Напоминание

Проблемный анализ деятельности методического объединения учителей начальной школы


Автор: Колосова Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 31" города Вологды
Населённый пункт: Вологда
Наименование материала: статья
Тема: Проблемный анализ деятельности методического объединения учителей начальной школы
Раздел: начальное образование





Назад




Анализ деятельности

методического объединения учителей начальных классов

за 2017 - 2018 учебный год

В 2017-2018 учебном году деятельность методического объединения

учителей начальных классов была направлена на реализацию ФГОС второго

поколения. Методическая работа строилась в рамках единой общешкольной

темы:

«Совершенствование профессиональных компетенций педагога в условиях

реализации ФГОС НОО».

Цель:

совершенствование профессиональных компетенций и педагогического

мастерства в сфере формирования универсальных учебных действий в

рамках ФГОС НОО путём внедрения в учебно-воспитательный процесс

современных образовательных технологий.

Задачи:

1.Внедрение в практику работы всех учителей МО современных

образовательных технологий, в том числе и ИКТ, направленных на

формирование компетентностей обучающихся, творческих способностей,

УУД.

2.Осуществление преемственности при переходе от начального к общему

образованию на уровне:

- целей и задач;

- содержания образования;

- организационных форм;

- планируемых результатов.

3.Активизация познавательной, научно – исследовательской деятельности

учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели и

др.).

4.Знакомство педагогических работников с достижениями современной

педагогической науки и практики, инновационными педагогическими

технологиями и методиками как средствами достижения высокого

качества образования учащихся начальной школы; знакомство с

нормативно – правовыми документами .

5.Обзор методических возможностей педагога в использовании ресурсов

электронного образовательного портала в новом учебном году (вебинар на

сайте издательства «Академкника /Учебник»).

6.Развитие педагогического творчества учителей и их профессиональной

самореализации:

- анализ возможностей конкретных заданий учебника с точки зрения

формирования УУД;

- анализ уроков, разработанных коллегами с позиций требования ФГОС;

- проектирование собственного урока в контексте формирования УУД (или

основ духовно-нравственного развития) с использованием печатных

изданий и электронных ресурсов.

7. Использование ЭФУ, ЭОР, цифрового лабораторного оборудования .

8. Освоение профессионального стандарта педагога.

9. Использование ресурсов сетевых сообществ для самообразования,

современных информационных и коммуникационных технологий,

электронных информационно-методических ресурсов.

10.Организационно-методическое, информационное обеспечение введения

ФГОС ОВЗ.

11.Реализация комплексного индивидуально ориентированного

психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях

образовательного процесса всех детей с ограниченными возможностями

здоровья с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического

развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-

педагогической комиссии);

12.Создание специальных условий воспитания, обучения детей с

ограниченными возможностями здоровья.

13. Использование специальных образовательных программ,

разрабатываемых образовательной организацией совместно с другими

участниками образовательного процесса, специальных учебных и

дидактических пособий.

14. Развитие дистанционных форм воспитания и обучения детей с

ограниченными возможностями здоровья.

Ожидаемые результаты работы:

- рост качества знаний обучающихся;

-овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии

с новым ФГОС;

- создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся

ключевых компетентностей, УУД;

- преемственность в организации и содержании образовательного процесса в

начальной и основной школе;

- качественное улучшение образовательных результатов;

- оптимальная организация образовательной среды, соотнесенной

с возможностями ребенка с ОВЗ и реализации программы коррекционной

работы соответствующих образовательных программ;

- доступность и оптимальное качество образования обучающихся с

ограниченными возможностями и инвалидностью.

Для достижения цели и реализации поставленных задач были обозначены

основные

направления

деятельности

и

разработаны

мероприятия

с

указанием сроков их проведения.

Основные направления деятельности в рамках реализации плана:

1.

Организационно – методическое

2.

Образовательное

3.

Экспертное

4.

Аналитическое

5.

Информационное

1. По направлению «Организационно – методическая деятельность» было

проведено семь заседаний методического объединения. Педагоги участвовали

в подготовке и проведении заседаний, на которых уделялось внимание

проблемам реализации новых образовательных стандартов, в частности,

совершенствования урока с системно – деятельностным подходом, изучению

нормативно – правовой базы.

Темы заседаний МО в 2017 – 208 учебном году:

№п/п

Содержание

организационно-

методической деятельности

Сроки

Ответственные

Результат

1.

Заседание МО «Тема, цель, задачи

деятельности МО в условиях

реализации ФГОС НОО».

Планирование и организация

методической работы

учителей начальных классов

на 2017-2018 учебный год».

Презентация методиста по

начальному образованию

МБУ ДО ИМЦ г. Вологды

О.В. Чудовой «Итоговое

методическое объединение

22.05.2017»

Подготовка к ВПР 2 кл..

Последня

я

неделя

августа

Е.С.Колосова

Принятие плана

работы МО на 2017

– 2018 уч. г.г.

2.

Заседание МО по теме «Создание

оптимальных условий для

образовательной деятельности

в условиях введения ФГОС НОО

обучающихся с ОВЗ».

Нормативно-правовая основа.

Методические рекомендации

по образовательной деятельности

в условиях введения ФГОС НОО

ОВЗ».

2 неделя

октября

Е.С.Колосова

Е.С.Колосова

Организация

образовател

ьного

процесса с

учётом

нормативно-

правовой

базы и

методически

х

рекомендаци

й.

3

.

Практикумы по работе с цифровым

лабораторным оборудованием по

запросу учителей

В

течение

года

Е.С.Колосова,

Н.В. Вакулко

Корректировка

образовательного

процесса

4.

П р а к т и к у м ы

п о

р а б о т е

с

интерактивной доской (по запросу).

В

течение

года

Руководитель

МО,

Н.В. Вакулко

Корректировка

образовательного

процесса

5.

Заседание МО по теме «Обеспечение

условий для организации обучения детей с

ОВЗ и взаимодействия специалистов, их

сотрудничества с родителями (законными

представителями) обучающихся».

Результаты работы за

1 четверть.

Конец

октября

Руководитель

МО, педагоги

классов, в

которых есть

дети с ОВЗ

Материалы

стартовой

диагностики,

наблюдений.

Заполнение

индивидуальных

карт

сопровождения.

6.

Заседание МО по теме «Портфолио

как способ оценки личностных

результатов».

Презентация

Образовательная технология

1

неделя

ноября

Колосова Е.С.

Кузьминская Г.П.

Взаимный

просмотр

портфолио.

Справка по

анализу.

«Портфолио» (Ст. научный

сотрудник лаборатории РНОО,

к.ф.н. Игнатьева А.С.)

7.

Заседание МО

Результаты работы за

1 полугодие».

Подготовка к ВПР 4 кл.

Презентация.

Материалы семинара

«Эффективная подготовка к ВПР»,

городского МО.

2

неделя

января

Е.С. Колосова

Справки по

результатам

ВШК.

8.

Научно – практическая конференция

«Первые шаги в науку».

февраль

май

Е.С. Колосова

Выступления

обучающихся с

проектами

9.

Заседание МО по теме

«

Организация работы в группах для

решения учебных задач как одно из

необходимых умений педагога,

реализующего ООП НОО»

Результаты работы за

3 четверть.

Последня

я

неделя

марта

Т.Ю. Дубовская

Е.С. Колосова

Трансляция опыта

Открытый урок по

проблеме.

Справки по

результатам ВШК.

10.

Заседание МО по теме

«Итоги деятельности МО за 2017

–2018 учебный год».

Отчеты педагогов по реализации

планов по самообразованию.

Анализ результатов ВШК.

май

Кузьминская Г.П.,

Вакулко Н.В.,

Смирнова Н.В..

Е.С.Колосова

Трансляция опыта.

Аналитическая

справка.

Презентация

руководителя о

деятельности МО.

1.

По направлению «Образовательная деятельность проделана

следующая работа:

2.1 Самообразование в соответствии с выбранной темой:

ФИО

педагога

Тема

Результат работы

Колосова

Елена Сергеевна

«Создание оптимальных условий

для образовательной деятельности

в условиях введения ФГОС НОО

обучающихся с ОВЗ».

Выступления на заседаниях

методического объединения.

Рекомендации по организации

образовательного процесса.

Проведение предметной недели

литературного чтения

Смирнова Наталья

«Групповая работа как средство

Выступления на заседаниях

Владимировна

формирования УУД»

методического объединения.

Проведение предметной недели

русского языка.

Мазалева

Татьяна

Авенировна

«Роль краеведения в

формировании гражданской

идентичности обучающихся в

условиях реализации ФГОС НОО»

Проведение предметной недели

по экологии

Вакулко Надежда

Валентиновна

Развитие логического мышления

на уроках математики средствами

образовательной системы «ПНШ».

Проведение предметной недели

по математике

Кузьминская

Галина Павловна

«Эстетическое воспитание

младших школьников на уроках и

во внеурочной деятельности в

рамках реализации ФГОС НОО ».

Проведение предметной недели

литературного чтения

Дроздецкая Ольга

Юрьевна

Развитие самостоятельной

познавательной активности

обучающихся с ЗПР»

Открытый урок

Дубовская Татьяна

Юрьевна

«Организация работы в группах

для решения учебных задач как

одно из необходимых умений

педагога, реализующего ООП

НОО»

Выступление на городском МО

Смирнова

Лариса Юрьевна

«Духовно – нравственное развитие

через приобщение детей к

музыкальному творчеству с учётом

народных традиций и обычаев»

1 место во Всероссийском

конкурсе «Играй, свирель!»

Патокина Ирина

Сергеевна

«Экологическое воспитание

младших школьников в свете

требований ФГОС НОО»

Проведение предметной недели

по экологии

2.2 Принимали участие в работе семинаров, вебинаров,

образовательных курсов:

1.

Дубовская

Т.Ю.

Выступление на семинаре

ОУ № 5 «Достижение

планируемых результатов

предмета Математика на

уровне НОО» по теме

«Особенности УМК

«ПНШ», обеспечивающие

подготовку обучающихся к

ВПР».

19.10.2018

Корректировка

образовательного

процесса

2. Кузьминская

Г.П.

Дала согласие на

планирование её

выступления на семинаре,

была включена в список

выступающих в ИМЦ, но

выступать отказалась.

3. Смирнова

Н.В.

Базе АОУ ВО ДПО «ВИРО»

методический семинар

«Реализация концепции

развития математического

образования средствами

образовательной системы

«Перспективная начальная

школа».

15.11.2017

Корректировка

образовательного

процесса

4. Колосова Е.С.

На базе АОУ ВО ДПО

«ВИРО» методический

семинар «Реализация

концепции развития

математического

образования средствами

образовательной системы

«Перспективная начальная

школа».

15.11.2017

Корректировка

образовательного

процесса

5. Дроздецкая

О.Ю.

Курсы «ФГОС НОО ОВЗ»

09.10 –

13.10.2017

Корректировка

образовательного

процесса

6. Патокина И.С.

Семинары в «Школе

молодого учителя»:

«Организация и

планирование работы.

Ведение школьной

документации»;

«Целеполагание как

важнейший этап работы

учителя»;

«Формы организации

рефлексивной работы»

Корректировка

образовательного

процесса

7. Патокина И.С

Модульный

информационно-

методический семинар

«Контроль и оценка

14.11.2017

Корректировка

образовательного

процесса

достижений планируемых

результатов. Подготовка к

ВПР» (ОУ №5)

8. Дроздецкая

О.Ю

Модульный

информационно-

методический семинар

«Контроль и оценка

достижений планируемых

результатов. Подготовка к

ВПР» (ОУ №5)

14.11.2017

Корректировка

образовательного

процесса

9. Колосова Е.С.

Курсы «ФГОС НОО ОВЗ»

09.10 –

13.10.2017

Корректировка

образовательного

процесса

10

.

Смирнова

Н.В.

Общеобразовательные

курсы

16.10 –

20.10.2017

Корректировка

образовательного

процесса

11.Вакулко Н.В.

Общеобразовательные

курсы

13.11 –

17.11.2017

Корректировка

образовательного

процесса

12

.

Колосова Е.С.

Курсы «Управление

образовательной

организацией в условиях

реализации ФГОС» на сайте

издательства

«Академкнига/учебник»

30.10 –

12.11.2017

Корректировка

образовательного

процесса

13

.

Патокина И.С.

Семинар: «Образовательные

технологии деятельностного

типа и универсальные

учебные материалы как

инструмент реализации

ФГОС» (ОУ №9)

24.11.2017

Корректировка

образовательного

процесса

14

.

Вакулко Н.В.

Дала заявку на участие в

работе группы по

составлению заданий для

олимпиады, была

запланирована в ИМЦ, но

работать отказалась.

Корректировка

образовательного

процесса

15.

Колосова Е.С.

Вебинар «Диагностика

индивидуальных

достижений обучающихся 4

и 5 классов:

преемственность,

тенденции и перспективы

на основе результатов ВПР

в 4 кл. (2016 год) и 5 кл.

(2017 год) (ВИРО на базе

ОУ № 25).

24.11.2017

Корректировка

образовательного

процесса

16.

Дубовская

Герасимовские чтения

Корректировка

Т.Ю.

образовательного

процесса

17

.

Смирнова

Н.В.

Реализация современных

предметных концепций

средствами образовательной

системы ПНШ

23.01.2018

Корректировка

образовательного

процесса

18

.

Патокина И.С.

«Внедрение ИКТ в

образовательный процесс на

примере интерактивного

курса Учи.ру по школьным

предметам в начальной

школе» (На базе ВИРО)

26.04.2018

Корректировка

образовательного

процесса

3. В течение года проведена большая работа по направлению «Экспертная

деятельность»

Содержание экспертной

деятельности

Дата

Ответственны

е

Результат

1.

Результаты адаптационного периода

в первых классах

Октябрь

Е.С.Колосова

администрация

психолог

Аналитическая

справка

2.

Готовность обучающихся 4 класса к

переходу в основную школу.

Апрель

Е.С.Колосова ,

Никитенко Е.Ю.,

педагог – психолог

Одинцова Е.О.

Аналитическая

справка

3.

Качество работы педагогов с

тетрадями обучающихся

По

плану

ВШК

Е.С.Колосова

Аналитическая

справка

4.

Взаимная

экспертиза

рабочих

программ,

разработок

конспектов

уроков, внеурочных занятий.

В

течение

года

Е.С.Колосова

Аналитическая

справка

5.

Использование

компьютерного

и

цифрового оборудования на уроке и

во внеурочной деятельности.

По

плану

ВШК

Е.С.Колосова

Аналитическая

справка

6.

Качество

работы

педагогов

с

портфолио обучающихся.

май

Колосова Е.С.,

Смирнова Л.Ю.

Аналитическая

справка

7.

Преемственность при переходе

от начального к общему

образованию.

апрель -

май

Е.С.Колосова

Открытые уроки в

4 классе для

учителей среднего

звена

8.

Работа в жюри Городской

комплексной Олимпиады

«Начало»

05.05.2018

Дубовская Т.Ю.

2.

Работа по направлению «Аналитическая деятельность»

проводилась в течение года в соответствии с планом ВШК.

Руководитель МО Колосова Е.С. на заседаниях методического

объединения и, в отдельных случаях, индивидуально знакомила

с результатами, выводами и рекомендациями по итогам

проверок.

№п/п

Содержание

аналитической

деятельности

Сроки

Ответственные

Результат

1.

Анализ результатов

Всероссийской олимпиады

школьников (4 класс)

Е.С.Колосова

Аналитическая

справка

2.

Анализ результатов

контрольных работ за 1 и

полугодие

По плану

ВШК

Е.С.Колосова

Аналитическая

справка

3.

А н а л и з

р е з у л ь т а т о в

конт рольных

работ

за

2

полугодие

По плану

ВШК

Е.С.Колосова

Аналитическая

справка

4.

Анализ результатов ВПР

По плану

ИМЦ

Е.С.Колосова

Аналитическая

справка

6.

Анализ

олимпиадных

работ

обучающихся по УМК «ПНШ»

По плану

ИМЦ

Е.С.Колосова

Аналитическая

справка

7.

Анализ стартовой диагностики

По плану

ИМЦ

Е.С.Колосова

Аналитическая

справка

8.

Анализ посещённых уроков

По плану

ВШК

Е.С.Колосова

Аналитическая

справка

9.

Анализ деятельности ШМО за

год

По плану

МО

Е.С.Колосова

Аналитическая

справка

10.

Анализ результатов

предметных недель.

По плану

МО

Е.С.Колосова

Аналитическая

справка

11.

Анализ деятельности

педагогов по использованиию

ИКТ

По плану

ВШК

Е.С.Колосова

Аналитическая

справка

12.

Анализ итогов адаптационного

периода в 1 классах.

Е.С.Колосова

Аналитическая

справка

13.

Анализ Портфолио

обучающихся

Е.С.Колосова

Аналитическая

справка

14.

Анализ деятельности

педагогов по ведению

школьной документации -

классного журнала при

реализации ООП НОО

По

итогам

учебных

четверте

й и года

Е.С.Колосова

Аналитическая

справка

5. Содержание информационной деятельности

1.

Сообщение информации с

посещённых мероприятий:

заседаний городского

МО,

семинаров,

вебинаров,

курсов.

В

течение

года

Е.С.Колосова

Применение в

практике

2.

Знакомство с методическими

письмами, локальными актами,

материалами образовательных

сайтов, ИМЦ, ВИРО

В

течение

года

Е.С.Колосова

Корректировка

образовательного

процесса

3.

Обеспечение учителей материалами

с посещённых методических

мероприятий (в электронном виде

или на бумажных носителях

В

течение

года

Е.С.Колосова

П р и м е н е н и е

в

практике

4.

Использование в работе МО

презентаций с сайтов ВИРО, ИМЦ,

издательства «Академкнига

/Учебник», других официальных

сайтов.

Корректировка

образовательного

процесса.

Выводы:

В деятельности МО в течение 2017 – 2018 учебного года реализовывались

основные стратегические направления работы (организационно-методическое,

информационное, образовательное, аналитическое, экспертное)

Цели, задачи и формы методической

работы соответствуют основным положениям ФГОС НОО и проблемам,

возникающим в образовательном процессе при его реализации;

Существует преемственность в

методической работе ОУ и участников ШМО;

Осуществляется непрерывное

профессиональное развитие педагогических работников в различных формах.

Рекомендации по планированию работы МО на следующий период :

1.

Продолжить

целенаправленную

систематическую

деятельность

по

освоению и внедрению современных образовательных технологий;

2.

Продолжить работу по выявлению

«одарённых»

детей, способствовать

развитию их творческого потенциала.

3.

Повышать

уровень

профессиональной

подготовки

учителей

путём

самообразования, участия в семинарах, профессиональных конкурсах;

4.

Совершенствовать работу по обобщению педагогического опыта, обмену

опытом между коллегами;

5.

Приобщать педагогов к исследовательской деятельности и формированию

способности к рефлексивной оценке своих достижений;

6.

Обратить внимание

на

повышение

профессионального

мастерства

молодых специалистов;

7.

Активизировать участие обучающихся в Олимпиадном движении.

26.06.218 Руководитель МО _________ Е.С. Колосова



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!