Напоминание

Технология развивающего обучения


Автор: Арчакова Светлана Михайловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №52
Населённый пункт: воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Технология развивающего обучения
Раздел: среднее образование





Назад




Технология развивающего обучения

Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные

возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является

подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к

независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов

мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми

мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и

оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы

организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.

Самыми известными основоположниками развивающего обучения считаются

Песталоцци, Дистервег, К.Д. Ушинский.

Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и

способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и

гармоническим. Основной принцип воспитания – это согласие с природой. Центром

педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования: процесс

воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко

все более сложному.

Важнейшей основой обучения, по Песталоцци, является наглядность. Без применения

наглядности нельзя добиться правильных представлений об окружающем, развивать

мышление и речь.

Песталоцци строит весь процесс обучения путем постепенного и последовательного

перехода от части к целому. Главная задача воспитания – сформировать гармонически

развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни

общества.

По Дистервегу воспитание должно носить культуросообразный характер с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Необходимо установить тесную

связь между воспитанием и духовной жизнью общества. Основное требование воспитания

– развитие в детях самодеятельности, направленной на достижение определенной цели,

которая составляет объективную сторону воспитания. Главная задача обучения – развитие

умственных сил и способностей детей.

К.Д. Ушинский требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов

развития детей, их психологических особенностей и принципа последовательности. Надо

укреплять в своих воспитанниках уверенность в своей памяти частым повторением,

предупреждающим забывание. Нельзя допускать перегрузки детей учебными занятиями

во избежание переутомления. Ушинский большое значение придавал принципу

наглядности.

Деятельность и активность учащихся – одни из важнейших условий воспитания и

обучения. Мотивация учения способствует активизации мышления ,вызывает интерес к

занятиям .Технологии развивающего обучения содержат большой мотивационный

материал. Его формируют сопровождающая урок эмоциональность , ожидание

интересного , оживление , возбуждение, которые придают занятию положительный заряд.

При организации учебной деятельности надо помнить, что ребёнок – самостоятельный

субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Учебный процесс строиться

таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный

цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.

Урок начинается с оценки учениками того, что они могут, знают. Создается ситуация

успеха, но в определенное время ребенок должен столкнуться с трудностью, с

проблемой, для решения которой имеющихся знаний явно не хватает (ситуация

продуктивного конфликта). Учащиеся определяют для себя, что именно они не знают,

то есть ставят перед собой учебную задачу.

Опыт работы в школе показал , что для развития уверенности в себе , достижения успеха

, умения общаться – служат задания, которые учащиеся выполняют совместно , в группе ,

те задания, где детям необходимо самим сформулировать правило, найти ответ на

поставленный вопрос.

В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой,

обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой

ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором . Ребёнок

должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций ,

получить опыт их решения , развить в себе любознательность , потребность в познании .

Условия для развития необходимых современному человеку качеств создаёт система

развивающего обучения .

Целью развивающего обучения школьников является достижение оптимального общего

развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков.

Данная технология открывает новые возможности » замотивировать » ребёнка на урок.

Конечная цель технологии состоит в том , чтобы иметь потребность в самоизменении и

быть способным удовлетворять её посредством учения , т.е. хотеть, любить и учиться .

Процесс обучения мыслится как развитие личности каждого конкретного ученика .

Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать

серьёзные вопросы и выдвигать оригинальные идеи . Роль учителя- быть вдумчивым

помощником , стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать

навыки продуктивного мышления . Развитие детей становится более эффективным, если

они являются не пассивными слушателями , а постоянно активно ищут информацию,

соотносят то , что они усвоили собственным практическим опытом, сравнивают

полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания

( самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи) . Кроме того,

учащиеся должны научиться подвергать сомнению достоверность и авторитетность

информации , проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые

примеры для использования теоретического знания , принимать решения , изучать

причины и последствия различных явлений и т. д. Включение в систему обучения

разнообразных групповых дискуссионных форм работы , в ходе которых дети

отыгрывают для себя основное содержание учебного предмета . Знания даются детям не

только в виде готовых правил . но и вырабатываются в ходе учебной дискуссии или игры.

Систематическое включение технологии развивающего обучения в учебный процесс

должно сформировать особый склад мышления и познавательной активности .

Активными формами познания в ходе решения проблемных . творческих заданий :

наблюдение , опыты , дискуссии . учебные диалоги , а также проведение

исследовательских и проектных работ .В процессе обучения используются различные

формы обучения: классные , внеклассные , групповые , фронтальные . индивидуальные в

соответствии с особенностями учебного предмета , класса , учеников .

Обучение, структурирование учебных заданий побуждают детей к поисковой творческой

деятельности, наполненной эмоциями, переживаниями.Например, словарный диктант по

английскому языку необходимо проводить со второго класса . Это не очень веселое

задание становится интересными развивающим с помощью «МММ» ( мнемотическая

матрица, или таблица для заполнения),где детям диктуются слова на английском языке,

которые они кратко зарисовывают, с опорой на свои представления о предметах. Затем

дети должны подписать свои рисунки. Такое задание всегда вызывает у детей огромный

интерес.

При отборе содержания книг , при составлении заданий и в соответствии с возрастными

особенностями обучаемых , приоритет отдаётся эмоциональному фактору , который даёт

толчок интеллектуальному , нравственному, творческому началу . Получая опыт обучения

и жизненный опыт . у ребёнка формируется аналитическое мышление . Цель учителя-

выпустить самостоятельного, мыслящего человека с высокой способностью к

социализации .

,



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!