Автор: Плетнева Вера Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СШ № 2 г. Котельниково
Населённый пункт: г.Котельниково Волгоградской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Формирование обобщенного правила правописания согласных в корне слова»
Раздел: начальное образование
Урок на тему «Формирование обобщенного правила правописания
согласных в корне слова» проведён в 3 «А» классе Плетневой В.А. в рамках
недели начальных классов. Материал данного урока можно использовать
при изучении темы «Правописание согласных в корне слова» в 3 классе.
Тема урока: «Формирование обобщенного правила правописания
согласных в корне слова»
Цель: Создать условия для закрепления детей о способах проверки парных и
непроизносимых
согласных
в
корне
и
формирования
умения
применять
данное правило на практике.
Создавать
условия
для
развития
орфографической
зоркости,
внимания, памяти речи.
Создавать условия для воспитания интереса к знаниям, культуры
общения, нравственных качеств и представлений, ответственность результат
своего труда.
Ход урока
1.
Организация класса
2.
Здравствуйте,
ребята.
У
нас
на
уроке
присутствуют
гости,
повернитесь и поприветствуйте. Я уверена, что вас это в течении урока не
будет смущать. Садитесь!
- и вы будете внимательными? (ДА)
- вы будете старательными? (ДА)
- вы будете активными? (ДА)
Замечательно!
Наш урок я хотела б начать со слов великого русского поэта А.С.
Пушкина (слайд)
«О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух..»
А как вы думаете, почему?
Учитель: Верно, вот и сегодня на уроке русского языка вам предоставляется
возможность
совершить
открытие.
Я
хочу
предложить
вам
быть
сегодня
не
просто
девочками
и
мальчиками,
а
юными
исследователями – открывателями. Согласны? Тогда за работу.
Чтобы грамотным исследователем стать будем зоркость развивать.
Слайд 2: Листья, девочки, стрижи,
Кот Васька в камыши,
Затрещали, заблестели, робко
Столб, трава, часы, водолаз.
Назовите орфограммы.
Работу будем продолжать, и кисти рук тренировать, чтоб красиво нам писать
(3 упражнение)
Доска: дтлв, тлвд (буквосочетание)
Продолжить закономерность, обращать внимание на соединения.
Учитель: Проверим кто же самый внимательный. Что объединяет буквы.
Какой м. б. лишний? Почему.
Все, что повторяем на уроке пригодится, будьте внимательными .
Исследование продолжаем и слова запоминаем.
Слайд 3
Учитель: Прочитайте пословицу. Покажите веером
какие буквы надо
писать? Почему? (Надо проверять)
Показать табличку и на слайде-
Произнесите орфографически и орфоэпический
- Какую разницу заметили [а] – как произносим так и пишем.
Характер Как думаете, что означает слово?
Учитель: Послушайте сообщение, о толковании слова в словаре Ожегова
(Гайлевич Ян) Гайворонская Д. (Характерный)
Учитель: Вернемся к пословице. Как понимаете смысл? (2-3 человека)
Учитель: Ребята, привычка лежит в основе характера, а от характера зависит
судьба человека. Если вы будете постоянно работать над собой и
воспитывать в себе только положительные привычки (а какие?). Да,
трудолюбие, целеустремленность, ответственность и др., если вы их
у себя сформируете, то за вашу судьбу я спокойна.
Слайд 3
Учитель: Запишите в тетрадь характер (какой)
Назовите подчеркнутые орфограммы.
В кокой части слова?
Исследуйте, нет ли ошибок в написании этих слов?
Как это доказать?
О написании каких букв мы будем говорить?
Сформируйте тему.
парные
непарные
-
А
как
думаете
для
чего
берем
эти
две
орфограммы?
Попробуйте
сформировать цель?
Слайд 4
Цель: Сравните два изученных правила.
Исследование продолжаем и работу в парах по карточке выполняем.
Проверим! Прочитайте слова первого столбика.
- Какая орфограмма объединяет эти слова. Как действовали чтобы правильно
писать?
Прочитайте слова второго столбика.
А эти слова какая орфограмма объединяет. Как действовали чтобы правильно
написать слова?
-Что же интересного заметили?
- Что заметили при сравнении правил?
- Какое же открытие вы сделали на уроке?
- Сформулируйте вывод исследователи
непарные
Проверить
одинаковые
парные
Учитель: А теперь проверим совпадает наш исследовательский вывод с
выводом
в
учебнике
стр.
69.
(Откройте
учебник).
Прочитайте
про
себя.
Хором.
Учитель: Как же надо действовать чтобы правильно написать слова с этими
орфограммами? Назовите способ проверки.
Слайд
А сейчас потренируемся в написании слов с этими орфограммами, упр. 94
стр. 69 (у доски с комментариями) Гайворонская, Кузнецова, Рощина.
Слайд
- А теперь вначале нового задания «Буквенный диктант»
1 2 3 4 5 6 (я карточку, а вы букву)
Проверка по эталону
Слайд
Учитель: встаньте, кто не сделал ни одной ошибки. Молодцы!
Чтоб поменьше было случаев несчастных
Чтоб ответов не было плохих
Вы прислушайтесь к звучащего согласных
И гласным проверяйте их.
Физ. минутка: 1,2,3,4,5 будем дружно мы стирать
Положительную привычку тренировать.
Дома маме помогаем? Да
Мы себе стираем сами? Да (Молодцы)
- Работу продолжаем, и знание на практике применяем.
У вас на столе карточки 2х уровней. Вспомним (Н) (П) (М)- Выбрать одну с
которой вы легко справитесь, и вам интересней эта работа.
Проверка по эталону (1,2) М – 2,3 человека послушать по времени.
Для того чтобы много знать будем память развивать.
Слайд
Прочитаем, вставим верные буквы, устно объяснить.
(Запомнить устно хором)
В тетрадь только слова на изучаемые орфограммы, по памяти.
Проверка по эталону.
- Кто автор строк? Для него ответим и для себя
Исследование закончим в срок и подведем скорей итог.
- Какое открытие сделали на уроке?
- А для чего, что оно дает? (облегчает работу)
- Как считаете в дальнейшем пригодится?
А сейчас в дневнике запишем домашнее задание.
Спасибо за урок. Молодцы!
Дополнительно.
А теперь друзья мои на слайд внимательно смотрите и скорей ошибки
отыщите. Зеленой пастой исправляй и отмету, выставляй!
Выставлять – 3, 4, 5
2 не ставим
Ну вот осталось пять минут под диктовку пишем тут (у доски)
У ворот сидел грустный щенок?
Конец ноября – самое грустное время. В ненастную погоду хорошо сидеть
дома. Но вот засияло ярко солнце. Скоро наступят морозы.