Автор: Покаляева Светлана Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ ХМР"СОШ с.Селиярово"
Населённый пункт: Ханты-Мансийский район село Селиярово
Наименование материала: Статья
Тема: Миссия педагога
Раздел: среднее образование
Педагог в современном мире.
Необходимо заботиться о вечном и великом!
Иначе мы дадим
материальные блага в руки людей, идеалом которых будет - хлеба
и зрелищ:
есть,
пить,
ничего не делать,
наслаждаться любовью.
Неужели
учитель
может
удовлетвориться,
когда
он
будет
воспитывать скалозубов, молчалиных, жадных до денег банкиров,
развратных жуликов, эгоистов?!
В.И.Вернадский
Не
столь
важно
,
идёт
ли
речь
о
прошлом
,
современном
мире
или
будущем
,
но
,
в
чём
я
совершенно
уверена
,
главный
внутренний
стержень
профессии
педагога
должен
оставаться
неизменным
:
учитель
прежде
всего
должен
дарить
свет
, "
сеять
разумное
,
доброе
,
вечное
",
всем
сердцем
любить
детей
и
,
конечно
же
,
стремиться
стать
мастером
,
профессионалом
в
своём
деле
.
Понятия
о
качествах
,
которыми
должен
обладать
"
совершенный
"
учитель
,
сложились
за
годы
и
века
мировой
педагогической
практики
.
Можно
вспомнить
прекрасных
педагогов
А
.
С
.
Пушкина
,
например
,
директора
Царскосельского
лицея
,
чуткого
и
талантливого
педагога
В
.
Ф
.
Малиновского
,
профессора
нравственных
наук
,
А
.
П
.
Куницына
.
Духовное
возмужание
лицеистов
произошло
благодаря
их
наставникам
,
прекрасным
,
светлым
людям
.
Куницыну
дань
сердца
и
вина
!
Он
создал
нас
,
он
воспитал
наш
пламень
..., -
таким
видит
поэт
своего
Учителя
-
духовного
наставника
.
Если
продолжать
говорить
пушкинским
слогом
,
благородная
миссия
учителя
-
пробуждать
в
детских
сердцах
чувства
добрые
,
а
это
значит
способствовать
их
нравственному
становлению
,
воспитывать
так
,
чтобы
их
жизнь
стала
достойной
и
счастливой
.
Учитель
-
профессия
,
предполагающая
отбор
.
Случайные
люди
здесь
долго
не
задерживаются
.
В
школе
необходимо
работать
по
призванию
, "
зову
души
",
иначе
,
если
дети
постоянно
раздражают
и
общение
с
ними
не
приносит
радости
,
превратишься
в
несчастного
,
загнанного
в
угол
,
всем
и
всеми
(
начиная
от
родителей
,
заканчивая
политикой
государства
)
недовольным
,
раздражительным
,
несчастным
человеком
.
Сразу
же
вспоминаются
слова
А
.
Макаренко
:"
Унылых
дети
тихо
ненавидят
!"
Работа
наша
,
согласитесь
,
беспокойная
,
но увлекательная
,
замечательная
,
искромётная
!
Мы
прикасаемся
к
чистым
,
хрупким
детским
душам
,
растворяемся
в
них
без
остатка
,
а
взамен
к
нам
бумерангом
возвращается
тепло
их
сердец
и
чистота
помыслов
!
Да
,
любая
профессия
начинается
с
призвания
!
Если
умный
врач
обладает
совершенными
знаниями
о
болезнях
и
способах
их
лечения
,
но
раздражается
,
слушая
вечные
жалобы
больных,то
вряд
ли
это
его
призвание
.
Учитель
должен
быть
оптимистом
и
любить
детей
:
шалунов
и
послушных
,
сообразительных
и
тугодумов
,
ленивых
и
прилежных
.
Я
полностью
согласна
с
высказыванием
писателя
И
.
С
.
Тургенева
о
том
,
что
"
только
любовью
держится
и
движется
жизнь
".
Именно
поэтому
на
главной
странице
моего
учительского
сайта
в
качестве
профессионального
девиза
помещена
строка
из
стихотворения
П
.
Елфимова
:"
Стремитесь
открыть
хоть
однажды
звезду
человечности
в
каждом
!
Я
учитель
русского
языка
и
литературы
.
С
детства
,
если
честно
,
мечтала
стать
врачом
скорой
помощи
,
как
моя
мама
,
Людмила
Павловна
Мельникова
,
заслуженный
медицинский
работник
РФ
.
Любила
ездить
с
ней
к
больным
на
вызова
,
важно
носила
чемоданчик
с
красным
крестом
...
Но
,
волею
судьбы
,
вот
уже
27
лет
работаю
в
школе
и
нисколько
об
этом
не
жалею
,
ведь
педагогика
во
многом
сродни
медицине
:
мы
также
спешим
на
помощь
по
первому
зову
,
также
"
врачуем
"
человеческие
души
,
у
нас
тот
же
принцип
-
не
навреди
!
Всегда
была
уверена
в
том
,
что
мой
предмет
особенный
,
именно
словесники
через
приобщение
к
нравственным
ценностям
мировой
художественной
литературы
помогают
ребёнку
сформировать
правильные
жизненные
приоритеты
,
создать систему
идеальных
художественных
образов
:
на
кого
из
любимых
литературных
героев
нужно
равняться
,
как
надо
жить
,
а
как
жить
нельзя
.
Помните
,
как
точно
по
этому
поводу
выразился
И
.
Гёте
:"
Где
нет
нутра
,
там
не
поможешь
потом
,
цена
таким
усильям
-
медный
грош
...
но
без
души
и
помыслов
высоких
живых
путей
от
сердца
к
сердцу
нет
..."
Так
вот
,
когда
дети
начинают
постигать
эти
самые
духовные
помыслы
,
задумываются
над
тем
,
как
надо
жить
,
чтобы
"
жить
честно
",
что
такое
"
душевная
подлость
" -
у
них
формируется
"
нутро
",
когда
они
начинают
понимать
,
какая
"
красота
спасёт
мир
"
и
что
должно
быть
в
человеке
"
прекрасно
",
как
"
выдавливать
из
себя
по
капле
раба
",
почему
бывает
"
мучительно
больно
за
бесцельно
прожитые
годы
"-
у них
происходит
становление
личности
,
что
и
можно
назвать
духовным
созреванием
.
Современный мир стремительно меняется. Количество
информации растёт. Как всё усвоить, вписаться в эпоху перемен? Ответ
один: учителю необходимо непрерывное образование, научиться не
только давать знания, но научить учеников их осознанно добывать. а
это значит научить мотивированно относиться к своему труду, перейти
от направляемого учения к самоуправляемому, от фрагментарности в
обучении к системности. Современный выпускник должен стать
конкурентноспособной личностью, он должен быть востребованным
членом общества. Задача педагога - осваивать новые методы обучения,
чтобы помочь каждому ребёнку быть успешным и раскрыть свой
потенциал.
Но всё-таки вечные ценности остаются неизменными:
Я учитель, и моё призванье -
Вселять свет разума в детей и свет познанья.
И терпеливо, им не навредив,
Добро и честь провозгласить.
Кто в детях пробуждает искру,
Тот любит их и сердцем и душой,
И мне , порой, даже представить трудно,
Чтоб в жизни выбрала я путь иной!
Хотелось бы, чтобы школа стала творческой мастерской педагога и
самого ребёнка в педагогическом процессе, где ребёнок является
солнцем, вокруг которого вращается всё.