Автор: Каргаева Оксана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад комбинированного вида №19
Населённый пункт: п.Панковка Новгородский р-н, Новгородская обл.
Наименование материала: Доклад
Тема: "Активизация речевого развития детей с ОВЗ путём обогащения РППС с требованиями ФГОС"
Раздел: дошкольное образование
«Активизация речевого
развития детей с ОВЗ
путём обогащения РППС с
требованиями ФГОС»
Выполнила:Каргаева Оксана Владимировна
Выполнила:Каргаева Оксана Владимировна
воспитатель первой категории
воспитатель первой категории
СП ГБОУ СОШ пос.Прибой – детский сад «Зоренька»
СП ГБОУ СОШ пос.Прибой – детский сад «Зоренька»
м. р. Безенчукский
м. р. Безенчукский
Актуальность темы
Речевое развитие - одно из основных
Речевое развитие - одно из основных
направлений развития детей в условиях
направлений развития детей в условиях
ДОО.
ДОО.
Речь является одной из главных
Речь является одной из главных
потребностей и функций человека. В
потребностей и функций человека. В
современных условиях увеличивается
современных условиях увеличивается
количество неговорящих детей, с
количество неговорящих детей, с
тяжелыми нарушениями речи, детей с
тяжелыми нарушениями речи, детей с
ОВЗ.
ОВЗ.
Наблюдается дефицит общения и
Наблюдается дефицит общения и
речевой культуры во взаимоотношениях
речевой культуры во взаимоотношениях
ребенка с родителями.
ребенка с родителями.
Цель: Создание условий для стимуляции
речевой деятельности и речевого общения
детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Задачи:
Обогатить РППС с требованиями ФГОС для
коррекционной работы с детьми ОВЗ.
Организовать речевой уголок «Весёлый язычок»
для детей с проблемами речи.
Подобрать методический материал для
коррекционно – педагогической работы с детьми.
Вовлечь родителей в учебно - воспитательный
процесс создания речевого уголка для детей.
Ожидаемые результаты:
Применяя речевой уголок, как современные
образовательные технологии, предполагаю
добиться у детей эмоциональной
отзывчивости и желание участвовать в
речевом общении со взрослыми и
самостоятельно, в процессе игры, легко и
непринужденно развивать и
совершенствовать свои речевые навыки.
Организация речевого уголка
«Весёлый Язычок»
На развитие ребенка дошкольного возраста большое
влияние оказывает окружающее его пространство,
среда, в которой он находится большую часть
времени. В состав РППС входит речевой уголок
«Веселый язычок» в отдельной от группы комнате
ИЗО – студии «Веселый карандаш». Уголок
специально оборудован для игр индивидуальных и
подгрупповых, также воспитатель занимается с
детьми в утренний отрезок времени или во вторую
половину дня по циклограмме речевого развития с
детьми ОВЗ.
Куклотерапия
Особое место в предметном мире ребенка занимает
игрушка. Она позволяет решать такие важные
коррекционные задачи, как преодоление неуверенности,
застенчивости, достижение эмоциональной устойчивости и
саморегуляции. Взаимодействуя с куклой – партнером,
дети демонстрируют те коммуникативные навыки, которые
с трудом можно выявить в учебном процессе. У нее есть
открывающийся рот, губы и язык. Кукла помогает наглядно
познакомить детей со строением органов артикуляционного
аппарата, с их точными движениями и развивать
правильные кинестетические ощущения при выполнении
упражнений, отрабатывают связную речь.
Методические пособия и материал
речевого уголка «Весёлый Язычок»
Артикуляционная гимнастика. (Коноваленко В.В.,
Коноваленко С.В.)
Пальчиковые игры для развития речи дошкольников.
(Белая А. Е., Мирясова В. И.).
Игры с пальчиками для развития речи. (Агапова И. А.,
Давыдова М. И.)
Физкультминутки для развития пальцевой моторики у
дошкольников с нарушением речи. (Ткаченко Т. А.)
Мелкая моторика: шнуровка, мозаика, пазлы,
трафареты для штриховки, внутренние и внешние
обводки, карандаши и т.д.
Дыхание: вертушки, дудочки, воздушные шары,
мыльные пузыри и т.д.
Высшие психические функции: разрезные картинки, домино,
«Четвертый лишний», «Цвет и формы», «Узнай по контуру» и
другие.
Фонематический слух: игры на дифференциацию звуков – «игры
с парными карточками», «Звонкий – глухой», «Твердый –
мягкий».
Лексика: картинки, отражающие изучаемую тему (сюжетные и
предметные); развивающие игры: лото, «Подбери пару», «Часть
и целое» и др.
Грамматический строй речи: игры «Чей хост?», «Один – много»,
«Назови ласково» и другие.
Связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию», «Когда
это бывает?», «Играем в профессии» и т.д.
Грамота: схемы слов, предложений, игры: «Подбери слово к
схеме», «Составь предложение по схеме», «Скажи слово»,
кроссворды, ребусы и другие.
Речевой уголок «Весёлый Язычок»
1. Зеркала.
2. 2—3 стульчика.
3. Стеллаж и этажерка для пособий.
4. Наборы игрушек и комплекты предметных картинок для уточнения произношения в
звукоподражаниях, уточнения произношения гласных и согласных раннего
онтогенеза.
5. Наборы игрушек для проведения артикуляционной и мимической гимнастики.
6. Игрушки и тренажеры для развития дыхания.
7. Предметные и сюжетные картинки по изучаемым лексическим темам.
8. Настольно-печатные дидактические игры, лото, домино по изучаемым
лексическим темам.
9. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации
свистящих и шипящих звуков.
10. Настольно-печатные игры для формирования и совершенствования
грамматического строя речи.
11. Раздаточный материал для звукового и слогового анализа и синтеза (семафоры,
светофорчики, флажки, разноцветные фишки и т.п.)
12. Настенный алфавит, азбука на кубиках, слоговые таблицы.
13. Картотека словесных игр.
14. Диапроектор или мультимедиа установка.
15. Экран.
16. Подборка слайдов и презентации по изучаемым лексическим темам.
17. Различные виды театра (пальчиковый, настольный, кукольный, театр на
фланелеграфе и другие).
Формы работы с родителями
Формы работы с родителями
Традиционные ( родительские собрания, беседы,
консультации);
индивидуальные консультации – «Разные дети», «Диагноз -
это не приговор» и т.д.;
беседы по возникшей проблеме - «Агрессивный ребенок»,
«Почему ребенок дерется» и т.д.;
рекомендации – «Если ребенок плохо говорит», «Играем
дома», «Пальчиковая гимнастика» и др.
Нетрадиционные (круглые столы,семинары-практикумы,
КВН).
Результаты исследования
Результаты исследования
Воспитание у детей интереса к играм в речевом
уголке «Весёлый язычок».
Улучшение результативности в речевом развитии.
Повышение мотивации педагогов и родителей
для совершенствования развивающей речевой
среды
Использование методического материала в
совместной деятельности с детьми.
Спасибо
за
внимание!