Напоминание

Закрепление навыков произношения слов 1типа слоговой структуры у безречевыхдетей с использованием игрового набора "Пуговички"


Автор: Прошкина Татьяна Григорьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №28 комбинированного вида"
Населённый пункт: Россия, Республика Коми, г. Ухта
Наименование материала: Использование игровых технологий в работе по активизации речи детей.
Тема: Закрепление навыков произношения слов 1типа слоговой структуры у безречевыхдетей с использованием игрового набора "Пуговички"
Дата публикации: 10.02.2019
Раздел: дошкольное образование





Назад




Закрепление навыков произношения слов 1типа слоговой структуры у

безречевыхдетей с использованием игрового набора "Пуговички"

Проблематика запуска речи на сегодняшний день приобретает особую

актуальность, т. к. количество безречевых детей возрастает с каждым годом.

Тот уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания

и

звукокомплексы,

эмоциональные

восклицания,

даже

отдельные

нечетко

произносимые обиходные слова не может служить для полноценного обще-

ния.

Та

«речь»,

которая

есть

у

ребенка,

не

выступает

«регулятором

поведения»,

т.

к.

выработка

условных

связей

на

слова

значительно

затруднена.

К группе безречевых относятся дети с моторной алалией, слуховой

речевой агнозией, дизартрией, ранним детским аутизмом, интеллектуальной

недостаточностью,

нарушением

слуха.

Что

же

является

общим

для

всех

детей?

Отсутствие

мотивации

к

общению

неумение

ориентироваться

в

пространстве,

разлаженность

поведения,

негибкость

в

контактах,

повышенная эмоциональная истощаемость. Все это мешает полноценному

взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Роль повторения речевого материала в данных случаях незначительна.

Ребенок

в

силу

перечисленных

причин

длительное

время

не

усваивает

речевой

материал.

Процесс

накопления

простых

слов

затягивается,

становиться для ребёнка малоинтересным. Поэтому необходимо создавать

ситуации

для развития речи, а не просто повторять заученный материал.

Вариативность,

разнообразие

способов

работы

очень

важна.

Исходя

из

собственного

опыта

работы

хотелось

бы

предложить

игры

с

мелкими

игрушками,

в

том

числе

пуговицами.

Данные

игры

позволяют

решить

следующие задачи:

-

развитие манипулятивной деятельности и мелкой моторики рук;

-

глазодвигательных

-

тактильно

-

проприоцептивных

и

статико-

динамических ощущений;

-

развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза;

-

тактильной памяти;

-

развитие произносительных способностей;

-

развитие сенсорно-перцептивной деятельности.

Приёмы:

• узнавание на ощупь различной фактуры предметов;

• различение фактуры предметов без опоры на зрительное восприятие;

• активизация пассивных и активных движений пальцев рук;

• автоматизация отдельных артикулем;

• выработка речедвигательных образов звукообразных слов.

Игровой

набор

представляет

комплект

пуговиц

(металлические,

пластмассовые, деревянные; пуговицы в виде предметов быта, изображением

животных, транспорта, одежды; разные по фактуре и размеру).

Набор безопасен, так как предназначен для индивидуальной работы

логопеда с ребенком.

Далее представлены игры, которые могут применяться для закрепления

навыков произношения слов 1типа слоговой структуры.

Игра

« Прятки» с

использованием «Пальчикового

бассейна».

«Пальчиковый бассейн» представляет большую прямоугольную коробку с

низкими бортиками- в которой слоем в 6-8 см. рассыпаны горох или фасоль.

В

бассейне

лежат

пуговицы-фигурки

соответствующие

1

типу

слоговой

структуры.

По

инструкции:

«Ищи!»

Ребёнок

находит

их

и

за

педагогом

старается произнести название предмета (Зая, киса, сова, часы, боты, кеды,

би-би, Миша, бусы).

Игровое упражнение «Один – много» В бассейне лежат пуговицы-

фигурки соответствующие 1 типу слоговой структуры (П-р 1 Миша и много

Зай) По инструкции: «Ищи!» Ребёнок находит их и за педагогом старается

произнести названия предмета складывая в коробочки, за тем закрепляется

понятия «Много-один».

Игра «Догоню» Ребёнок опирается рукой на дно «бассейна». Логопед,

приподнимая

кисть

руки,

отводит

большой

палец

ребёнка

назад,

легко

фиксирует его своей рукой, организуя таким образом растяжку и мышечное

напряжение

и

побуждает

перебирать

пальцами,

передвигаясь

по

дну

«бассейна» - пальчики «побежали» вперёд со словами «Беги к Зае», «Беги к

Мише» и т.д. Взрослый стимулирует ребёнка к действию подыгрывая своей

рукой.

Игра «Найди такой же» соотнесение пуговицы с изображением на

картинке (Сова с совой, боты с ботинками, часы с часами и т.д.)

Игра

«Продолжи

ряд» выполнение

действий

с

пуговицами

по

образцу.

Взрослый выкладывает пуговицы чередуя 1\1, 2\2, 1\2 (П-р Сова, зая, сова,

зая) после инструкции: «Продолжи», ребёнок продолжает ряд, обозначая

словами то, что делает.

Игра

«Чудесный

мешочек». В «Чудесном мешочке» складываются

пуговицы

после

предварительного

называния

(не

более

3).

Ребёнку

предлагается на ощупь определить: «Что это?». После того, как все пуговицы

выбраны из мешочка, ребёнок и логопед рассматривают их, затем взрослый

прячет одну: «Что пропало?». По мере усвоения слов и увеличения объёма

памяти количество пуговиц в мешочке увеличивается.

Игра

«Чудесный

мешочек»

вариант

2. Познакомить

ребёнка

с

деревянными

и

железными

пуговицами.

Предложить

выбрать

только

деревянные или только железные. Так же можно познакомить с понятием

пластмассовый и попросить найти все пластмассовые пуговицы.

Игра с пинцетом «Сортировщик». Из общей коробочки необходимо

выбрать только пластмассовые пуговицы, либо только железные.

Игра «Жадина» с пинцетом. Ребёнок захватывает пуговицу пинцетом

согласует

с

личными

местоимениями «мой,

моя,

мои». На одном занятии

одно местоимение (П-р: Мой Миша, мой зая, мой лёва, пони; или моя киса,

моя рука, моя дыня, рыба, моя жаба, моя утя, моя муха; или мои боты, мои

кеды, мои часы, мои бусы, мои усы и т.д.) После усвоения понимания рода в

согласовании местоимения с существительным – слова перемешиваются.

Игра

«Разложи

правильно».

Ребёнок

по

инструкции

логопеда

раскладывает пуговицыв предложенной последовательности, называя их.

Игра «Правильно ли я сказала?» Взрослый выкладывает из мешочка

пуговицы, одну или две называя неправильно.

Игра «Чего (кого) не стало?».

Логопед

из

найденных

ребёнком

в

мешочке

пуговиц

берёт

3-

4

и

выкладывает

их

перед

ребёнком,

остальные

убирает.

Просит

ребёнка

внимательно рассмотреть их и запомнить. Затем просит ребёнка закрыть

глаза, а сам прячет одну из пуговиц. Ребёнок открывает глаза и называет чего

не стало: «Нет мухи. Нет заи. Нет би-би. И т.д.

Игра

«День-ночь» фиксация

изменений

в

расположении

предметов. Логопед выкладывает 4 пуговицы, говорит: «День». После слов:

«Ночь» ребёнок закрывает глаза. Взрослый меняет 2 пуговицы

местами. После слов: «День. Так?» ребёнок открывает глаза и определяет, что

изменилось с произнесением слов: «Не так!». За тем можно поменяться

местами, ребёнок прячет, взрослый отгадывает.

Игра

«Повтори». Ребёнку

предлагается

запомнить

расположение

предметов (пуговиц) на плоскости (вверху листа, в центре, в правом углу и

т.д.); после закрыть образец и попросить расположить пуговицы на своём

листе так же.

Игра

«Магазин» Ребёнку

предлагается

купить

понравившиеся

пуговицы со словами: «Дай Мишу, дай часы, дай бусы» и т.д. Тем самым

автоматизируя отдельные штампыкоммуникативной

побудительной речи

(дай, купи, на,).

Основной задачей этих игр является создание необходимого эмоцио-

нального

фона,

формирование

навыков

общения,

закрепление

навыка

произнесения

первых

слов.Дети

вовлекаются

в

общение

через

игру

с

предметами, которыми они не сталкиваются в повседневной жизни. Мало кто

из родителей даёт детям мелкий игровой материал.Поэтому использовать

пуговицы на занятиях достаточно оправдано и интересно, чтобы ежедневные

проговаривания слов по знакомым картинкам не стали рутинным занятием, а

обеспечивали

основу,

на

которой

можно

успешно

строить

дальнейшее

обучение.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!