Авторы: Гринь Елена Леонтьевна, Мингалёва Ольга Борисовна
Должность: старший воспитатель, заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 176" общеразвивающего вида
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Рабочая программа для детей 5–7 лет " Почемучка"
Тема: Организация Консультационного пункта в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
1
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«детский сад № 176» общеразвивающего вида
рабочая программа
для детей 5-7 лет
«Почемучка»
составители:
старший воспитатель
Гринь Е.Л.
г. Барнаул - 2018
2
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Одним
из
приоритетных
направлений
развития
образовательной
системы
Российской
Федерации
остается
необходимость
обеспечения
равных
стартовых
возможностей
для
детей
(из
разных
социальных
групп
и
слоев
населения)
при
поступлении в начальную школу. Под «выравниванием стартовых возможностей детей»
следует понимать создание равных условий, которые государство должно обеспечить
любому
ребенку
дошкольного
возраста,
проживающему
в
России,
независимо
от
благосостояния
семьи,
места
проживания
и
национальной
принадлежности,
для
получения такого уровня развития, который позволит ему успешно обучаться в школе.
Ступень
дошкольного
детства
рассматривается
как
один
из
главных
образовательных резервов. Проблема подготовки ребенка к школе является одной из
наиболее актуальных проблем в современном отечественном дошкольном и начальном
образовании.
Разные
стартовые
возможности
будущих
первоклассников
осложняют
организацию учебного процесса и вынуждают родителей искать способы «натаскивания»
ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.
Актуальность разработки:
Особенно остро стоит вопрос предшкольной подготовки перед родителями, чьи
дети
не
посещают
дошкольные
образовательные
учреждения
по
разным
причинам:
недостаточная
обеспеченность
населения
дошкольными
учреждениями,
состояние
здоровья ребенка, желание родителей воспитывать детей дома, материальные трудности
семьи и др.
Эта проблема актуальна и для нашего города. По статистическим данным в 2016
году
количество
детей
предшкольного
возраста
не
посещающих
дошкольные
образовательные учреждения и состоящие на очереди в детские сады в селе Лебяжье
составляло 31 человек, а в 2017 году – 38.
Данная
Программа
является
логическим
дополнением
к
любой
программе
обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Программа может использоваться как
с а м о с т оя т е л ь н а я
д л я
п од гот о в к и
к
ш кол е
н е о р г а н и з о в а н н ы х
д е т е й .
Цель и задачи Программы:
- создание условий для выравнивания стартовых возможностей неорганизованных детей
задачи:
- развитие познавательных интересов;
- развитие психологических качеств (внимания, памяти, мышления, произвольности -
поведения, мелкой моторики, зрительно - моторной координации, речи);
- выявление личностного потенциала развития.
Планируемые результаты
- формирование у детей интереса и положительной мотивации обучения;
- развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Основные принципы построения работы:
Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
3
Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании
с разумной требовательностью;
Комплексный подход при разработке занятий,
Вариативность содержания и форм проведения занятий;
Систематичность и последовательность занятий;
Наглядность.
Учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для
ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность
процесса обучения и воспитания;
Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для
этого периода развития;
Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных
качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с
окружающим миром;
Обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в
школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в
первом классе, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии;
Особенности структуры построения Программы.
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием.
Структура была разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного
возраста. Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть
использована самостоятельно.
Часть 1. Вводная
Цель
вводной
части
занятия
–
настроить
группу
на
совместную
работу,
установить
эмоциональный
контакт
между
всеми
участниками.
Основные
процедуры
работы
–
приветствие, объединяющие игры, игры на развитие навыков общения со сверстниками.
Часть 2. Рабочая.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят
игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию эмоционально – волевой и
познавательной сфер ребенка. Основные процедуры:
- Игры на развитие навыков общения;
- Игры и упражнения на развитие внимания, памяти, мышления и речи;
- Игры и упражнения на развитие произвольной сферы;
- Упражнения на развитие мелкой моторики;
- Игры на формирование положительной мотивации к обучению.
Часть 3. Завершающая.
Основной целью этой части является создание у каждого участника чувства
принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы. Здесь
предусматривается проведение какой – либо общей игры.
4
Поскольку программа предполагает работу с детьми дошкольного возраста, то
ведущий должен постоянно следить за тем, чтобы участники занятия были включены в
работу, не уставали, не отвлекались. Поэтому каждое занятие обязательно включает в
себя действия, способствующие саморегуляции детей, а именно:
- Упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень возбуждения, снимают
напряжение);
-
Двигательные
упражнения,
включающие
одновременное
выполнение
движений
разными руками под любую текстовку.
Эти упражнения могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации.
В каждом занятии, помимо новой информации, есть повторы. Занятия с повторами
становятся близкими и понятными для детей. Полученная, таким образом, информация
лучше
запоминается.
Приветствие
и
прощание
носят
ритуальный
характер.
Во время занятий дети могут сидеть в кругу (на ковре), передвигаться по игровой
к о м н а т е ,
в
з а в и с и м о с т и
о т
х о д а
з а н я т и я .
Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе.
Форма
организации
занятий
–
со
всей
группой
детей
или
подгруппами,
по
усмотрению педагога. В целях поддержания заинтересованности детей, на протяжении
всех занятий, используется сказочный персонаж (по выбору педагога).
Учебно-тематический план
№п/
п
тема
Цель
кол-во
часов
1
Знакомство
Установление эмоционального контакта
1
2
«Давайте поиграем»
Развитие навыков общения у детей
дошкольного возраста.
1
3
«Знай-ка»
Развитие произвольного внимания и
поведения.
1
4
«Запоминай-ка»
Развитие механической зрительной.
слухоречевой памяти.
1
5
«Размышляй-ка»
Развитие мыслительных процессов и
зрительно-моторной координации
1
6
«Путешествие в
Школьный город»
Формирование положительной мотивации
к обучению в школе.
3
- Что такое школа?
Школьные
принадлежности
Уточнить представления детей о школьной
жизни. Подвести детей к пониманию
необходимости учения.
- Школьные правила
Уточнить знания детей о школьных
принадлежностях, способствовать
желанию учиться, аккуратности.
Знакомство с правилами школы
7
Заключительное
Обобщение знаний о школе и школьной
жизни
1
итого
9
План-схема занятий
№ 1 часть
2 часть
3 часть
1
Игра
«Гусеница».
- Игра «Прогулка с компасом».
- Игра «Аэробус».
- «Игра в мяч» - Вопросы
для общения.
5
- Прощание.
2
Игра
«Головомяч».
- Игра «Попроси игрушку».
- Игра «Глаза в глаза».
- «Море волнуется...»
- Вопросы для общения. -
Прощание.
3
Игра «Четыре
стихии».
- Пальчиковая гимнастика
- Упражнение «Обведи по точкам
«Рыбку»
- Упражнение «Закончи ряд до
конца»
- Упражнение «Найди отличия»
- Игра «Путаница»
- «Минута шалости»
- Вопросы для общения
- Прощание
4
Упражнение
«Запомни
точки»
- Пальчиковая гимнастика
- Упражнение «Обведи по точкам
«Бабочку»»
- Упражнение «Найди отличия»
- Игра «Скучно, скучно
так сидеть»
- Вопросы для общения
- Прощание
5
Упражнение
«Сложи узор»
- Пальчиковая гимнастика
- Упражнение «Штрихи в рисунке
«Уточка»
- Упражнение «Найди отличия»
- Игра «Говори наоборот»
- Игра «10 очков»
- Вопросы для общения
- Прощание
6
Игра
«Зеваки»
- Упражнение «Найди одинаковое»
- Упражнение «Нарисуй по
клеточкам»
- Упражнение «Какой фигуры не
хватает?»
- Игра «Меняйтесь
местами»
- Вопросы для общения
- Прощание
8
Тест «Что я
знаю о
школе»
- Упражнение «Найди одинаковое»
- Упражнение «Нарисуй по
клеточкам»
- Упражнение «Какой фигуры не
хватает?»
- Игра «Нос, пол,
потолок»
- Вопросы для общения
- Прощание
9
Заключительн
ое
Рисунок и
беседа «Что
меня ожидает
в школе»
Мозговой штурм:
- Для чего нужен портфель?
- Зачем в школе парта?
- Для чего нужен пенал?
- Зачем в школе звонок?
- Что такое учебник?
- Кто такой учитель?
- Игра «4 лишний»
- Игра «Назови одним словом»
- Беседа по вопросам
«Что мне больше всего
запомнилось,
понравилось»
- Рисунок «Подарок»
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Занятия рассчитаны на возраст детей 5 –7 лет.
Всего 20 занятий.
Продолжительность каждого занятия 20-30 минут.
Периодичность – 1 раз в неделю.
Программа занятий учитывает ряд важных моментов:
Каждое занятие направлено на развитие навыков общения у детей дошкольного
возраста с взрослым и со сверстниками, развитие умения подчинять свое поведение
законам детских групп. Все это в комплексе формирует социальную зрелость детей.
Занятия спланированы с возрастанием уровня сложности, начиная с более легких
подготовительных заданий и заканчивая более сложными заданиями,
направленными на развитие интеллектуальной сферы.
6
В ходе занятия целенаправленно меняются виды работ (учитывая ограниченные
возможности произвольного внимания дошкольников), что позволяет поддерживать
устойчивый интерес, активизировать умственную и практическую деятельность
детей, вселять уверенность в своих возможностях, снимать страх перед школой и
не допускать переутомления.
.
Для проведения занятий каждому ребенку необходимо иметь:
- Половину тетради в клетку или блокнот;
- Простой и цветные карандаши;
- Рабочие листы.
Наблюдение за ребенком и результатами его деятельности во время занятий
помогает выявить проблемы развития ребенка (или убедиться в их отсутствии) и дает
необходимый материал для проведения консультаций родителей и педагогов (если
программа используется педагогом- психологом).
Кадровое обеспечение
Ведущим занятий может быть воспитатель, старший воспитатель, педагог-психолог.
Материально-техническое обеспечение
В
групповом
помещении
выделены
рабочая
часть
для
статических
занятий
и
пространство для подвижной игровой деятельности.
Тетради в клетку по количеству
детей, карандаши, ручки.
Методическое обеспечение
Игры, используемые в программе
1. СКУЧНО, СКУЧНО ТАК СИДЕТЬ
Дети сидят на маленьких стульях. У противоположной стены стоят стулья, но их на
один меньше. Ведущий говорит:
Скучно, скучно так сидеть
Друг на друга все глядеть;
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?»
Как только ведущий закончит говорить, дети должны быстро побежать и сесть на стулья,
стоящие у противоположной стены. Проигрывает тот, кто остался без стула.
2. ЗДРАВСТВУЙ
Ведущий
предлагает
всем
детям
поздороваться
разными
частями
тела.
«Поздоровайтесь ладошками, коленками, локтями, спинками и т.д.» дети свободно ходят
п о
з а л у
и ,
в с т р е ч а я с ь
с
к е м
–
л и б о ,
з д о р о в а ю т с я .
3. МЕНЯЙТЕСЬ МЕСТАМИ
Дети сидят на стульях в кругу. Ведущий стоит внутри круга. Дает команду: «Кто
любит конфеты – меняйтесь местами». Ведущий так же включается в игру. Тот, кто
остался без места дает следующую команду: «У кого сегодня красный бант, меняйтесь
местами», и сам же старается занять освободившееся место.
4. ИГРА В МЯЧ
Ведущий
кидает
мяч
одному
из
участников
группы
и
задает
вопрос
(делает
критическое замечание, говорит комплимент и т.д.). Тот, поймав мяч, должен ответить, а
затем бросает мяч еще кому - то, задавая в свою очередь вопрос (делая замечание и т.д.).
5. НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ?
7
Ведущий выходит. Группа загадывает кого – то из участников. Ведущий должен
отгадать. Ведущий всем по очереди задает вопрос типа: «На какой предмет (животное,
песня, настроение, цвет и т.д.) похож этот человек?» «Какой предмет (животное, цвет и
т.д.) он тебе напоминает?» Когда ведущий отгадывает, ведущим становится этот человек.
6. ПУТАНИЦА
Группа детей разбивается на подгруппы на 7 – 10 человек. В каждой подгруппе
каждый участник берет левой рукой левую руку какого – либо участника. Затем правой
рукой за правую руку берет кого- то другого. После этого по команде ведущего подгруппы
стараются распутаться, не отпуская рук, так, чтобы оказаться стоящими в кружке. Может
оказаться, что некоторые будут стоять спиной. В этом случае все равно задание считается
выполненным.
7. ЗЕВАКИ
Дети идут по кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего «Стоп!»,
останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают
движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок
запутался
и
ошибся,
он
выходит
из
игры
и
садится
на
стул
в
комнате.
Игра может закончиться, когда 2-3 детей останутся в игре. Они торжественно объявляются
п о б е д и т е л я м и ,
в с е
х л о п а ю т .
Литература
1.
Агеева С.И. Обучение с увлечением. Часть II. Лайда, 1994.
2.
Дубровина И.В. Я работаю психологом… М., 1999.
3.
Ильина М.Н. Готов ли Ваш ребенок к школе? Тесты для детей. М., 1999.
4.
Колпакова Т. Тетрадь для подготовки в школу. Советы школьного психолога. Пермь,
1994.
5.
Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего
возраста. М., 1986.
6.
Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. М.,
2000.
7.
Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М., 2000.
8.
Матвеева Л.Г. Практическая психология для родителей, или что я могу узнать о
своем ребенке. М., 1999.
9.
Нартова – Бочавер С.К. Скоро в школу! (увлекательная подготовка детей к первому
классу). М., 1995.
10.
Чивикова Н. Как подготовить ребенка к школе. М., 1999.