Автор: Цветикова Татьяна Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ КО "Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства"
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: статья
Тема: Лекция
Раздел: среднее профессиональное
ЛЕКЦИЯ КАК СПОСОБ АКТИВАЦИИ ВНИМАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Цветикова Татьяна Викторовна - преподаватель
ГБПОУ КО «Калужский колледж народного
хозяйства и природообустройства»:
Калужская область, г. Калуга, ул. Герцена, д. 34
Лекция в традиционной форме представляет собой монологическое изложение материала
преподавателем. Классическое лекционное занятие в средних или высших образовательных
организациях продолжается два академических часа. Однако, гигиена учебного процесса
показывает, что уже через пятнадцать минут у обучающихся прекращается активное
восприятие материала. Они начинают отвлекаться на посторонние вещи, мешают себе и
окружающим. 3
Чтобы поддерживать познавательный интерес аудитории в течение всего занятия,
современная образовательная модель предлагает разнообразить виды деятельности
обучающихся в процессе изложения лекции. Так, на вводном этапе рекомендуется
обратиться к ранее изученным сведениям. Например, при раскрытии темы о земельной
реформе в России начала 90-х гг. ХХв. можно обратиться к уже изученному ими материалу
по Крестьянской земельной реформе 1861г. и «столыпинской» аграрной реформе 1906-
1907гг., рассматривая положительные и негативные черты проведенных мероприятий,
раскрывая причины их незавершенности и необходимости дальнейшего совершенствования.
Если подобном образом обучающихся на начальной стадии изложения нового материала
привлечь к совместной деятельности, они почувствуют себя соавторами ведущего
преподавателя и «включаться» в новую лекцию.[2]
Далее по ходу представления новых для аудитории фактов «оживить» лекционное
изложение помогает рассказ преподавателя с включением элементов собственной оценки
обстоятельств или событий. Например, можно раскрыть собственную позицию на ход
реформирования земельных отношений в постсоветский период и полученные результаты; в
некоторых случаях обучающихся может заинтересовать концепция преподавателя по
излагаемой проблеме, особенно если она не совпадает с точками зрения, зафиксированными
в учебной литературе.
Рассказ можно сопроводить иллюстрациями, например, показав переход от
государственной монополии к частной собственности на земельные ресурсы, в целом и
предназначенные для развития сельского хозяйства, в частности, с использованием схемы;
пояснить, почему новые формы хозяйствования казались более перспективными, чем
существовавшие ранее. Одновременно стоит привлекать обучающихся к ведению словаря, в
который включаются не только специальные термины, но и памятные даты. Для лучшего
закрепления основных положений впоследствии проводят дидактический диктант или
предлагают обучающимся составить кроссворд. Подобная деятельность допустима и на
стадии закрепления материала по окончании лекции.
Также закрепление можно проводить в форме беседы. При этом стоит не просто
требовать от обучающихся изложения полученных сведений, а стимулировать их к
рассуждениям типа, что нового в сравнении с предыдущими преобразованиями предлагала
земельная реформа 90-х гг. ХХв.; можно ли считать проведенные мероприятия более
удачными, чем проекты предшественников; ознакомиться с предложениями по поставленной
проблематике в самой аудитории.
Таким образом, лекцию из традиционной формы изложения материала можно
превратить в продукт творчества педагога. В результате данный вид деятельности станет
интересен обучающимся и они будут воспринимать его не как напрасно проведенное время, а
как возможность стать соучастником педагога в написании курса по отдельно взятым
учебной дисциплине или профессиональному модулю.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). –
М., 2016.
2.
Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений/ Т.С. Панина, Л.С. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. – М.,
2015.
3.
Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технология обучения в средних
специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преп. учреждений сред. проф.
образования. - М., 2017.