Автор: Тимашева Альбина Мугавиевна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГАПОУ "Казанский медицинский колледж"
Населённый пункт: Республика Татарстан г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих средних медицинских работников
Раздел: среднее профессиональное
Профессионально-прикладная физическая подготовка
будущих средних медицинских работников.
Профессионально – прикладная физическая подготовка (далее ППФП)
представляет собой одно из основных направлений системы физического
воспитания, которое должно формировать прикладные знания, физические
качества, умения и навыки, способствующие успешной профессиональной
деятельности.
В настоящее время перед каждым учебным заведением ставится
задача вести подготовку специалистов на высоком научно-техническом
уровне с применением современных методов организации учебно-
воспитательного процесса, обеспечивающих использование будущими
специалистами полученных компетенций в практической работе.
В СПО ППФП будущих специалистов решает задачи: ускорение
профессионального обучения, достижения высокой работоспособности в
избранной профессии. Использования средств физической культуры для
активного отдыха и восстановления работоспособности.
Полноценная профессиональная деятельность возможна лишь при
хорошем состоянии здоровья, высокой работоспособности молодых
специалистов, которая достигается при регулярных и специально
организованных занятиях физической культурой и спортом. Следовательно,
качество подготовки, в том числе и физической, к предстоящей
профессиональной деятельности для каждого молодого специалиста
приобретает не только личностное, но и социально-экономическое значение.
Современный высококвалифицированный труд требует
определенного профилирования физического воспитания в соответствии с
особенностями профессии. Поэтому физическое воспитание студентов в
различных учреждениях СПО имеет свои специфические особенности.
Физическое воспитание студентов должно осуществляться с учетом условий
и характера их предстоящей профессиональной деятельности, а значит
содержать в себе элементы ППФП. Средства физической культуры и спорта
следует использовать для формирования у студентов профессионально
необходимых физических качеств, навыков, знаний и умений а также для
повышения устойчивости организма к воздействию внешней среды.
Занятия ППФП эффективно способствует адаптации к профессиональной
деятельности, условиям труда, сокращают сроки овладения сложными
специальностями, обеспечивают формирование профессионально важных
качеств и навыков, значительно повышают профессиональную
дееспособность, производительность труда, устойчивость к
профессиональным и профессионально обусловленным заболеваниям,
существенно снижают риск профессионального травматизма, поднимают
конкурентоспособность специалистов, прошедших курс ППФП.
Занятия ППФП эффективно способствуют также приобщению студентов
к здоровому образу жизни. Сейчас уже имеется целый ряд исследовательских
работ, прямо или косвенно свидетельствующих о положительном влиянии
регулярных занятий физической культурой и спортом на совершенствование
профессионально прикладной подготовки медиков. Труд медицинских
работников относится к числу сложных, напряженных и ответственных
видов человеческой деятельности. Работа ночью, а иногда и круглосуточно,
стрессовые ситуации, психоэмоциональные и физические перегрузки
негативно воздействуют на состояние их здоровья, поэтому прочная
функциональная физическая подготовленность во многом становится
гарантией качества работы специалиста-медика.
В профессии «Медицинская сестра» доминирующим способом
мышления является способ «приложение-процедура», при котором человек
быстро, точно и пунктуально выполняет известные процедуры для решения
поставленной задачи. Успешность выполнения профессиональной
деятельности обеспечивают следующие способности и качества:
- способность быстро переключать внимание с одного вида
деятельности, предмета на другой;
- умение сосредотачиваться на одном объекте или виде
деятельности, отвлекаясь от других;
- способность удерживать в центре внимания одновременно
несколько объектов или параллельно выполнять несколько видов
деятельности;
- высокий уровень аналитического мышления;
- тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность;
- способность быстро реагировать на ситуацию;
- способность работать в напряженных условиях (работа в ночное
время, круглосуточная работа, военно-полевые условия работы и т.д.);
- способность к самоконтролю;
- способность переносить большие физические нагрузки;
- ловкость движений при проведении различных лечебных
процедур.
Также важны для медика такие личностные качества, интересы и
склонности, как терпеливость и выдержанность, доброжелательность и
приветливость, ответственность, аккуратность, тактичность, чуткость,
внимательность, добросовестность, обязательность.
В нашем колледже студенты обучаются по шести специальностям.
Для примера рассмотрим особенности профессиональной деятельности
операционной медсестры и участковой медсестры.
Трудовая деятельность операционной м/с предъявляет
значительные требования к ее физической подготовленности – к общей и
статической выносливости позных мышц, которые способствуют
многочасовой работе, а также высшей нервной деятельности, к зрительной
чувствительности, к дифференцированным, точным по пространственным
параметрам движениям, развитию функции внимания и мышления, к
эмоциональной устойчивости и волевым качествам.
Рабочий день участковой м/с длится 6-8 часов, рабочая поза –
свободная. В труде участковой м/с преобладает умственная (лечебно-
диагностическая) деятельность. Ритмичность в работе отсутствует,
автоматизированность рабочих действий низка. Работоспособность падает
через 3.5 – 4 часа после начала работы в связи с наступлением утомления. А к
концу рабочего дня большинство из них ощущают значительное утомление и
раздражительность. Особенно нарушается функция внимания.
Поскольку содержание ППФП будущих медиков обусловлено
характером их труда, задачи подготовки будут различны.
Задачи ППФП операционной м/с следующие:
- преимущественное развитие прикладных основных физических
качеств – общей выносливости, силы и статической выносливости мышц
спины и ног, ловкости, быстроты;
- преимущественное развитие прикладных специальных качеств –
устойчивости к гипокинезии и прямостоянию, быстрого зрительного
различия объектов и подвижности нервных процессов;
- преимущественное развитие прикладных психических качеств –
внимания, эмоциональной устойчивости и волевых качеств (самообладания,
уверенности в своих силах).
Задачами ППФП участковой м/с являются:
- преимущественное развитие прикладных основных физических
качеств –общей выносливости, силы, ловкости, гибкости;
- преимущественное развитие прикладных специальных качеств –
устойчивости к гиподинамии и гипокинезии;
- преимущественное развитие прикладных психических качеств –
внимания. Эмоциональной устойчивости, волевых качеств (уверенности в
своих силах, выдержки, настойчивости и самообладания).
Для решения поставленных задач необходимо совершенствование
ППФП студентов на каждом занятии физической культурой. В своей работе
мы используем следующие средства физической культуры: спортивные игры
– волейбол и баскетбол (контрольные выполнения элементов игры),
легкоатлетический кросс (дев.- 2000м, юн. - 3000м), бег на 100 метров,
лыжная ходьба, лыжные гонки (дев.- 2000м, юн. - 3000м), различные тесты
по контролю развития физических качеств (контрольные нормативы по
ОФП) : прыжки в длину с места(прыгучесть), прыжки через скакалку за 1
минуту(общая выносливость), поднимание туловища из положения лежа на
спине руки за головой за 1 минуту(сила мышц брюшного пресса),
фиксированный наклон туловища (гибкость), подтягивание на низкой
перекладине в висе лежа – девушки и на высокой – юноши, сгибание и
разгибание рук в упоре лежа (сила мышц рук и плечевого пояса).