Напоминание

Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках химии и во внеурочной деятельности как стимул познавательной мотивации


Автор: Серебрякова Анастасия Валерьевна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 73"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка сценария открытого урока для 8-11 классов "Турнир эрудитов-химиков"
Тема: Формирование духовно-нравственных ценностей у школьников на уроках химии и во внеурочной деятельности как стимул познавательной мотивации
Дата публикации: 10.02.2019
Раздел: полное образование





Назад




Турнир эрудитов-химиков

Правила:

1. В турнире эрудитов принимают участие сборные команды 8-11 классов, состоящие

из школьников, увлекающихся химией.

2. Вопросы в турнире выходят за рамки школьной программы. Объявление о турнире

должно быть помещено в кабинете химии за 3-4 недели до его проведения. В объявлении

надо указать список литературы, по которой будут составлены вопросы турнира.

3. Правила игры сходны с правилами телевизионной игры «Брейн-ринг».

4. Командам задаются три блока вопросов (по шесть в каждом блоке). Право на ответ

получает та команда, капитан которой первым поднимет визитную карточку команды

(оформляется

на

листе

бумаги

формата

А4).

В

случае

правильного

ответа

команда

получает 1 балл, если ответ неправильный - право ответа переходит к соперникам. Время

на обсуждение - 20 секунд.

5. Во время тайм-аутов исполняются номера художественной самодеятельности или

проводятся игры для зрителей.

6. За ходом всей игры следит «Коллегия справедливости» (учителя химии, лаборант

химического

кабинета),

баллы

подсчитывает

«Коллегия

точности»

(три

старше-

классника), за временем следит специально назначенный человек - «Таймер».

7. Желательно до игры провести конкурс стенгазет на заданную тему. В стенгазетах

должен быть материал, содержащий ответы на данные вопросы. В ином случае юным

эрудитам трудно будет ответить на вопросы, выходящие за рамки школьной программы.

Тема «Самые-самые»

Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.

Опоре де Бальзак

Игра первая

Вопросы:

1. Какой из элементов, встречающихся в виде стабильных изотопов, самый редкий?

(Астат. Во всем объеме земной коры его содержится 0,16 г.)

2. Назовите самый легкий неметалл. (Водород -0,00008989 г/см

3

.)

3. Какой химический элемент самый твердый? (Хром.)

4. Какой из металлов самый ковкий? (Золото. Из 1 грамма золота можно выковать

нить длиной 2,4 км.)

1

5. Какое неорганическое вещество самое распространенное в земной коре? (Оксид

кремния (IV) SiO

2

.)

6.

Какой

ученый

синтезировал

наибольшее

количество

химических

элементов?

(Американец Гленн Теодор Сиборг. При его участии было синтезировано 8 трансу-

рановых элементов: плутоний, америций, кюрий и др.)

Тайм-аут - мегаграммы

Укрощая рек теченье,

Моря при этом создаю.

Запасись-ка ты терпеньем –

Узнать себя я помогу.

Вы подумайте немного,

Вместо О поставьте А –

Потечет река свободно,

Ведь металлом стала я.

(Плотина - платина.)

Корабли меня обходят,

Лоцман знает наизусть.

Если Л на Д заменят,

То металлом окажусь.

(Мель - медь.)

Два элемента химических

В метаграмме я вам задам:

С X - элемент металлический,

Ну а с Б - уже неметалл.

(Хром - бром.)

Живут два брата в микромире,

Свойства их полезно знать.

У А - восьмерки на квартире,

У О - квартира сорок пять.

(Радий - родий.)

2

Элемент четвертой группы

Перед вами на виду.

Если Т на Р исправить,

Будет деспот наяву.

(Титан - тиран.)

С КА - активный я металл,

С ГЕ - я очень легкий газ.

Чтобы ты нас разгадал,

Глянь в систему еще раз.

(Калий - гелий.)

Менделеев меня предсказал,

Француз название мне дал,

Но букву одну лишь заменишь –

Сразу место в системе изменишь.

(Галлий - таллий.)

СМ- единица,

С Б - я в больнице,

С Р - я на сцене, с С - на столе.

Кто мы такие? Скажи-ка мне!

(Моль - боль - роль - соль.)

Игра вторая

Вопросы:

1. Какие элементы имеют наибольшее число изотопов? (Ксенон и цезий - по 36

изотопов.)

2. Назовите самый дорогой химический элемент. (Калифорний. 0,001 г = 10$.)

3. Какое химическое соединение самое дорогое? (Белок интерферон. 0,000001 мг =

10$.)

4. Какое вещество имеет самую длинную химическую формулу?

5750

Н

7227

М

2215

0

4131

3

590

)

5.

Какой

изотоп

имеет

самый

короткий

период

полураспада?

(

5

з

Li.

Период

его

полураспада равен 4,4*10

-22

сек.)

6. Какой изотоп имеет самый продолжительный период полураспада? (Торий - 232.

Период его полураспада равен 1,39*10

10

лет.)

Тайм-аут - номер художественной самодеятельно болельщиков.

3

Игра третья

Вопросы:

1. Назовите самый сильный яд. (ТСДД: 2, 3, 7, 8, - тетрахлорбензо-пара-диоксин.)

2. Назовите самый дорогой яд. (Яд самки паука каракурта. 1 унция = 31 г = 2360000$.)

3. Какое вещество имеет самый отвратительный вкус? (Бензоат денатония и сахарид

диатония (вайлекс.)

4.

Назовите

вещество,

имеющее

самый

неприятный

запах.

(Тиоспирты

или

меркаптаны: бутилселеномеркаптан и этилмеркаптан.)

5. Какое вещество имеет самый сладкий вкус? (Тоуматин. В 1000 раз слаще сахарозы.

Содержится в субтропическом травянистом растении Zippia dulcis.)

6. Какое вещество имеет самый горький вкус? (Бензоат денатония.)

Занимательный опыт

В пробирку налить не более 1 мл концентрированной уксусной кислоты. Закрепить

пробирку в штативе и осторожно нагреть. Как только кислота закипит, поджечь ее пары у

выхода пробирки лучинкой. Создается впечатление, что из пробирки веером вылетают

длинные языки слабосветящегося пламени.

СН

3

СООН + 2О

2

= 2СО

2

↑+2Н

2

О

4



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!