Напоминание

Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих средних медицинских работников


Автор: Тимашева Альбина Мугавиевна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГАПОУ "Казанский медицинский колледж"
Населённый пункт: Республика Татарстан г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих средних медицинских работников
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Профессионально-прикладная физическая подготовка

будущих средних медицинских работников.

Профессионально – прикладная физическая подготовка (далее ППФП)

представляет собой одно из основных направлений системы физического

воспитания, которое должно формировать прикладные знания, физические

качества, умения и навыки, способствующие успешной профессиональной

деятельности.

В настоящее время перед каждым учебным заведением ставится

задача вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом

уровне с применением современных методов организации учебно-

воспитательного процесса, обеспечивающих использование будущими

специалистами полученных компетенций в практической работе.

В СПО ППФП будущих специалистов решает задачи: ускорение

профессионального обучения, достижения высокой работоспособности в

избранной профессии. Использования средств физической культуры для

активного отдыха и восстановления работоспособности.

Полноценная профессиональная деятельность возможна лишь при

хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых

специалистов, которая достигается при регулярных и специально

организованных занятиях физической культурой и спортом. Следовательно,

качество подготовки, в том числе и физической, к предстоящей

профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста

приобретает не только личностное, но и социально-экономическое значение.

Современный высококвалифицированный труд требует

определенного профилирования физического воспитания в соответствии с

особенностями профессии. Поэтому физическое воспитание студентов в

различных учреждениях СПО имеет свои специфические особенности.

Физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий

и характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит

содержать в себе элементы ППФП. Средства физической культуры и спорта

следует использовать для формирования у студентов профессионально

необходимых физических качеств, навыков, знаний и умений а также для

повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды.

Занятия ППФП эффективно способствует адаптации к профессиональной

деятельности, условиям труда, сокращают сроки овладения сложными

специальностями, обеспечивают формирование профессионально важных

качеств и навыков, значительно повышают профессиональную

дееспособность, производительность труда, устойчивость к

профессиональным и профессионально обусловленным заболеваниям,

существенно снижают риск профессионального травматизма, поднимают

конкурентоспособность специалистов, прошедших курс ППФП.

Занятия ППФП эффективно способствуют также приобщению студентов

к здоровому образу жизни. Сейчас уже имеется целый ряд исследовательских

работ, прямо или косвенно свидетельствующих о положительном влиянии

регулярных занятий физической культурой и спортом на совершенствование

профессионально прикладной подготовки медиков. Труд медицинских

работников относится к числу сложных, напряженных и ответственных

видов человеческой деятельности. Работа ночью, а иногда и круглосуточно,

стрессовые ситуации, психоэмоциональные и физические перегрузки

негативно воздействуют на состояние их здоровья, поэтому прочная

функциональная физическая подготовленность во многом становится

гарантией качества работы специалиста-медика.

В профессии «Медицинская сестра» доминирующим способом

мышления является способ «приложение-процедура», при котором человек

быстро, точно и пунктуально выполняет известные процедуры для решения

поставленной задачи. Успешность выполнения профессиональной

деятельности обеспечивают следующие способности и качества:

- способность быстро переключать внимание с одного вида

деятельности, предмета на другой;

- умение сосредотачиваться на одном объекте или виде

деятельности, отвлекаясь от других;

- способность удерживать в центре внимания одновременно

несколько объектов или параллельно выполнять несколько видов

деятельности;

- высокий уровень аналитического мышления;

- тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность;

- способность быстро реагировать на ситуацию;

- способность работать в напряженных условиях (работа в ночное

время, круглосуточная работа, военно-полевые условия работы и т.д.);

- способность к самоконтролю;

- способность переносить большие физические нагрузки;

- ловкость движений при проведении различных лечебных

процедур.

Также важны для медика такие личностные качества, интересы и

склонности, как терпеливость и выдержанность, доброжелательность и

приветливость, ответственность, аккуратность, тактичность, чуткость,

внимательность, добросовестность, обязательность.

В нашем колледже студенты обучаются по шести специальностям.

Для примера рассмотрим особенности профессиональной деятельности

операционной медсестры и участковой медсестры.

Трудовая деятельность операционной м/с предъявляет

значительные требования к ее физической подготовленности – к общей и

статической выносливости позных мышц, которые способствуют

многочасовой работе, а также высшей нервной деятельности, к зрительной

чувствительности, к дифференцированным, точным по пространственным

параметрам движениям, развитию функции внимания и мышления, к

эмоциональной устойчивости и волевым качествам.

Рабочий день участковой м/с длится 6-8 часов, рабочая поза –

свободная. В труде участковой м/с преобладает умственная (лечебно-

диагностическая) деятельность. Ритмичность в работе отсутствует,

автоматизированность рабочих действий низка. Работоспособность падает

через 3.5 – 4 часа после начала работы в связи с наступлением утомления. А к

концу рабочего дня большинство из них ощущают значительное утомление и

раздражительность. Особенно нарушается функция внимания.

Поскольку содержание ППФП будущих медиков обусловлено

характером их труда, задачи подготовки будут различны.

Задачи ППФП операционной м/с следующие:

- преимущественное развитие прикладных основных физических

качеств – общей выносливости, силы и статической выносливости мышц

спины и ног, ловкости, быстроты;

- преимущественное развитие прикладных специальных качеств –

устойчивости к гипокинезии и прямостоянию, быстрого зрительного

различия объектов и подвижности нервных процессов;

- преимущественное развитие прикладных психических качеств –

внимания, эмоциональной устойчивости и волевых качеств (самообладания,

уверенности в своих силах).

Задачами ППФП участковой м/с являются:

- преимущественное развитие прикладных основных физических

качеств –общей выносливости, силы, ловкости, гибкости;

- преимущественное развитие прикладных специальных качеств –

устойчивости к гиподинамии и гипокинезии;

- преимущественное развитие прикладных психических качеств –

внимания. Эмоциональной устойчивости, волевых качеств (уверенности в

своих силах, выдержки, настойчивости и самообладания).

Для решения поставленных задач необходимо совершенствование

ППФП студентов на каждом занятии физической культурой. В своей работе

мы используем следующие средства физической культуры: спортивные игры

– волейбол и баскетбол (контрольные выполнения элементов игры),

легкоатлетический кросс (дев.- 2000м, юн. - 3000м), бег на 100 метров,

лыжная ходьба, лыжные гонки (дев.- 2000м, юн. - 3000м), различные тесты

по контролю развития физических качеств (контрольные нормативы по

ОФП) : прыжки в длину с места(прыгучесть), прыжки через скакалку за 1

минуту(общая выносливость), поднимание туловища из положения лежа на

спине руки за головой за 1 минуту(сила мышц брюшного пресса),

фиксированный наклон туловища (гибкость), подтягивание на низкой

перекладине в висе лежа – девушки и на высокой – юноши, сгибание и

разгибание рук в упоре лежа (сила мышц рук и плечевого пояса).



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!