Напоминание

Методическая разработка урока по русскому языку 10–11 кл.


Автор: Павлюченко Ольга Владимировна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: Бюджетное образовательное учреждение Омской области "Муромцевский техни кум механизации сельского хозяйства"
Населённый пункт: Омская область, р.п.Муромцево
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методическая разработка урока по русскому языку 10–11 кл.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема: Чередующиеся гласные в корне слова

Цели урока:

1) повторить правила постановки букв А или О, Е или И в корнях с

чередованием

2) формировать у студентов навыки самообучения и самоконтроля;

3) включать обучающихся в осознанную учебную деятельность и творческий

процесс.

Задачи:

1) уметь устно объяснять орфограммы в корнях слов;

2) развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с

изученной орфограммой;

Тип урока: систематизация и обобщение знаний;

Вид урока: урок-практикум

Мотивация темы: активизация познавательной деятельности и интереса

обучающихся к изучению данной темы, постановка цели и задач занятия.

Интегрирующие дисциплины: литература, культура речи, деловое

творческое письмо.

Технология: личностно-ориентированная с использованием ИКТ

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийные

материалы, дидактические материалы, учебник.

Ход урок

Слово преподавателя

- Здравствуйте! На сегодняшнем уроке мы с вами повторим и обобщим

некоторые орфографические правила.

Что значит для вас русский язык? Почему нужно уметь грамотно писать?

Основной принцип орфографии заключается в единообразном написании

морфем. Что это значит?

Давайте представим себе, что было бы, если бы мы писали слова так, как они

слышатся. Стихотворение, предлагаемое вашему вниманию, детское, но

именно по нему мы можем понять суть основного принципа орфографии.

Грустные вести.

Пришло письмо мне,

Гляжу –

Из лагеря, от Мишки…

«Здесь чудный лук, и я лижу»-

Написано в письмишке.

Лук лижет? Что за чудеса?

Наверно шутит плут.

Читаю дальше:

«Здесь лиса, красивый длинный прут»,-

И что такое он плетет –

Не разберусь, хоть тресни:

«Когда отряд идет вперед, я запиваю песни.

На днях в лису нашел я грусть, и очень был доволен».

Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьезно болен!

Вернется – надо подлечить:

Заставить правила учить.

Как видите, именно из-за несоблюдения орфографических правил и

возникло непонимание смысла письма. А вот если морфемы всегда будут

писаться нами единообразно, несмотря на то, что звуки в них могут стоять

не только в сильной, но и в слабой позициях, то непонимания не

возникнет.

- Итак, мы продолжаем работать с гласными буквами в корнях слов. Нами

уже отработаны правила проверяемых и непроверяемых гласных в корне

слова.

- Закрепим эти правила .

- На прошлом уроке начали работу с чередующимися гласными. Сегодня

мы повторим и закрепим изученный материал по теме .

Откройте тетради и запишите дату и тему урока .

1.-Назовите основные причины чередования гласных в корнях слов ?

Вариант ответа:

1) написание зависит от согласной в корне;

2) написание зависит от ударения в слове;

3) написание зависит от суффикса -а, следующего за корнем;

4) написание зависит от лексического значения слова.

2.Словарный диктант:

Растение, зажигать,отложить, перескочить, запереть, умирать, коснуться,

забирать, творение, росток, излагать.

Творческое задание:

3.- А теперь я предлагаю сформировать две творческие группы и у каждой из

них будет своё задание. Первая группа должна составить из имен

существительных с чередующимися гласными в корне слова четверостишие

в стиле детской считалочки.

Вторая группа должна составить из глаголов с чередующимися гласными в

корне слова точно такое же четверостишие в стиле детской считалочки.

Закрепление правила о чередовании гласных в корне слова. Работа с

карточками

Карточка 1.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с

пропущенными буквами.

Скл..нение существительных, прид..раться по пустякам, вым..кнуть под

д..ждем, сильно встр..хнуть, газовая г..релка, решить ур..внение, почтенный

возр..ст,

ок..заться

рядом,

прол..гать

путь,

п..тно

на

одежде,

прот..реть

зерк..ло.

Карточка 2.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с

пропущенными буквами.

Отл..жить все д..ла, испуганно см..лкать, соб..рательный образ, быстро

прибл..жаться,

легко

уг..варить,

неприк..сновенный

запас,

прозрачно

нам..кать,

широкая

р..внина,

пром..кательная

бумага,

сг..реть

со

стыда,

хорошее нач..нание, острый пл..вник.

Карточка 3.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с

пропущенными буквами.

Прекл..няться перед талантом, знаменитый п..вец, предл..жить погулять,

р..вноправные

партнеры,

сл..гка

заг..реть,

загл..нуть

к

друзьям,

пож..нать

пл..ды, м..кать сухари в мол..ко, ст..новиться взрослым, начинающие пл..вцы,

серьезные оп..сения, выр..сли в саду.

Карточка 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с

пропущенными буквами.

Отр..сль

промышленности,

ср..внение

вел..чин,

тв..рить

д..бро,

пол..жительный момент, зар..внять участок, непром..каемый плащ.., в..селая

з..рница, покл..ниться з..мле-матушке, проск..чить во двор, х..роший з..гар,

распл..вить металл.

Задание 1. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся

безударной гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.

1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя.

2. С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё

доступное для глаза.

3. В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря

лицо спокойное склонила.

4. Когда разговор касался симпатичных ей поступков, чёрные глаза

загорались радостным блеском и щёки озарялись ещё сильнее пылающим

румянцем.

5. Из-за деревьев виднелась светлая крыша оранжереи, и из-под оврага

поднимался растущий туман.

6. Кошевой и старшины сняли шапки и раскланялись на все стороны

казакам.

7. Оливковые жуки-плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков.

8. Садовник насыпал земли в колясочку, пошлёпал сверху лопатой, чтобы

уровнять, и прибавил ещё.

9. На станции и в вагонах запрещено было зажигать свет: даже по

вспыхнувшей спичке стреляли.

10. Сотворив человека по своему образу и подобию, Бог вложил в него

"духовный навигационный прибор" - совесть - и пустил человека в

самостоятельное плавание.

Задание 2. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся

безударной гласной в корне, правописание которой зависит от согласной

на конце корня.

1. Касаясь трёх великих океанов, страна лежит, раскинув города.

2. Юные туристы предполагали добраться до озера к восьми часам, но их

предположение не оправдалось.

3. Шофёр был рослый, медно загоревший, даже волосы на его руках выгорали

за лето до белизны.

4. Почти все друзья, приятели, товарищи, знакомые и коллеги вернулись

откуда-то загорелые, хотели видеться, хотели делиться впечатлениями.

5. Поравнявшись с художником, она остановилась, вздохнула и задумалась,

опираясь на посох.

6. Всё, к чему приходилось прикасаться, - топор, котелок, ветки, - было

ледяное и обжигало пальцы.

7. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для

него узок.

8. Поезд проскакивал мимо горячих, блещущих маслом паровозов.

9. Цветов росло так много: журавлиного горошку, кашки, колокольчиков,

незабудок, полевых гвоздик.

10. Поезд, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и

грохотом, останавливался.

Задание 3. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся

безударной гласной в корне, правописание которой зависит от суффикса

А.

1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой

рукой: ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв.

2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и -

прыг, зарывается в снег.

3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.

4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан,

убирать за собой.

6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым

вытершимся сукном.

7. Звено единогласно решило, что бывшие друзья должны помириться.

8. Зайцы-песчаники довольствуются влагой, которую поглощают с корнями

и стеблями растений, иногда увлажнённых росой.

9. Ненастный день потух, ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою

свинцовой; как привидение, за рощею сосновой луна туманная взошла.

10. Стеклянно позеленело небо, и в нём заблистала серебряной точкой

Венера; вскоре она станет шестигранником, полным яркого, холодного

света.

Задание 4. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся

безударной гласной в корне, правописание которой зависит от

лексического значения.

1. Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись

травы, снова быстро взмывали вверх.

2. Поравнявшись с пограничной вышкой, Сашук задирает голову и долго

присматривается.

3. И когда я буду плавать в той далёкой стороне , хоть разочек, хоть

немножко погрустите обо мне.

4. Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.

5. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился

вниз, удерживая в непривычном движении равновесие руками.

6. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала

Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыгоревших улиц

города.

7. И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из

которых можно сплести венок для шляпы твоей.

8. Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа

непромокаемые сапоги, был спасителем России.

9. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает

им и с каким радушием предлагает его направо и налево.

10. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет

быстро выровнялся.

Давайте проверим!

Итог урока.

- Над чем мы сегодня работали на уроке?

- Как проверить безударную гласную букву в корне слова?

- Как отличить безударную гласную букву в корне слова от чередующейся?

Домашнее задание. Учебник, стр.72, упр. 83, 84.

Карточка 1.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с

пропущенными буквами.

Скл..нение существительных, прид..раться по пустякам, вым..кнуть под

д..ждем, сильно встр..хнуть, газовая г..релка, решить ур..внение, почтенный

возр..ст,

ок..заться

рядом,

прол..гать

путь,

п..тно

на

одежде,

прот..реть

зерк..ло.

Карточка 2.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с

пропущенными буквами.

Отл..жить все д..ла, испуганно см..лкать, соб..рательный образ, быстро

прибл..жаться,

легко

уг..варить,

неприк..сновенный

запас,

прозрачно

нам..кать,

широкая

р..внина,

пром..кательная

бумага,

сг..реть

со

стыда,

хорошее нач..нание, острый пл..вник.

Карточка 3.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с

пропущенными буквами.

Прекл..няться перед талантом, знаменитый п..вец, предл..жить погулять,

р..вноправные

партнеры,

сл..гка

заг..реть,

загл..нуть

к

друзьям,

пож..нать

пл..ды, м..кать сухари в мол..ко, ст..новиться взрослым, начинающие пл..вцы,

серьезные оп..сения, выр..сли в саду.

Карточка 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с

пропущенными буквами.

Отр..сль

промышленности,

ср..внение

вел..чин,

тв..рить

д..бро,

пол..жительный момент, зар..внять участок, непром..каемый плащ.., в..селая

з..рница, покл..ниться з..мле-матушке, проск..чить во двор, х..роший з..гар,

распл..вить металл.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!