закладываются характер и личность ребенка. Из своих

отношений к отцу, матери он усваивает первые обязанности перед

обществом.

Утрата одного из родителей способствует возникновению болезненных

переживаний, который влияют на психологический климат в семье.

В неполной семье отсутствует главное — пример брачных отношений,

что в дальнейшем оказывает большое влияние на становление и развитие

ребенка, отсутствует определенная возможность формирования культуры

чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены.

Жизнь и условия воспитания ребенка без отца существенно отличаются

от жизни ребенка в полной семье. Даже если мать старается какими-либо

способами дополнить отсутствие отца и делает все возможное, чтобы

соединить в себе обоих родителей, она не может быть одновременно матерью

и отцом.

И.С. Кон, выявил, что дети, выросшие без отца, часто имеют высокий

уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы,

мальчикам тяжело общаться со сверстниками, плохо усваивают мужские

роли, но гипертрофируют некоторые мужские черты: грубость, драчливость.

Ребенок из неполной семьи чаще ссорится с матерью, либо вырастает

пассивным, вялым, физически слабым.

Недостаток любви, конфликты в семье, смерть одного из родителей

либо развод могут оказывать сильное психологическое влияние. Как

утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в

детстве разлуку с отцом. Последствия разводов — это рост числа неполных

семей и возникновение проблемы одиноких людей.

Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного

возраста. Некоторые исследования показали, что для ребенка-дошкольника

развод родителей — это ломка устойчивой семейной структуры, привычных

отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери.

Дети 2,5-3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством

сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов,

проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам.

Дети 3,5-4,5 лет обнаруживали повышенную гневливость,

агрессивность, переживания чувства утраты, тревожность. Экстраверты

делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия

игровых форм. Для детей этой группы было характерно проявление чувства

вины за распад семьи.

У детей 5-6 лет, как и в средней группе, наблюдались усиление

агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневливость.

Оставшись только с одним родителем, ребенок боится потерять и

любовь второго родителя, поэтому особенно важно поддерживать в нём

уверенность в родительских чувствах.

Необходимо стремиться к созданию доверительных отношений в семье,

личностно значимых перспектив жизни и деятельности ребенка, к

формированию чувства взаимопомощи, следует вовлекать детей в дела и

заботы семьи. Им необходимо ощущение защищённости, сознание того, что в

любой момент они могут опереться на родителя, всегда найдут у него защиту

и понимание. Следует уделять ребёнку как можно больше внимания.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!