Напоминание

Лекция


Автор: Цветикова Татьяна Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ КО "Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства"
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: Лекция
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ЛЕКЦИЯ КАК СПОСОБ АКТИВАЦИИ ВНИМАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Цветикова Татьяна Викторовна - преподаватель

ГБПОУ КО «Калужский колледж народного

хозяйства и природообустройства»:

Калужская область, г. Калуга, ул. Герцена, д. 34

Лекция в традиционной форме представляет собой монологическое изложение материала

преподавателем. Классическое лекционное занятие в средних или высших образовательных

организациях продолжается два академических часа. Однако, гигиена учебного процесса

показывает, что уже через пятнадцать минут у обучающихся прекращается активное

восприятие материала. Они начинают отвлекаться на посторонние вещи, мешают себе и

окружающим. 3

Чтобы поддерживать познавательный интерес аудитории в течение всего занятия,

современная образовательная модель предлагает разнообразить виды деятельности

обучающихся в процессе изложения лекции. Так, на вводном этапе рекомендуется

обратиться к ранее изученным сведениям. Например, при раскрытии темы о земельной

реформе в России начала 90-х гг. ХХв. можно обратиться к уже изученному ими материалу

по Крестьянской земельной реформе 1861г. и «столыпинской» аграрной реформе 1906-

1907гг., рассматривая положительные и негативные черты проведенных мероприятий,

раскрывая причины их незавершенности и необходимости дальнейшего совершенствования.

Если подобном образом обучающихся на начальной стадии изложения нового материала

привлечь к совместной деятельности, они почувствуют себя соавторами ведущего

преподавателя и «включаться» в новую лекцию.[2]

Далее по ходу представления новых для аудитории фактов «оживить» лекционное

изложение помогает рассказ преподавателя с включением элементов собственной оценки

обстоятельств или событий. Например, можно раскрыть собственную позицию на ход

реформирования земельных отношений в постсоветский период и полученные результаты; в

некоторых случаях обучающихся может заинтересовать концепция преподавателя по

излагаемой проблеме, особенно если она не совпадает с точками зрения, зафиксированными

в учебной литературе.

Рассказ можно сопроводить иллюстрациями, например, показав переход от

государственной монополии к частной собственности на земельные ресурсы, в целом и

предназначенные для развития сельского хозяйства, в частности, с использованием схемы;

пояснить, почему новые формы хозяйствования казались более перспективными, чем

существовавшие ранее. Одновременно стоит привлекать обучающихся к ведению словаря, в

который включаются не только специальные термины, но и памятные даты. Для лучшего

закрепления основных положений впоследствии проводят дидактический диктант или

предлагают обучающимся составить кроссворд. Подобная деятельность допустима и на

стадии закрепления материала по окончании лекции.

Также закрепление можно проводить в форме беседы. При этом стоит не просто

требовать от обучающихся изложения полученных сведений, а стимулировать их к

рассуждениям типа, что нового в сравнении с предыдущими преобразованиями предлагала

земельная реформа 90-х гг. ХХв.; можно ли считать проведенные мероприятия более

удачными, чем проекты предшественников; ознакомиться с предложениями по поставленной

проблематике в самой аудитории.

Таким образом, лекцию из традиционной формы изложения материала можно

превратить в продукт творчества педагога. В результате данный вид деятельности станет

интересен обучающимся и они будут воспринимать его не как напрасно проведенное время, а

как возможность стать соучастником педагога в написании курса по отдельно взятым

учебной дисциплине или профессиональному модулю.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). –

М., 2016.

2.

Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ.

высш. учеб. заведений/ Т.С. Панина, Л.С. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. – М.,

2015.

3.

Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних

специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф.

образования. - М., 2017.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!