Напоминание

"Как организовать домашний театр"


Автор: Махотина Наталья Евгеньевна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №225"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Рекомендации для родителей
Тема: "Как организовать домашний театр"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рекомендации для

родителей по

организации

домашнего театра

Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

Несомненно, что самые творческие люди на земле – наши дети. И

порой мы, взрослые, этого просто не замечаем, потому что собственные

заботы и проблемы кажутся нам важнее.

В

ребенке

изначально

заложено

стремление

к

игре,

творчеству:

подаренные нами игрушки они часто разбирают и мастерят свое, вкладывая

всю свою фантазию. А мы их ругаем: игрушку сломал…

Спеть

песенку,

нарядиться

во

все

мамино

и

выступить

перед

домашними, чтобы смеялись и хлопали,- какое это счастье!

Вы, наверное, замечали, что с куклой в руках или в маскарадном

костюме дети смелее читают стихи, поют, танцуют. И это не баловство, это

начало «Домашнего театра».

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит

игра, где одни – артисты, а другие – зрители. Потребность у детей в игре

велика и проявляется очень рано.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства

для детей, позволяющий решать многие актуальные проблемы современной

педагогики и психологии, связанные с:

- художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;

- развитием коммуникативных качеств личности;

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности,

фантазии, речи (диалога и монолога);

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием

напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Удивительно

широки познавательные возможности театрализованной

игры. Участвуя в ней, дети овладевают способностью видеть окружающий

мир целостно во всех взаимосвязях и противоречиях, учатся воспринимать

духовные

ценности,

накопленные

прошлыми

поколениями.

Тематика

и

содержание

театрализованных

игр

имеют нравственную

направленность,

которая заключена в каждой сказке, литературном произведении. Это дружба,

отзывчивость, доброта, честность, смелость. Ребенок начинает отождествлять

себя с полюбившимся образом. Самостоятельное разыгрывание роли детьми

позволяет формировать опыт нравственного поведения, умение поступать в

соответствии с нравственными нормами .

В процессе театрализованной игры развиваются психические процессы

(память,

активизируется

воображение,

произвольность

психических

процессов),

а

также умственные

способности

(мыслительные

операции:

анализ, синтез, сравнение и т.д.).

С умственным развитием тесно связано и развитие речи: пополняется и

активизируется

словарь,

совершенствуется

звуки,

ее

грамматическая

и

фонетическая сторона. Исполняемая роль, произносимые реплики заставляют

малыша ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая

речь, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь,

тоже пополняется.

Театрализованная игра является неисчерпаемым источником развития

чувств, глубоких

переживаний

и

открытий

ребенка,

приобщает

его

к

духовным ценностям. Исполняя ту или иную роль, дети обогащают свою

чувственную сферу, и, благодаря этому, становятся более отзывчивыми к

чувствам других.

Заставляя сочувствовать персонажам, переживать разыгрываемые

события,

театр развивает эмоциональную сферу ребенка. Ребенок учится

выражать свои эмоции. Освоив это, развив в себе такую способность, он

одновременно

осваивает

и

адекватные

способы

привлечения

внимания

к

себе. Например, вместо того, чтобы кричать или плакать, выражая свое горе

или проблему, пусть даже очень небольшую, он может показать эту эмоцию с

помощью мимики или жестов, при этом достигается цель привлечения к себе

внимания,

снижаются

импульсивные

эмоциональные

реакции

ребенка.

В

процессе

театрализованной

игры

у

ребенка

развивается

способность

осознанно относиться к своим собственным чувствам, выражать при помощи

мимики, пантомимики, жестов различные эмоциональные состояния, черты

характера и, что очень важно, тем самым самостоятельно регулировать их.

Психолог Б.М.Теплов говорил о том, что сочувствовать чужому горю и

и радоваться чужим успехам можно только в том случае, если уметь с

помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно

встать на его место. Театрализованная игра развивает у детей способность

распознавать

эмоциональное

состояние

человека

по

мимике,

жестам,

интонации,

умение

ставить

себя

на

его

место

в

различных

ситуациях,

находить адекватные способы содействия.

Театрализованная игра решает одну из важнейших задач: развитие

коммуникативных умений детей. Именно этот вид деятельности способствует

формированию

коллективистских

качеств,

гуманного

отношения

к

окружающим людям, а так же таких качеств, как симпатия, умение считаться

с

интересами

других

(сверстников,

взрослых)

людей,

осуществлять

взаимопомощь.

Театрализованная

игра

является

эффективным

средством

коммуникативного

развития

чувства

партнерства

и

освоения

способов

позитивного взаимодействия. Не меньшее влияние на развитие личности

ребенка

оказывает

театрализация

возможностью

удовлетворения

своих

потребностей

в

самоутверждении,

признании

со

стороны

ближайшего

окружения – сверстников, взрослых. Усвоение ребенком социального опыта

межличностных

отношений

осуществляется

на

основе

социально

психической адаптации в условиях проведения театрализованной игры.

Соединение знаний, умений и способностей в театрализации помогает

создавать

у

ребенка

адекватное

представление

о

целостности,

единстве

окружающего его мира.

Таким образом, театрализованных игры являются важнейшим средством

всестороннего развития детей.

Домашний театр – это не просто забава, а интересное и полезное дело.

Домашние спектакли как – то позабыты сейчас в силу того, что в наш дом

прочно

и

уверенно

вошло

телевидение,

но

ведь

оно

никогда

не

сможет

заменить живого творческого общения родителей и детей.

В настоящее время существует большое разнообразие детских театров.

Это разные виды настольных театров, кукольные театры, драматизации.

Самый распространенный кукольный театр – это театр Петрушки.

Это

куклы,

которые

надеваются

на

три

пальца

(перчаточные

куклы).

Несмотря на то, что лицо куклы неподвижно, а движения рук ограничены,

она производит впечатление живого существа. Если вы не можете приобрести

кукол для театра, их можно изготовить из подручных средств. Тельце –

рубашка кроится по руке кукловода из материи. Голова может быть сделана

из разных материалов: из пластмассового шарика или мячика, из пластилина,

из папье-маше, из бумаги, подойдет и голова от сломанной куклы, которую

вы

хотели

выбросить.

Главное,

чтобы

голова

легко

одевалась

на

палец

кукловода.

Аппликация

головы

куклы

работа

художественная

и

ответственная: рождается образ куклы. Если делаете человека, то голову

следует оклеить светлой тканью, волосы – из светлого бархата, пуговки для

глаз подобрать голубые, губы – алая ленточка.

Для того, чтобы сделать одежду для куклы, выкройки не нужны. Все

кроится и шьется прямо по кукле. Оденьте кукле на голову платочек – и вот

вам бабушка для сказки. Самодельные игрушки дети будут ценить гораздо

больше, чем покупные, особенно, если они участвовали в их изготовлении.

Не

забудьте

про

декорации,

которые

украсят

спектакль,

помогут

донести

смысл

происходящего,

перенесут

зрителей

в

сказку.

Но

так

же

декораций

не

должно

быть

слишком

много.

Когда

нужно

показать,

что

действие происходит в лесу, ставят дерево, куст и пенек.

Еще

один вид

детского

театра

это

театр

картинок. Картинки

перерисовываются

из

книг

или

рисуются

специально,

затем

вырезаются,

укрепляются на подставках. Картинки – декорации расставляются на столе,

как на сцене, встречаются друг с другом, останавливаются, разговаривают,

расходятся в разные стороны и уходят со сцены. Картинки – персонажи

делаются двусторонними. Одновременно с изготовлением картинок можно

работать над текстом: прочитать его несколько раз вслух, обдумать характеры

персонажей, манеру говорить за них. Не надо стремиться, чтобы картинки

действовали

и

двигались,

как

настоящие

живые

существа.

Не

надо

загромождать

сцену

лишними

декорациями,

а

костюмы

персонажей

лишними

мелочами

и

деталями.

Участие

вашего

ребенка

в

подготовке

спектакля,

озвучиванию

персонажей

будет

содействовать

его

общему

развитию. А привлечение к спектаклю друзей поможет решить трудности в

общении со сверстниками, объединит детей общим полезным делом.

Дети

очень

любят

участвовать

в

драматических

постановках.

Спектакль – это сложная форма игровой деятельности для детей. Участники

спектакля ответственны за то, чтобы зрителям было интересно смотреть их

спектакль. Это уже игра не только для себя, но и для других. В детском саду

несложно подобрать детей для спектакля. Но как быть в семье, когда в ней

всего

1-2

ребенка.

Конечно,

вместе

с

родителями,

но

и

этого

бывает

недостаточно. Привлеките к постановке друзей вашего ребенка. Это научит

детей находить общее решение, помогать друг другу, взаимодействовать,

договариваться, мирным путем выходить из конфликтной ситуации. Дети

будут более ответственны, самостоятельны. Дома даже самые стеснительные

дети

ведут

себя

свободно

и

раскованно,

они

более

открыты

в

своих

проявлениях, с ними проще войти в контакт.

Дома

можно

пойти

на

некоторый

компромисс

в

о ц е н ке

исполнительских

умений

ребят,

подбодрить,

поддержать

их

творческие

проявления.

Не

стремитесь

к

сложным

постановкам.

Учитывайте

возможности

детей. Главное, чтобы спектакль и подготовка к нему была интересной, не

навязчивой, имела форму игры. Не надо отрабатывать сразу весь спектакль.

Репетируйте отдельные «кусочки» текста. Когда они будут готовы, соедините

их в единую постановку. Не забудьте подобрать музыку, которая украсит

спектакль,

сделает

его

более

интересным,

профессиональным.

Музыка

помогает детям войти в образ, передать характерные особенности своего

героя.

Очень

важен

мотив.

Дети

должны

знать,

для

кого

они

готовят

спектакль.

Как дети будут ждать семейных спектаклей, в которых папа станет

волком, мама – лисой, дедушка – медведем, дочка – Машенькой, а подружка –

Аленушкой. Костюмы можно перешить из старой одежды. Вы знаете, как

дети

любят

наряжаться,

причем

не

только

девочки,

но

и

мальчики

с

удовольствием

примеряют

папину

рубашку,

шляпу.

Сюрприз

в

виде

домашнего спектакля можно подготовить бабушке на День Рождения, на

какой-либо семейный праздник.

Выступая перед зрителем, дети преодолевают робость и смущение,

мобилизуют

свое

внимание.

Все

эти

качества

благотворно

скажутся

на

учебной деятельности ребенка. В школе помогут ему почувствовать себя

уверенно среди сверстников.

Организуйте первый спектакль, и вы поймете, как это интересно и

вашему ребенку и вам. Такое совместное дело сблизит вас с ребенком. Оно

объединит всю семью.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!