Автор: Колесникова Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Гуманитарно–педагогический колледж ГГТУ
Населённый пункт: Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии как условие повышения мотивации обучающихся на уроках географии"
Раздел: среднее профессиональное
Статья «Здоровьесберегающие технологии как условие повышения
мотивации обучающихся на уроках географии»
На
современном
этапе
возникновения
и
развития
кризисных
явлений
в
обществе одним из условий повышения мотивации обучающихся к восприятию
преподаваемых
им
знаний
и
умений
безусловно
можно
назвать
нормальные
показатели
их
физического,
психического
и
эмоционального
здоровья,
без
которых невозможно эффективное усвоение, а в дальнейшем и применение в
профессиональной деятельности полученного багажа знаний.
Эти слова подтверждаются мудрым высказыванием Сократа: «Здоровье – не
все,
но
все
без
здоровья
–
ничто!»
В
соответствии
с уставом
Всемирной
организации
здравоохранения
«Здоровье
–
состояние
полного
физического,
духовного и социального благополучия».
Итак, здоровье обучающегося в норме, если:
Итак, здоровье обучающегося в норме, если:
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной
в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной
нагрузкой, он умеет преодолевать усталость;
нагрузкой, он умеет преодолевать усталость;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
в эмоциональном плане – учащийся уравновешен, способен удивляться
в эмоциональном плане – учащийся уравновешен, способен удивляться
и восхищаться;
и восхищаться;
в
интеллектуальном
плане
–
он
проявляет
хорошие
умственные
в
интеллектуальном
плане
–
он
проявляет
хорошие
умственные
способности,
наблюдательность,
воображение,
способен
к
способности,
наблюдательность,
воображение,
способен
к
самообучению;
самообучению;
в
нравственном
плане
–
он
признаёт
основные
общечеловеческие
в
нравственном
плане
–
он
признаёт
основные
общечеловеческие
ценности.
ценности.
По
данным
Института
возрастной
физиологии
Российской
Академии
Образования факторами
риска
по
убыванию
значимости
и
силы
влияния
на
здоровье учащихся можно назвать:
Стрессовую педагогическую тактику;
Несоответствие
методик
и
технологий
обучения
возрастным
и
функциональным возможностям обучающихся;
Несоблюдение
элементарных
физиологических
и
гигиенических
требований к организации учебного процесса;
Провалы в существующей системе физического воспитания;
Интенсификация учебного процесса;
Частичная
функциональная
неграмотность
педагогов
в
вопросах
охраны и укрепления здоровья;
Частичное
разрушение
служб
медицинского
контроля
в
рамках
образовательного учреждения;
Отсутствие
системной
работы
по
формированию
у
обучающихся
представлений о ценности здоровья и здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие
технологии
являются
одной
из
разновидностей
педагогических технологий. Их описанием и исследованием занимаются многие
ученые.
Так, «здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению
Н.К. Смирнова, – это все те психолого-педагогические технологии, программы,
методы, которые направлены на воспитание у культуры здоровья, личностных
качеств,
способствующих
его
сохранению
и
укреплению,
формирование
представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа
жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, – это:
условия обучения ребенка в образовательном учреждении (отсутствие
стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и
воспитания);
рациональная
организация
учебного
процесса
(в
соответствии
с
возрастными,
половыми,
индивидуальными
особенностями
и
гигиеническими требованиями);
соответствие
учебной
и
физической
нагрузки
возрастным
возможностям учащегося;
необходимый,
достаточный
и
рационально
организованный
двигательный режим.
Под
здоровьесберегающей
образовательной
технологией
О.В.
Петров
понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения,
укрепления
и
развития
духовного,
эмоционального,
интеллектуального,
личностного
и
физического
здоровья
всех
субъектов
образования
(учащихся,
педагогов и др.).
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения,
которые сформулировал Н. К. Смирнов:
«Не
навреди!»
–
все
применяемые
методы,
приемы,
используемые
средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не
наносящими вреда здоровью обучающегося и педагога;
Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к
случаю, а каждый день и на каждом уроке;
Соответствие
содержания
и
организации
обучения
возрастным
особенностям
обучающихся
–
объем
учебной
нагрузки,
сложность
материала должны соответствовать возрасту учащихся;
Комплексный,
междисциплинарный
подход
–
единство
в
действиях
педагогов, психологов и медицинских работников;
Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом
поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом
отмечают недостатки;
Активность – активное включение в
любой процесс снижает риск
переутомления;
Ответственность за свое здоровье – у каждого обучающегося надо
стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда
он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Перед
любым
преподавателем
неизбежно
встает
задача
качественного
обучения
предмету,
что
совершенно
невозможно
без
достаточного
уровня
мотивации
обучаемых.
В
решении
означенных
задач
и
могут
помочь
здоровьесберегающие технологии.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом
зависит
функциональное
состояние
обучающихся
в
процессе
учебной
деятельно сти,
возможно сть
длительно
поддерживать
умственную
работоспособность
на
высоком
уровне
и
предупреждать
преждевременное
наступление
утомления.
Существуют
правила
организации
урока
на
основе
принципов здоровьесбережения. Являясь преподавателем географии, хотела бы
остановиться
на
принципах
здоровьесбережения,
которых
придерживаюсь
в
процессе преподавания данной дисциплины.
Правило 1. Правильная организация урока географии
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном
уровне.
Во-вторых,
надо
помнить,
что
главная
цель
преподавателя
–
научить
обучающегося учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес,
мотивацию к познанию, обучению.
Каждый урок должен быть интересен. П.Я. Гальперин
пишет: «Известны
случаи,
когда
даже
маленькие
дети
в
условиях
обучения,
построенного
на
интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего
ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». Скучное обучение
приводит к утомлению за значительно более короткое время.
Преподаватель может добиться интереса к предмету разными способами:
например, за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо
сделать более
привлекательным, или за счет личностных качеств педагога, а
также взаимного интереса, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия на уроке географии
Особенности
восприятия
определяются
одним
из
важнейших
свойств
индивидуальности
–
функциональной
асимметрией
мозга:
распределением
психических
функций
между
полушариями.
Существуют
различные
типы
функциональной
организации
двух
полушарий
мозга
в
зависимости
от
того,
какое из них является доминирующим:
левополушарные
обучающиеся
–
для
них
характерен
словесно-
логический
стиль
познавательных
интересов,
склонность
к
абстрагированию и обобщению (для них нужны на уроке ясные и
четкие инструкции, неоднократное повторение, проверка выполнения
задания, тишина на уроке);
правополушарные обучающиеся – у данного типа развито конкретно-
образное мышление и воображение (для них нужны на уроке связь
информации с практикой, творческие задания, эмоции, эксперименты);
равнополушарные обучающиеся – у данного типа отсутствует ярко
выраженное доминирование одного из полушарий.
Знание
этих
характеристик
детей
позволит
педагогу
излагать
учебный
материал
на
доступном
для
всех
обучающихся
языке,
облегчая
процесс
его
запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности обучающихся
Экспериментально
доказано,
что
биоритмологиче ский
оптим ум
работоспособности
у
обучающихся
имеет
свои
пики
и
спады
как
в
течение
учебного
дня,
так
и
в
разные
дни
учебной
недели.
Так,
утомление
часто
возникает в следующие периоды:
начало учебного года и недели;
возникает ежедневно к 3-4-му урокам;
сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;
окончание четверти, учебного года, недели.
Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
При
организации
урока
выделяют
три
основных
этапа
с
точки
зрения
здоровьесбережения,
которые
характеризуются
своей
продолжительностью,
объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний обучающимися в течение урока такова:
5-25 минута – 80%
25-35 минута – 60-40%
35-40 минута – 10%
Практически
все
исследователи
сходятся
во
мнении,
что
у р о к ,
организованный
на
основе
принципов
здоровьесбережения,
не
должен
приводить
к
тому,
чтобы
учащиеся
заканчивали
обучение
с
сильными
и
выраженными формами утомления.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является психологический комфорт
обучаемых во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача
предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный
стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная
обстановка
на
уроке,
спокойная
беседа,
внимание
к
каждому высказыванию, позитивная реакция педагога на желание обучающегося
выразить
свою
точку
зрения,
тактичное
исправление
допущенных
ошибок,
поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или
небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым
может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого
обучающегося.
Обучающиеся
должны
входить
в
класс
не
со
страхом
получить
плохую
оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать
свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает
эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда обучающийся с чем-то не
справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения
помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических
барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
Следует
заметить,
что
в
обстановке
психологического
комфорта
и
эмоциональной приподнятости работоспособность и мотивация к обучению у
учебной группы заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более
качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Хочется всем нам пожелать:
заботиться о здоровье студентов;
заботиться о здоровье студентов;
создавать «здоровую» атмосферу на уроке;
создавать «здоровую» атмосферу на уроке;
включать физкультминутки и динамические паузы;
включать физкультминутки и динамические паузы;
следить
за
чистотой
воздуха
в
классе,
температурным
режимом,
следить
за
чистотой
воздуха
в
классе,
температурным
режимом,
освещенностью;
освещенностью;
приучать
приучать обучающихся
к здоровому образу жизни;
к здоровому образу жизни;
быть в этом для них ярким примером!
быть в этом для них ярким примером!
Берегите себя и своих подопечных!
Берегите себя и своих подопечных!