Автор: Арчакова Светлана Михайловна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ №52
Населённый пункт: воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Технология развивающего обучения
Раздел: среднее образование
Технология развивающего обучения
Развивающее обучение – это ориентация учебного процесса на потенциальные
возможности человека и на их реакцию. Целью данного вида обучения является
подготовка учащихся к самостоятельному освоению знаний, поиску истины, а также к
независимости в повседневной жизни. То есть оно основано на формировании механизмов
мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми
мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и
оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы
организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.
Самыми известными основоположниками развивающего обучения считаются
Песталоцци, Дистервег, К.Д. Ушинский.
Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и
способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и
гармоническим. Основной принцип воспитания – это согласие с природой. Центром
педагогической системы Песталоцци является теория элементарного образования: процесс
воспитания должен начинаться с самых простейших элементов и постепенно восходить ко
все более сложному.
Важнейшей основой обучения, по Песталоцци, является наглядность. Без применения
наглядности нельзя добиться правильных представлений об окружающем, развивать
мышление и речь.
Песталоцци строит весь процесс обучения путем постепенного и последовательного
перехода от части к целому. Главная задача воспитания – сформировать гармонически
развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни
общества.
По Дистервегу воспитание должно носить культуросообразный характер с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Необходимо установить тесную
связь между воспитанием и духовной жизнью общества. Основное требование воспитания
– развитие в детях самодеятельности, направленной на достижение определенной цели,
которая составляет объективную сторону воспитания. Главная задача обучения – развитие
умственных сил и способностей детей.
К.Д. Ушинский требовал построения обучения на основе учета возрастных этапов
развития детей, их психологических особенностей и принципа последовательности. Надо
укреплять в своих воспитанниках уверенность в своей памяти частым повторением,
предупреждающим забывание. Нельзя допускать перегрузки детей учебными занятиями
во избежание переутомления. Ушинский большое значение придавал принципу
наглядности.
Деятельность и активность учащихся – одни из важнейших условий воспитания и
обучения. Мотивация учения способствует активизации мышления ,вызывает интерес к
занятиям .Технологии развивающего обучения содержат большой мотивационный
материал. Его формируют сопровождающая урок эмоциональность , ожидание
интересного , оживление , возбуждение, которые придают занятию положительный заряд.
При организации учебной деятельности надо помнить, что ребёнок – самостоятельный
субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Учебный процесс строиться
таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный
цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.
Урок начинается с оценки учениками того, что они могут, знают. Создается ситуация
успеха, но в определенное время ребенок должен столкнуться с трудностью, с
проблемой, для решения которой имеющихся знаний явно не хватает (ситуация
продуктивного конфликта). Учащиеся определяют для себя, что именно они не знают,
то есть ставят перед собой учебную задачу.
Опыт работы в школе показал , что для развития уверенности в себе , достижения успеха
, умения общаться – служат задания, которые учащиеся выполняют совместно , в группе ,
те задания, где детям необходимо самим сформулировать правило, найти ответ на
поставленный вопрос.
В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой,
обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой
ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором . Ребёнок
должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций ,
получить опыт их решения , развить в себе любознательность , потребность в познании .
Условия для развития необходимых современному человеку качеств создаёт система
развивающего обучения .
Целью развивающего обучения школьников является достижение оптимального общего
развития каждого школьника на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков.
Данная технология открывает новые возможности » замотивировать » ребёнка на урок.
Конечная цель технологии состоит в том , чтобы иметь потребность в самоизменении и
быть способным удовлетворять её посредством учения , т.е. хотеть, любить и учиться .
Процесс обучения мыслится как развитие личности каждого конкретного ученика .
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать
серьёзные вопросы и выдвигать оригинальные идеи . Роль учителя- быть вдумчивым
помощником , стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать
навыки продуктивного мышления . Развитие детей становится более эффективным, если
они являются не пассивными слушателями , а постоянно активно ищут информацию,
соотносят то , что они усвоили собственным практическим опытом, сравнивают
полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания
( самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи) . Кроме того,
учащиеся должны научиться подвергать сомнению достоверность и авторитетность
информации , проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые
примеры для использования теоретического знания , принимать решения , изучать
причины и последствия различных явлений и т. д. Включение в систему обучения
разнообразных групповых дискуссионных форм работы , в ходе которых дети
отыгрывают для себя основное содержание учебного предмета . Знания даются детям не
только в виде готовых правил . но и вырабатываются в ходе учебной дискуссии или игры.
Систематическое включение технологии развивающего обучения в учебный процесс
должно сформировать особый склад мышления и познавательной активности .
Активными формами познания в ходе решения проблемных . творческих заданий :
наблюдение , опыты , дискуссии . учебные диалоги , а также проведение
исследовательских и проектных работ .В процессе обучения используются различные
формы обучения: классные , внеклассные , групповые , фронтальные . индивидуальные в
соответствии с особенностями учебного предмета , класса , учеников .
Обучение, структурирование учебных заданий побуждают детей к поисковой творческой
деятельности, наполненной эмоциями, переживаниями.Например, словарный диктант по
английскому языку необходимо проводить со второго класса . Это не очень веселое
задание становится интересными развивающим с помощью «МММ» ( мнемотическая
матрица, или таблица для заполнения),где детям диктуются слова на английском языке,
которые они кратко зарисовывают, с опорой на свои представления о предметах. Затем
дети должны подписать свои рисунки. Такое задание всегда вызывает у детей огромный
интерес.
При отборе содержания книг , при составлении заданий и в соответствии с возрастными
особенностями обучаемых , приоритет отдаётся эмоциональному фактору , который даёт
толчок интеллектуальному , нравственному, творческому началу . Получая опыт обучения
и жизненный опыт . у ребёнка формируется аналитическое мышление . Цель учителя-
выпустить самостоятельного, мыслящего человека с высокой способностью к
социализации .
,