Автор: Змеева Татьяна Робертовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №4 "Родничок" с.Мишкино
Населённый пункт: Республика Башкортосан, Мишкинский р–н, с.Мишкино
Наименование материала: статья образовательного проекта
Тема: Перелетные птицы
Раздел: дошкольное образование
Образовательный проект «Перелётные птицы».
Составитель: учитель-логопед Змеева Т. Р.
Пояснительная записка.
Обучение и развитие детей с общим недоразвитием речи на сегодняшний
день является одной из важнейших проблем дошкольной педагогики.
Педагоги, работая с дошкольниками, имеющими нарушение речи, стремятся
искать, разрабатывать и использовать новейшие подходы к организации
воспитательно-образовательного процесса.
Одной из инновационной педагогической технологий в наши дни стал метод
проектов.
Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку с общим недоразвитием
речи возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания,
развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым
готовит его к успешному обучению в школе.
Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации,
которая не может быть решена прямым действием.
Основой непосредственной образовательной деятельности является
проблема, при работе с которой необходимо следующее:
- иметь несколько вариантов решения;
- уметь разрабатывать новые средства и способы решения проблемы;
- строить деятельность так, чтобы отдельные компоненты проблемы легко
заменялись, корректировались, модернизировались.
Проект отражает комплексный подход к преодолению общего недоразвития
речи у детей. Задания подобраны по степени возрастающей сложности на
материале одной лексической темы, на основе которой формируются и
уточняются представления детей об окружающем мире, расширяется
кругозор, развиваются психические, познавательные процессы, а так же
направлены на развитие артикуляционной и тонкой моторики, произношения
и связной речи.
Учитель-логопед работает в тесной взаимосвязи с родителями,
воспитателями, инструктором по физической культуре и музыкальным
руководителем, что способствует у детей с общим недоразвитием речи
формированию общей культуры, развитию физических, интеллектуальных и
личностных качеств, формированию предпосылок к учебной деятельности,
обеспечивающих социальную успешность.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»
Развитие познавательных и творческих способностей детей.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта: творческий.
Продолжительность: недельный.
Участники: учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре, родители, дети логопедической группы.
Образовательная область: ознакомление с окружающим миром, развитие
речи.
Актуальность: дети с общим недоразвитием речи в недостаточной степени
имеют представление о перелётных птицах. Участие детей в проекте
«Перелётные птицы» позволит максимально обогатить знания и
представления детей о внешнем виде птиц, особенностях и образе их жизни;
пополнить и активизировать словарный запас по теме; развить связную речь,
творческие способности детей, поисковую деятельность; научиться
сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи,
делать обобщения.
Цель: создать условия для коррекции недостатков речи, развития
познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки
детско-взрослого образовательного проекта «Перелётные птицы».
Задачи:
• обогатить представление о внешнем виде, особенностях и образе жизни
перелётных птиц;
• обогатить и активизировать словарь точными глаголами, именами
существительными и прилагательными;
• развивать связную речь через составление полных ответов на вопросы,
подготавливая их к пересказу текста;
• воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по
плану;
• закреплять навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;
• развивать коммуникативные качества воспитанников для успешной
социализации и дальнейшего обучения в школе;
• воспитывать любовь к родной природе.
Основные направления реализации проекта:
• составление недельного плана работы;
• развлечение «Прилетают, прилетели… »;
• домашнее задание для детей и родителей:
Предварительная работа:
• поисковая работа по подбору иллюстративного и фотоматериала по теме
«Перелётные птицы»;
• рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
(1871) ;
• чтение: С. Воронин «Девять белых лебедей», Г. Снигирев «Скворец,
Ласточка», Л. Н. Толстой «Воробей и ласточка», Н. Сладков «Птицы весну
принесли».
• чтение стихов русских поэтов и загадок о перелётных птицах;
•прослушивание музыкального фрагмента: П. И. Чайковского «Песня
жаворонка», муз. Е. Тиличевой «Пришла весна», муз. С. Захаравой «Мы
Весну-красну зовем».
• подвижные игры: «Аист», «Цапля», «Гуси-гуси», «Веснянка»
• разучивание пальчиковой гимнастики: «Ласточка», «Птички песенку поют»,
«Перелетные птицы» .
• разучивание стихов русских поэтов: В. А. Жуковский «Жаворонок», А.
Барто «Верба», А. Толстой «Тает снег».
• дидактические игры: «Четвертый лишний», лото «Птицы», «Узнай по
силуэту», «Найди отличия», «Звуковая дорожка».
• изготовление и вывешивание скворечников;
• разработка папки-копилки «Птицы – наши друзья».
Обеспечение:
• дидактические настольно-печатные игры,
• специальная методическая литература,
• аудио- и видеозаписи по теме,
• репродукция картины.
Предполагаемый результат:
• знать и называть перелётных птиц;
• находить сходства и различия по нескольким признакам, сравнивая
особенности
внешнего вида, жизненных проявлений, повадок птиц и приспособления их к
среде обитания;
• развивать слуховое внимание при прослушивании звуков природы,
музыкальных
произведений;
• составлять описательный рассказ о птицах с использованием опорного
плана-схемы;
• знать загадки о птицах, наблюдать их на прогулке;
• уметь совместно с родителями находить интересные сюжеты для создания
фотоальбома «Перелётные птицы», подбирать интересный познавательный
материал по теме.
Продукт проектной деятельности:
• изготовление совместно с родителями скворечников и развешивание их на
деревьях.
Презентация проекта:
• развлечение «Прилетают, прилетели … ».