Напоминание

" Волшебные звуки"


Автор: Бадмаева Оксана Петровна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МДОКУ "Золотой ключик"
Населённый пункт: Республика Калмыкия, Целинный район, с.Троицкое
Наименование материала: НОД
Тема: " Волшебные звуки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




НОД в старшей группе

на тему: «Волшебные звуки».

Цель: Закрепить знания у детей о гласных звуках и буквах.

Задачи образовательных областей:

«Познание»:

· Продолжать учить детей на слух определять количество звуков.

· Закрепить знания о пространственных отношениях (снизу – вверх, слева - направо).

· Совершенствовать счет в пределах 4.

«Коммуникация»:

· Закрепить знание детей о гласных звуках и их признаках с помощью упражнений

общей артикуляционной гимнастики.

· Продолжать работу по развитию у детей правильного речевого дыхания.

· Воспитывать умение правильно произносить звуки.

· Совершенствовать умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

· Формировать умение самостоятельно выделить заданный звук интонацией.

· Сформировать понятие – звук и буква.

«Социализация»:

· Способствовать установлению эмоционального контакта между педагогом и детьми.

· Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками.

«Чтение художественной литературы»:

· Познакомить детей с одной из малых форм фольклора – чистоговоркой.

· Продолжать работу над четкостью дикции, интонационной выразительности речи.

«Здоровье»:

· Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, через

динамические паузы на занятии.

«Музыка»: · Продолжать учить детей правильному речевому дыханию при пении

гласных звуков (делаем глубокий вдох и плавно на длинном выдохе пропеваем каждый

звук [а-а-а], [о-о-о], [у-у-у], [и-и-и], [ы-ы-ы], [э-э-э]).

Методические приемы:

1) Артикуляционная гимнастика (« Сказка про веселый язычок»).

2) Работа с предметными картинками (определение заданного звука, выделение его

интонацией).

3) Фонетическая зарядка (пение гласных звуков).

4) Работа с раздаточным материалом (поселим звуки в домик).

5) Фонетическое упражнение на выделение заданного звука в ударной позиции.

6) Работа с чистоговорками.

Предварительная работа: наблюдения и выделение звуков в повседневной жизни;

артикуляционная гимнастика со звуками ( [ а], [ о], [у ],[и], [ы], [э] ); дидактические игры

(«Скажи, как звучит слово?», «В кругу с мячом», «Найди звук» ).

Демонстрационный материал: Карточки – схемы с изображением положения языка (для

артикуляционной гимнастики.) Предметные картинки (лук, дом, рак, сыр, лист ); два

нарисованных домика без окон, красные кружки, буквы.

Раздаточный материал: листы с нарисованными домиками без окон, красные кружки.

Ход занятия.

Артикуляционная гимнастика.

Ребята, я хочу рассказать вам «Сказку про веселый язычок». Послушайте. Сидел язычок в

своем домике. Стало ему скучно и захотелось песни попеть. Открыл он широко домик и

запел: «а-а-а».

Показываю карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука

[а]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей) Хорошая песенка получилась.

Спою-ка я теперь другую, - сказал язычок. Он выдвинул губы вперед и запел: «о-о-о».

Показываю карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука

[о]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Потом язычок вытянул губы трубочкой и запел третью песенку: «у-у-у». Показываю

карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [у]. (Хоровые

и индивидуальные ответы детей).

Открыл широко рот и спел: «э-э-э». Показываю карточку - схему с изображением

положения языка при произношении звука [э]. (Хоровые и индивидуальные ответы детей).

Выдвинул нижнюю губу вперед и пропел «ы-ы-ы». Показываю карточку - схему с

изображением положения языка при произношении звука [ы]. (Хоровые и

индивидуальные ответы детей).

Наконец язычок улыбнулся и запел свою последнюю песенку: «и-и-и». Показываю

карточку - схему с изображением положения языка при произношении звука [и]. (Хоровые

и индивидуальные ответы детей).

Молодцы ребята, ваши язычки пели хорошо песенки.

- Ребята, какие звуки пел язычок?

- Язычок пел звук: [а]

- Язычок пел звук: [о]

- Язычок пел звук: [у]

- Язычок пел звук: [э].

- Язычок пел звук: [ы].

- Язычок пел звук: [и].

- Ребята, какие это звуки?

Это гласные звуки. Почему их называют гласными? Гласные звуки произносятся голосом

их можно петь.

Работа с предметными картинками на нахождение гласного звука.

Предлагаю детям посмотреть на картинку. Ответить, что на ней изображено, какой

гласный звук есть в этом слове. При произношении слова делаем ударение на гласный звук

(сы-ы-ыр, до-о-ом, ра-а-ак, лу-у-ук….).

Ответ полным предложением.

На картинке нарисован сыр. В слове « сыр » гласный звук [ы].

На картинке нарисован дом. В слове « дом » гласный звук [о].

- Молодцы! Умеете определять заданный звук и находить его в слове.

Посмотрите на доску. На ней находятся два домика. В этот домик мы поселим звуки – что

мы делаем со звуками? (Звуки мы произносим и слышим).

Работа с раздаточным материалом.

Построим каждому звуку по домику.

У меня есть дом, но в нем нет окон. Будем устанавливать окна. В домиках для звуков окна

будут круглые красные. Устанавливать будем снизу вверх, слева – направо. Посчитайте

сколько этажей в доме? (четыре) Начинаем с первого этажа. Я буду произносить звуки,

сколько звуков я произнесу, столько окон нужно будет установить на заданный этаж.

Первый этаж сделаем вместе.

АУ – сколько звуков я назвала? Два. Сколько окон на первом этаже? Два. Устанавливаем.

Следующий этаж. Слушайте и считайте.

И

Устанавливайте.

Третий этаж.

Э – Ы – А

Четвертый этаж:

О-А-Э-У

Выполняйте. Молодцы!

Фонетическая зарядка.

Наши звуки очень дружные и веселые. Представьте, что вы превратились в гласные звуки,

встаньте, возьмитесь за руки, споем веселую песенку звуков. Сделали глубокий вдох и

плавно на длинном выдохе пропеваем каждый звук. [А], [О], [У], [И], [Э], [Ы] (Громко и

тихо).

А теперь в обратную сторону.[ Ы], [Э],[ И], [У]. [О]. [А].

Динамическая пауза.

Фонетическое упражнение на выделение заданного звука в ударной позиции.

Ребята, давайте поиграем с вами в игру, я буду называть слова и когда вы услышите в них

звук [И], вы будете хлопать:

Мак, Игра, Гиря, Цветок, Изюм, Лук, Сила.

А теперь топните ножкой, если услышите слова в которых нет звука [У] (слушайте

внимательно):

Утюг, Крот, Трава, Ухо, Утка, Осы, Суп, Кино, Руль.

Молодцы!

Работа с демонстративным материалом у доски.

У нас есть еще один дом. Этот дом для букв. У каждого звука есть свой знак – Буква. Что

мы делаем с буквами? Мы их пишем и читаем.

Поселим наши буквы в дом. Предлагаю найти заданную букву и поселить в домик.

Требую от детей ответы полным предложением.

( Я нашла букву – А, поселим ее на первый этаж.)

Работа с чистоговорками.

Произнесите медлено чистоговорку, затем быстро. Индивидуальные и хоровые ответы

детей.

Тра – тра – тра в детский сад идем с утра.

Тру- тру - тру пыль везде сотру.

Тры- тры - тры у Вани две сестры.

Дидактическая игра.

Ребята, я знаю еще одну игру с мячом. Вставайте в кружок, я буду называть слова, а вы

будете определять в этих словах одинаковый гласный звук:

Кот – Окна - Рита, какой одинаковый гласный звук ты услышала.

Звук [О] – Произнесем его вместе ООООО.

Ива – кит - Даша, какой одинаковый гласный звук ты услышала.

Звук [И] – Произнесем его вместе ИИИ.

Эхо-Эля - Паша, какой одинаковый гласный звук ты услышал.

Звук [Э] – Произнесем его вместе ЭЭЭЭ.

Дуб – Утка - Лера, какой одинаковый гласный звук ты услышала в этих словах?

Звук [У] – Произнесем его вместе УУУУУ.

Цветы – дым - Катя, какой одинаковый гласный звук ты услышал в этих словах.

Звук [Ы] – Произнесем его вместе ЫЫЫЫЫЫ.

Итог. - Вот и подошло к концу наше занятие. Чем мы занимались сегодня на занятии?

Учились правильно произносить гласные звуки. Поселили звуки и буквы в домики,

находили гласные звуки в словах. Познакомились с чистоговорками. Скажите, что мы со

звуками делаем (произносим), а с буквами (пишем, читаем). Как мы обозначаем звуки

(красными кружками).



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!