Автор: Ефремова Татьяна Юрьевна
Должность: преподаватель БЖ и медицины катастроф
Учебное заведение: ГАПОУ "Казанский медицинский колледж"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Значимость организационной культуры Казанского медицинского колледжа, и ее влияние на социальное здоровье студентов
Раздел: среднее профессиональное
Значимость организационной культуры Казанского медицинского
колледжа, и ее влияние на социальное здоровье студентов
Преподаватель ГАПОУ
«Казанский медицинский колледж»
Ефремова Т.Ю.
Высокое
качество
подготовки
студентов,
их
способность
получать
знания,
уметь
их
транслировать
во
многом
обусловлены
уровнем
их
социального
здоровья.
Значительную
роль
в
формировании
социального
здоровья студенческой молодежи играет организационная культура учебного
заведения, которая посредством декларируемых и поощряемых колледжем
целей,
норм,
принятых
образцов
поведения
и
общения,
отношений
и
деятельности влияет на процесс формирование и определяя его уровень.
“Организационная культура (ОК) – это убеждения, нормы поведения,
установки
и
ценности,
которые
являются
теми
неписанными
правилами,
определяющими
как
должны
работать
и
вести
себя
люди
в
данной
организации”
По
Э.Шейну
познание
организационной
культуры
подразделяется на три уровня: внешний, средний и внутренний. Внешний
уровень
–
на
уровне
ощущений
и
восприятий
на
уровне
пяти
чувств
человека. Средний уровень – это нормативный уровень. Содержащий нормы,
представления, убеждения. Третий внутренний
- самый сложный уровень
включает базовые ценности. Восприятие ценностей
и верований носит
сознательный характер и зависит от желания сотрудников.
Организационная культура оказывает влияние на каждого отдельно
взятого студента и рассматривается в его личностных качествах
1. Реакция на лиц, имеющих власть. Власть – обязательное явление в
организациях. Каждый студент в группе должен уважать куратора, старосту
группы, бригадира. Но именно уважать, а не бояться.
2. Желание конкурировать. Каждый студент по своей сути уникален.
И каждому хочется быть лучшим во всем: лучше всех учится, быстрее всех
1
выполнять те или иные алгоритмы манипуляции и т.д. Но подростки иногда
не понимают, что необходимо добиваться своей цели разумными способами,
и
как
раз
для
этого
и
необходим
куратор,
который
сумеет
правильно
направить каждого к поставленной цели.
3 . Умение убеждать. Роль личности в группе требует, чтобы человек
умел выражать свои мысли, выступать публично. Подросток должен быть
убежден в своих идеях и мнениях, это дает возможность проявления влияния
на окружающих.
4 . Стремление к успешному исполнению ролей. Личность должна
стремиться
выделяться
среди
других,
играя
роли
в
различных
сферах.
Обучающийся в группе обычно играет роли студента, товарища, участника
того или иного вида деятельности, ситуативного или постоянного лидера,
подчиненного и т.д. Чем больше ролей осваивает каждый член группы, тем
богаче и сильнее его личностная культура и культура организации в целом.
5. Терпимость к повседневной работе. Студент может быть недоволен
тем, что его заставляют ходить в колледж, выполнять поручения в группе,
делать домашнее задание, но он должен воспринимать их как необходимую
для него обязанность. В преодолении этого барьера должны помогать и
родители, и куратор.
Перечисленные качества, не описывают полностью возможные влияния
организационной культуры учебной группы на личность человека. Однако их
достаточно в становлении и поддержке социального здоровья.
Социальное
здоровье
-
это
динамическое
состояние
человека,
социальной группы, общества в целом, определяющееся их способностью и
возможностью
адаптироваться
к
условиям
социальной
среды,
способствующее
социальной
интеграции
и
полноценному
выполнению
социальных
функций.
Определяющие
компоненты
социального
здоровья:
социальная
адаптированность,
социальная
активность,
гармоничные
взаимоотношения
с
окружающими,
адекватное
отношение
к
социальным
нормам, ориентация на позитивные ценности.
2
Социальное
здоровье
студента,
в
первую
очередь,
связано
с
его
социальной
адаптацией
(приспособлением)
и
индивидуализацией
(обособлением). Особенность социализации студентов можно подразделить
на две группы.
Первая
группа
представлена
студентами
с высоким
уровнем
социализации, которые не испытывают трудностей в общении с педагогами и
сверстниками. Такие студенты обладают устойчиво позитивной самооценкой
и
умением
конструктивно
проявлять
свое
«Я».
Для
них
приоритетны
ценности
семьи
(безопасность
семьи,
уважение
старших),
общение
и
познавательные ценности (интеллект, любознательность).
Вторую
группу с о с т а в л я ю т
с т у д е н т ы
с низким
уровнем
социализированности. Для них характерен низкий социометрический статус.
Окружающую среду они воспринимают как враждебную, поэтому имеют
барьеры, препятствующие их вхождению в референтную группу. При этом
жёсткие
требования
педагогов
принимают
за
“нелюбовь”
к
себе,
что
препятствует
освоению
правил
и
норм
поведения,
транслируемых
взрослыми. В эту группу также вошли демонстративные студенты, которые
знают
правила
и
нормы,
но
сознательно
пренебрегают
ими,
проявляя
нонконформизм. Они часто пытаются выделиться, произвести впечатление
любой ценой. При этом ценности и правила, признанные и транслируемые в
социуме,
выполняются
ими
только
в
том
случае,
если
они
являются
средством
обращения
внимания
на
себя
или
достижения
собственных
желаний.
Приведенные
описания
двух
групп
демонстрируют
полярные
показатели социального здоровья. Очевидно, что в первом случае данные
показатели
положительны
и
свидетельствуют
о
нормальном
состоянии
социального здоровья, а во втором – с точностью до наоборот.
Оптимизации
организационной
культуры
ГАПОУ
«Казанский
медицинский колледж», с точки зрения ее положительного воздействия на
3
процесс
формирования
социального
здоровья
студенческой
молодежи
обеспечивается:
- организацией научно-исследовательских работ (подготовка и защита
курсовых и дипломных работ);
- регулярное проведение диагностики действующей организационной
культуры
колледжа
и
оценки
наличного
уровня
социального
здоровья
студентов
на
основе
единого
инструментария
(проведение
ежегодного
соцопроса
студентов
и
педагогического
состава,
на
удовлетворенность
деятельностью колледжа);
-
создание
инициативной
команды
сотрудников
и
студентов,
которые
занимаються вопросами анализа, диагностики и оценки организационной
культуры
колледжа,
разработкой
специальных
предложений
и
мер
по
ее
изменению и формированию основных элементов (студ.совет, совет классных
руководителей). Студенческое
самоуправление
-
это
общественное
объединение
студентов
ГАОУ
СПО
"Казанский
медицинский
колледж",
которое
является
добровольным,
самоуправляемым,
некоммерческим
формированием, созданным по инициативе студентов на основе общности их
интересов.
Во
всех
учебных
отделениях
под
руководством
заведующих
отделениями
работают
старосты,
курирующие
учебно-воспитательную
работу группы и отделения в целом. Именно через старост, актив группы и
классных руководителей проводится ежедневная индивидуальная работа со
студентами во всех учебных группах, реализуется политика и цели колледжа
в области качества образования.
- совершенствование и корректировка основополагающих элементов
организационной
культуры
колледжа
(Миссия
и
главных
целей
ГАПОУ
«Казанский медицинский колледж»),
-
разработка
и
принятие
Устава
колледжа,
включающего
как
официальные, так и неофициальные положения, сопоставленные с миссией,
целями, ценностями и нормами, принятыми и поощряемыми в колледже;
4
-
восстановление,
сохранение
и
формирование
новых
традиций
колледжа, их закрепление и целенаправленная передача новым сотрудникам и
студентам
работа
(«Школы
молодого
педагога»,
выпуск стенной
газеты
«Медик» отражают наиболее яркие события из жизни общества и колледжа,
выпуск
печатного
органа
студенческого
самоуправления
- газета
«МедПресс»);
- реализация системы мер, направленных на развитие у студентов
чувства
истории,
формирование
командного
духа,
ощущения
единства
и
принадлежности
к
колледжу
(ежегодное
проведение
конкурса военно-
патриотической песни «Ради жизни на Земле», серии классных часов «Час
мужества»,
проведение
торжественных
встреч
и
классных
часов,
посвященные Великой
Победе
с
приглашением
ветеранов
войны,
тружеников
тыла,
бывших
выпускников,
преподавателей
и
сотрудников
колледжа,
участие
в
волонтерском
движенни).
Студенты-волонтеры
оказывают шефскую помощь ветеранам ВОВ, одиноким пожилым жителям.
Проводятся благотворительные мероприятия для детей приюта «Забота» и
детского дома, жителей домов престарелых. Подобные мероприятия учат
наших студентов человечности, воспитывают внимание и уважение не только
к окружающим людям, но и к себе, способствуют формированию человека-
гражданина, семьянина-родителя, понятие «гуманность» реально входит в их
жизнь, что является важным звеном в профессиональной подготовке средних
медицинских кадров;
- организация и проведение мероприятий, способствующих социальной
адаптации
и
интеграции
студентов,
проявлению
ими
активности
и
инициативы
(ежегодное проведение
конкурсов
профессионального
мастерства,
проведение
дня
первокурсника,,
межкультурного
авторского
фестиваля «Единство», проведение мероприятий приуроченного к празднику
защитников Отечества «А ну-ка, парни!». Студенты активно участвуют в
таких
спортивно-массовых
мероприятиях,
как «Лыжня
России»,
Всероссийский
день
бегуна
«Кросс
наций», легкоатлетический
кросс
5
«Золотая
осень», в
соревнованиях
среди
ССУЗ
РТ
по
баскетболу,
по
настольному теннису, по лыжным гонкам, по волейболу, по мини-футболу.
Таким
образом
работа,
проводимая
ГАПОУ
«Казанский
медицинский
колледж», направлена на
формирование социального здоровья студентов
колледжа, личностных и социальных качеств, отвечающих современным
требованиям личности, государства и общества, создание и обеспечение
оптимальных
условий
для
подготовки
высококвалифицированных
специалистов.
6