Напоминание

Краткосрочный проект нравственно–патриотического воспитания "День защитника Отечества".


Автор: Волкова Алия Умаралиевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад ЗАТО Циолковский
Населённый пункт: г. Циолковский, Амурская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Краткосрочный проект нравственно–патриотического воспитания "День защитника Отечества".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Краткосрочный проект

нравственно- патриотического воспитания

«День защитника Отечества» в подготовительной

группе.

Участники проекта: воспитатели группы, музыкальный руководитель, дети

подготовительной группы (27 человек), родители воспитанников.

Проблема:

-отсутствие знаний об истории возникновения праздника «День защитника

Отечества»;

-недостаточный уровень знаний о Российской Армии;

-формирование гендерной принадлежности;

-отсутствие желания в будущем стать защитником Отечества;

-отсутствие интереса к Российской Армии.

Актуальность: Любовь к Родине, патриотизм в Российском государстве были

чертой национального характера. Но в последние годы заметно, стала утрата

нашим

обществом

традиционного

российского

патриотического

сознания.

Сейчас работа в данном направление актуальна и особенно трудна, требует

большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания

патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают

лишь недоумение. Если раньше мы прославляли службу в армии, и каждый

мечтал

вырастить

поистине

защитника

отечества,

то

теперь

приоритеты

несколько изменились. Мы живём в то время, когда отклонения становятся

нормой. Считается нормальным, любой ценой уклониться от службы в армии.

Воспитание

чувства

патриотизма

у

дошкольников

процесс

сложный

и

длительный. Но нельзя быть патриотом, любить Родину, не зная, как любили и

берегли

её

наши

предки:

отцы,

деды,

прадеды.

В

настоящее

время

мы

столкнулись с проблемой, что дети практически ничего не знают о Российской

Армии, о людях военных профессий, о воинах - героях, которые отдали жизнь

за мирное небо над нашей головой. Таким образом, отсутствие у детей знаний

по этой теме, привело нас к выводу, что необходимо познакомить детей с

историей

возникновения

праздника,

с

российской

Армией

и

е ё

представителями, воспитать чувство патриотизма у детей. Вследствие этого

была выбрана данная тема проекта и принято решение в необходимости его

реализации.

Этот проект подходящий повод рассказать мальчишкам, что такое смелость и

отважность, а с другой стороны – привить любовь к своей стране, воспитать

патриотов, чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими

на сильных российских воинов.

Цель проекта: Расширить представления детей о празднике «День защитника

Отечества».

Формировать

у

детей

старшего

возраста

представлений

о

Российской Армии.

Задачи:

-познакомить детей с историей возникновения праздника «День защитника

Отечества»

-

формировать

у

детей

знания

о

Российской

Армии

и

представления

об

особенностях военной службы;

- расширить знания о Российской Армии, родах войск, военной технике;

-

воспитывать

чувство

гордости

за

свою

армию

и

вызвать

желание

быть

похожими на сильных российских воинов;

- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию

детей в семье;

-развитие коммуникативных навыков детей;

-способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов,

-обогащать словарь новыми словами;

Предполагаемый результат.

- дети узнают о современных защитниках Российской Армии, родах войск,

видах военной техники;

- воспитание патриотических чувств, эмоционально-положительное отношение

к воинам – защитникам, желание подражать им, быть такими же смелыми,

отважными, сильными и благородными;

-

повышение

заинтересованности

родителей

в

формировании

чувства

патриотизма у детей.

Участие музыкального руководителя:

-разучивание песен;

-музыкальное сопровождение;

Продукт проектной деятельности:

-фото - выставка «Мой папа защитник»;

-изготовление открыток «23 февраля»;

-конструирование «Самолет»;

Презентация проекта:

Досуг «День защитника Отечества»

Этапы проекта:

1 этап подготовительный:

-подбор

детской

художественной

литературы

для

чтения,

для

заучивания

стихотворений наизусть;

-подбор материалов для презентации, и её изготовление;

-подбор наглядного материала по теме;

2 этап выполнение проекта:

-рассказ

воспитателей

об

истории

возникновения

праздника,

о

российской

армии;

-беседы с детьми;

-чтение художественной литературы;

-заучивание стихотворений;

-проведение дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр;

-рисование рисунков;

-изготовление открыток для пап;

-рассматривание картин, иллюстраций, составление рассказов по ним;

-взаимодействие родителей и детей в подготовке фото выставки.

3 этап презентация проекта:

Досуг развлечение «День защитника Отечества»

ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ:

1 день

• Беседа: История праздник «День Защитника Отечества»

• Подвижная игра «Попади в цель»

• Сюжетно ролевая игра «Моряки»

2 день

• Беседа «Какие рода войск вы знаете» (моряки, летчики, ракетчики, танкисты)

• Картинки раскраски «Военные машины»;

• Подвижная игра «Летчики на аэродроме».

3 день

• Разучивание стихотворения О. Высотской «Слава Армии».

• Рассматривание альбома о военных.

• Подвижная игра «Самолеты».

4 день

• Беседа «Кто может стать солдатом».

• Подвижная игра «Кто быстрее к флажку».

• Сюжетно-ролевая игра «Подводная лодка».

• Рассматривание выставки картин «Солдаты».

5 день

• Заучивание стихотворения «Папе»;

• Рассматривание книг об Армии;

6 день

• Упражнение «Чье звено быстрее соберется»;

• Прослушивание песен о солдатах, об армии;

• Конструирование «Пограничная застава»

7 день

• Тематическое рассказывание «Мой папа служил в армии»;

• Рассматривание фото - выставки «Мой папа защитник»;

• Сюжетно-ролевая игра «Пограничники».

8 день

• Чтение художественной литературы Л. Линьков «Рассказы о пограничниках»;

• Конструирование «Лего», «Морской флот»;

• Отгадывание загадок про транспорт.

9 день

• Итоговая беседа «Что я знаю об армии»;

• Праздник «День Защитника Отечества»;

• Поздравление пап, вручение открыток.

Консультация для родителей

«Капризы и упрямства у детей

дошкольного возраста»

Упрямство

и

капризы

у

детей

очень

частое

явление.

Иногда

встречаются

жалобы родителей только на упрямство, иногда – только на капризы, а бывает –

на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребёнка в разном

возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2, 5-3

года, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается

«вторая

волна»

упрямства

в

среднем

дошкольном

возрасте

около

5

лет.

Капризность же обычно развивается, начиная с 4 лет и во многом, определяет

поведение

ребёнка

в

среднем

и

даже

в

старшем

дошкольном

возрасте.

И

упрямство, и капризы – две стороны одного и того же нарушения в поведении: у

детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых – в капризах.

Капризы могут быть случайными, а бывают и постоянными, однако они могут

превратиться в привычную форму поведения. Капризный ребенок от упрямого

отличается не только излюбленным выражением (любимые слова упрямых – «я

хочу», а капризных - «я не хочу», но и тем, что для упрямца самое главное – не

уступить взрослому, настоять на своем, а у «капризули» - желание всегда

находиться в состоянии «готовности к капризу») .

Рассмотрим ситуации:

1. Миша – упрямый мальчик, всегда скандалит за едой, огорчает этим свою

строгую маму. Обед. Мише предложили борщ, котлету с горошком и компот.

Все это стоит на столе, аппетитно выглядит. Вкусно пахнет. Но Миша не

доволен. «Я хочу только компот, - заявляет он решительно, -и еще с котлетой я

люблю картошку, которая была вчера». Мама терпеливо объясняет, что есть

нужно по порядку: первое, второе и третье, не капризничать, а есть то, что дают.

Мальчик

твердо

стоит

на

своем:

«Сначала

компот.

Я

его

люблю».

Мама

начинает

нервничать

и

уже

повышенным

тоном

указывает:

«Ешь

без

разговоров,

как

положено».

Миша

не

отступает.

Эта

сцена

продолжается

довольно долго. Кончается тем, что Мишу вырвало прямо на стол, а мама

дрожащими руками открывает пачку успокоительных таблеток, восклицая: «За

что мне такое наказание! У всех дети как дети, а этот. ».

2. А вот как ведет себя капризная Таня.

Ей предложили молочный суп, курицу с рисом и морс. Таня с недовольным

видом отворачивается от стола: «Не хочу суп! »

Бабушка (всплеснув руками). Танечка, он такой вкусный, кушай, а то остынет.

Танечка. Я не люблю теплый. Я вообще не хочу. (Суп остывает) Таня (опускает

в суп ложку). Фу, пенка. Я не люблю пенку, у меня она в горле застревает.

Бабушка (в отчаянии). Ну, что же ты будешь? Таня. Я ничего не буду. Раз у нас

нет супа, я хлебушек буду (с подчеркнуто грустным видом жует хлеб) Бабушка

(не может этого вынести). Таня, давай положим в суп вермишели. Ты сама

насыплешь, и будет вкусно- вкусно. Таня с некоторой заинтересованностью

соглашается. Бульон снова греют, Таня насыпает в него вермишель, ей это

интересно, она радостно говорит: «Ой, как будто маленькие червячки пошли

купаться! Они плавать будут. » Бабушка воодушевлена - ей, может быть, удастся

уговорить внучку поесть. Суп на столе, и снова у Тани весь интерес пропал: «Я

не хочу суп, я не люблю суп». Бабушка уговаривает, упрашивает, пробует

кормить

девочку

сама,

рассказывает

сказку

все

бесполезно.

Таня

отворачивается, плачет. Удается «впихнуть» в нее несколько ложек. После этого

суп убирается, и та же история повторяется с курицей. Не стоит удивляться, что

на такой обед уходит около 2 часов, а бабушка и внучка выходят из-за стола

совершенно измученные. Не наевшаяся девочка не может уснуть после обеда,

переутомляется и капризничает еще больше.

Какие же ошибки допущены взрослыми в данных ситуациях?

Мишина мама не должна ставить на стол одновременно все три блюда и

предоставлять, таким образом, ребенку возможность выбора. А когда она уже

увидела, что Миша сильно рассердился, лучше было частично пойти ему на

встречу. Разрешить, например, отпить глоток компота до еды. Но при этом не

«делать ему одолжение», не подчеркивать важность этого разрешения, вообще

не акцентировать на этом внимания, а в мягкой форме сказать, например, так:

«Ну, отпей компот, но немножко, чтобы потом осталось чем запить обед». А со

стороны Таниной бабушки было бы лучше не предлагать множество разных

вариантов в надежде, что девочка решиться на что-то, а либо решительно

лишить ее обеда (или только супа, либо уговорить ее съесть, но никак не идти у

нее на поводу. Более эффективен был бы первый вариант, но бабушка вряд ли в

силах проявить такую решительность. Ясно, что такими мерами невозможно

исправить характер капризного ребенка, разве что удается избежать именно

этих обеденных сцен. В целом же для борьбы с капризами необходима долгая

воспитательная работа, в которой участвовали бы все члены семьи. При этом

очень

важно

единодушие

твердо

выработанная

линия

поведения

всех

окружающих

ребенка

взрослых:

ребенок

легко

нащупывает

наиболее

податливого, наиболее чувствительного к его капризам человека – именно того,

кем можно управлять, пользуясь своим любимым оружием.

Итак: Каприз – это форма выражения детских желаний или способ завоевания

им прав и свобод. Упрямство – один из самых распространенных видов детских

капризов, непременный спутник возрастных кризисов. Упрямство используется

как средство разрешения конфликтов и противоречий между родителями и

детьми,

своеобразный

способ

самоутверждения

в

глазах

взрослых

и

сверстников.

Как преодолеть капризы и упрямство?

Причины

это

нарушения

режима

дня,

смена

обстановки,

обилие

новых

впечатлений,

плохое

самочувствие

во

время

болезни,

переутомление

(физические перезагрузки). Преодолеть капризы можно, если все члены семьи

будут иметь единые требования к ребёнку, вырвутся от капризного ребёнка: то

есть будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя», научат

ребёнка

хотеть,

то

есть

вырабатывать

настойчивость

в

достижении

цели,

развивать

самостоятельность,

благодаря

совместной

деятельности

со

взрослыми. Прежде всего, взрослым нужно изменить своё обычное поведение,

вырваться из зависимости от капризного ребёнка. Позиция родителей должна

стать более твёрдой. Малыш, хоть и с опозданием, усвоит, что нельзя – это

нельзя, а надо – это надо, что отказ от чего-то совсем не значит, что ему тут же

предложат что-то взамен. В целом же для искоренения и упрямства, и капризов

необходимо осознанное изменение поведения взрослых, так как корни этих

качеств

лежат

не

в

ребёнке,

а

в

родителях.

Искать

источник

капризов

и

упрямства только в ребёнке бесполезно.

Как же справиться с детскими капризами и упрямством?

1. Помните, «ребенок – это зеркало нравственной жизни родителей» (В. А.

Сухомлинский) 2. Не завышайте требований к своему ребенку. 3. Давайте

ребенку

самостоятельность

и

свободу,

но

будьте

всегда

рядом.

4.

Хвалите

ребенка,

похвала

никогда

не

бывает

лишней.

5.

Перед

походом

в

магазин

обговорите с ребенком предполагаемые покупки. 6. Если ребенок капризничает,

не слушается Вас – оставьте его на некоторое время одного, ребенок подумает и

успокоится.

7.

Для

самых

маленьких

детей

можно

использовать

прием

отвлечения и переключения. 8. Взрослым необходимо давать ребенку право

выбора

(«Ты

хочешь

съесть

суп

или

второе?

»).

9.

Используйте

прием

авансирования – сначала дайте положительную оценку ребенку, а затем укажите

на

его

негативное

поведение.

10.

Оцените

ситуацию,

в

которой

возник

конфликт. Может быть, Вы можете уступить ребенку. 11. Если Вы о чем-то

попросили ребенка, он должен выполнить Вашу просьбу, но Вы должны это

проконтролировать. Если просьба не выполнена, ребенок может быть лишен

чего-либо. 12. Требования к ребенку должны быть едиными и постоянными со

стороны всех взрослых. 13. Не пропускайте упрямство и непослушание ребенка

мимо своих глаз. Отрицательное поведение при этом может закрепиться. 14.

Детские капризы – это результат неправильного воспитания. Чаще всего они

являются достоянием избалованных детей.

Консультация для родителей «Капризы и

упрямство ребенка, как с ними справиться?»

Наши дети рождены для счастливой жизни, и в основном зависит от взрослых,

будет ли она омрачаться упрямством и излишними капризами. Как же помочь

своему ребенку избавиться от этих неблагоприятных черт своего характера?

Необходимо

выделить

причины

появления

и

особенности

этих

нарушений

поведения ребенка.

Отшлепать или накричать на ребенка довольно легко. Важно понять истинные

причины такого неадекватного поведения? Как необходимо бороться с детскими

капризами и упрямством, и нужно ли это делать вообще? Постараемся это

разобрать.

Капризы детей — это вид упорного детского непослушания взрослым, для

которого нет никаких видимых на то мотивов («Я хочу и все»). Чаще капризы

свойственны таким детям, которые не знают, как достичь своей поставленной

цели не иначе, чем своим нытьем и плачем. Как правило, капризный ребенок

всегда беспомощен и зависит от окружающих его взрослых.

Упрямство — определенный способ ребенка настоять на своем «Я», его одна из

первых попыток самоутверждения. Он начинает проявлять упрямство в ответ на

определенное

поведение

или

некоторые

требования

родителей.

Вершина

упрямства приходится на 3 год жизни ребенка.

«Капризуля» плачет по любому поводу, добивается к себе большего внимания, а

«упрямец» – настаивает на своем, не уступает.

Упрямство ребенка — результат требовательности самих родителей, а капризы,

наоборот,

проявляются

вследствие

чрезмерной

уступчивости

взрослых.

У

«упрямца»

формируются

очень

неприятные

качества:

самоуважение,

самоуверенность,

чувство

собственного

достоинства,

мешающих

ребенку

подчиняться огромному количеству требований и ограничений.

Можно выделить ряд причин детских капризов и упрямства. Ими выступают:

1.

Особенности

развития

психики

ребенка:

в

развитии

ребенка

наступают

определенные периоды, связанные со стремлением самоутвердиться и быть

независимым.

2. Смена окружающей обстановки. Когда появляется второй ребенок в семье,

малыш

начинает

чувствовать,

что

перестал

быть

единственным,

и

любовь

родителей распространяется на кого-то еще. Он проявляет бурный протест,

который выражается во вспышках злости и агрессии.

Недостаток

любви

родителей

считается

главной

причиной

бесконечных

и

беспричинных капризов и непослушания.

3.

Различие

природных

темпераментов

детей

и

родителей.

Когда

родители

предъявляют к своему ребенку требования, выполнение которых он не может

обеспечить именно в силу своих врожденных особенностей психики. Даже

тихий

флегматик

начинает

капризничать,

если

родители

попытаются

разговаривать с ним как с холериком или сангвиником.

4. Ребенка что-то беспокоит, он болен, но сам этого не понимает. Ведь дети не

могут передать взрослым, что происходит у них в организме, что у него болит.

5. Привлечение ребенком к себе внимания взрослых. Это такой способ общения

ребенка со взрослым, когда ему не хватает родительского общества и их любви.

Часто

капризы

по

такой

причине

встречаются

у

детей,

которых

излишне

окружают заботой и вниманием. Такие малыши начинают уже злоупотреблять

этим на бессознательном уровне.

6. Реакция ребенка на запрет родителей. Капризничая, малыш хочет добиться

желаемого: подарка, разрешения гулять или еще чего-то, и когда родители

запрещают что-то. В особенности это касается в запрете взрослых на свободу

ребенка

7. Стремление к самоутверждению. Выражается в протесте ребенка против

чрезмерной

родительской

опеки

и

демонстрировании

желания

быть

самостоятельным. Ребенок должен чувствовать, что ему дают право выбирать

самостоятельно, понимают и уважают его.

Как можно преодолеть капризы и упрямство ребенка:

-

взрослым

необходимо

изменить

свое

поведение,

постараться

уйти

от

зависимости от детских капризов. Родители должны быть более твердыми в

своей позиции. Малыш должен понять, что если нет – то это нет, если нельзя –

то это нельзя;

-

вместе

с

этим

взрослые

должны

сформировать

у

малыша

определенные

способы поведения; научить его «желать» что-то определенно конкретное и

приложить все усилия, чтобы удовлетворить эти желания; развить в ребенке

самостоятельность, ответственность, умение добиваться поставленной цели.

Важно показать ребенку, что взрослый делает это с любовью к нему;

-

необходимо

разнообразить

среду

общения

ребенка

его

сверстниками,

друзьями, постараться его увлечь. Когда ему что-то интересно и ребенок занят,

он забывает про капризы и упрямства. Вместе можно собирать кубики, строить

из них дом;

-

взрослым

следует

поощрять

самостоятельность

ребенка,

нужно

почаще

предлагать ему самому сделать что-то: убрать все игрушки или построить

«гараж»

и

поставить

туда

весь

свой

транспорт.

Самое

главное,

взрослому

вместе с ребенком необходимо радоваться тому, что он сделал сам, чтобы не

угас детский интерес к своей деятельности. Всячески нужно поддерживать в

капризном ребенке убежденность, что ему очень везет, когда, допустим, ему

разрешили самому поставить на стол чашки, полить цветочки, или сделать что-

то еще. Чем насыщена жизнь ребенка и чем больше он делает все сам, тем

меньше сил остается на капризы и упрямство;

- взрослым не следует кричать на ребенка в момент его капризов. Необходимо

себя сдерживать и спокойно объяснить свое решение;

-

взрослым

не

нужно

просто

говорить

ребенку

«нет».

Иногда

бывает

недостаточно объяснить, почему Вы не разрешаете малышу что-либо. Простой

пример: ребенок просит какую-нибудь игрушку в магазине, а родители просто

говорят

«нет».

Ребенок

начинает

плакать

или

требовать,

но

получает

от

родителей раздраженный отказ. Это совсем не правильно. Родителям нужно

объяснить почему они отказывают. Ребенок гораздо умнее, чем думают о нем

его родители, и он вправе знать, почему ему не могут купить эту игрушку.

В

целом

же

для

того

чтобы

искоренить

упрямство

и

капризы,

взрослым

необходимо осознанно изменить в корне свое, так как корни этих явлений лежат

не в ребенке, а в родителях. Искать источник капризов и упрямства только в

ребенке бесполезно.

Памятка родителям

1. Для того чтобы упокоить ребенка, вам необходимо отвлечь его внимание. Это

сделать не очень просто, так как в порыве капризов ребенок не поддается

никаким уговорам. И чтобы малыш не понял, что его стараются обмануть,

чтобы успокоить, вам нужно попробовать «сыграть» в отвлечение. Необходимо

сделайте вид, что вы чем-то заинтересованы, например монеткой в кармане.

Возьмите на прогулку «неожиданные вещички-пустячки», шарик или колечко.

Вот пример: когда ребенок без видимой причины начинает проявлять свои

капризы, вам нужно сделать вид, что вы внимательно рассматриваете монетку,

которую

достали

из

кармана.

Заинтересованно

рассуждайте

сами

с

собой:

«Какая

интересная

монетка»,

и

ребенка

это

уже

начинает

привлекать

и

интересовать.

2. Используйте только положительные просьбы. Необходимо попросить ребенка

подойти к вам поближе, а не требовать от него перестать кричать.

3. Дети не умеют управлять своими эмоциями, потому что они еще даже не

знают, что это такое. Необходимо помочь им в этом. Выразите чувства ребенка

словесно: «Наверное, тебе очень хотелось конфету, и сейчас ты расстроился,

потому что тебе его не дали? ». После этого нужно объяснить малышу, что

выражать

свои

эмоции

допустимо

в

открытой

форме

не

всегда:

«Я

тебя

понимаю,

но

это

не

означает,

что

тебе

можно

визжать

и

топать

ногами

прилюдно». И обязательно предупредите малыша о последствиях, которым

чревато его плохое поведение. Можете сказать ему, что если он сию минуту не

прекратит так себя вести, то вы его накажете. Необходимо подтвердить свои

предупреждения на практике.

4.

Один

из

эффективных

способов

остановить

истерику

сделать

пятиминутную паузу. Посадите ребенка на стул, позаботьтесь о том, чтобы в

поле зрения не оказалось ничего, что может заинтересовать ребенка. Если он

откажется сидеть, отведите его в комнату и закройте дверь, при этом нужно

убедиться, что он не сможет причинить себе вреда. Наедине малыш с большей

вероятностью справится со своей истерикой сам.

5.

существует

еще

один

из

способов

угомонить

кричащего

ребенка

присоединение к нему. Начните также плакать вместе с ним и постепенно

меняйте тональность, переходя от крика и рева, к хныканью и шмыганью

носом. Вы получите определенный эффект от подобной ситуации, который

основан на склонности детей подражать. Неосознанно изображая вас, малыш

приобретет спокойствие.

6. Многие дети, для того чтобы родители выполняли все их прихоти, имеют

очень плохую привычку – биться головой о стену или пол. Подобное поведение

— притворство или провокация, а потому вам не стоит обращать на него

внимания. У детей в достаточной степени развит инстинкт самосохранения, так

что такими действиями малыш не причинит себе вреда.

7. Если ребенок капризничает и постоянно ноет, нежно сказать ему: «Когда ты

хнычешь, я не понимаю ни одного твоего слова из того, что ты хочешь мне

сказать.

Давай

поговорим

позже,

когда

ты

успокоишься».

После

того

как

ребенок успокоится, обязательно похвалите, выразите свое удовлетворение по

этому поводу: «Теперь мы сможем поговорить тихо и спокойно».

8. Отмечайте и хвалите все поступки ребенка, которые заслуживают вашего

одобрения, все случаи проявления положительных черт характера. Вашребенок

поймет, что за это его ценят намного выше, чем за бесконечное нытье и

капризы.

9. Когда ребенок начинает плакать или ныть по какому-либо поводу, выражать

свое недовольство вам, не обращайте внимания, пытайтесь игнорировать. Если

вы понимаете, что уже не можете противостоять его желаниям, просто уйдите в

другую

комнату.

Поняв,

что

вы

лишили

его

своего

общества,

ребенок

успокоится.

10. Если ребенок устраивает сцену на улице, не нужно стыдить его и не

наказывать. Это жестокость в чистом виде. Особую обиду у ребенка вызывает

не

шлепок,

а

раздраженность

родителей,

которую

он

ощущает.

Это

для

маленького человечка самое горькое и обидное.

11. В том числе, очень важно, чтобы все члены семьи боролись с детскими

капризами одинаково. В ином случае ребенок очень быстро вас раскусит в том,

что того, чего нельзя добиться от папы, можно без особых проблем получить от

мамы, а уж если и она устоит перед натиском слез и истерик, то бабушка точно

выполнит его желание.

Ох, как не просто изучить все тонкости науки воспитания детей, — еще труднее

теорию воспитания применить на практике, да еще к собственному ребенку.

Успехов вам!

Консультация психолога для родителей

«Капризы и упрямство детей»

Капризы, истерики, упрямство довольно часто встречаются в детском возрасте.

Такое поведение, безусловно, беспокоит, а иногда и раздражает взрослых.

Итак, что же такое упрямство?

УПРЯМСТВО

это

особенность

поведения,

выражаемая

в

стремлении

непременно поступать по-своему, несмотря на все просьбы, указания и доводы

других людей. Детское упрямство чаще всего проявляется в стремлении делать

все по-своему, наперекор взрослым.

Например, ребенок может отказываться есть, ложиться спать, идти на прогулку

и т. д., повинуясь единственному стремлению — идти наперекор взрослым,

даже если это не выгодно ему самому.

Таким образом, детское упрямство является одним из способов утверждения

себя как личности.

КАПРИЗЫ в отличии от упрямства - это действия, которые лишены разумного

основания, направленные на то, чтобы оказать сопротивление требованиям

старших и настоять на собственных желаниях. Капризы часто сопровождаются

плачем,

криком,

топаньем

ног,

разбрасыванием

подвернувшихся

под

руку

игрушек.

Подчас

капризы

ребенка

нелепы

и

совершенно

невыполнимы.

Например, ребенок вдруг захотел сока, которого в доме нет, или он хочет идти в

детский сад с мамой, а не с бабушкой.

Период

упрямства

и

капризности

начинается

примерно

с

1,

6

2

лет,

а

продолжаться может достаточно долго, в зависимости от методов воспитания.

Ребенок

узнает,

что

он

не

похож

на

других,

и

уже

одно

это

делает

его

трудноуправляемым и взрывным. Это время называют этапом негативизма.

Причем начало его часто бывает неожиданным. Покладистый и послушный

малыш вдруг наотрез отказывается ложиться спать, выполнить просьбу или,

нарочно берет то, что брать нельзя, — словом, делает все не так, как хочется

вам. Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система ребенка,

неумение управлять собственными эмоциями.

Существуют несколько причин появления упрямства:

Недостаток

внимания

со

стороны

родителей.

Своим

демонстративным

поведением ребенок пытается обратить на себя внимание взрослых.

«Месть».

Причины

детской

мести

могут

быть

разные:

обида,

ревность,

невыполненное обещание или несправедливое наказание.

Борьба

за

самостоятельность

и

протест

против

слишком

большой

родительской опеки.

Что же делать с упрямством ребенка?

Прежде всего, проанализируйте ситуацию, найдите причину возникновения

подобной реакции у ребенка.

Если всё дело в ваших действиях - начинайте с себя. Пересмотрите ваши

собственные требования к послушанию ребёнка. Выделите ему достаточное

пространство для проявления самостоятельности, инициативы, предоставьте

ребенку право выбора. Поскольку одним из условий профилактики упрямства и

капризов является предоставление определенной свободы действий для вашего

ребенка. Например, хочет он самостоятельно одевать и застегивать одежду или

нести корзинку в магазине – предоставьте ему эту возможность. Предложите

ему самому, например, выбрать, что одеть утром в садик, этим вы будете

приучать своего ребенка самостоятельно принимать решения и отвечать за них.

А так же, пусть вам это не покажется странным и забавным — смените лексику.

Исключите из употребления такие слова как «упрямый», «вредный», и тем

более «ты делаешь назло» или, не дай Бог, «ты не любишь маму».

Попробуйте

вместо

этого

говорить

ребенку

о

том,

что

он

настойчивый,

независимый, самостоятельный и ответственный. Постепенно положительная

окраска

упрямства

станет

действительностью

потому

что

и

вы,

и

ваш

ребенок в это поверите.

Чаще ставьте себя на место ребенка и смотрите на мир "его глазами".

Важно выяснить, в чем интерес ребенка, почему он хочет сделать именно так,

ведь

в

детском

поведении

присутствует

своя

логика,

нужно

лишь

ее

обнаружить.

Психологи

утверждают,

что

если

взрослый

разговаривает

с

малышом на равных, пытается понять причину упрямства, ребенок видит, что

его мнение ценят и учитывают — и смягчается.

Здесь есть еще одно важное правило: ребенок должен уметь выражать свои

желания словами, а не хныкать и обиженно сопеть. Для этого с ним нужно

больше

разговаривать,

учить

логически

мыслить.

Чаще

задавайте

вопросы

ребенку: «Объясни мне, в чем дело? », «Что тебе не нравиться? » «Почему ты

плачешь? », «Скажи, и я буду знать, как тебе помочь! ».

Ребенку будет гораздо интереснее и легче выполнять то, что от него требуют в

процессе игры. К примеру, если вы предложите вашему малышу, чтобы он

показал

любимой

игрушке,

как

нужно

быстро

и

хорошо

умываться

или

одеваться, то ваш малыш станет с большим желанием выполнять эти действия.

Еще можно предложите ему одеваться, есть и т. п. на перегонки с вами.

Не

забывать

о

единстве

требований

к

ребенку

со

стороны

всех

взрослых.

Указание, данное одним из членов семьи, должно поддерживаться остальными,

тогда ребенок не будет искать защиты то у бабушки, то у мамы или папы. Будьте

в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали "нет", оставайтесь и дальше

при этом мнении. Приготовьтесь к тому, что время от времени ребенок будет

испытывать Вас. Есть соблазн махнуть рукой и сдаться. Но это именно тот

случай, когда «нужно быть спокойным и твердым в своих решениях», потому

что этим вы облегчите дальнейшее существование не только себе, но и ему

тоже.

Не обещайте детям того, что не может быть выполнено. А так же не следует

добиваться

послушания

ребенка

посредством

подкупа.

Иначе

он

либо

перестанет верить обещаниям, либо станет подчиняться только при условии,

что за это получит вознаграждение.

Ну

и

конечно

обязательно

хвалите

своего

ребенка.

Как

можно

больше

общайтесь с ним, всякий раз находя способ показать ваше положительное

отношение к нему. Поддерживайте ребенка в действиях, давая ему возможность

иногда совершать ошибки и учиться на них.

Консультация для родителей

«Капризы и упрямство»

Многих родителей беспокоят капризы и упрямство их детей. На самые обычные

предложения - помыть руки или убрать игрушки - ребенок отвечает бурным

протестом или отмолчится. Подобные реакции у некоторых детей проявляются

столь часто, что родители начинают относиться к этому как закономерному

дошкольного возраста. однако считать эти проявления - неправильно. Дети не

рождаются такими, и это не возрастная их особенность. Но все же капризы

проявляются чаще всего в дошкольном возрасте. Чем же это вызвано?

Однако же, склонность к капризам связана с возрастными особенностями детей:

чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в

связи с этим импульсивность, несдержанность.

И

всё-таки

причины

упрямства

и

капризов

заключены

не

столько

в

особенностях его возраста и характера, сколько в неправильном воспитательном

подходе к нему т. е. зависит от постоянного обучения и воспитания в самом

широком смысле слов.

Капризы выражаются внешне в возбужденном состоянии ребенка. Однако в

капризах малышей есть своя логика.

Капризы

старших

дошкольников,

и

самых

маленьких

детей

имеют

разные

причины.

Капризы

маленьких

детей

часто

связаны

с

неудовлетворением

естественных

потребностей.

Также

капризы

могут

быть

предвестниками

болезни. Иногда дети капризничают и в период выздоровления, потому - что во

время болезни ребенок привыкает к повышенному вниманию, и после не хочет

от

этого

отказываться.

Ещё

у

ребенка

могут

возникнуть

капризы

от

перенасыщения впечатлениями.

Детское

воображение

и

ум

нельзя

перегружать

множеством

развлечений.

Потому что самые приятные впечатления в большом количестве, не приносят

ребенку удовольствий, на которые ошибочно рассчитывают взрослые, желая

доставить ребенку приятное.

Чаще

всего

причины

капризов

проявляются

в

неправильном

воспитании.

Плачем

ребенок

добивается

своих

желаний,

и

взрослые

выполняют

незамедлительно.

Поэтому

у

ребенка

формируется

привычка

желаемого

добиваться с помощью плача и крика. Незаметно эта привычка становится

чертой его характера.

Капризы иногда сочетаются с упрямством. Упрямство - это тоже отрицательная

реакция на требование взрослых.

Часто упрямство и капризы ошибочно принимают нервные проявления; ребенок

разбрасывает игрушки, топает ногами, ложиться на пол кричит. В подобных

сценах взрослые теряются. Ребёнка поднимают с пола, уговаривают, утишают.

"Нервный

ребенок.

Надо

быть

с

ним

помягче,

не

травмировать

его".

-

размышляют взрослые, казня себя за допущенную требовательность, ставшей

причиной "первого" взрыва.

Обязанность воспитателя посоветовать родителям показать ребенка врачу -

специалисту, чтобы исключить предположения о нервности. Когда родители

убедятся,

что

опасения

напрасны,

воспитатель

должен

проанализировать

сложившиеся в семье отношения между взрослыми и ребенком и раскрыть

причину "нервных" взрывов у него.

Как

же

следует

реагировать

на

такие

проявления

капризов?

Прежде

всего

научиться спокойно относиться к крику ребенка. В такой момент, лучше всего

оставить ребенка одного до тех пор, пока не пройдет это состояние.

Но

ещё

нужно

помнить,

что

бурная

сцена

рассчитана

ребенком

на

сочувствующих и зрителей. Если ребенок постепенно будет убеждаться, что его

вопли ничуть не трогают окружающих, то привычка имитировать истерику

постепенно исчезнет.

Проявление

упрямства

в

основном

избалованными

детьми,

привыкшими

к

чрезмерному вниманию, излишним уговорам.

Крайняя

степень

упрямства,

так

называемый

негативизм,

выражается

в

бессмысленном

сопротивлении

ребенка

любым

требованиям

взрослого.

Негативизм носит осознанный избирательный характер и чаще проявляется, с

одной стороны, когда родители стараются уговорить ребенка, теряются перед

непослушанием, с другой - когда взрослые одергивают ребенка без конца и

края, прикрикивают на него, запрещают ему все. Упрямство - в этом случае

является защитной реакцией против чрезмерного потока воспитательных мер.

Часто упрямство путают с настойчивостью. Выражение в поведение ребенка с

внешней стороны - одинаково. Но упрямство отрицательное проявление, его

следует

искоренять,

а

настойчивость

-

положительное

качество,

которое,

безусловно, требует поддержки.

Родители

называют

своего

сына

упрямцем

за

то,

что

он

может

часами

упрашивать почитать ему, или ответить на волнующие его вопросы. Если отец

пытается

отделаться

односложным

ответом,

то

сын,

неудовлетворённый

объяснением, снова бежит к нему с вопросом.

Это

не

упрямство,

это

настойчивость,

основанная

на

любознательности,

упорства в достижении цели. Такие качества нужно развивать и поддерживать в

ребенке.

Воспитатель

должен

предостеречь

родителей

сломить

упрямство

силой,

особенно физическим наказанием.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!