Автор: Прошкина Татьяна Григорьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №28 комбинированного вида"
Населённый пункт: Россия, Республика Коми, г. Ухта
Наименование материала: Использование игровых технологий в работе по активизации речи детей.
Тема: Закрепление навыков произношения слов 1типа слоговой структуры у безречевыхдетей с использованием игрового набора "Пуговички"
Раздел: дошкольное образование
Закрепление навыков произношения слов 1типа слоговой структуры у
безречевыхдетей с использованием игрового набора "Пуговички"
Проблематика запуска речи на сегодняшний день приобретает особую
актуальность, т. к. количество безречевых детей возрастает с каждым годом.
Тот уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания
и
звукокомплексы,
эмоциональные
восклицания,
даже
отдельные
нечетко
произносимые обиходные слова не может служить для полноценного обще-
ния.
Та
«речь»,
которая
есть
у
ребенка,
не
выступает
«регулятором
поведения»,
т.
к.
выработка
условных
связей
на
слова
значительно
затруднена.
К группе безречевых относятся дети с моторной алалией, слуховой
речевой агнозией, дизартрией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной
недостаточностью,
нарушением
слуха.
Что
же
является
общим
для
всех
детей?
Отсутствие
мотивации
к
общению
неумение
ориентироваться
в
пространстве,
разлаженность
поведения,
негибкость
в
контактах,
повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному
взаимодействию ребенка с окружающим миром.
Роль повторения речевого материала в данных случаях незначительна.
Ребенок
в
силу
перечисленных
причин
длительное
время
не
усваивает
речевой
материал.
Процесс
накопления
простых
слов
затягивается,
становиться для ребёнка малоинтересным. Поэтому необходимо создавать
ситуации
для развития речи, а не просто повторять заученный материал.
Вариативность,
разнообразие
способов
работы
очень
важна.
Исходя
из
собственного
опыта
работы
хотелось
бы
предложить
игры
с
мелкими
игрушками,
в
том
числе
пуговицами.
Данные
игры
позволяют
решить
следующие задачи:
-
развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук;
-
глазодвигательных
-
тактильно
-
проприоцептивных
и
статико-
динамических ощущений;
-
развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза;
-
тактильной памяти;
-
развитие произносительных способностей;
-
развитие сенсорно-перцептивной деятельности.
Приёмы:
• узнавание на ощупь различной фактуры предметов;
• различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;
• активизация пассивных и активных движений пальцев рук;
• автоматизация отдельных артикулем;
• выработка речедвигательных образов звукообразных слов.
Игровой
набор
представляет
комплект
пуговиц
(металлические,
пластмассовые, деревянные; пуговицы в виде предметов быта, изображением
животных, транспорта, одежды; разные по фактуре и размеру).
Набор безопасен, так как предназначен для индивидуальной работы
логопеда с ребенком.
Далее представлены игры, которые могут применяться для закрепления
навыков произношения слов 1типа слоговой структуры.
Игра
« Прятки» с
использованием «Пальчикового
бассейна».
«Пальчиковый бассейн» представляет большую прямоугольную коробку с
низкими бортиками- в которой слоем в 6-8 см. рассыпаны горох или фасоль.
В
бассейне
лежат
пуговицы-фигурки
соответствующие
1
типу
слоговой
структуры.
По
инструкции:
«Ищи!»
Ребёнок
находит
их
и
за
педагогом
старается произнести название предмета (Зая, киса, сова, часы, боты, кеды,
би-би, Миша, бусы).
Игровое упражнение «Один – много» В бассейне лежат пуговицы-
фигурки соответствующие 1 типу слоговой структуры (П-р 1 Миша и много
Зай) По инструкции: «Ищи!» Ребёнок находит их и за педагогом старается
произнести названия предмета складывая в коробочки, за тем закрепляется
понятия «Много-один».
Игра «Догоню» Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед,
приподнимая
кисть
руки,
отводит
большой
палец
ребёнка
назад,
легко
фиксирует его своей рукой, организуя таким образом растяжку и мышечное
напряжение
и
побуждает
перебирать
пальцами,
передвигаясь
по
дну
«бассейна» - пальчики «побежали» вперёд со словами «Беги к Зае», «Беги к
Мише» и т.д. Взрослый стимулирует ребёнка к действию подыгрывая своей
рукой.
Игра «Найди такой же» соотнесение пуговицы с изображением на
картинке (Сова с совой, боты с ботинками, часы с часами и т.д.)
Игра
«Продолжи
ряд» выполнение
действий
с
пуговицами
по
образцу.
Взрослый выкладывает пуговицы чередуя 1\1, 2\2, 1\2 (П-р Сова, зая, сова,
зая) после инструкции: «Продолжи», ребёнок продолжает ряд, обозначая
словами то, что делает.
Игра
«Чудесный
мешочек». В «Чудесном мешочке» складываются
пуговицы
после
предварительного
называния
(не
более
3).
Ребёнку
предлагается на ощупь определить: «Что это?». После того, как все пуговицы
выбраны из мешочка, ребёнок и логопед рассматривают их, затем взрослый
прячет одну: «Что пропало?». По мере усвоения слов и увеличения объёма
памяти количество пуговиц в мешочке увеличивается.
Игра
«Чудесный
мешочек»
вариант
2. Познакомить
ребёнка
с
деревянными
и
железными
пуговицами.
Предложить
выбрать
только
деревянные или только железные. Так же можно познакомить с понятием
пластмассовый и попросить найти все пластмассовые пуговицы.
Игра с пинцетом «Сортировщик». Из общей коробочки необходимо
выбрать только пластмассовые пуговицы, либо только железные.
Игра «Жадина» с пинцетом. Ребёнок захватывает пуговицу пинцетом
согласует
с
личными
местоимениями «мой,
моя,
мои». На одном занятии
одно местоимение (П-р: Мой Миша, мой зая, мой лёва, пони; или моя киса,
моя рука, моя дыня, рыба, моя жаба, моя утя, моя муха; или мои боты, мои
кеды, мои часы, мои бусы, мои усы и т.д.) После усвоения понимания рода в
согласовании местоимения с существительным – слова перемешиваются.
Игра
«Разложи
правильно».
Ребёнок
по
инструкции
логопеда
раскладывает пуговицыв предложенной последовательности, называя их.
Игра «Правильно ли я сказала?» Взрослый выкладывает из мешочка
пуговицы, одну или две называя неправильно.
Игра «Чего (кого) не стало?».
Логопед
из
найденных
ребёнком
в
мешочке
пуговиц
берёт
3-
4
и
выкладывает
их
перед
ребёнком,
остальные
убирает.
Просит
ребёнка
внимательно рассмотреть их и запомнить. Затем просит ребёнка закрыть
глаза, а сам прячет одну из пуговиц. Ребёнок открывает глаза и называет чего
не стало: «Нет мухи. Нет заи. Нет би-би. И т.д.
Игра
«День-ночь» фиксация
изменений
в
расположении
предметов. Логопед выкладывает 4 пуговицы, говорит: «День». После слов:
«Ночь» ребёнок закрывает глаза. Взрослый меняет 2 пуговицы
местами. После слов: «День. Так?» ребёнок открывает глаза и определяет, что
изменилось с произнесением слов: «Не так!». За тем можно поменяться
местами, ребёнок прячет, взрослый отгадывает.
Игра
«Повтори». Ребёнку
предлагается
запомнить
расположение
предметов (пуговиц) на плоскости (вверху листа, в центре, в правом углу и
т.д.); после закрыть образец и попросить расположить пуговицы на своём
листе так же.
Игра
«Магазин» Ребёнку
предлагается
купить
понравившиеся
пуговицы со словами: «Дай Мишу, дай часы, дай бусы» и т.д. Тем самым
автоматизируя отдельные штампыкоммуникативной
побудительной речи
(дай, купи, на,).
Основной задачей этих игр является создание необходимого эмоцио-
нального
фона,
формирование
навыков
общения,
закрепление
навыка
произнесения
первых
слов.Дети
вовлекаются
в
общение
через
игру
с
предметами, которыми они не сталкиваются в повседневной жизни. Мало кто
из родителей даёт детям мелкий игровой материал.Поэтому использовать
пуговицы на занятиях достаточно оправдано и интересно, чтобы ежедневные
проговаривания слов по знакомым картинкам не стали рутинным занятием, а
обеспечивали
основу,
на
которой
можно
успешно
строить
дальнейшее
обучение.