Автор: Банных Елена Тихоновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ивнянская средняя общеобразовательная школа №1"
Населённый пункт: Белгородская область, Ивнянский район, п. Ивня
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ
У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Банных Е.Т., учитель начальных классов,
Белгородская область, Ивнянский район, п.Ивня
Аннотация
Статья
посвящена
актуальной
проблеме
–
формированию,
развитию
и
сохранению здоровья младших школьников. В работе названы цели, задачи,
функции, направления работы по формированию здорового образа жизни у
учащихся начальных классов, приведены примеры упражнений.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, залог здоровья,
оздоровление детей, профилактика заболеваний.
« Здоровье — это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто».
Сохранение и развитие здоровья в настоящее время стало одной из
важнейших
проблем.
Здоровье
–
это
состояние
полного
физического,
душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических недостатков.
Несомненно, наличие здоровья у ребенка - это важнейшее условие
успешного
усвоения
школьных
программ
по
общеобразовательным
предметам.
К
сожалению,
в
последние
годы
уровень
здоровья
детей
снижается.
Исследования
показали,
что
уровень
физического,
душевного
благополучия школьников становится все меньше. Коэффициент здоровья в
России
составляет
0,2
%.
Это
означает,
что
из
10
человек
только
двое
з д о р о в ы .
П о э т о м у проблема
здоровьесбережения
учащихся
в
образовательных учреждениях
красной нитью проходит в национальном
проекте «Образование», президентской инициативе «Наша новая школа»,
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
второго
поколения.
Главной
задачей
воспитания
в
школе
является
формирование
всесторонне гармонично развитой личности ребёнка. Можно ли без здоровья
сформировать личность, здоровую нравственно, психически и физически?
Конечно же, нет. Решение этой проблемы – первостепенная задача школы.
Необходимо, чтобы в образовательном учреждении велась систематическая,
совместная с родителями, психологами, медиками
работа по повышению
уровня
здоровья
школьников.
Школа
обязана
сформировать
у
ребенка
потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
Особенно актуальна эта проблема в начальной школе. Это связано с
кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением
им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников
приходит
в
школу
с
врожденными
или
приобретенными
заболеваниями.
Основная
задача
учителя
-
дать
детям
необходимые
рекомендации
по
сохранению здоровья, научить ими пользоваться, ибо
от жизнерадостности,
бодрости
детей
зависит
их
духовная
жизнь,
мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В работе по данному направлению определены основные задачи:
1. Формирование системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
2. Формирование у обучающихся потребности в здоровье и сознательном
отношении к нему.
3. Оздоровление детей, профилактика заболеваний.
4.Формирование нравственной культуры, самопознания, умений и навыков
физического и нравственного самосовершенствования.
5. Применение полученные знания в повседневной жизни.
Р е а л и з у я
п о с т а в л е н н ы е
з а д а ч и ,
р у к о в о д с т в у е м с я
следующими функциями:
учебно-просветительская
-
расширение
кругозора,
формирование
оздоровительно-гигиенических знаний;
научная - расширение знаний об организме человека, его возможностях
и резервах, о воздействии окружающей среды на организм ребенка;
воспитательная
-
формирование
личности
ребёнка
как
носителя
здоровой культуры;
социальная
-
социализация
школьников
в
современной
среде,
взаимодействие с социумом.
Направления работы по формированию здорового образа жизни:
1.
Создание положительного эмоционального настроя.
Хорошее настроение – залог здоровья. А начать это можно с обыкновенной
улыбки. Учитель, вошедший в класс с улыбкой располагает к себе детей,
вызывает ответные положительные эмоции. Особенно это важно в начальных
классах,
ведь
маленькие
дети
особенно
чувствительны,
их
психика
неустойчива,
они
более
ранимы.
Проведение пятиминуток
«хорошего
настроения»
в
сочетании
с
интересными
физическими
упражнениями,
зарядкой настроят детей на позитив. Таким образом, идёт подготовка детей
эмоционально и физически.
2.
Физкультминутки и подвижные упражнения в течение урока.
Неотъемлемой
частью
уроков
должны
быть
физкультминутки,
в
ходе
которых
обучающиеся
выполняют
различные
упражнения,
снимающие
у т о м л е н и е и
п о в ы ш а ю щ и е
у м с т в е н н у ю работоспособность.
Физкультминутки
должны быть легко запоминающимися, интересными.
Этот вид физических упражнений особенно важен для учащихся 1-2 классов,
так как процесс привыкания к условиям учебы у этих детей является очень
напряженным. Но не менее важны они и в последующих классах, когда
увеличивается умственная нагрузка.
3.
Пальчиковая гимнастика.
Работы В.М.Бехтерева доказали, что пальцы наделены большим количеством
рецепторов, массируя которые можно привести в гармоничные отношения
тело и разум, воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними
связанные. В этом отношении хорош массаж пальцев перед письмом. Для
этого применяются упражнения: «Скалка» (покатать ручку между ладонями,
покатать
ручку
между
большим
и
указательным
пальцем),
«Игра
на
клавишах» (постукивание по очереди определёнными пальцами обеих рук о
парту), «Мороз» (потирание ладошек).
4.
Упражнения для укрепления и тренировки зрения.
Определить
отклонения
в
зрительных
функциях
может
педагог,
если
замечает, что ученик при письме или чтении низко наклоняет голову над
книгой (тетрадью), наклоняет голову в какую-нибудь сторону, периодически
смотрит одним глазом, часто трет глаза, быстро устает при чтении, плохо
видит
написанное
на
доске. Во
время
урока
необходимо
использовать
гимнастику для глаз:
1. Крепко закрыть глаза на 3-5 с, затем открыть на 3-5 с (8 раз).
2. Быстро поморгать глазами (10-15 с).
3. Посмотреть вправо, влево, наверх, вниз (8 раз).
4. Круговые движения глазами по 6-8 раз в каждую сторону.
5. Движения глазами по восьмерке.
6. Закрыть глаза и массировать веки в течение минуты легкими круговыми
движениями.
Упражнения
укрепляют
мышцы
глаз,
улучшают
кровообращение,
являются профилактикой близорукости.
Формирование культуры здоровья и основ здорового образа жизни у
детей
младшего
школьного
возраста
осуществляется
в
системе
оздоровительных мероприятий на уроках, классных часах и внеклассных
мероприятиях.
Систематическая
целенаправленная работа
по
формированию
здорового образа жизни у учащихся должна продолжаться на протяжении
всего обучения в школе.
Библиографический список:
1.Базарный, В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям! / В. Ф. Базарный
«Советская Россия», 2007 г.
2.Вавилова Е.Н.Укрепление здоровья детей. – М.: Просвещение,1986.
3.Дик
Н.Ф.Как
сохранить
и
укрепить
здоровье
младших
школьников:
здоровьесберегающие
технологии
обучения
и
воспитания
в
начальных
классах. – Феникс,2009.
4.Дыхан Л.Б., Кукушкин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология – М.-
Центр «Март», 2005.
5.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 –4
классы. М.: «ВАКО», 2010.
6.Матвеева
А.М.Здоровый
образ
жизни.
–
М.:
Издательский
центр
«Академия», 2008.
7.Интернет ресурсы.