Автор: Артемьева Татьяна Вадимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №27 "Рябинка"
Населённый пункт: город Новочебоксарск
Наименование материала: познавательное занятие в старшей группе
Тема: "Экскурсия в подводное царство"
Раздел: дошкольное образование
Познавательное занятие в старшей группе «Экскурсия в подводное царство»
Программное содержание: уточнять понятие, что в водоеме, так же, как на
земле животные, живут растения и рыбы. Познакомить с водными
растениями. Расширять знания об образе жизни, месте обитания, повадках
рыб, лягушки и рака.
Материал: картинки, игра «Что лишнее», природный материал, листы бумаги,
краски, глина.
Ход занятия.
В групповую комнату входит Водяной и поёт песенку Водяного…
Я Водяной, я Водяной
Никто не водится со мной
А то мои подружки
Пиявки да лягушки…
Водяной: Куда это я попал? Да, вы мне очень понравились. У вас здесь много
чего интересного, а вот в подводном царстве вы бывали? Тогда приглашаю я
вас всех туда.
Водяной с детьми идут в экологический кабинет, оформленный под водоём:
везде зелёные водоросли, пол покрыт желтой тканью – песок.
Водяной: Ребята, а вы знаете стихотворения или песни про воду?
Не умыться, не напиться
Листику не распуститься
Без воды, без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода.
Водяной: И я люблю воду, как в ней хорошо. Посмотрите, как здесь красиво,
какие чудесные растения растут в моём царстве. Кто знает, как они
называются?
Знакомство детей с водными растениями.
Рогоз. У него длинные и узкие листья, а вверху – коричневый початок.
А это стрелолист. Как вы думаете, почему его так называют? Потому, что у
него крупные, похожие на треугольник листья. У них много крахмала, и если
их высушить, разломать, то можно испечь вкусные лепешки.
- Давайте, ребята, пройдем дальше. Посмотрите, думаю, вы знаете как
называется это растение. Кувшинка. Скажите, мне, где находятся листья
этих растений?
- Они лежат на воде.
-Правильно, цветки с листьями лежат над водой, а корни под водой. Ребята,
посмотрите, а кто это по воде бегает?
- Жук.
-Жук – пловец. Он очень быстро плавает и его называют хищником. А знаете
почему? Потому что он ест головастиков и маленьких рачков.
Игра «Рыбки и жук». Дети изображают водные растения, чтобы жук их
не поймал.
- Ребята, посмотрите внимательно, а у меня здесь ещё кто-то есть.
Дидактическая игра «Расскажи про них» (головастики и лягушка).
- Ребята, кто знает, кто это?
- Рак.
-Правильно, что есть у рака? Усы, хвост, глаза, ноги и клещи. Своими усами
рак ищет себе дорогу, а клещами защищается и ловит добычу. А ещё, рак не
умеет ходить вперёд, он всё время пятится назад и помогает ему в этом хвост.
А вот и мои рыбки: окунь, караси и щука.
Игра «Караси и щука». Щука в середине с верёвочкой, а дети в кругу.
- В подводном царстве у меня есть сундучок. Давайте, посмотрим, что же там
есть.
Дидактическая игра «Что лишнее?», «Чего не стало» - закрепление
водных растений и животных.
-Ребята, я вам предлагаю отгадывать загадки.
1.
У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (рыба)
2.
Стоит над водой
Трясёт бородой. (рогоз)
3.
Кувшинчики и блюдца
Не тонут и не бьются.
Кто здесь живёт? (кувшинки)
4.
Скачет зверушка
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (лягушка).
Дети за отгадку получают разноцветные камешки.
- А сейчас, вы можете погулять и познакомиться поближе.
Водяной: Жить в подводном царстве этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,
Человек природе друг!
Ребята, мне пора идти в своё царство, до встречи.
Самостоятельная творческая деятельность детей (рисование, лепка,
аппликация)