Автор: Гладкова Оксана Михайловна
Должность: студентка
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "ХГУ им. Н.Ф. Катанова" г. Абакан Республика Хакасия
Населённый пункт: город Абакан, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование межкультурной толерантности младших школьников на уроках немецкого языка"
Раздел: начальное образование
Формирование
межкультурной
толерантности
младших
школьников
на
уроках и немецкого языка.
Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как
рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди. Б. Шоу.
«Встретились однажды верблюд и лошадь. Лошадь думает: «Какое уродливое
животное: страшные горбы, странная шея, ненормальная голова». Верблюд думает: «И как
обходится это несчастное животное без горбов, когда нет воды и пищи?» [2].
Эта притча показывает, как людям иногда трудно понять и принять друг друга. В
классах зачастую учатся дети самых разных национальностей. Бывает и вера у детей
(родителей) разная. Иногда из–за этого у них возникают конфликты, которые учителю
приходится решать.
Актуальность
проблемы
толерантности
в
том,
что
сегодня
на
первый
план
выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного
развития – этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим ценностям, культурам,
идея диалога и
взаимопонимания, поиска компромиссов и т.д. В настоящее время, к большому
сожалению, не редкость в подростковой среде, а иногда и среди детей младшего возраста,
присутствие
недоброжелательности,
озлобленности
и
даже
агрессивности.
Телевидение и Интернет практически каждый день демонстрируют нам это. Причин тому
много. Бывает этот негатив идет из семьи, иногда виновата школа, но больший вред
неокрепшей
душе
ребенка,
наносят
средства
массовой
информации
(телевидение,
Интернет).
Поэтому
так
важно
активизировать
процесс
воспитания
детей
в
духе
толерантности, уважения прав и свобод других, не похожих на тебя, людей.
Толерантность в переводе с лат. «tolerantia» – терпение «…означает уважение,
принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших
форм
самовыражения
и
способов
проявлений
человеческой
индивидуальности».
[1]
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире, способность иметь
права и свободы, при этом, не нарушая права и свободы других людей. В то же время,
толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная
позиция на основе признания иного.
Всю
серьезность
существующей
проблемы
подтверждает
и
тот
факт,
что
Президент России В.В. Путин обратил на нее внимание и была разработана программа
«Воспитание
молодого
поколения
в
духе
толерантности».
Программа
направлена
на
формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том
числе, антисемитизма в гражданском обществе.
Проблема толерантности - воспитательная проблема. Какие шаги предпринимает
педагог, чтобы воспитать толерантную личность? На первое место должна выходить
работа педагога над проблемой отношения ребенка к другим культурам вообще. Проблема
культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно
понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он
есть, даже мы (взрослые) не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть
терпимым по отношению друг к другу, а это очень непросто.
«Педагогика
сотрудничества»
и
«толерантность»
–
те
понятия,
без
которых
невозможны
какие-либо
преобразования
в
современной
школе.
Что
же
касается
иностранных языков в школе, то общение, на каком – либо иностранном языке – это в
реальной жизни практически всегда межкультурное взаимодействие. Необходимо донести
до учащихся, что чужая культура не хуже и не лучше нашей, она просто другая, и нужно
терпимо и с пониманием относиться к этим различиям. Знакомясь с культурой других
стран и народов, ученик непременно должен видеть уважение самого учителя к народу —
носителю данного языка и его знание страны, её истории, культуры и места в мире.
Эмоциональное
воздействие
урока
будет
более
сильным,
если
учитель
имеет
опыт
проживания в стране изучаемого языка и общения с его носителями; на себе испытал, что
такое
толерантность
и
может
объяснить,
насколько
необходимо
это
качество
современному человеку.
На
современном
этапе
иностранный
язык
является
предметом,
где
система
образов напрямую воздействует на ценностные ориентации личности, дает множество
возможностей для обращения к проблеме толерантности. При этом необходимо строить
учебный
процесс
так,
чтобы
дети
видели
всё
разнообразие
существующего
мира
и
принимали его многогранность, не боясь быть чем – то отличными от других. «Если я чем-
то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а напротив, одаряю», — сказал
Антуан де Сент-Экзюпери. У иностранного языка как учебного предмета есть важная
особенность: мы обучаем общению, которое по самой своей сути личностно. Учитель и
ученики должны стать речевыми партнёрами, а урок – уроком творческой дружбы. Задача
учителя расположить учащихся к обсуждению темы, проблемы; внимательно слушать
самому, учить этому учащихся; вести себя естественно, исправлять ошибки в форме
подсказки правильного ответа (мимоходом). Если учителю удаётся успешно решить все
эти
задачи,
то
каждый
урок
будет
уроком,
формирующим
навыки
коммуникативной
толерантности.
Воспитательный
потенциал
заложен
и
в
методах,
и
формах
обучения.
Обязательной составляющей уроков иностранного языка должны стать – задания, которые
обеспечивают
активное
включение
учащихся
в
учебный
процесс.
На
уроках,
направленных на воспитание толерантности, можно успешно применять, например, такие
задания:
организация
проблемного
обсуждения,
развитие
критического
мышления,
постановка
речемыслительных
задач
через
использование
афоризмов,
высказываний,
стихов, иллюстраций учащихся.
Возможности воспитания толерантности на уроках иностранного языка заложены
и в лексическом материале. Языковые и речевые единицы, грамматические и лексические
обороты гарантируют вежливость, мирную, спокойную манеру ведения беседы. Многие
иностранные слова и выражения характеризуют бережное отношение к индивидуальной,
частной жизни человека. Это даёт учителю иностранного языка возможность в процессе
преподавания воспитывать у учащихся уважение к людям, культуре и традициям другой
страны, а также хорошие манеры. Важно при ведении диалога воспитывать уважительное
отношение к мнению другого человека.
Таким образом, организуя свою работу с детьми на уроках иностранного языка и
во внеурочной деятельности, ежедневно прикасаясь к их умам и душам, надо помнить
слова Л.Н. Толстого: «Из всех наук, которые должен знать человек, главная – наука о том,
как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».[3]
Литература
1.
Декларация
принципов
толерантности.
Утверждена
резолюцией
5.61.
Генеральной Конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.// Учительская газета. – 2000– №
37
2.
Степанов
П.В.
Воспитание
детей
в
духе
толерантности//
Классный
руководитель. – 2002 - № 2 – С.18 – 20
3. Степанов П.В. Феномен толерантности// Классный руководитель. – 2004 - № 3 –
С.5 – 14.