Напоминание

Вокальный кружок "Весёлые нотки"


Автор: Поземина Галина Сергеевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 155"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Вокальный кружок "Весёлые нотки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №155»

Утверждено

и принято решением заведующим МДОУ

педагогического совета «Детский сад №155»

протокол №_____ от ________________г

Дата:_______________г

Дополнительная образовательная программа

вокального кружка

«Веселые нотки»

Срок реализации: 1 год

Возраст: 5-6 лет

Автор - составитель

Музыкальный руководитель

Поземина Галина Сергеевна

Ярославль 2017 год

Пояснительная записка

Рабочая программа может применяться в дошкольном учреждении как

узкоспециализированная в рамках программ: «Радуга» Т.Н. Дороновой, В. В.

Гербовой,

Т.

С.

Комаровой

разделе

«Музыкальная

деятельность»);

«Детство»

В.

И.

Логиновой,

Н.

Н.

Кондратьевой

разделе

«Ребенок

и

музыка»); «Развитие» и «Одаренный ребенок; Э П. Костина «Камертон».

Программа

составлена

с

учётом

требований,

предъявляемых

к

дополнительному образованию.

Актуальность

Музыка в нашей жизни занимает большое место. Ни один праздник, ни

одно важное мероприятие, торжественное событие не обходится без неё.

Общество не стоит на месте. Оно постоянно развивается, поэтому большое

внимание

уделяется

разностороннему

развитию

дошкольников.

Новые

образовательные

стандарты

предъявляют

к

участникам

образовательного

процесса высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач

становится

повышение

общекультурного

уровня

обучающихся,

а

также

формирование потребности в духовной культуре.

Искусство

выступает

одним

из

эффективных

факторов

развития

творческого

потенциала

формирующейся

личности,

а

в

этом

смысле

вокальная группа является средством художественно - творческого развития

дошкольников,

вовлечения

их

в

активную

эстетическую

деятельность.

В

вокальном

коллективе

должна

быть

создана

атмосфера

творчества,

взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая

атмосфера

способствует

формированию

личности

ребенка,

помогает

ему

поверить в свои силы, ибо именно в этом залог высоких художественных

результатов.

Все

это

подтверждает

актуальность

и

необходимость

данной

программы. Планирование составлено с учетом требований Федерального

государственного образовательного стандарта.

Новизна

Программа интегративна, поскольку вокальная деятельность –

неотъемлемая часть всех занятий, проводимых в ДОУ, с одной стороны, и все

занятия способствуют ее обогащению и развитию с другой.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по

разделам.

1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное

эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой;

слушают музыку, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее

возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция,

ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием

скороговорок, чистоговорок, потешек.

3. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями

общественной жизни, предметами ближайшего окружения.

Решение поставленных задач предполагается через следующие виды

деятельности:

Диагностика

Игровая развивающая работа

Вокальная деятельность

Просвещение и консультирование

Работа над номерами

Работу по программе необходимо осуществлять по четырем основным

направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами, организация

художественно – эстетической творчески развивающей среды.

В содержание работы с детьми мы включаем следующие направления:

1. Основы вокальной культуры

2. Культура и техника речи

3. Участие в проведении праздников, досугов и развлечений

Цель данной программы – развивать интерес к эстетической стороне

действительности, потребность детей в творческом самовыражении,

инициативность и самостоятельность в воплощении художественного

замысла в процессе занятий пением в вокальной группе.

Задачи программы

- Раскрепостить, стимулировать развитие духовного потенциала и

творческой активности;

- Вызывать интерес к вокальной деятельности, желание выступать вместе с

коллективом сверстников;

- Организовать творческое взаимодействие в совместной вокальной

деятельности детей и взрослых (выступление детей старших групп перед

младшими);

- Побуждать к импровизации с использованием доступных ребенку средств

выразительности (мимика, жесты, движения);

- Развивать и укреплять дыхательную систему, естественным образом

тренировать мышцы гортани, голосовые связки;

- Накопить музыкальные впечатления и слуховой опыт, развить

музыкальный слух;

- Научить петь, пользоваться своим музыкальным инструментом - голосом;

- Приобщиться к искусству пения и испытать на себе его оздоровительные

возможности.

Отличительная особенность

В

программе

заложено

сочетание

индивидуальной

и

совместной

деятельности детей, строится с учётом специфических для дошкольников

видов деятельности.

Программа осуществляет вокальное развитие детей 5-6 лет в процессе

разнообразной

художественной

деятельности

т а н ц е ва л ьн о й ,

художественно-речевой.

Программа

может

быть

использована

как

в

регламентированной

образовательной деятельности дошкольного учреждения на занятиях:

По музыкальному воспитанию

По развитию речи

По физическому воспитанию

Психолого – педагогическая характеристика возраста

Дошкольный

возраст

характеризуется

интенсивным

развитием

способности

к

запоминанию

и

воспроизведению.

Одним

из

главных

достижений

старшего

дошкольника

является

развитие

произвольного

запоминания.

Важной

особенностью

этого

возраста

является

и

то

обстоятельство, что перед ребенком в 6-7 лет может быть поставлена цель,

направленная

на

запоминание

определенного

материала.

Наличие

такой

возможности связано с тем, что старший дошкольник начинает использовать

различные

приемы,

специально

предназначенные

для

повышения

эффективности

запоминания:

повторение,

смысловое

и

ассоциативное

связывание

материала.

Таким

образом,

к

6-7

годам

структура

памяти

претерпевает

существенные

изменения,

связанные

со

значительным

развитием произвольных форм запоминания и припоминания.

Режим работы

Занятия проводит музыкальный руководитель во второй половине дня,

по специально составленному расписанию в соответствии СанПиН

2.4.1.2660-10.Количество занятий - 1 занятие в неделю. Продолжительность

занятий – 25 минут.

К этой услуге планируется привлечение детей 5-6 лет, посещающих

дошкольное образовательное учреждение. Количество детей в группе не

более 10-12 человек.

Учебный план состоит из 35 занятий, 2 из которых отводятся на

мониторинг в сентябре, на 1 рабочей неделе и в мае на 36 рабочей неделе,

остальные 33 занятия обучающего характера.

Расписание занятий

Четверг 16.00 –16.25 Музыкальный зал

Предполагаемые результаты:

1. Стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание

фразы, умение исполнять легато, делать кульминацию во фразе.

2. Наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-

творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в

концертах).

3. Обладать умением работать в коллективе.

4. Двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене.

Для успешной реализации поставленных задач моя программа

предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое

сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса,

развитие творческих способностей детей, обуславливает его

результативность.

Работа с педагогами

Предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих

способностей, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, показ

открытых занятий.

Работа с родителями

Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:

1. консультации по вопросам вокально – эстетического воспитания детей;

2. домашние задания;

3. совместные праздники, досуги и развлечения;

4. дневник достижений (фотографии, видео).

Требование к уровню подготовки дошкольников

Предметно – информационные:

Наличие элементарных представлений о взаимоотношениях с

окружающим миром

Знание основ индивидуальной самоорганизации

Наличие представлений об интонации в песнях

Развитие голосового аппарата

Деятельностно – коммуникативные:

Развивать умение чисто интонировать, петь естественным голосом

Использовать репертуар в определенной тесситуре, используя

возрастные особенности возраста

Работа над правильным дыханием и артикуляцией

Использование ритмодикломаций для работы над звукопроизношением

Показатели качества развития ребенка

1.

Интерес к работе с голосовым аппаратам

2.

Объем прослушанного музыкального репертуара в исполнении

3.

Умение чисто интонировать, петь естественным голосом

4.

Целостное восприятие при выступлении на концертах

5.

Восприятие выразительности характера и содержания музыки

6.

Эмоциональная отзывчивость на музыку

7.

Выражение своих впечатлений и отношений к прослушанной музыке

Контроль за качеством усвоения материала может проводиться 2-3 раза в

год в форме праздников, игр, концертов, организованных для других детей,

родителей, сотрудников ДОУ, участвовать в обсуждении концерта.

Еще раз хочется подчеркнуть, что при работе с данными материалами

педагог и родители должны быть внимательны к любым проявлениям

самостоятельности ребенка, так как творчество и психические процессы

неотделимы друг от друга и являются составной частью процесса обучения.

2.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество

часов всего

теория

практика

1.

«Пение как вид искусства»

1. История певческой

культуры

2. Основы вокального

искусства

3.Сведения о строении

голосового аппарата

4.Процесс звукообразования

5

2

3

2.

«Музыкальные термины и

понятия»

1. Термины вокального

3

1

2

3.

искусства

2.Понятие о звуках

«Развитие ритмического

слуха»

1. Длительность

2.Ритмические рисунки

4

1

3

4.

«Развитие певческих

способностей»

1.Виды дыхания

2.Постановка голоса

3.Дикция

6

2

4

5.

«Средства

музыкальной выразительн

ости»

1.Кульминация

2.Динамика

3.Темп

4.Лад

5.Форма построения песни

10

4

6

6.

«Концертная

деятельность»

1.Сценические задачи

2.Репетиционная работа

3.Концертные выступления

6

1

3

3

1

7.

ИТОГО:

35

13

22

2.

Содержание изучаемого курса

Раздел 1. Пение как вид искусства

Общее понятие о культуре певческого мастерства.

История певческой культуры.

Знакомство с музыкальными жанрами.

Прослушивание произведений различных жанров.

Ознакомление с основами вокального искусства.

Артикуляционный аппарат и его составляющие.

Процесс звукообразования и звуковедения.

Раздел 2. Музыкальные термины и понятия

Понятие о высоких и низких звуках.

Раздел 3. Развитие ритмического слуха

Долгие и короткие звуки.

Ритмические упражнения. Определение длительностей.

Выполнение простых ритмических рисунков.

Раздел 4. Развитие певческих способностей

Знакомство с различной манерой пения.

Роль дыхания в пении.

Знакомство с основными видами дыхания.

Постановка голоса. Певческая позиция.

Дикция. Артикуляция.

Формирование культуры исполнения произведений.

Раздел 5. Средства музыкальной выразительности

Кульминация в музыкальных произведениях.

Раздел 6. Концертная деятельность

Сценическое движение.

Уверенное исполнение песни с помощью сценического движения.

Подбор движений к разучиваемому произведению.

Нахождение образа.

Репетиционная работа.

Подготовка концертных номеров.

Концертные выступления

Формирование культуры исполнительской деятельности.

Пение – наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для

всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что

певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.

Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы

элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.

Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители.

Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в

виду не просто способность говорить и слышать. Пение – искусство

музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и

музыкальный голос.

Певческий голос – природный музыкальный инструмент, имеющийся у

каждого нормально развитого, здорового человека.

Вокал – (ит. - воче) – голос.

Часто искусство пения называют вокальным искусством.

Перспективный план

Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности

вокального кружка «Веселые нотки»

СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ

НОД

Программные

задачи

Репертуар

Интеграция

образовательн

ых областей

Виды

деятельнос

ти

Восприя

тие

музыки

посредст

вом

слушания

Развивать

музыкально-

эстетическое

восприятие

произведений

народного,

классического

и современного

репертуара.

Уметь

различать

характер

(спокойный,

задорный)

«Парень играет

на гармошке»

Г. Свиридов

«Осень»

Вивальди

Игры:Динь-дон

Петушок

Высоко-низко

Лесенка

Попевки:скок-

скок-поскок

Андрей-

воробей

«Журавушка»

Зарицкой

«Осень»

Парцхаладзе

Музыкальное

приветствие в

разных жанрах

(марш, вальс)

Спой свое имя

Познание

Социализация

Коммуникация

Здоровье

Художественное

творчество

Чтение

художественной

литературы

Безопасность

Физическая

культура

Коммуника

тивная

Двигательн

ая

Музыкальн

о –

художестве

нная

Продуктивн

ая

Познавател

ьная

Игровая

Трудовая

Художественно – речевая деятельность

Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Учить строить диалог, подбирать слова по общим признакам.

Правильно отвечать на вопросы по содержанию.

Развитие певческих умений и навыков

Правильно брать дыхание перед началом песни, между фразами.

Чувствовать движение мелодии вверх и вниз. Работать над легкостью

звучания, протяжным пением, выразительностью.

Песенное творчество

Продолжать развивать и стимулировать творческие проявления детей в

песенных импровизациях.

Творческая деятельность (танцевальная)

Учить танцевать эмоционально, раскрепощено, владеть предметами. Легко,

ритмично двигаться под музыку, самостоятельно выполнять движения

выразительно, легко, грациозно.

НОЯБРЬ – ДЕКАБРЬ

НОД

Программн

ые задачи

Репертуар

Интеграция

образовательн

ых областей

Виды детской

деятельности

Восприяти

е музыки

посредств

ом

слушания

Продолжать

развивать

музыкально-

эстетическое

восприятие

произведени

й народного,

классическог

о и

современног

о репертуара.

«Танец

снежных

хлопьев»

П.Чайковск

ий

«Зимой»Р.

Шуберта

«Марш»

Прокофьев

Игры;

Познание

Социализация

Коммуникация

Здоровье

Художественно

е творчество

Чтение

художественной

Коммуникативн

ая,

Двигательная,

Музыкально –

художественная,

Продуктивная,

Познавательная,

Игровая,

попевки

«Динь-дон»,

«У кота

воркота»

«Горошина»

Карасевой.

«Зимняя»

Карасев

«Что нам

нравиться

зимой?»

Тиличеева

литературы,

Безопасность,

Физическая

культура

Трудовая

Творческие задания импровизированного характера. Приветствия в разных

жанрах.

Художественно – речевая деятельность

Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию.

Пополнять словарный запас.

Совершенствовать навыки четкого произношения.

Развитие певческих умений и навыков

Слышать и точно передавать в пении поступенное движение, точно

интонировать движение мелодии вверх и вниз и скачкообразное. Брать

правильно дыхание после вступления между музыкальными фразами. Петь

легко и выразительно.

Песенное творчество

Учить детей петь, чисто интонируя, выразительно в соответствии с

характером песен. Развивать у детей способность самостоятельно

ориентироваться в средствах музыкальной выразительности при передаче

образа.

Творческая деятельность (танцевальная)

Учить танцевать эмоционально, раскрепощено, владеть предметами. Легко,

ритмично двигаться под музыку, самостоятельно выполнять движения

выразительно, легко, грациозно.

ЯНВАРЬ – ФЕВРАЛЬ – МАРТ

Восприяти

е музыки

посредство

м слушания

Развивать

творческое

воображение

при

слушании,

исполнении

ярких

программны

х

произведени

й.

«Дождик» Г.

Свиридов.

«Куры и

петухи». К.

Сен-Санс.

«Музыкальн

ая

табакерка»,

«Сорока»,

«Баба Яга».

А. Лядов.

«Колдун» А.

Лядов.

«Танец

маленьких

лебедей».

П.

Чайковский.

Дирижер.

Спой свое

имя.

Здравствуй,

гостья Зима»

Познание,

Социализация,

Коммуникация

,

Здоровье,

Художественн

ое творчество,

Чтение

художественно

й литературы,

Безопасность,

Физическая

культура

Коммуникативна

я,

Двигательная,

Музыкально –

художественная,

Продуктивная,

Познавательная,

Игровая,

Трудовая.

р. н м.

«А воробьи

чирикают»

муз

Елисеева.

«Телефончик

» муз.

Вихаревой.

«Песенка

друзей» муз

Герчик.

Художественно – речевая деятельность

Развивать дикцию, речевое дыхание и правильную артикуляцию. Назвать имя

по ритмическому рисунку. Развивать у детей чувство ритма. Продолжать

формирование звуковысотного слуха.

Развитие певческих умений и навыков

Учить детей правильно пропевать интервалы и показывать их рукой, петь а

капелла, с солистами. Петь спокойным, естественным голосом, слаженно, с

динамическими оттенками.

Песенное творчество

Совершенствовать внутренний слух, ладотональное чувство, умение

применить свой первый опыт определения жанра музыкального

произведения при собственном «сочинительстве».

Творческая деятельность (танцевальная)

Учить танцевать эмоционально, раскрепощено, владеть предметами. Легко ,

ритмично двигаться под музыку, самостоятельно выполнять движения

выразительно, легко, грациозно.

АПРЕЛЬ - МАЙ

Восприяти

е музыки

посредство

м слушания

Продолжать

развивать

творческое

воображение

при слушании

ярких

программных

произведений.

Побуждать

эмоционально

отзываться на

выразительнос

ть музыки,

сравнивать

различный

характер

музыки.

«Симфония

№ 40».

Моцарт.

«Гном»,

«Старый

замок».

М.

Мусоргский.

«Разноцветн

ые кубики».

Г.

Левкодимов

«Скачем по

лестнице»

муз

Тиличеевой.

«Эхо»

Тиличеевой.

«Волшебный

бал»,

«Волшебная

страна»,

«Царь

Кощей! Муз

Варламова.

Песни о

школе.

Познание,

Социализация,

Коммуникация

,

Здоровье,

Художественн

ое творчество

Чтение

художественно

й литературы,

Безопасность,

Физическая

культура

Коммуникативна

я,

Двигательная,

Музыкально –

художественная,

Продуктивная,

Познавательная,

Игровая,

Трудовая

Художественно – речевая деятельность

Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных и интонационных

оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные

интервалы.

Развитие певческих умений и навыков

Следить за чистотой интонации. Продолжать учить петь легко, без

форсированного звука, с четкой дикцией. Учить, при пении правильно

формировать гласные. Выработать привычку слушать себя и товарищей.

Песенное творчество

Выученные песни петь хором, небольшим ансамблем, по одному.

Творческая деятельность

(танцевальная)

Учить танцевать эмоционально, раскрепощено, владеть предметами. Легко,

ритмично двигаться под музыку, самостоятельно выполнять движения

выразительно, легко, грациозно.

Данная программа помогает четко организовать работу вокального

кружка. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей

и педагога. Это значит, что музыкальные произведения могут быть

взаимосвязаны и заменять друг друга. Особое место уделяется концертной

деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные

праздники и даты. Все это придаёт определённый тематический смысл

занятиям кружка. Теоретическими навыками дети занимаются в процессе

обучения вокалу, параллельно с изучением нового песенного материала.

Песенный репертуар подбирается в течение года и может изменяться.

4.Методическое обеспечение программы

Программа предполагает следующие методы:

Концентрический метод - начинать вокальную работу целесообразнее с более

простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не

допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с

индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Практические

упражнения выполняются медленно.

Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные

методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ

звучания дает возможность использовать природную способность детей к

подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.

Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный

в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового

аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости,

звонкости звучания, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.

Занятия начинаются с теоретической части, с рассказа педагога.

Вторая часть занятия – практическая: разогрев вокального аппарата

(распевка), ознакомление с новым музыкальным материалом

(прослушивание музыкального произведения).

Теоретическую и практическую часть можно менять и комбинировать в

зависимости от изучаемой темы.

В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся

необходимо сочетать устные объяснения материала с применением

наглядных пособий.

После каждого занятия следует подвести итоги, отметить активность отдельных

членов группы, обобщить проделанную работу.

В результате систематичности занятий вокалом у детей улучшается

эмоциональная восприимчивость к музыке.

Вежливость, простота, общительность, внимание к окружающим,

доброжелательность – вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе

занятий в хоре.

В конце года проводится отчетный концерт, на котором дети показывают

педагогам и родителям свои достижения за прошедший год.

Для образовательного процесса необходимы:

Наглядный материал:

Таблицы

Портреты композиторов

Нотный стан

Музыкальные произведения в CD записи

Работа с родителями:

Консультации для родителей

Концерты, игровые праздники

Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям

Оформление стенда

5.Формы и виды контроля

Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного

применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:

-беседа по пройденному материалу;

- выполнение практического или теоретического задания.

Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и

разделов курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.

- анализ проделанной работы;

- участие в массовых мероприятиях.

Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год

- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на

итоговом занятии)

- участие в итоговом отчетном концерте.

Перечень учебно-методического обеспечения

1.«Хоровод веселый наш» выпуск №1, 2. учебное пособие. 2007 год.

2. Костина Э.П. Камертон. – м., Просвещение., 2004.

3. «Начинаем наш концерт» Блохина, Горбина. Москва 2001 год.

4. «Календарные музыкальные праздники для детей» Зарецкая. Москва. 2003г

5. «Музыкальные сценарии для детского сада». Москва, «Сфера» 2003 год.

6. «Музыка в детском саду», Составители: Н. Г. Барсукова, Н. Б. Вершинина, В.

М. Суворова, Н. Г. Фролова. Волгоград: Учитель, 2011 – 191 с.

7. Девятова Т.Н. Звук – волшебник.- М., Линка – Пресс., 2006.

9. Аудиокассеты:

«Звуки окружающего мира»

«Классика детям»

«Сказка в музыке»

«Песни для детей»

10. Ноутбук

13. Использование мультимедийного проектора.

Литература

1.Новикова Г.Н. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000.

2. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-

7 лет. – Екатеринбург, 2001.

3. Костина Э.П. Камертон. – м., Просвещение., 2004.

4. Девятова Т.Н. Звук – волшебник.- М., Линка – Пресс., 2006.

5. Картушина «Вокально-хоровая работа в детском саду»

6. Пекерская Е.М «Вокальный букварь» Москва 1996г.

7. Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству» г. Ростов-

на-Дону 2002 г.

8. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».

9. В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».

10. В. Попов, П. Халабузаря «Хоровой класс».

11 .О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания».

12. Ю. Рауль «Певческий голос».

13. Морозов В.П. «Биофизические основы вокальной речи».

14. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр

ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.

15. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр

ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!