Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


Автор: Банных Елена Тихоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: Белгородская область, Ивнянский район, п. Ивня
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Раздел: начальное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ

У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Банных Е.Т., учитель начальных классов,

Белгородская область, Ивнянский район, п.Ивня

Аннотация

Статья

посвящена

актуальной

проблеме

формированию,

развитию

и

сохранению здоровья младших школьников. В работе названы цели, задачи,

функции, направления работы по формированию здорового образа жизни у

учащихся начальных классов, приведены примеры упражнений.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, залог здоровья,

оздоровление детей, профилактика заболеваний.

« Здоровье — это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто».

Сохранение и развитие здоровья в настоящее время стало одной из

важнейших

проблем.

Здоровье

это

состояние

полного

физического,

душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и

физических недостатков.

Несомненно, наличие здоровья у ребенка - это важнейшее условие

успешного

усвоения

школьных

программ

по

общеобразовательным

предметам.

К

сожалению,

в

последние

годы

уровень

здоровья

детей

снижается.

Исследования

показали,

что

уровень

физического,

душевного

благополучия школьников становится все меньше. Коэффициент здоровья в

России

составляет

0,2

%.

Это

означает,

что

из

10

человек

только

двое

з д о р о в ы .

П о э т о м у проблема

здоровьесбережения

учащихся

в

образовательных учреждениях

красной нитью проходит в национальном

проекте «Образование», президентской инициативе «Наша новая школа»,

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

второго

поколения.

Главной

задачей

воспитания

в

школе

является

формирование

всесторонне гармонично развитой личности ребёнка. Можно ли без здоровья

сформировать личность, здоровую нравственно, психически и физически?

Конечно же, нет. Решение этой проблемы – первостепенная задача школы.

Необходимо, чтобы в образовательном учреждении велась систематическая,

совместная с родителями, психологами, медиками

работа по повышению

уровня

здоровья

школьников.

Школа

обязана

сформировать

у

ребенка

потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни.

Особенно актуальна эта проблема в начальной школе. Это связано с

кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением

им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников

приходит

в

школу

с

врожденными

или

приобретенными

заболеваниями.

Основная

задача

учителя

-

дать

детям

необходимые

рекомендации

по

сохранению здоровья, научить ими пользоваться, ибо

от жизнерадостности,

бодрости

детей

зависит

их

духовная

жизнь,

мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В работе по данному направлению определены основные задачи:

1. Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

2. Формирование у обучающихся потребности в здоровье и сознательном

отношении к нему.

3. Оздоровление детей, профилактика заболеваний.

4.Формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков

физического и нравственного самосовершенствования.

5. Применение полученные знания в повседневной жизни.

Р е а л и з у я

п о с т а в л е н н ы е

з а д а ч и ,

р у к о в о д с т в у е м с я

следующими функциями:

учебно-просветительская

-

расширение

кругозора,

формирование

оздоровительно-гигиенических знаний;

научная - расширение знаний об организме человека, его возможностях

и резервах, о воздействии окружающей среды на организм ребенка;

воспитательная

-

формирование

личности

ребёнка

как

носителя

здоровой культуры;

социальная

-

социализация

школьников

в

современной

среде,

взаимодействие с социумом.

Направления работы по формированию здорового образа жизни:

1.

Создание положительного эмоционального настроя.

Хорошее настроение – залог здоровья. А начать это можно с обыкновенной

улыбки. Учитель, вошедший в класс с улыбкой располагает к себе детей,

вызывает ответные положительные эмоции. Особенно это важно в начальных

классах,

ведь

маленькие

дети

особенно

чувствительны,

их

психика

неустойчива,

они

более

ранимы.

Проведение пятиминуток

«хорошего

настроения»

в

сочетании

с

интересными

физическими

упражнениями,

зарядкой настроят детей на позитив. Таким образом, идёт подготовка детей

эмоционально и физически.

2.

Физкультминутки и подвижные упражнения в течение урока.

Неотъемлемой

частью

уроков

должны

быть

физкультминутки,

в

ходе

которых

обучающиеся

выполняют

различные

упражнения,

снимающие

у т о м л е н и е и

п о в ы ш а ю щ и е

у м с т в е н н у ю работоспособность.

Физкультминутки

должны быть легко запоминающимися, интересными.

Этот вид физических упражнений особенно важен для учащихся 1-2 классов,

так как процесс привыкания к условиям учебы у этих детей является очень

напряженным. Но не менее важны они и в последующих классах, когда

увеличивается умственная нагрузка.

3.

Пальчиковая гимнастика.

Работы В.М.Бехтерева доказали, что пальцы наделены большим количеством

рецепторов, массируя которые можно привести в гармоничные отношения

тело и разум, воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними

связанные. В этом отношении хорош массаж пальцев перед письмом. Для

этого применяются упражнения: «Скалка» (покатать ручку между ладонями,

покатать

ручку

между

большим

и

указательным

пальцем),

«Игра

на

клавишах» (постукивание по очереди определёнными пальцами обеих рук о

парту), «Мороз» (потирание ладошек).

4.

Упражнения для укрепления и тренировки зрения.

Определить

отклонения

в

зрительных

функциях

может

педагог,

если

замечает, что ученик при письме или чтении низко наклоняет голову над

книгой (тетрадью), наклоняет голову в какую-нибудь сторону, периодически

смотрит одним глазом, часто трет глаза, быстро устает при чтении, плохо

видит

написанное

на

доске. Во

время

урока

необходимо

использовать

гимнастику для глаз:

1. Крепко закрыть глаза на 3-5 с, затем открыть на 3-5 с (8 раз).

2. Быстро поморгать глазами (10-15 с).

3. Посмотреть вправо, влево, наверх, вниз (8 раз).

4. Круговые движения глазами по 6-8 раз в каждую сторону.

5. Движения глазами по восьмерке.

6. Закрыть глаза и массировать веки в течение минуты легкими круговыми

движениями.

Упражнения

укрепляют

мышцы

глаз,

улучшают

кровообращение,

являются профилактикой близорукости.

Формирование культуры здоровья и основ здорового образа жизни у

детей

младшего

школьного

возраста

осуществляется

в

системе

оздоровительных мероприятий на уроках, классных часах и внеклассных

мероприятиях.

Систематическая

целенаправленная работа

по

формированию

здорового образа жизни у учащихся должна продолжаться на протяжении

всего обучения в школе.

Библиографический список:

1.Базарный, В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям! / В. Ф. Базарный

«Советская Россия», 2007 г.

2.Вавилова Е.Н.Укрепление здоровья детей. – М.: Просвещение,1986.

3.Дик

Н.Ф.Как

сохранить

и

укрепить

здоровье

младших

школьников:

здоровьесберегающие

технологии

обучения

и

воспитания

в

начальных

классах. – Феникс,2009.

4.Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология – М.-

Центр «Март», 2005.

5.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 –4

классы. М.: «ВАКО», 2010.

6.Матвеева

А.М.Здоровый

образ

жизни.

М.:

Издательский

центр

«Академия», 2008.

7.Интернет ресурсы.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!