Напоминание

Северный морской путь, исследования, освоение


Автор: Федоров Валерий Николаевич
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ГК ОУ СО "Екатеринбургская вечерняя школа №1
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Северный морской путь, исследования, освоение
Раздел: среднее образование





Назад




Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

государственное казённое общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Екатеринбургская вечерняя школа №1»

План конспект проведения урока «Северный морской путь. Исследование. Освоение».

учитель географии Фёдоров В.Н.

Цель урока – изучить значение и этапы освоения Северного морского пути

Задачи урока:

●познакомить обучающихся с историей открытия Северного морского пути ;

●определить значение Северного морского пути;

●познакомить с современными инновационными идеями и проектами, разработанными

заинтересованными

в

решении

проблемы

использования

людьми Северного морского

пути и выслушать мнения обучающихся;

● воспитание патриотизма и гражданственности на примере самоотверженного служения

Родине предыдущих поколений.

● способствовать формированию у школьников исторической памяти и географического

освоения территории России. Ответственного отношения к истории и природе России,

родного края.

Основными методами являются: аналитический, картографический, сравнительный.

Ключевые понятия: Скандинавия, новгородцы, Европейский Север, поморы, «Каменный

пояс», Студёное море, Грумант, Мангазея, Ермак, И. Ю. Москвитин, С. И. Дежнёв.В. И.

Атласов, Камчатка, В.Беринг, А.Чириков, Дмитрий и Харитон Лаптевы, Г. Я. Седов, О.

Ю. Шмидт, В. Воронин, Северный морской путь.

Ход урока.

1. Организационный этап урока.

2. Этап. Введение в тему.

Северный

морской

путь (СМП) —

главная

судоходная

магистраль

в

Арктике

кратчайший морской маршрут между Европой и Восточной Азией, в частности между

европейской

и

дальневосточной

частями России.

Проходит

по

морям

Северного

Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и

частично Тихого океана (Берингово). Для сравнения: путь из Мурманска в Японию через

Суэцкий канал составляет 12,84 тыс. морских миль (23,78 тыс. км), а по СМП — только

5,77 тыс. морских миль (10,69 тыс. км), то есть в 2,23 раза меньше.

Учитель: По морям Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь -

кратчайшая

дорога

между

Европой

и

Азией.-

Северный

морской

путь

соединяет

европейские и дальневосточные порты,

Учитель: Проследим по карте транспорта

атласа России 8-9класс основные порты

Северного морского пути: Мурманск - Диксон – Хатанга - Тикси - бухта Певек – Уэлен

-Берингов пролив – Петропавловск-Камчатский, Владивосток - это единственная дорога

для

снабжения

населения

Крайнего

Севера

продовольствием,

стройматериалами,

топливом.

Обеспечивает

вывоз

продукции

с

побережья

морей

Северного

ледовитого

океана.

3. Этап. Учитель: Проследим особенности природы морей Северного Ледовитого океана

по картам атласа России 8-9класс, где проходит Северный морской путь.

Класс делится на группы для выполнения заданий.

1 группа обучающихся по климатической карте атласа России 8-9 класс определяют

климатические

пояса

и

области,

показатели

климата

территории

побережья

и

морей

Северного ледовитого океана, где проходит Северный морской путь.

2

группа

обучающихся по картам: «Минеральные ресурсы», «Энергетические

ресурсы», «Восточная Сибирь и Дальний Восток. Экономическая карта» атласа России 8-

9

класс

определяют:

какие

виды

продукции

могут

быть

перевезены

по

Северному

морскому пути.

Делаются выводы о природных условиях Северного морского пути и его значении для

освоения ресурсов

побережья и морей Северного ледовитого океана,

на территории

России, способствует освоению Сибири.

4 . Этап.

Учитель

по

презентации

рассказывает

историю

исследования

и

освоения

Северного морского пути: рассматривается вклад в исследование и освоение экспедиций:

Русские рыбаки и охотники – поморы; плавание к устью Оби.

Плавания новгородцев.

2. Плавания поморов.

3. В XI веке русские мореплаватели вышли в моря Cеверного Ледовитого океана

4. В XII—XIII вв. открыли острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV века—

острова архипелага Шпицберген, остров Медвежий.

5. В XVI- XVII вв. активно осваивался участок Северного морского пути — от

Северной Двины до Тазовской губы в устье Оби (так называемый «Мангазейский

морской ход»).

Представлена на слайде « Cистема водных сообщений новгородцев».

На сладах показаны виды судов для водных сообщений Новгородцев и поморов:

ладьи, струги, раньшины, кочи, лодки-осиновки, на которых активно осваивался

участок Северного морского пути — от Северной Двины до Тазовской губы в устье

Оби (так называемый «Мангазейский морской ход»), а также Беренгов пролив.

Наиболее известными из них стали экспедиции, возглавляемые Ричардом

Ченслером и Хью Уиллоби (1553—1554), а также Артуром Петом и Чарлзом

Джекменом (1580).

Однако, участникам этих экспедиций удавалось достичь лишь устья Северной

Двины, Мурманского побережья и Новой земли.

Европейские экспедиции. Наиболее известными из них стали экспедиции,

возглавляемые Ричардом Ченслером и Хью Уиллоби (1553—1554), а также

Артуром Петом и Чарлзом Джекменом (1580).

Однако, участникам этих экспедиций удавалось достичь лишь устья Северной

Двины, Мурманского побережья и Новой земли.

1594-1597 гг. Плавание голландской экспедиции под началом В. Баренца в поисках

северо-восточного

прохода.

Сведения,

полученные

экспедицией

Баренца

очень

велики. Они легли в основу карты западного и северного побережья Новой Земли.

Были

открыты

острова

Шпицберген

и

Медвежий.

Добыты

и

первые

научные

данные о Карском море. Экспедиция вела замеры глубины, грунта, температуры

воздуха, направления ветра и т. п. Эти данные до сих пор используются для

характеристики природных условий региона.

Среди русских первооткрывателей следует назвать служилого человека И. Ю.

Москвитина, казака С. И. Дежнёва (1605—1673 гг.), служилого человека В. Д.

Пояркова, торгового человека Е. П. Хабарова (1603 г. — после 1671 г.). Отряд

Москвитина на рубеже 1630—1640-х гг. первым достиг побережья Охотского моря

и вышел к Тихому океану.

1648 г. Плавание Семена Дежнева и Федота Попова из Северного Ледовитого

океана в Тихий. С.Дежнёв первым дошел до северо-восточного выступа Азии,

который

местные

жители

называли

Большим

каменным

косом

(позднее

мыс

получил имя Дежнёва), и прошел Беринговым проливом, отделявшим Азию от

Америки.

Это

было

одно

из

крупнейших

географических

открытии

XVII

в.

подробно описали Чукотку, основали Анадырский острог. Семен Дежнев и Федот

Попов подробно описали Чукотку, основали Анадырский острог.

В

1720

году

Петр I

выдвинул

проблему

Северного

морского

пути

в

ранг

государственных проблем и приступил к ее разрешению.

1733-1743 гг. В.Беринг, А.Чириков. Великая Северная экспедиция, её участники

прошли и положили на карту берега от устья Печеры до Берингова пролива. Итоги

обеих Камчатских экспедиций под руководством В.Беринга и А.Чирикова были

значительны:

- открыт американский берег,

- обследован пролив между Азией и

Америкой,

- изучались Курильские острова,

- побережье Америки,

- Алеутские острова,

- уточнялись сведения об Охотском море, Камчатке, Японии.

Нильс

Норденшельд 1878—79

гг.

Первым

доказательством

возможности

транзитного

использования

Северного

морского

пути

стала

экспедиция,

проходившая в 1878—79 гг. на шхуне «Вега», под руководством выдающегося

шведского ученого Нильса Норденшельда. В ходе этой экспедиции было впервые

осуществлено

сквозное

одной

зимовкой

в

пути)

плавание

по

маршруту

Северного морского пути из Атлантического в Тихий океан.

1893-1896 гг. Дрейф «Фрама» Ф. Нансена в Северном Ледовитом океане.

1908-1909 гг. Достижение районе Северного полюса Ф. Куком, Р. Пири.

1912-1914 гг. Экспедиция вСеверному полюсу Г. Я. Седова на шхуне «Св. Фока».

1932г.

Первое

сквозное

плавание

северным

морским

путем

на

ледоколе

«Сибиряков» за одну навигацию под руководством О.Ю. Шмидта.

1937 г. Первая полярная станция на льдине «Северный полюс» во главе с И.Д.

Папаниным.

1947-1971 гг. Открытие подводных хребтов Ломоносова, Менделеева и других.

5.Подведение итогов. Проводится обмен мнениями по вопросам:

- Какие факторы повлияли на длительное освоение Северного морского пути?

- Для чего люди тратили много сил и средств на прохождения и освоение Северного

морского пути.

Необходимое оборудование и материалы

Для проведения урока необходимы:

● проектор и экран, ноутбук для демонстрации презентации в MicrosoftPowerPoint.

● Атлас География России 8и 9 класс. Географическая карта России.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!