Напоминание

"Формирование познавательных УУД на основе современных образовательных технологий"


Автор: Горланова Наталья Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Шатровская начальная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Шатрово
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование познавательных УУД на основе современных образовательных технологий"
Раздел: начальное образование





Назад





« Формирование познавательных УУД на основе современных

образовательных технологий»
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя. Важнейшей задачей школы сегодня является развитие личности ученика. На это направлен стандарт II поколения. Учитель начальной школы, реализующий этот стандарт должен не только научить читать, писать, считать, но и формировать универсальные учебные действия. В 2011 году мы перешли на обучение по новым стандартам. Передо мной, как и перед всеми, встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучила документы и дополнительную литературу, приняла участие в разработке ООП НОО, разработала рабочие программы по предметам. Я определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Уже при разработке первых уроков поняла, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. 12 сентября 2015 года мною проведена анкета «Как вы владеете универсальными учебными действиями?» Детям было предложено самостоятельно оценить уровень овладения универсальными учебными действиями, в том числе уровень познавательных УУД, а именно: Понимать прочитанный текст Определять основную мысль текста Составлять рассказ по прочитанному тексту Кратко излагать содержание текста двумя-тремя предложениями Отвечать на вопросы по прочитанному Высказывать свою точку зрения Проводить измерения разных величин (длины, температуры и другое) Использовать глобус, карту, рисунок для изучения» явлений и их объяснения Запомнить и воспроизводить услышанное Находить необходимую информацию в справочниках и словарях В каждом из предложенных случаев, они должны выбрать только один из следующих вариантов ответов: да - владею, нет - не владею. Отметить выбранный вариант ответа и поставить в соответствующей колонке знак +.

1

Табличный анализ результатов анкетирования:
Уровень Количество обучающихся Соотношение в процентах Высокий 16 80 Средний 4 20 Низкий - - Результаты и анализы анкетирования о сформированности универсальных учебных действий обучающихся 3А класса в большей степени показывают высокий и средний уровни. Отслеживая результаты мониторинга, видна положительная динамика в развитии всех видов УУД. (см Приложение 1) Как же я добиваюсь положительных результатов по формированию познавательных УУД? На этот вопрос я постараюсь дать ответ. В своей педагогической деятельности активно использую следующие современные образовательные технологии: - технологию системно-деятельностного подхода; - проектно- исследовательскую технологию; - технологию критического мышления через чтение и письмо.
Наименование

современных

образовательн

ых

технологий

Цели применения

современных

образовательных

технологий

Компетенции, на

формирование

которых

направлено

использование

современных

образовательных

Эффекты

использования

современных

образовательны

х

технологий
1.Системно- деятельностныйп одход Формирование познавательного мотива (желания узнать, открыть и научиться Познавательные, образовательные, ценностно- смысловые, учебные, социально-трудовые. Умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу. 2
2.Проектно- исследовательск ая деятельность Развивать исследовательские умения анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы Познавательные, образовательные, ценностно- смысловые, учебные, социально-трудовые, подготавливает к реальной жизни и формирует ключевые компетенции. Умения контролировать свои действия - как после их завершения, так и по ходу. 3. Технология критического мышления Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны Мотивация к учению. Расширение знаний и развитие интеллектуальных умений. Развитие рефлексивного мышления. Формирование обобщений. Умения мыслить логично; выражать свою мысль, своё мнение связно, четко, логично; запоминать и оценивать факты; формировать свою точку зрения, мнение, самостоятельно работая над В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении технологий, приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Изучив программу формирования УУД, я стараюсь организовать учебно-воспитательный процесс с ориентировкой на
системно
- 3

деятельностный подход к обучению
. «Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю»- этими словами Конфуция можно кратко и ёмко охарактеризовать деятельностную педагогику. В УМК «Перспективная начальная школа» деятельностному характеру обучения уделено основное внимание. Познавательная деятельность основана на постоянном участии детей в тех событиях, которые происходят с Машей и её младшим братом Мишей; ученики стараются ответить на вопросы героев учебника, знакомятся с их суждениями, часто очень разными, и, соответственно, выстраивают свои взаимоотношения со сверстниками . Ребенок может найти интересующие его дополнительные материалы в Интернете, т.к. в учебнике опубликованы соответствующие адреса. Учебники дополнены тетрадями на печатной основе, словарями (орфографический, этимологический, толковый, обратный, произношения и образования слов), хрестоматиями (по литературному чтению и окружающему миру). Школьники используют информацию, взятую из Интернета, хрестоматий, дополнительной литературы, для самостоятельной подготовки докладов, сообщений, углубляющих раскрытие темы урока. Они учатся выступать перед классом, задавать друг другу вопросы, обсуждать услышанное. Задания учебника ориентирует школьника на открытие знаний, их осмысление, возможность применения для оценки жизненных ситуаций.


Важно
, что методический аппарат программы помогает учителю организовать учебный диалог, сформулировать проблему, распределить работу в парах и группах, провести практические работы, опыты, эксперименты. Система заданий дает учителю возможность организовать проблемно- диалоговое обучение пошагово, поэтапно. Учителю не нужно выдумывать ничего нового, "создавать велосипед", а только умело использовать богатый материал УМК. Подробнее рассмотрим вопросы формирования познавательных УУД при чтении текстов на уроках русского языка. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и мн. др. В ходе урока литературного чтения учащимся требуется овладеть различными видами и типами чтения. Перечислю виды чтения, способствующие формированию познавательных УУД: - ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; -изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; 4
-поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта. Таким образом, реализация системно-деятельного подхода позволяет активизировать познавательную деятельность ребенка, развивать самостоятельность и инициативу в обучении, формирует сознательный интерес к предмету. Ребенок не получает готовую информацию, он понимает, что на уроке сделал «небольшое открытие».( Приложение 2) Использование
проектно- исследовательской деятельности
на уроке ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний преподаватель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, искать нестандартные решения, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата. Проектно- исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их познавательные и коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В процессе такой работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Развитие познавательных УУД в процессе проектно- исследовательской деятельности Этапы проекта Роль учителя Роль ученика Формируемые УУД Замысел Организатор Участник замысливания
В сфере познавательных УУД - учащиеся

учатся искать информацию, овладевают

действием моделирования.
Деятельностный этап Консультант Творец
В сфере познавательных УУД — умение

сравнивать данные, находить отличия.
Представление работы Координатор Актер
В сфере познавательных УУД - учащиеся

учатся строить сообщения в устной форме.
В нашей школе создано научное общество « Поиск». Я – руководитель НОУ. В его работе принимают активное участие ученики 2-4 классов.
Содержание и формы работы.
· Организация и проведение научно-исследовательских и проектных работ учащихся. · Создание творческих групп для решения конкретных исследовательских задач. · Участие в Интернет-олимпиадах , творческих конкурсах и конференциях различного уровня. · Проведение ежегодной школьной научной конференции 5
Готовясь к научно-практической конференции младших школьников, дети самостоятельно выбирают интересующую их тему, затем занимаются поиском информации, анализируют совместно с учителем весь материал, синтезируют, готовят выступление. Итогом такой работы стали победители районной НПК 2013 г « Я- исследователь» - Полякова Екатерина – 1 место « Компьютер друг или враг?»и Куделькина Юлия – 3 место тема «Выращивание кристаллов» и Полякова Екатерина – 1 место. Среди членов научного общества работы Захаровой Анны« Цветоводы Шатровского района» и Горланова Дмитрия « Что за чудо эта радуга» участвовали в 2013- 2014 уч. году во всероссийском конкурсе « Я – исследователь», где заняли 2 и 3 места. Считаю, что я должна научить школьников воспринимать, анализировать информацию, самостоятельно находить решение творческой задачи, делать выводы, совершать свои открытия. Такая работа требует больших ресурсных затрат и ведет к развитию и формированию познавательных УУД.( см. Приложение 3) Реализация проектно- исследовательской работы на уроках по ПНШ является неотъемлемой частью учебно- воспитательного процесса. Так на уроках окружающего мира в 1 классе мы выполняем практические работы исследовательского характера занимаемся различением звуков, определением вкуса, мягкости, твердости, формы, влажности (мокрое, сухое), цвета с помощью органов чувств. Опыт, доказывающий, чудесные превращения воды из одного состояния в другое. Рассматривание с помощью лупы зачатков листьев в почках. Длительное наблюдение за распусканием почек. ( см. Приложение 4) Используя модульную систему ПРОЛОГ мы определяем температуру, влажность, силу звука в классной комнате. На уроках русского языка мы знакомимся с азбукой вежливости. Учимся писать письмо, поздравление, работаем с картиной ,тем самым реализуем познавательные УУД. ( см. Приложение 5)
Критическое мышление
(как технология) – это интеллектуально организованный процесс, направленный на активную деятельность по осмыслению, применению, анализу, обобщению или оценке информации, полученной или создаваемой путем наблюдения, опыта, рефлексии, рассуждений или коммуникации. Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Приемы, используемые в технологии развития критического мышления, многофункциональны, работают на развитие не только интеллектуальных, но и личностных умений, а выстроенные в логике “вызов – осмысление – рефлексия” (три этапа базовой модели технологии), способствуют развитию познавательных действий, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.( см Приложение 6) 6
В таблице представлены приемы, развивающие познавательные УУД.
Познавательные УУД

Приемы ТРКМ
Логические действия Кластер, “Ромашка вопросов”, “Синквейн”, верные - неверные утверждения, “Кубик”,Инсерт “Перепутанные логические цепочки” Действия постановки и решения проблемы Таблица “Знаем – Хотим узнать – Узнали”, “тонкие” и “толстые” вопросы, “Ассоциации”, “Мозговой штурм” Остановимся на некоторых приемах ТРКМ, которые я широко использую в своей работе, более подробно:




Кластер
– прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. На уроках русского языка кластер составляем на этапе « Обобщения полученных знаний» и « Обобщение и систематизация ранее полученных знаний» например по темам « Имя существительное», « Имя прилагательное», « Глагол» и др. На уроках окружающего мира по темам « Растения», « Пустыня» и т.д.(см. Приложение 7) Данный приём, развивает следующие познавательные УУД: Умение использовать наглядные модели (выделять существенные характеристики объекта, в данном случае части речи глагола). Умение систематизировать и структурировать учебный материал. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
ПРИЕМ « ИНСЕРТ»
Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные задания или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие:  Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.  Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация.  Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.  Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. 7
Применение данного приема возможно на уроке русского языка по теме « Азбука вежливости. Написание письма» На этапе постановки цели урока. В переводе с французского слово “
синквейн”
означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Путем написания синквейна учащиеся могут показать не только свои знания, но и понимание предмета, и свое отношение к сути пройденной темы. Собрав такое значительное количество информации, я считаю, можно лучше понять, добился ли он желаемого результата, и лучше скорректировать дальнейшее обучение. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Работать над синквейном нравится всем учащимся. СИНКВЕЙН - короткое литературное произведение, характеризующее предмет. Ученики убеждаются в том, что каждый из них вполне может быть автором такого “интересного” стихотворения. Какие формы организации работы с синквейномя предлагаю своим обучающимся? *Самостоятельно при выполнении домашнего задания. *Самостоятельно на уроке. *В составе группы с последующим конкурсом между группами на лучший синквейн. *В составе группы при поддержке учителя, который выступает в роли ведущего, помогающего группе составить синквейн. *При выполнении контрольного задания на составление синквейна. (см. Приложение 8)
Прием “Верные и неверные высказывания”.
Обучающимся предлагается список утверждений, созданных на основе текста, который они в дальнейшем будут изучать. Учитель просит установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией, возвращаемся к данным утверждениям, и ученики оценивают их достоверность, используя на уроке полученную информацию. (см. Приложение 9)
Прием – Игра “ Верите ли вы?” или “Данетка”.
Учитель задает вопросы, на которые обучающиеся должны ответить “да” или “нет”. У каждого на парте таблица, как на доске. Учитель читает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс (да), если согласны с утверждением, и минус (нет), если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. В течение урока ученики обращаются к таблице и видят, насколько были правы Таким образом, можно сделать
вывод,
что данные технологии, которые я эффективно использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою 8
работу, которая направлена на достижение
цели
современного начального образования – развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, а главное, на развитие познавательных универсальных учебных действий. Результаты отражены в таблице.
Учебный

год

Название

мероприятия

Статус

мероприятия

Ф.И.О.

обучающегося

Класс

Результ

ат

участия
2014-2015 «Волшебный клубок» всероссийский Банникова Ксения, Захарова Диана, Мухин Антон, Фитин Иван, Шихалев Андрей. 2 Грамота за успешное выступлен ие команды 2014-2015 Конкурс «Русский медвежонок- языкознание для всех» всероссийский Ушакова Диана Маклакова Анастасия 2 1 место, 2 место 2014-2015 «Эврика» всероссийский Фитин Иван Ушакова Диана 2 3 место 2 место 2014-2015 «Зелёная математика» всероссийский Стихин Вадим 2 3 место по школе 2014-2015 Математическ ая конкурс- игра «Кенгуру» всероссийский Ушакова Диана 2 1 место 2015-2016 Всероссийская математическая олимпиада « МАТОЛИМП» всероссийский Безгодов Андрей Мухин Антон Стихин Вадим 3 2 место 2 место свидетельство 2015-2016 Международный всероссийский Строжкова Алёна 3 1 место 9
творческий конкурс « С любовью к Вам, учителя!» Номинация « Рисунок» 2015-2016 Международный творческий конкурс « Мы рисуем осень» всероссийский Серкова Дарья Баникова Ксения 3 1 место 2 место 2015-2016 Международный творческий конкурс « С любовью к Вам, учителя! Номинация « Сочинение»» всероссийский Федоровских Дарья 3 3 место 2015-2016 Международный творческий конкурс « Мы рисуем осень». Стихотворение. всероссийский Пархоменко Алексей 3 1 место 2015-2016 Викторина «Любознайка» всероссийский Маклакова Настя Игнатенко Ярослав Глушкова Лена Захарова Диана Ушакова Диана 3 1 место 1 место 2 место сертификат сертификат *Результаты остальных конкурсов ожидаются. 10


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!