"Новые подходы ознакомления детей с художественной литературой"
Автор: Рудикова Инна Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 30 Населённый пункт: Невинномысск, Ставропольский край Наименование материала: презентация Тема: "Новые подходы ознакомления детей с художественной литературой" Раздел: дошкольное образование
В
.
А
.
СУХОМЛИНСКИЙ
.
Многие педагоги отмечает, что художественная литература открывает
и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих
чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение
ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского
литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и
эстетическое
значение,
так
как,
расширяя
знания
ребенка
об
окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает
умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
ПРОБЛЕМА
К
сожалению,
современные
дети
редко
просят
почитать
им,
предпочитая
книгам
просмотр мультфильма или компьютерные
игры.
Д
а
и
родители
не
всегда
находят
времени
для
чтения
им
книг.
Результат
–
низкий уровень речевого общения.
Любовь к книге не «приходит» к ребенку
сама по себе. Поэтому так важна серьезная,
продуманная работа с самого начала
приобщения ребенка к художественной
литературе. Необходима активная помощь
взрослых: воспитателей и родителей.
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
ПО РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Введение
Федерального
Государственного
Образовательного
Стандарта
позволяет
говорить
сегодня
о
становлении
новой
системы
дошкольного
образования,
где
одним
из
ключевых
моментов
является
необходимость
использования
всех
педагогических
ресурсов
для
эффективного
развития
ребёнка.
Приоритетным
направлением
в
организации
образовательного
процесса дошкольных учреждений является индивидуальный подход к ребёнку,
сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника.
Это даёт современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и
методов организации детской деятельности, главным результатом этого выбора
должны быть личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и
навыков. Поэтому педагогическая деятельность, сегодня является качественно
новой,
более
гибкой,
инновационной,
т.
е.
такой,
при
которой
происходит
развитие образовательного процесса (В. С. Лазарев).
Таким
образом
педагогу
необходимо
построить
свою
деятельность
и
организовать
деятельность
своих
воспитанников
так,
что
бы
она
соответствовала требованием времени и помогла добиться нужного результата.
В СЛОВАРЕ – СПРАВОЧНИКЕ «НАУЧНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ИНФОРМАЦИЯ» ПОД РЕДАКЦИЕЙ
В.М. ПОЛОНСКОГО, ЕСТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
•
Инновация,
в
« Современном
словаре
иностранных
слов »
трактуется как нововведение, - комплексный процесс создания,
распространения,
внедрения
и
использования
нового
практического
средства,
подхода,
метода
или
концепции
для
удовлетворения человеческих потребностей.
• Новое может выступать в разных формах :
1
) Принципиально неизвестное новшество
(абсолютная новизна);
2)
Условная (относительная) новизна
(следует отметить, что новизна
всегда относительная как в личном, так и во временном плане);
3)
«Оригинальность»
(не
лучше,
но
по-другому,
формальная
смена
названий);
4)
Изобретательские мелочи
.
НОВИЗНА
Изобретательность
и
новый
подход
заключается
в том, чтобы дети даже не
догадались,
что
их
чему-то
учат,
не
боялись ошибиться, свободно рассуждали,
с а м и
н а хо д и л и
с в о и
о ш и б к и ,
и
испытывали
радость
от
собственных
открытий.
Ведущим
видом
деятельности
должна оставаться игра.
Важным
является
то,
что
всё
новое
оригинально забытое старое, не лучше, а
по-другому,
плюс
изобретательские
мелочи. Таким образом, у нас в копилке
педагогических
идей
появились
новые
формы
игр:
игры
–
сказки,
игры
–
конкурсы,
игры
–
путешествия,
игры
–
э к с п е р и м е н т и р о в а н и я
и
коллекционирования, игры – сюрпризы и
т.д.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕГОДНЯ
ОСНОВАНА НА ПЛАНИРОВАНИИ И СВОЕОБРАЗНОЙ
ИМПРОВИЗАЦИИ, С УЧЁТОМ СЛЕДУЮЩИХ
ПРИНЦИПОВ:
• Принцип психологической комфортности,
предполагающий психологическую безопасность,
защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального
комфорта, создание условий для активности,
самореализации дошкольника.
• Принцип активности, инициативности и субъективности
в развитии ребёнка.
• Принцип выбора.
• Принцип доверия и
поддержки.
ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ ПЕДАГОГОВ –
НАХОДИТЬ ИНТЕРЕСНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО
ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ И НОВЫЕ
ПОДХОДЫ В ОЗНАКОМЛЕНИИ С
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, УВЛЕКАЯ
ЭТИМ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ.
Книга помогает педагогу:
•
развивать интерес детей к художественной
литературе;
•
пополнять литературный багаж;
•
воспитывать читателя, способного
испытывать сострадание и сочувствие к героям
книг.
•
развивать чувство юмора;
•
совершенствовать художественно-речевые
исполнительские навыки детей при чтении
стихотворений, в драматизациях.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ
ПЕДАГОГАМИ И ПСИХОЛОГАМИ
(В.А.ЗАПОРОЖЕЦ, Ф.А.СОХИН, Л.Е.ЖУРОВА, В.И.ЛЕЙБСОН)
1. Целенаправленное наблюдение
Воспитатель (родители) совместно с детьми рассматривает,
к а к и м и
с р е д с т в а м и
п и с ат е л ь
д о б и в а е т с я
соответствующего
впечатления
(картины
природы,
описания
героев,
их
поступков,
использование
юмора,
драматические
повороты
сюжета).
Дети,
пересказывая
прочитанное или отдельные эпизоды, вносят необходимые
акценты в суть переживаемого.
Дети по прочтении текста описывают характеры героев,
обстановку, «интерьер».
Создают
иллюстрации
к
отдельным
эпизодам,
лепят
персонажей
из
доступных
материалов,
изготавливают
маски, костюмы, атрибуты, сопровождают рассматривание
готовых работ словесными рассказами и пояснениями.
Подбирают с помощью взрослого подходящую музыку к
литературному произведению или отрывку, учитывая место
и характер действия.
2. СРАВНЕНИЕ
Проводятся игры в «сравнения» (Кто на кого похож ? Что на что похоже?)
Сравниваются различные иллюстрации к одному и тому же тексту.
Сопоставляются прочитанное литературное произведение с другими с
целью актуализации читательского опыта.
3. УЗНАВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИХ
ОСОБЕННОСТЕЙ
Дети отбирают иллюстрации к ранее
прочитанной книге или отдельно
взятому эпизоду, что дает
возможность почувствовать стиль
автора, развивать эстетическую
память и актуализирует содержание.
Разыгрываются сценки из
произведения (возможно в форме
викторины). Зрители отгадывают,
какой представлен герой и из какого
он произведения.
Организуется литературный театр –
синтетическая и свободная форма,
включающая драматизацию,
выразительное чтение, демонстрацию
рисунков и поделок, прослушивание
музыкальных произведений
(фрагментов), выставку книг
писателя.
4. ЭКСПЕРИМЕНТ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ
ОБРАЗОМ
Дети сочиняют рассказ от лица
одного из героев произведения.
Дидактическая игра «Герои
среди нас» (развитие фантазии,
развитие чувства юмора, актуализация
читательского опыта).
Дети домысливают судьбу героя
(«вживание» в образ).
5. Оценка и суждение
Дети выбирают своего любимого героя (даже самые
маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное,
аргументировано доказать достоинства своего героя).
Рассказывают о любимом произведении, любимом авторе
(развитие читательской культуры).
Проводятся тематические беседы (индивидуальные или
коллективные) о прочитанном.
Беседы о жанре, об авторе.
МЕТОДИКА РАБОТЫ С КНИГОЙ
от 1 до 3 лет
Концепция восприятия книги ребенком: книга – особый предмет развивающей среды, с которым
работает
взрослый.
Для
ребенка
книга
–
не
первый
предмет
необходимости,
но
становится
источником положительных эмоций. Книги в руки детям раннего возраста не дают, книги находятся на
полке (2) – одна новая, одна прочитанная.
Цель общения с книгой: формирование положительной реакции на книгу – сенсорное воспитание
детей средствами литературы, живописи и дизайна.
Круг чтения: элементарные по содержанию, но разнообразные по форме книги, в основном,
картинного типа; книги, вызывающие приятные тактильные ощущения.
Читательская деятельность детей:
•
выделяют книгу из окружающих предметов;
•
рассматривают
из
рук
воспитателя
и
действуют,
если
это
нужно;
слушают
1-3
минуты
(поза
«слушателя» - 3 точки опоры: сказки – свободная поза, рассказы – любознательная (за столом), поза
«напряженного внимания» для стихов, глядя в глаза воспитателю);
•
эмоциональное озвучивание книги – повторение отдельных слов, словосочетаний, фраз;
•
дети могут обводить зрительно контуры книги руками, хлопать в ладоши.
ОТ 3 ДО 5 ЛЕТ
Концепция
восприятия
книги
ребенком
: книга –
источник наглядно-образных впечатлений, словаря и речи, организатор игр,
досуга и занятий (литературное занятие – 1 раз в неделю)
Цель
общения
с
книгой
:
формирование интереса к книге (интерес – это встреча потребности с объектом); развитие
психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи.
Круг
чтения
:
произведения, книги, сборники разного формата и
наполнения. Классика детской литературы для дошкольников, где
преобладает фольклор и поэзия.
Читательская
деятельность
детей
:
слушание (3-7 минут);
выполнение живых картин: озвучивание ролей, повторение песенок героев;
рассматривание иллюстраций и элементов оформления книги;
раскрашивание картинок в книгах-альбомах;
запоминание малых текстов, отдельных словосочетаний и строк;
чтение книг-самоделок, изготовленных взрослыми.
Литературные занятия (15-20 минут).
1 этап:
работа с книгой до чтения.
Ознакомительное рассматривание обложки – что видите, кого видите; пограничное рассматривание – предвосхищаем
содержание по картинкам.
2 этап:
Выразительно чтение текста воспитателем. Активное общение с детской аудиторией.
3 этап:
Работа после чтения: перечитывание, озвучивание ролей, повторение песенок героев; рассматривание иллюстраций и
элементов оформления книги; раскрашивание картинок в книгах-альбомах; запоминание малых текстов, отдельных
словосочетаний и строк.
ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ
Концепция
восприятия
книги
ребенком
:
книга – источник образов мира, источник знаний в виде представлений,
средство саморазвития.
Цель
общения
с
книгой
:
воспитание интереса к литературе разных видов и жанров, формирование полноценного
восприятия книги.
Круг
чтения
:
состоит из художественной и познавательной литературы разных объемов и жанров, произведений
отечественной и зарубежной литературы прошлого и настоящего, художественной азбуки, энциклопедии, учебных книг.
5 миров: мир детства, мир взрослых, мир природы, мир человеческих отношений, мир фантастический.
Читательская
деятельность
детей
:
слушание (5-15 минут); описание иллюстраций;
чтение книги по картинке и по памяти;
инсценирование сюжетов, эпизодов;
драматизация или ролевой пересказ;
беседы о прочитанном по всем
компонентам
содержания (
компонент
–
тема, проблема (какие вопросы решают герои), образы, сюжет, композиция
(с чего начинается, главный эпизод, чем заканчивается), жанры, язык (какие слова
создали настроение, трудные слова, главные слова), идея (чему учит сказка, какой совет
дадим герою);
фантазирование – сочинительство;
заучивание наизусть доступных произведений;
изготовление книг-самоделок;
«разговор» с книгой, ее авторами, героями (ребенок, оставшись с книгой один на один задает 2 вопроса: «Книга, я тебя
знаю или нет?», «О чем ты мне хочешь рассказать?»)
ДЕТСКАЯ КНИГА – ФОРМА ПЕРЕДАЧИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО
ОПЫТА, ЗНАНИЙ, ЧУВСТВ, СИНТЕЗ ТРЕХ ИСКУССТВ:
ИСКУССТВА СЛОВА, ЖИВОПИСИ И ДИЗАЙНА.
За период пребывания в детском саду будущие
школьники
прослушают
и
перескажут
много
сказок,
рассказов,
стихов
и
т.д.
При
этом
воспитатели
постоянно
привлекают
внимание
детей и к самой книге – величайшему достижению
человеческого ума.
Будущий маленький читатель во всем подражает
взрослым. Если он видит, что воспитатель моет
руки,
прежде
чем
раскрыть
книгу,
никогда
не
перегибает
ее,
аккуратно
переворачивает
страницы,
а
встретив
мятые,
разрисованные,
выражает
недовольство,
ребенок
и
с а м
постепенно становится защитником книги.
Пусть малыш не умеет еще читать, но его учат
рассматривать
книги
не
только
совместно
с
взрослым,
но
и
самостоятельно.
Дети
уже
в
младшем возрасте должны усвоить: книги - наши
друзья. Терпеливо и настойчиво воспитатель учит,
как нужно достать книгу с полки, как правильно ее
рассматривать
и
как
поставить
на
место.
Постепенно
дети
усваивают
такие
слова:
переплет, обложка, страница, а немного позже –
корешок.
ПРАВИЛА РАССМАТРИВАНИЯ
КНИГИ
•
Изучаем обложку, запоминаем книгу «в
лицо» (чтобы запомнить книгу,
сопоставляем 3 ориентира),
предполагаем тему чтения.
•
Постраничное рассматривание книги,
догадываемся о содержании по
иллюстрациям и заголовкам.
•
Считываем информацию с вводных
листов книги.
•
Решаем, что знакомое, понятное, а что
новое, неизвестное. Ищем повод для
чтения.
МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ
К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
словесный - чтение произведений;
вопросы к детям по содержанию произведений;
пересказ произведения;
заучивание наизусть стихотворения, потешки и
т. п. ;
выразительное чтение художественной
литературы;
беседа по произведению;
прослушивание аудиозаписи;
практический, наглядный - игры-драматизации;
игровой - дидактические игры;
словесный - театрализованные игры;
элементы инсценировки;
-наглядный - показ иллюстраций;
движение пальцами, руками;
показ схемы;
составление алгоритма;
просмотр видеофильмов;
оформление выставки, книжного уголка.
МЕТОДЫ РАБОТЫ
Более эффективным является практический метод, а именно театрализованная
деятельность, т. к. она способствует легкому и свободному осуществлению процессов
обучения и развития детей. Театрализованные игры дают возможность использовать их
как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во
время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик
персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка,
совершенствуется звуковая культура речи и многое другое.
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы:
словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное
проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Наглядные приемы - показ иллюстративного материала, показ положения органов
артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка
интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный
эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность
детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям
детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
АКТИВИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СПОСОБСТВУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ МЕТОДЫ, КОТОРЫЕ ПРИМЕНЯЕТ ВОСПИТАТЕЛЬ В СВОЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ:
— беседа, предваряющая знакомство ребенка с прозой, поэзией, фольклором;
— тематические
экскурсии ,
подготавливающие
детей
к
восприятию
произведения;
— выразительное чтение или рассказывание,
создающее эмоциональный
контакт воспитателя с детьми, вызывающее у них сопереживание чувств
героев, заставляющее активно работать мысль, развивающее эмоции;
— беседа, помогающая эстетически воспринять произведение в единстве его
содержания и формы, и анализ;
— творческие задания,
развивающие поэтический слух, способствующие
пониманию образных слов и выражений русского языка;
— упражнения
для
совершенствования
грамматической
правильности
и
выразительности речи;
— применение
сюжетных
репродукций,
книжных
иллюстраций,
технических средств, дополняющих и усиливающих воздействие слова на
дошкольников.
С ЦЕЛЬЮ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ КАК ИСКУССТВОМ
И СРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА, РЕЧИ, ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ,
ЛЮБВИ И ИНТЕРЕСА К КНИГЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- оформление уголков чтения в группах детского сада. (в них должна быть представлена литература,
соответствующая возрасту детей, обязательно должен учитываться региональный компонент);
-
оформление
тематических
выставок,
посвященных
творчеству
писателей.
(для
их
лучшей
организации
должен
быть
составлен
календарь
памятных
дат,
позволяющий
педагогам
ориентироваться в датах рождения писателей, к которым и приурочиваются выставки);
- занятия по ознакомлению с биографиями писателей. (детям интересны не только сами стихи А.
Барто, но и то, какой она была в детстве, чем интересовалась);
- создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге.
(можно провести занятие «из прошлого книги», благодаря этому, дети узнают, что для издания одной
книги необходим труд многих людей);
- выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, такие как
«Наши любимые книги», «По страницам сказок», и др. (в их оформлении могут принять участие дети
всех возрастов и их родители. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят
свои рисунки и поделки);
- создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети
придумывают сами. (презентацию этих книг можно провести на родительских собраниях);
- празднование именин произведения. (для этого нужно создать специальный календарь «Книжкины
именины». В нем будут представлены книги, которые отмечают свой юбилей);
- оформление макетов по мотивам любимых сказок. (над такими макетами могут работать сами
дошкольники, их родители и педагоги);
- создание семейных библиотек позволит привлечь к работе родителей воспитанников. (они могут
принести в детский сад свои книги, альбомы из домашних библиотек, дети с удовольствием узнают,
что их мамы, папы, бабушки и дедушки тоже очень любили и любят читать книги);
- посещение городской библиотеки.
СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК,
ИСТОРИЙ, РАССКАЗОВ.
« … С к а з к а
–
э т о
а к т и в н о е
э с т е т и ч е с к о е
т в о р ч е с т в о ,
захватывающее все сферы духовной
жизни
ребенка,
его
ум,
чувства,
в о о б р а ж е н и е ,
в о л ю .
О н о
начинается
уже
в
рассказывании,
высший этап – инсценирование».
Знакомство ребенка со сказкой,
р а с с к а з о м
н а ч и н а е т с я
с
выразительного чтения взрослого.
Х а р а к т е р
и
с о д е р ж а н и е
п о с л е д у ю щ е й
р а б о т ы
о б у с л о в л и в а ю т с я
с а м и м
литературным
произведением,
возрастом
детей,
уровнем
их
развития. Педагог избирает какой-
то один метод или прибегает к их
сочетанию в зависимости от задач,
которые он перед собой ставит.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ
Знакомые герои в новых обстоятельствах.
Данный метод развивает фантазию, ломает привычные
стереотипы, создает условия, при которых знакомые
герои попадают совершенно в фантастические
обстоятельства или реальные, но не характерные для них.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ
Истории из известных
стихов, загадок,
считалок, пословиц.
Дети учатся своими
словами, в прозе
передавать
содержание знакомого
произведения,
дополнять его, давать
объяснения поступкам
героев.
Экстремальные ситуации в
знакомых сказках
рассказах.
Взрослые придумывают
экстремальные ситуации,
требующие различных
вариантов решений по
спасению того или иного
героя. Кроме умения
сочинять ребенок учится
находить выход из трудных,
непредвиденных
обстоятельств.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ И
МЕТОДЫ
Сказки из мусора.
Не игрушки, не предметы, а
коробки, пластмассовые
коробочки, стружки от
дерева, палочки, ведерочки и
другие «ненужные вещи»
порой могут стать
прекрасной находкой для
создания сказочных историй.
Сначала взрослые
рассказывают истории, а
затем и дети.
Истории о бытовых
предметах.
Детям предлагается
отгадать загадку о
бытовом предмете, а
потом сочинить сказочное
продолжение. Это
развивает фантазию
детей, заставляет детей
интересоваться техникой
и её возможностями,
назначением.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ И
МЕТОДЫ
Истории из «живых»
капель и клякс.
Интересно сочинять
истории на основе
кляксографии. Сначала на
основе вопросов может
возникнуть сюжет, а
после дорисовки сюжет
может развиться.
Развивается мышление
воображение,
изобразительные навыки.
Экологические сказки,
истории о звуках, запахах,
временах года.
На основе знаний и
представлений детей об
окружающем мире через
сказку можно формировать
отношение ребенка к природе,
к поступкам человека по
отношению к ней. Дети
составляют небольшие
рассказы, которые затем
можно собирать в отдельные
книги с детскими рисунками
НОВЫЕ ПОДХОДЫ
И МЕТОДЫ
Коллаж из сказок.
Дети придумывают
новый сюжет истории с
участием знакомых
героев, используя
кукольный театр, театр
картинок, иллюстрации в
книжке, театр игрушек.
Истории и сказки по-новому.
Этот метод помогает по-
новому взглянуть на знакомые
сюжеты. Привычные, любимые
образы, много раз слышанные и
виденные, уже с детства
формируют стереотипы. И как
полезно и нужно будет их
ломать. За основу берется
известная сказка или история,
но детям предлагается
наделить главных героев
противоположными
качествами.
ВЫВОД
Сделать хотелось бы словами героини повести-сказки
И. Токмаковой «Счастливо, Ивушкин»:
«В каждом человеке и звере, в каждой птице живет маленький
теплый солнечный зайчик. И если ко всякому-всякому живому
существу отнестись с добром (только не притворяться, только по-
настоящему!), то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий
ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко
и жизнь. И если тебе вдруг покажется, что человек – злой или
делает плохо, ты сразу же не сердись на него, то не обвиняй его.
Это значит просто, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул.
Ты постарайся разбудить его - и увидишь, как все будет хорошо!».
ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ, ВЕДЬ ПЕРИОД ПАССИВНОЙ РЕЧИ, КОТОРАЯ