Авторы: Шавструк Ирина Александровна, Позднякова Ирина Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №57 «Лукоморье» комбинированного вида»
Населённый пункт: г. Северодвинска Архангельской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: проект по формированию математических представлений у детей средней группы «Снежные фигуры»
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРОЕКТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «СНЕЖНЫЕ ФИГУРЫ»
Позднякова Ирина Борисовна, старший воспитатель
Шавструк Ирина Александровна, воспитатель
муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад
№ 57 «Лукоморье» комбинированного вида»
Тип проекта:– практико-ориентированный.
Вид проекта:– познавательный.
Участники
проекта:
дети
средней
и
подготовительной
группы,
воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Инновационность
подхода
к
организации
развивающей
предметно-
пространственной
среды
развития
ребенка
определяется
актуальностью
интеграции не только образовательных областей, определенных ФГОС, но и
необходимостью
организации
образовательного
процесса
на
принципах
индивидуализации обучения.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка,
формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то,
что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте
зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Обучение
математике
детей
дошкольного
возраста
немыслимо
без
использования занимательных игр, задач, развлечений. Роль
занимательного
материала - активизировать умственную деятельность; увлекать и развлекать
детей;
расширять,
углублять,
математические
представления;
закреплять
полученные
знания
и
умения;
упражнять
в
применении
их
в
других
видах
деятельности, новой обстановке. Совершенствование полученных в ходе НОД
знаний на прогулке – эффективный способ.
Именно
через
игры,
как
основной
вид
деятельности
детей,
процесс
познания становится более интересным и занимательным, а значит, и успешным.
Новизна проекта заключается в организации условий для практического
взаимодействия старших и младших дошкольников при закреплении знаний о
геометрических фигурах в ходе прогулки на участке детского сада. При таком
сотрудничестве
детей
происходит
взаимовлияние
друг
на
друга.
С
одной
стороны, у детей 4-5 лет совершенствуются умственные операции (сравнение,
анализ, обобщение), закрепляются знания о геометрических фигурах, а с другой
стороны,
у
старших
дошкольников
формируются
нравственные
качества
(помощь, поддержка, умение общаться с младшими детьми).
Практическая
значимость
проекта заключается
в
использовании
все
ресурсов образовательной среды организации (группа, участок детского сада)
для формирования математических представлений у детей.
Ц е л ь
п р о е к т а : создать
условия
для
формирования
знаний
о
геометрических фигурах у детей 4-5 лет в процессе практической и игровой
деятельности в группе и на участке детского сада.
Задачи проекта:
Определить эффективные методы и приемы обучения детей умению
сравнивать
предметы
по
форме,
понимать
зависимость
формы
от
других
качеств, признаков;
Подобрать
игры,
исходя
из
принципов
доступности
игр
детям
в
условиях прогулки, учитывая их возрастные особенности;
Сформировать
навыки
коллективного
творчества,
взаимопомощи,
сотрудничества.
Активизировать интерес родителей к использованию математических
игр
и
упражнений, приобщить
родителей
к
активной
преобразовательной
деятельности на участке детского сада.
В качестве дидактических задач по развитию математических представлений
детей в ходе проекта формулируются следующие умения детей:
Различать и называть геометрические фигуры;
Группировать
фигуры
по
разным
признакам
(объемные,
плоскостные, имеющие углы и округлые);
Сравнивать предметы по форме, понимать зависимость формы от
других качеств, признаков;
Называть и показывать элементы геометрических фигур (стороны,
углы, вершины, основания, боковая поверхность);
Воссоздавать и трансформировать фигуры (рисовать, вычерчивать,
выкладывать, делить на две-четыре части и др.);
Знать
особенности
геометрических
фигур
как
эталонов
при
определении формы предметов;
Владеть разными способами сравнения предметов по форме, находя
общее и различное;
Развивать глазомер детей:
Знакомить с названием и признаками геометрических фигур (круг,
квадрат, треугольник, шар, куб, цилиндр);
Ожидаемые результаты:
Повышение
педагогической
компетентности
педагога
в
вопросах
применения
разнообразных
дидактических
приемов
в
ходе
организации
прогулки;
Наличие
на
участке
таких
игр
и
игрового
материала,
освоение
которых детьми позволить закрепить знания о геометрических фигурах;
Позитивное отношение родителей к вопросам преобразования среды
на участке детского сада.
Деятельность по реализации проекта проходила в 3 этапа.
Подготовительный этап решал следующие задачи:
1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного
материала по данной теме;
2. Создание развивающей среды в группе и на участке детского сада;
3. Донесение до участников проекта, важности проблемы формирования
сенсорных эталонов у детей;
5. Разработка конспектов НОД, дидактических игр для использования на
прогулке.
6. Выбор диагностического инструментария.
В группе в центре занимательной математики необходимо было отвести
специальное
место,
оснащенное
играми,
пособиями,
обеспечив
свободный
доступ
детей
к
находящимся
там
материалам.
Этим
самым,
детям
предоставляется возможность самостоятельно выбрать интересующую их игру,
пособия математического содержания и играть индивидуально или совместно с
другими детьми, небольшой подгруппой. Именно в ходе игры, возникающей по
инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному
труду.
Разработку проекта решено начать с анкетирования родителей, с целью
изучения владения родителями информацией о занимательном математическом
материале и, какую бы они хотели получить консультацию, информацию по
формированию элементарных математических представлений у детей.
После
обработки
анкет,
была проведена
консультация
н а
т е м у
«Развиваемся,
играя
на
прогулке». Цель: повышение активности и интереса
родителей
к
развитию
у
детей
математических
способностей;
привлечение
родителей к созданию развивающей среды на участке детского сада.
Также
были подготовлены буклеты для родителей «Математика важна,
математика нужна». Родители активно откликнулись, делились идеями, находили
оригинальные
решения,
высказывались,
кто
какой
вклад
может
внести
в
оформление
участка
с
математической
тематикой
и
началась
совместная
творческая работа, которая доставила всем массу удовольствия.
Основной
этап, в
ходе
которого
педагоги
совместно
с
детьми
и
родителями, провели следующие мероприятия:
Подготовка фигур из снега и льда на участке детского сада;
НОД «Изучаем геометрические фигуры»;
Игротека по закреплению свойств геометрических фигур и умению
обследовать их.
Оценочный (заключительный) этап включал в себя:
Используя
диагностику,
выявление
уровня
элементарных
математических представлений у детей средней группы;
Создание презентации по итогам реализации проекта;
Разработка
методических
рекомендаций
по
использованию
возможностей прогулки для закрепления знаний о геометрических фигурах у
детей, для педагогов МБДОУ.
И, как результат проделанной работы отмечено следующее у детей:
повысился интерес к элементарной математической деятельности;
появилась потребность занимать свое свободное время не только
развлекательными, но и требующими интеллектуального усилия играми;
отмечается стремление к проявлению самостоятельности, развитие
познавательных
мотивов,
что
обеспечивает
элементы
самоорганизации
в
игровой и других видах деятельности;
самостоятельно
могут
выбрать
себе
игру,
занятие
по
интересам,
целенаправленно
действовать
с
материалом,
объединятся
в
игре
со
сверстниками.
у родителей появился интерес к жизни детского сада, также у них
повысилась
активность
и
интерес
к
развитию
у
детей
математических
способностей;
Заключение
Ознакомление детей с формой предметов наилучшим образом происходит
при
сочетании
различных
методов
и
приемов
обучения
(показ,
рассказ,
дидактическая
и
сюжетная
игра
в
условиях
прогулки
на
участке,
взаимодействие с детьми старшего возраста).
В
методике
обучения детей
средней
группы
отличительным
является
более
детальное
обследование
геометрических
фигур.
С
н о в ы м и
геометрическими
фигурами
детей
знакомят,
сравнивая
их
модели
с
уже
знакомыми или друг с другом: прямоугольник с квадратом, цилиндр с кубом
или шаром.
Обучение дошкольников началам математики наиболее успешно будет
проходить
в
контексте
практической
и
игровой
деятельности,
в
процессе
решения
детьми
проблемных
задач,
которые
специально
продумываются
воспитателем.
Игровая форма поможет педагогу привлечь внимание детей к совместной
деятельности, создать у них положительный эмоциональный настрой
Список литературы
1.
Арапова-Пискарева
Н.А.
Формирование
эл е м е н т а р н ы х
математических представлений в детском саду. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008.
2.
Воронова
В.Я.
«Творческие
игры
для
дошкольников»
-
М:
Просвещение, 1981.
3.
Карабанова
О.А.,
Алиева
Э.Ф.,
Радионова
О.Р.,
Рабинович
П.Д.,
Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в
соответствии
с
федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного
образования.
Методические
рекомендации
для
педагогических
работников
дошкольных
образовательных
организаций
и
родителей
детей
дошкольного возраста / О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д.
Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования,
2014.
4.
Чеплашкина
И.Н.
и
др.
Математика
–
это
интересно.
–
СПб:
«Акцидент», 1996.