Автор: Сизова Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Верхннесейская НОШфилиал МБОУ "Большесейская СОШ"
Населённый пункт: Республика Хакасия, Таштыпский район, д.Верхняя Сея
Наименование материала: Статья
Тема: Группова работа в начальных классах
Раздел: начальное образование
Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс
усвоения учебного материала
Задачи групповой работы на уроке
1.
Активная познавательная деятельность
2.
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
3.
Развитие умений успешного обучения
4.
Совершенствование межличностных отношений в классе
Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них
повышается интерес к этим упражнениям. Начинать групповую подготовку целесообразно
с первого класса.
Способов разделения существует множество:
По желанию
Случайным образом
По определенному признаку
По выбору «лидера».
По выбору педагога.
Динамическая пара – это группа из четырёх человек, работающих попарно. Сначала
работают дети, сидящие за одной партой (первая пара), затем разворачиваются к соседям,
сидящим за следующей партой в ряду, и образуют новые пары (вторая пара). После
завершения работы в парах необходимо обсуждение в группе результатов работы,
подготовка к представлению результатов для общеклассного обсуждения.
Выводы.
Групповая работа проводимая на уроке позволяет:
1.Педагогу индивидуально подходить к процессу закрепления знаний.
2.Увеличить речевую активность учащихся на уроке.
3.Сделать знания ученика более осознанными.
4.Обогатить социальный опыт детей при взаимодействии внутри группы.
Необходимо помнить учителю начальных классов:
1.Сочетать фронтальную работу с работой в паре и группе.
2.Индивидуальный подход в обучении на каждом уроке.
Виды заданий для групповой работы
Эпиграф
«Расскажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
вовлеки меня – и я научусь».
(Китайская пословица)
Оборудование: раздаточный материал по теме урока; сигнальные карточки.
�
этап (анализ исходного материала; формирование понятия дефицит).
Ученики работают в группах по 5-7 человек. На столах у каждой группы лежит
раздаточный материал. Учитель вместе с учениками формулирует учебную задачу.
Учащиеся определяют, что для решения поставленной задачи не хватает определённых
элементов; выясняют, что недостаток, нехватка чего-либо характеризуется понятием
дефицит. Но вместе с тем исходный материал содержит лишние элементы (излишки).
�
этап (проблематизация; проектирование конкретной деятельности; формирование
понятия бартер).
Работая в группах, ученики ищут ответы на следующие вопросы:
- Где можно достать дефицит?
- Как избавиться от ненужных элементов?
В ходе обсуждения, которое проходит сначала внутри группы, а затем между группами,
ученики приходят к выводу о необходимости обмена между группами. Учитель сообщает,
что безденежный обмен характеризуется понятием бартер.
�
этап Практическая деятельность – бартер).
Участники 1-й группы отправляются ко 2-й, 3-й и 4-й, предлагая обменять ненужные
элементы своего исходного множества на дефицитные элементы на выгодных условиях.
�
этап (предъявление продукта деятельности; рефлексия).
Все группы докладывают о результатах «бартерной сделки», обсуждают способ
деятельности, выясняют выгодные условия для бартера, делают выводы об успешности
(необходимости) бартера в конкретных ситуациях.
Игра «Бартер»
(Игра разработана для урока русского языка в 4 классе по теме «Словообразование»)
Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем
стоит задача научить детей сотрудничеству
1. пере-, за-, вы-, по-
пере
перевозчик
Корни: -воз-, -снеж-, -держ-,
-гранич-
снеж
заснеженный
Суффиксы:
-чик-, -енн-, -к-, -н-
н
пограничная
Окончания: ,
-ый, -а, -ая
а
выдержка
Эстафета.
1)
Учащиеся (6 команд) получают карточки со словами. По сигналу учителя 1-й
ученик вставляет пропущенную букву в одном слове, выделяет в нем
корень,пишет рядом проверочное слово, после чего передает карточку
сидящему за ним.
Гр-за р-ды м-сты ч-сы т-гренок п-ля
М-ста в-рить кр-чать ст-лбы кр-ты д-жди
Сл-ны т-шина б-жать ст-на тр-ва в-лна
Cл-ва д-ла д-ревья з-ма зв-рек п-ро
2)
Учащиеся (6 команд) получают карточки со словами. По сигналу учителя 1-й
ученик вставляет пропущенную букву в одном слове, после чего передает
карточку сидящему за ним.
__втобус, б__реза, вет__р, в__р__бей, л__пата, п__нал, т__традь, уч__ник
Работа с текстом
Настала весна. Звенит под окном капель. Зажурчали ручьи. На пригорках зазеленела
травка. У реки шелестят сухие камыши. Ваня и Сережа спустились на берег. Зимой они тут
играли в хоккей. А сейчас утка вывела на воду своих пушистых малышей.
1. Правильно составьте текст. Определить порядок предложений.
2. Озаглавить
3.Определить тип записанного текста. (текст-повествование)
Выпиши предложение 6. Подчеркните главные члены предложения.
Шарады
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
Корнем – с дорогой роднится,
В сборе приставка таится.
Суффикс как в слове дневник.
Целым же – в космос проник.
Мой корень – родственник сраженью,
Приставка – в слове заявленье.
В наборщике есть суффикс мой.
А весь – тружусь я под землей.
Групповая работа
Каждый работает по карточке, меняются с рядом сидящим, выполняют, разворачиваются к
следующей парте, меняются карточками работают, меняютс карточками с рядом сидящим
СМЕЛЫЙ ПОБЕЖДАЕТ, А ТРУС…
ЧЕЛОВЕК ОТ ЛЕНИ БОЛЕЕТ, А ОТ ТРУДА …
ЛЕНТЯЙ ЕСТ – ГРЕЕТСЯ, А РАБОТАЕТ - …
ЛЕГКО ДРУГА ПОТЕРЯТЬ, НО ТРУДНО …
ДЕКАБРЬ ГОД КОНЧАЕТ, А ЗИМУ … (начинает)
(найти)
ПО ОДЕЖКЕ ВСТРЕЧАЮТ, А ПО УМУ … (провожают)
ЛАСТОЧКА ДЕНЬ НАЧИНАЕТ, А СОЛОВЕЙ …(кончает)