Автор: Бадмаева Оксана Петровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОКУ "Золотой ключик"
Населённый пункт: Республика Калмыкия, Целинный район, с.Троицкое
Наименование материала: НОД
Тема: " Волшебные звуки"
Раздел: дошкольное образование
НОД в старшей группе
на тему: «Волшебные звуки».
Цель: Закрепить знания у детей о гласных звуках и буквах.
Задачи образовательных областей:
«Познание»:
· Продолжать учить детей на слух определять количество звуков.
· Закрепить знания о пространственных отношениях (снизу – вверх, слева - направо).
· Совершенствовать счет в пределах 4.
«Коммуникация»:
· Закрепить знание детей о гласных звуках и их признаках с помощью упражнений
общей артикуляционной гимнастики.
· Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.
· Воспитывать умение правильно произносить звуки.
· Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.
· Формировать умение самостоятельно выделить заданный звук интонацией.
· Сформировать понятие – звук и буква.
«Социализация»:
· Способствовать установлению эмоционального контакта между педагогом и детьми.
· Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.
«Чтение художественной литературы»:
· Познакомить детей с одной из малых форм фольклора – чистоговоркой.
· Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности речи.
«Здоровье»:
· Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, через
динамические паузы на занятии.
«Музыка»: · Продолжать учить детей правильному речевому дыханию при пении
гласных звуков (делаем глубокий вдох и плавно на длинном выдохе пропеваем каждый
звук [а-а-а], [о-о-о], [у-у-у], [и-и-и], [ы-ы-ы], [э-э-э]).
Методические приемы:
1) Артикуляционная гимнастика (« Сказка про веселый язычок»).
2) Работа с предметными картинками (определение заданного звука, выделение его
интонацией).
3) Фонетическая зарядка (пение гласных звуков).
4) Работа с раздаточным материалом (поселим звуки в домик).
5) Фонетическое упражнение на выделение заданного звука в ударной позиции.
6) Работа с чистоговорками.
Предварительная работа: наблюдения и выделение звуков в повседневной жизни;
артикуляционная гимнастика со звуками ( [ а], [ о], [у ],[и], [ы], [э] ); дидактические игры
(«Скажи, как звучит слово?», «В кругу с мячом», «Найди звук» ).
Демонстрационный материал: Карточки – схемы с изображением положения языка (для
артикуляционной гимнастики.) Предметные картинки (лук, дом, рак, сыр, лист ); два
нарисованных домика без окон, красные кружки, буквы.
Раздаточный материал: листы с нарисованными домиками без окон, красные кружки.
Ход занятия.
Артикуляционная гимнастика.
Ребята, я хочу рассказать вам «Сказку про веселый язычок». Послушайте. Сидел язычок в
своем домике. Стало ему скучно и захотелось песни попеть. Открыл он широко домик и
запел: «а-а-а».
Показываю карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука
[а]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей) Хорошая песенка получилась.
Спою-ка я теперь другую, - сказал язычок. Он выдвинул губы вперед и запел: «о-о-о».
Показываю карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука
[о]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Потом язычок вытянул губы трубочкой и запел третью песенку: «у-у-у». Показываю
карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [у]. (Хоровые
и индивидуальные ответы детей).
Открыл широко рот и спел: «э-э-э». Показываю карточку - схему с изображением
положения языка при произношении звука [э]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).
Выдвинул нижнюю губу вперед и пропел «ы-ы-ы». Показываю карточку - схему с
изображением положения языка при произношении звука [ы]. (Хоровые и
индивидуальные ответы детей).
Наконец язычок улыбнулся и запел свою последнюю песенку: «и-и-и». Показываю
карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [и]. (Хоровые
и индивидуальные ответы детей).
Молодцы ребята, ваши язычки пели хорошо песенки.
- Ребята, какие звуки пел язычок?
- Язычок пел звук: [а]
- Язычок пел звук: [о]
- Язычок пел звук: [у]
- Язычок пел звук: [э].
- Язычок пел звук: [ы].
- Язычок пел звук: [и].
- Ребята, какие это звуки?
Это гласные звуки. Почему их называют гласными? Гласные звуки произносятся голосом
их можно петь.
Работа с предметными картинками на нахождение гласного звука.
Предлагаю детям посмотреть на картинку. Ответить, что на ней изображено, какой
гласный звук есть в этом слове. При произношении слова делаем ударение на гласный звук
(сы-ы-ыр, до-о-ом, ра-а-ак, лу-у-ук….).
Ответ полным предложением.
На картинке нарисован сыр. В слове « сыр » гласный звук [ы].
На картинке нарисован дом. В слове « дом » гласный звук [о].
- Молодцы! Умеете определять заданный звук и находить его в слове.
Посмотрите на доску. На ней находятся два домика. В этот домик мы поселим звуки – что
мы делаем со звуками? (Звуки мы произносим и слышим).
Работа с раздаточным материалом.
Построим каждому звуку по домику.
У меня есть дом, но в нем нет окон. Будем устанавливать окна. В домиках для звуков окна
будут круглые красные. Устанавливать будем снизу вверх, слева – направо. Посчитайте
сколько этажей в доме? (четыре) Начинаем с первого этажа. Я буду произносить звуки,
сколько звуков я произнесу, столько окон нужно будет установить на заданный этаж.
Первый этаж сделаем вместе.
АУ – сколько звуков я назвала? Два. Сколько окон на первом этаже? Два. Устанавливаем.
Следующий этаж. Слушайте и считайте.
И
Устанавливайте.
Третий этаж.
Э – Ы – А
Четвертый этаж:
О-А-Э-У
Выполняйте. Молодцы!
Фонетическая зарядка.
Наши звуки очень дружные и веселые. Представьте, что вы превратились в гласные звуки,
встаньте, возьмитесь за руки, споем веселую песенку звуков. Сделали глубокий вдох и
плавно на длинном выдохе пропеваем каждый звук. [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы] (Громко и
тихо).
А теперь в обратную сторону.[ Ы], [Э],[ И], [У]. [О]. [А].
Динамическая пауза.
Фонетическое упражнение на выделение заданного звука в ударной позиции.
Ребята, давайте поиграем с вами в игру, я буду называть слова и когда вы услышите в них
звук [И], вы будете хлопать:
Мак, Игра, Гиря, Цветок, Изюм, Лук, Сила.
А теперь топните ножкой, если услышите слова в которых нет звука [У] (слушайте
внимательно):
Утюг, Крот, Трава, Ухо, Утка, Осы, Суп, Кино, Руль.
Молодцы!
Работа с демонстративным материалом у доски.
У нас есть еще один дом. Этот дом для букв. У каждого звука есть свой знак – Буква. Что
мы делаем с буквами? Мы их пишем и читаем.
Поселим наши буквы в дом. Предлагаю найти заданную букву и поселить в домик.
Требую от детей ответы полным предложением.
( Я нашла букву – А, поселим ее на первый этаж.)
Работа с чистоговорками.
Произнесите медлено чистоговорку, затем быстро. Индивидуальные и хоровые ответы
детей.
Тра – тра – тра в детский сад идем с утра.
Тру- тру - тру пыль везде сотру.
Тры- тры - тры у Вани две сестры.
Дидактическая игра.
Ребята, я знаю еще одну игру с мячом. Вставайте в кружок, я буду называть слова, а вы
будете определять в этих словах одинаковый гласный звук:
Кот – Окна - Рита, какой одинаковый гласный звук ты услышала.
Звук [О] – Произнесем его вместе ООООО.
Ива – кит - Даша, какой одинаковый гласный звук ты услышала.
Звук [И] – Произнесем его вместе ИИИ.
Эхо-Эля - Паша, какой одинаковый гласный звук ты услышал.
Звук [Э] – Произнесем его вместе ЭЭЭЭ.
Дуб – Утка - Лера, какой одинаковый гласный звук ты услышала в этих словах?
Звук [У] – Произнесем его вместе УУУУУ.
Цветы – дым - Катя, какой одинаковый гласный звук ты услышал в этих словах.
Звук [Ы] – Произнесем его вместе ЫЫЫЫЫЫ.
Итог. - Вот и подошло к концу наше занятие. Чем мы занимались сегодня на занятии?
Учились правильно произносить гласные звуки. Поселили звуки и буквы в домики,
находили гласные звуки в словах. Познакомились с чистоговорками. Скажите, что мы со
звуками делаем (произносим), а с буквами (пишем, читаем). Как мы обозначаем звуки
(красными кружками).