Напоминание

Техники театрального грима в арт–терапии. Гримотерапия. Лицо.


Автор: Александрова Елена Вячеславовна
Должность: психолог
Учебное заведение: ГБУ ТЦСО "Зеленоградский, филиал "Солнечный"
Населённый пункт: г. Москва, г. Зеленоград
Наименование материала: статья
Тема: Техники театрального грима в арт–терапии. Гримотерапия. Лицо.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Техники театрального грима в арт-терапии. Гримотерапия. Лицо.

Александрова Елена Вячеславовна, психолог,

ГБУ ТЦСО «Зеленоградский», филиал «Солнечный»

Каждый день, сами того не замечая, мы надеваем множество масок, – чтобы

почувствовать себя более защищёнными, а иногда – чтобы «пустить пыль в глаза»

окружающим. В психотерапии перевоплощения используются с другой целью –

научить человека быть самим собой в любых обстоятельствах. Маски делают нас

смелее и помогают претворять в жизнь даже самые неожиданные идеи. Всё, что

сложно

или

неудобно

выразить

словами,

можно

показать

посредством

грима.

Именно

эту

особенность

сценического

искусства

взяла

на

вооружение

гримотерапия.

Гримотерапия

одно

из

направлений

арт-терапии,

которое

является

прекрасным способом организации внутреннего диалога между сознательным и

бессознательным

человека.

Как

актёр

или

актриса

могут

стать

заложниками

придуманного себе образа, которому должны соответствовать всегда и везде, иначе,

по

их

мнению,

их

не

воспримет

публика,

так

и

обычные

люди

могут

стать

заложниками своих «образов», масок. Но настоящие мы не всегда таковы, какими

нас воспринимают окружающие.

Гримирование

люди

использовали

еще

в

давние

времена.

Во

время

празднеств, обрядов, в различных племенах, было принято раскрашивать лица и

тела. В сегодняшнем мире мы можем наблюдать подобное во время карнавальных

шествий, вечеринок бодиарт и других мероприятий. Актеры в театре, гримируясь

перед спектаклем, осуществляют вхождение в образ (смена маски).

В терапевтических целях, грим

в виде лечебного, в начале макияжного,

впервые

начал

использоваться

в

Институте

Маскотерапии

в

1987

г.,

как

вспомогательная техника, в дополнение к скульптурному портретированию. В том

же году выделился в самостоятельное направление работы.

В настоящее время работа с гримом используется довольно широко, например,

при неврозах, депрессиях, тревожных состояниях, фобиях, панических атаках, а

также как весьма увлекательная техника раскрепощения или, скажем, освоения

невербальных способов общения.

Гримотерапия даёт клиенту богатый опыт развития навыка доверия к себе,

погружает клиента в состояние творца, ответственно выполняющего свою работу.

При работе в группе, а особенно, в паре необходим высокий уровень доверия

между людьми. Грим воздействует на глубинные процессы и даёт длительный

эффект.

В терапевтическом гримировании нет запретов и ограничений, более того,

желаемое можно с лёгкостью выдавать за действительное. Ведь маски делают нас

смелее

и

помогают

претворять

в

жизнь

даже

самые

нелепые

идеи.

Парное

гримирование позволяет тактично сообщить партнеру, насколько хорошо мы знаем

его или не знаем.

Но, чаще работа в парах по нанесению грима имеет почти магический эффект

– почти в ста процентах случаев один участник наносит другому на лицо те маски,

которые тот, кому рисуют предпочел бы скрыть или они являются его внутренними

глубоко переживаемыми состояниями, желательными или нежелательными. Либо

маски

высвечивают

те

черты

характера,

личности

которые

хорошо

видны

окружающим,

но

самому

человеку

-

нет,

или

это

внутренние

качества

или

состояния, которые он хорошо знает про себя, но они становятся открытием про

него для окружающих.

Психологи подчеркивают, что цель терапевтического гримирования – вовсе не

искусный рисунок, а идентичность с самим собой, другими словами, – полный

отказ от масок.

Татьяна Колошина – одна из первых российских арт-терапевтов, работающая,

в том числе, и с гримом, исходя из своего опыта, говорит: «Использование грима –

это настоящая находка для практикующих психологов. Во-первых, метод позволяет

в короткие сроки красиво и эстетично «вытащить» проблему, сделать предельно

наглядной и понятной. Во-вторых, техника эта очень гибкая: клиент осознаёт своё

поведение, ошибки и сразу же, без тяжелого «переваривания» имеет возможность с

ними работать. И ещё один плюс, по моему опыту, заключается в том, что в

большинстве

случаев

явное

недовольство

собой

в

гриме

оборачивается

для

человека

не

поводом

для

расстройства,

а

мощным

стимулом

к

дальнейшему

личностному росту. Вот это я называю силой искусства».

Как же происходит терапевтическая работа с использованием театрального

грима?

Для

гримирования

лица

используется

театральный

грим

и

белила,

декоративная косметика, для тела – грим, гуашь, акварель, декоративная косметика.

Наносится

грим

ватными

палочками,

кистями,

спонжем,

пальцами

на

предварительно

нанесенную

на

лицо

защитную

основу

или

крем.

Снимается

сухими салфетками, средствами для снятия макияжа.

Возможных

заданий

для

работы

в

группе

множество,

вот

пример

лишь

некоторых из них:

- Я сам рисую себя, как вижу (желательный образ для других – моя социальная

маска).

- Разделить лицо чертой пополам и гримировать (я себя такого знаю и не

знаю, люблю и не люблю, показываю и не показываю другим и т. п.).

- «Моя любимая маска».

- Парное рисование: партнёр рисует меня по моему задуманному образу

(предостережение: ожидание может не оправдаться, что приведёт к недовольству).

- Взаимное парное гримирование («Я и другой, я тебя таким вижу, хочу

видеть, не хочу видеть» и т. п.).

- «Маска страха».

- Ресурсный грим (по любому запросу).

- Гримирование (себе или другому человеку) напряжённых и расслабленных

зон на лице.

- Фантазийное гримирование (себя или другого участника).

- «Тень».

- «Сражение» (участвуют конфликтные субличности одновременно).

Структура занятия может быть разной.

Этапы условны, их количество может варьироваться в зависимости от цели,

темы, темпа работы участников.

1. Настрой («разогрев»)

2. Индивидуальная изобразительная работа, либо работа в парах (разработка

темы). В зависимости от задания можно/запрещено разговаривать во время работы.

3. Коллективная работа (театрализация, ритуальная драматизация) или работа

в парах, малых группах. Этого этапа может и не быть.

4. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.

Практика показывает, что наиболее эффективная работа происходит после

настроя, ориентированного на погружение в себя, свое подсознание.

Сама же работа по нанесению грима лучше всего идет в полном молчании,

будь то индивидуальная или в парах. Молчание помогает обратить всю энергию,

обычно растрачиваемую на слова, на изображение. Также, оно способствует

образованию и углублению связи со своим внутренним интуитивным видением и с

партнером в паре. Важно и то, что работа в случае работы в паре проводится без

зеркал.

Во время процесса гримирования тренеру важно настроить участников на

процесс, создать доверительную творческую атмосферу, условия для углубления в

интуитивное

восприятие

процесса.

Озвучить

необходимость

осторожного

и

бережного

касания

партнера. После

совместного

обсуждения

важно

дать

участникам грамотную обратную связь, так как результат – маска на своем лице

всегда вызывает сильные эмоции, даже если участники наносят на свое лицо ее

сами. Это связано с последующим разглядыванием маски и внутренней работой,

которая начинает происходит после окончания процесса нанесения.

В

связи

с

этим

тренер

обязательно

должен

предоставить

участникам

возможность

выразить

свои

чувства

и

эмоции

относительно

опыта

работы

с

гримом

и

уметь

грамотно

направлять

этот

процесс,

чтобы

участники

либо

полностью освободились от своих эмоций, пережив их с помощью проговаривания

и обсуждения, и ушли освобожденные и обновленные с занятия.

В случае, если терапия затронула глубинные процессы участника, также дать

возможность освободиться от чувств и эмоций настоящего момента и вывести его в

устойчивое внутреннее состояние.

После

нанесения

маски

на

лицо

должен

последовать

важный

этап

рассматривание маски. На него важно выделить достаточно времени пространства,

- чтобы клиенту хватило времени на разглядывание себя и он мог отойти на нужное

ему расстояние и рассмотреть изображение под разными углами и при разной

освещенности. Во время этого процесса лучше не контактировать с другими и

наблюдать свои внутренние процессы.

Как правило, участникам занятий очень хочется знать смысл изображений,

нанесенных

на

их

лицо,

-

так

уж

устроена

человеческая

природа,

извечное

стремление

к

определению.

И

все

же,

на

этапе

обсуждения

группой

следует

избегать оценочности изображений и четкой интерпретации того, что изображено

на лицах участников. Но можно и полезно задавать простые вопросы, учитывая

значение цветов и того, в какой зоне лица расположено изображение. Например, -

какие ощущения вызывает то или иное изображение в определенной зоне лица,

какие

ощущения,

чувства,

эмоции

вызывает

цвет,

которым

оно

выполнено.

Особенно

полезны

такие

вопросы

про

большие,

определяющие

детали

изображения,

либо

про

интересные,

притягивающие

внимание,

необычные,

несочетающиеся с остальным рисунком на лице, единичные изображения.

Вопросы обращают внимание клиента на то, что он сам, вполне вероятно, не

выделил свои вниманием, либо обратил на это внимание, но не понял своих чувств,

комплексов переживаний по этому поводу, а также усиливают внутреннюю работу,

связанную

с

изображением,

часто

помогая

разобраться

в

своих

чувствах

и

ощущениях на тему изображения. С разрешения клиента свои ощущения и чувства

по поводу его изображения могут высказывать и другие участники группы, если

работа групповая. При индивидуальной работе клиент – терапевт идет беседа

между ними.

После завершения обсуждения с согласия клиента делается фотография маски

с разных ракурсов, либо сам клиент делает несколько селфи фотографий. И, если

изъявляется желание, делаются фотографии в процессе снятия грима с лица, чтобы

запечатлеть фрагменты маски.

Фотографии

нужны

для

дальнейшей

работы

клиенту.

Разглядывание

фотографий поддерживает процесс внутренней работы клиента после посещения

занятий

еще

длительное

время,

пока

в

ней

не

отпадет

необходимость,

тогда

желание смотреть на изображения, как правило, пропадает.

Области лица:

Лоб – мыслительная деятельность

Нос – область физиологических потребностей (еда, питье, азартные игры и т.

п.)

Глаза – естественное состояние (веки, брови – для выделения глаз: гасить,

подчеркивать эмоции)

Подбородок – волевое начало (характер)

Уши – чувственное начало

Цвета:

Белый – нейтрализующий, фоновый, стирающий бытие

Красный – стимулирующий, жизнеутверждающий

Розовый – нежность, безусловная любовь, гармонизирующий

Желтый – цвет солнца, тепла, духовности, оранж- радость

Зеленый – спокойствие, жизненное пространство

Синий – холодный, мрачноватый, суровый, рассудочный

Голубой – спокойствие, размышления, строгость

Фиолетовый – равновесие, мистика, волшебство, иррациональность

Черный – нейтрализующий, гасит эмоции

Стоит уделить отдельное внимание изменениям, которые начинают

происходить с участниками занятий по гримотерапии уже после прохождения

тренинга, так как они множественны и часто уникальны.

Их разделяют на моментальный эффект, сразу после занятия и на изменения,

которые начинают происходить через некоторое время – отсроченные изменения.

Один из самых ярких моментальных эффектов гримотерапии – это

расслабление, и, как следствие - выход напряжения, ослабление и «растворение»

зажимов, как на уровне психики, так и мышечных, выход подавленных эмоций,

чувств, и сложных комплексов переживаний.

Как следствие, т.е. отсроченные изменения - улучшается самочувствие, сон,

уходят боли различного происхождения.

С помощью этого метода работы можно прожить свои внутренние состояния

и освободится от них, а это то, в чем регулярно нуждается подавляющее

большинство людей.

Также подобные занятия, как правило, вызывают мощный всплеск творчества,

рождение идей, подходов к решению задач и проблем, которые ранее казались

неразрешимыми.

Уникальность же метода в том, что в ста процентах случаев через некоторое

время после прохождения гримотерапии в жизни человека корректируется,

появляется или исчезает то специфическое, что нужно только ему.

Неоспоримым преимуществом этого метода является то, что не нужно

говорить – рассказывать кому то о своих внутренних переживаниях, проблемах,

как на консультации или в любой другой групповой вербальной психологической

работе. Здесь требуется минимум слов, потому что основной инструмент работы

не слово, а рисунок. Все происходит на интуитивном бессознательном уровне. И

это расширяет аудиторию желающих поработать над собой и дошедших до

психотерапевта людей во много раз.

Метод может применяться как через единичное занятие, так и через отдельный

тренинг, включающий в себя цикл занятий.

Также, метод может быть частью тренинга, сочетающего разные техники арт-

терапевтической работы, каждой из которых посвящено отдельное занятие

тренинга.

Например:

1занятие: разные техники рисования ( выбираются в зависимости от темы

тренинга)

2 занятие: коллаж на заданную тему

3 занятие: Грим. Лицо.

Сочетание разных техник арт- терапевтической работы в тренинге оказывает

наиболее глубокий продолжительный эффект на участников. Это объясняется

влиянием творческих составляющих разной глубины на сознание и подсознание

человека в течение продолжительного периода. Соответственно, и эффект,

моментальный и отсроченный будет глубже и вариативнее.

Литература:

1.Колошина Т. Ю., Трусь А. А. К61 Арт-терапевтические техники в тренинге:

характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. — СПб.:

Речь, 2010. — 189 с. ISBN 978-5-9268-0831-6

2. Кравченко С.А., Маскотерапия. В поисках лица. – М.: Издательские решения,

2018. – 98 с. ISBN: 9785448569111

3. Копытин А.И, Арт – терапия женских проблем. – М.: Когито-Центр, 2014.-

270 с. ISBN 978-5-89353-327-9

4. Холлис Дж., Перевал в середине пути. Кризис среднего возраста.

Аналитическая психология: Пер. с англ. – М.: ИНФРА – М, 2002, - 141 с.

5. Копытин А.И., Современная клиническая арт-терапия: Учебное пособие. . –

М.: Когито-Центр, 2015. – 526с. ISBN 978-5-89353-437-5



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!