Автор: Махова Надежда Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гремячевская школа №1
Населённый пункт: Нижегородская область, городской округ город Кулебаки, р.п.Гремячево
Наименование материала: статья
Тема: "Привитие учащимся интереса к учебным занятиям"
Раздел: начальное образование
Привитие учащимся интереса к учебным занятиям.
Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность,
отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт
учитель, создают благоприятные условия для развития у детей познавательных интересов.
Школьники единодушны во мнении: когда учиться интересно - учиться легко, учиться хочется.
Возбуждению интереса способствуют условия, обеспечивающие ребёнку успех в учебной работе,
ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т.е.
осознание смысла и результатов своих усилий. В этом плане многое зависит от учителя. После
беззаботного дошкольного детства ребёнок оказывается в большом, разнородном коллективе. Как
тут не растеряться? Как найти своё место? Как заявить о себе? Очень важна первая встреча
учителя с учениками. Это событие, как для детей, так и для учителя. С чего начать? Как
установить контакты? Как добиться взаимопонимания, душевных связей не только со всеми
вместе, но и с каждым ребёнком в отдельности? Что можно и нужно сделать, чтобы ребята с
большим желанием шли в школу? Как сформировать и направить их стремление к овладению
знаниями? Исходя из того, что любознательность и наблюдательность лежат в основе развития
интереса, учитель должен научить детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям
окружающей жизни, чтобы ребёнок не терял веры в свои силы, не чувствовал, что у него что-то не
получается. Ребята должны свободно размышлять вслух, не стесняться сомневаться, должны
отстаивать своё мнение, не боясь своих неправильных ответов. Ребёнок должен идти в школу без
страха перед «двойкой», учиться не потому, что его заставляют учиться. Учёба должна вызвать у
него радость познания, понимание того, что каждый урок чем-то его обогатит, откроет для него
что-то новое. Плохо, если ученик безразличен к оценкам, равнодушен к «двойкам» и «тройкам».
Но не лучше, когда хорошая оценка становится основной целью учёбы, главным в жизни ученика.
Ребёнок стремится утвердить себя среди других детей. Раньше, в детском саду и дома, это
достигалось в процессе игры. Теперь он стал школьником. Задача учителя - каждого ребёнка
научить учиться, т. е. каждый должен научить себя. Ребята должны думать, анализировать,
доказывать, спорить и быть уверены в том, что если они ошибутся, товарищи придут на помощь,
если и товарищам что-то не под силу, поможет учитель. Ведь внимание учителя и учеников
сосредоточено не на их ошибках и промахах, а на успехах, пусть маленьких, едва заметных. Перед
проверочными работами, учитель не должен предлагать конкретных домашних заданий. Он просто
говорит, что надо подумать, поразмышлять, потренироваться. И каждый ученик в этом случае сам
распределяет время: повторяет то, что кажется усвоенным хуже или почему- либо оказалось
упущенным. Родители не должны оставаться равнодушными свидетелями, безучастными к тому,
чем заняты их дети, а должны помогать им. Всё это потом скажется на конечном результате.
Конечно, уроки не должны быть стандартными, однотипными, повторяющими предыдущие.
Существенно и многообразие ситуаций, составляющих урок. Многообразие, но не бессвязный
набор бесчисленного количества упражнений. Выбирая формы ведения уроков, учитель должен
учитывать возможности в активизации мыслительной деятельности учащихся, в развитии
логического мышления, памяти, внимания, т. е. всего того, что стимулирует поиски, догадки,
озарения и радость открытия. Учитель должен преодолевать трудности и всегда работать
творчески, быть терпеливым, мудрым, тактичным, упорным, принципиальным, отдавая теплоту
материнского и учительского сердца детям. И тогда интерес к учебным занятиям не пропадёт у
ребят на протяжении всей школьной жизни.
Н. Н. Махова, учитель начальных классов.