Напоминание

"Лесные робинзоны"


Автор: Григорьева Ирина Юрьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Полянская СШ"
Населённый пункт: с.Поляны , Рязанской области.
Наименование материала: Игра – конкурс
Тема: "Лесные робинзоны"
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Полянская СШ»

Рязанский муниципальный район

Игра – конкурс «Лесные робинзоны»

(сценарий познавательного конкурса по биологии для

учащихся 6 – 7 классов).

Автор проекта:

учитель биологии

Григорьева И.

Поляны 2018

Лесные робинзоны.

Все тесно связано вокруг

Приметы мы не станем множить.

Цветка ты не заденешь вдруг

Чтобы звезды не потревожить.

А.Вознесенский.

Цель: Углубление биологических знаний учащихся, воспитание у них гуманного отношения

к природе, чувства ответственности, отношения ко всему живому.

Подготовка: Сцена оформляется в виде летнего леса. Организуются команды, выбирается

состав

жюри.

Команды,

готовясь

к

игре,

оформляют

эмблемы

в

соответствии

с

выбранными названиями, девиз, выпускают газету – призыв в защиту природы. Организуют

выставку поделок из природного материала, рисунков, фотографий на тему «Природа и

фантазия».

Содержание конкурса:

1.Представление команд.

2.Разминка.

3.Край Рязанский сердцу дорог.

4.Природная аптека.

5.Конкурс болельщиков.

6.Приметы народные в дело пригодные.

7.Легенды леса.

8.Знаешь ли ты наш лес.

9.Конкурс болельщиков.

10.Подведение итогов.

1.Разминка.

Каждая команда получает по 10 вопросов.

Вопросы к первой команде.

1.Какое дерево одевается листвой позже всех? (Дуб)

2Как объяснить плач у деревьев? (Сокодвижение)

3.Какое дерево цветет летом? (Липа, Белая акация)

4.Самое популярное дерево России? (Береза)

5.Какое дерево в молодом возрасте часто называют не своим именем, а путают с одной

из его родственницей? (Сосна)

6.Какое дерево может по скорости состязаться с бамбуком? (Осина)

7.Какие наши деревья плачут весной? (Клен, береза)

8.Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе. (Калина)

9.Какая наша птица может ползать по стволу вниз головой? (Поползень)

10.Какие птицы не высиживают яйца? (Кукушка)

Вопросы ко второй команде.

1.Какие деревья зацветают весной первыми и почему? (Лещина, ольха..)

2.Какие дикорастущие деревья и кустарники являются хорошими медоносами?

(Липа, боярышник, черемуха, рябина …)

3.Какие деревья и кустарники не меняют цвет листвы осенью? (Сирень)

4.Что можно узнать по свежеспиленному пню? (Возраст, стороны горизонта)

5.Как узнать стороны света по стволу дерева? (по мху на севере, на юге листва гуще и

ветки тоже)

6.Оно всегда зеленое или голубое. (Ель)

7.У этого дерева листья сверху зеленые, а снизу бархатистые. Его любят бобры.

(Осина)

8.Какая наша птица выводит птенцов зимой? (Клест)

9.Назовите самую маленькую птичку нашей средней полосы? (Королек)

10.Какие птицы нашей местности ночуют. Зарывшись в снег? (Глухари, рябчики, тетерева)

Неужели на всей Земле природа находиться под угрозой, гнетом человека? Для

изучения и сохранения нетронутых уголков природы наше государство с 1948 года

создает

охраняемые

территории,

заповедники,

заказники,

национальные

парки.

Международный союз охраны природы начал целенаправленную работу по сбору данных

о редких и исчезающих видах. В 1966 году собранные данные были опубликованы под

названием «Красная книга» фактов». А вы знаете такие уголки у нас в Рязанской

области?

2.Край Рязанский сердцу дорог.

Каждая команда получает по 5 вопросов.

Вопросы к первой команде.

1.Есть ли на территории нашей области заповедники? Что в них подлежит охране? В

каком году они созданы?

2.Что такое эндемики? Какие эндемические виды нашей флоры и фауны вы знаете?

3.Перечислите охраняемые парковые территории нашей области. В чем их уникальность?

4.Назовите виды животных, живущих на территории нашей области, занесенные в

Красную книгу?

5.В какой природной зоне расположена наша область?

Вопросы ко второй команде.

1.

Что представляют собой заказники? Назовите заказники Рязанской области.

2.

Назовите великого преобразователя природы нашего края?

3.

5.Перечислите виды растений, произрастающих на территории нашей области,

занесенные в Красную книгу?

4.

Сколько площади занимают леса нашей области, их значение?

5.

Для чего предназначены лесные полосы в рязанской области?

Наш лес - это природная аптека, вот мы и узнаем как вы разбираетесь в

лекарственных растениях.

3.Природная аптека.

Каждая команда получает конверт, где лежат карточки, на которых в левом столбце

перечислены недомогания, а в правом – растения. Задание заключается в том, чтобы

сделать правильный выбор лекарственных растений и предложить ваш способ лечения.

Расстройства желудка Береза

Цинга Черемуха

Ревматизм Боярышник

Дизентерия Дуб

Сердечные расстройства Рябина

Простуда Калина

Кровотечения Липа

Малокровие Клюква

Много есть грибников – любителей. Которые умеют находить грибы. Они знают, и

где, какие грибы растут, и когда их надо собирать. Но свои знания они держат в секрете,

поэтому сейчас вы должны постараться проникнуть в лесные тайны. Чтобы поискать

«Грибные клады».

4.Приметы народные - в дело пригодные.

Я называю первую часть народной приметы, а вы вторую. Начали.

1.Колоситься рожь…… (начинают попадаться белые)

2.Лето кончилось ……. (появились опенки)

3.Полетел пух с осины ….. (иди, собирай подосиновики)

4.Зацвела сосна ……. (появились маслята)

5.Грибы подснежники ….. (сморчки, строчки)

4.

Конкурс болельщиков.

Пока наши охотники за грибами ломают голову. Мы тоже в стороне не будем. А

проверим вас, наши дорогие болельщики. Узнаем, как вы умеете отгадывать загадки. Да

только просьба не забывать, что мы находимся, поэтому не кричать, а поднимать руки.

Так вы можете помочь своей команде.

1.Шляпа без головы и нога без сапога. (Гриб)

2.Спрятался за пень, шляпа набекрень, кто проходит близко, кланяется низко. (Гриб)

3.Стоит Лукашка – белая рубашка, а шляпа шоколадного цвета. (Белый гриб)

4.Рыжие ушки с лисьей макушки, в травке лежат для малых ребят. (Лисички)

5.Бугровато, а не воз. Ноздревато, а не нос. Сверху слизь, а не червяк. Жил в земле, а

не хомяк. (Масленок)

6.шляпочка красная, пуговки белые, работа напрасная, осталось все целое – никто не

берет (Мухомор)

7.Есть грибы не в лесу, а в пиве, тесте и квасе. (Дрожжи)

8.Без зубов, а дерево грызет. (Трутовик)

Много есть грибников – любителей. Которые умеют находить грибы. Они знают, и

где, какие грибы растут, и когда их надо собирать. Но свои знания они держат в секрете,

поэтому сейчас вы должны постараться проникнуть в лесные тайны. Чтобы поискать

«Грибные клады».

5.Приметы народные - в дело пригодные.

Я называю первую часть народной приметы, а вы вторую. Начали.

1.Колоситься рожь…… (начинают попадаться белые)

2.Лето кончилось ……. (появились опенки)

3.Полетел пух с осины ….. (иди, собирай подосиновики)

4.Зацвела сосна ……. (появились маслята)

5.Грибы подснежники ….. (сморчки, строчки)

В каждом лесу есть свои легенды. Вот сейчас наши капитаны и рассекретят каждый

свою легенду.

6.Лесные легенды.

Легенда для первой команды.

Древнегреческая

легенда

повествует

бог

лесов

и

лугов

Пан

повстречал

однажды

прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался

ее нежной грацией и красотой, что забыл обо всем. Решил Пан заговорить с Сирингой,

но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа

неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветками. Кусты

эти прекрасны ночью, когда кажется, что сама весна окунулась в их душистое море.

Хороши они и на рассвете, когда пышные гроздья как бы вырастают из зари и тумана.

(Сирень)

Легенда для второй команды.

В древней Греции это дерево было посвящено богу солнца, науки, искусств – Аполлону.

Ветвь этого дерева означала могущество. Венком из его ветвей награждали за спасение

жизни и воинские подвиги. С этим деревом связано много сказок, преданий, легенд,

суеверий. Древние славяне верили, что оно существовало еще до Сотворения мира. Наши

предки считали это дерево посвященным богу грома и молнии – Перуну, статую которого

они вырубали из этого дерева, а его так и называли «Перуновым деревом».

Лес наше - богаство. В лесу есть все, что нужно для человека. А вы знаете растения

леса? Вот мы сейчас и узнаем.

7.Угадайка.

Ведущий выдает каждой команде по 5 гербариев растений леса. Команды отгадывают

названия этих растений, характеризуют их и рассказывают о том, какую пользу они

приносят человеку и природе.

А теперь снова конкурс болельщиков.

8.Конкурс болельщиков.

1.Плоды этого растения помогают при болезнях сердца. Птички там любят вить гнезда,

потому что у него много колючек. (Боярышник)

2.Про это дерево сложено много песен. (Береза, калина, малина, рябина)

3.У этого дерева целебная кора, его любят бобры. Черешок у листа очень длинный и

поэтому лист «трясется» на ветру. (Осина)

4.Из него самые лучшие дрова. Из его коры делают много полезных вещей. Это самое

любимое русское дерево. (Береза)

5.С его цветков самый лучший мед. (Липа)

6.Из него делаю бочки и паркет. Оно может жить до 2000 лет. (Дуб)

9.Пятый лишний.

Вопросы задаются каждой команде поочередно.

1.Лисички, подосиновик, мухомор, опенок, боровик. (Лишний мухомор, т. к. он ядовит.)

2.Подберезовик, масленок, груздь, опенок, рыжик.

(Опенок, т.к. он гриб – паразит по

способу питания)

3.Шампиньон, масленок, волнушка, сыроежка, белый. ( Шампиньон, т.к. он не образует

микоризу)

4.Сморчок, строчок, опенок, вешенка, трутовик.

(Трутовик, т.к. он гриб – паразит и не

съедобный)

10.Подведение итогов.

Трудные лесные тропы мы выбрали для вас, думали, что вы заблудитесь, не найдете

дорогу,

но

вы

молодцы.

Думаю,

уйдете

из

леса

с

полными

лукошками

знаний.

Заключительное слово жюри для подведения итогов и награждений.

Когда ты входишь в лес душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных и строгой тишины,

Встречает грудь твоя так радостно и жадно

Дыханье влажных трав и аромат сосны.

Нога твоя скользит по россыпи иголок

Или шуршит травой, роняя капли рос,

А сумрачный навес широкопалых елок

Сплелся с листвой ольхи и молодых берез.

Спасибо всем.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!