Автор: Иванов Алексей Анатольевич
Должность: преподаватель химии и биологии
Учебное заведение: ГАПОУ ЛО "Лужский агропромышленный техникум"
Населённый пункт: Ленинградская область, город Луга
Наименование материала: статья
Тема: Повышение мотивации к обучению через методику ТРИЗ.
Раздел: среднее профессиональное
Иванов Алексей Анатольевич,
преподаватель химии, биологии и основ
агрономии и зоотехники,
Лужского агропромышленного техникума.
Повышение мотивации к обучению через методику ТРИЗ.
На сегодняшний день перед любым преподавателем поставлены задачи
по формированию из обучающегося «нового человека», а так же повышение
его творческой активности. Из этого следует, что педагог, вооружая знаниями
обучающихся,
воспитывает
в
них
интеллектуально
развитую
личность,
стремящуюся к познанию.
За годы обучения в техникуме нужно привить ребенку стремление к
самообразованию, воспитать у него внутреннее побуждение расширять свой
общий
и
профессиональный
кругозор,
для
того
чтобы
он
смог
стать
специалистом, который будет не только выполнять поставленные перед ним
задачи,
но
и
уметь
совершенствовать
свой
труд,
переходя
на
уровень
творческой
инициативной
деятельности.
В
связи
с
этим
современные
требования
к
уроку
ставят
перед
преподавателем
задачу
планомерного
развития личности через включение её в активную учебно – познавательную
деятельность.
Следовательно,
актуальной
проблемой
современного
образования
является формирование и развитие мотивации к обучению и познавательной
деятельности
обучающихся,
личность
которых
является
центральной
фигурой
образовательного
процесса,
и
так
как
именно
познавательная
деятельность, воспитанная в техникуме, впоследствии станет основой для
развития
способности
обучающегося
в
любых
условиях
их
будущей
профессиональной деятельности. Актуальным является и целенаправленное
формирование
мотивации
к
обучению,
поскольку
именно
познавательная
мотивация является важным условием успешной учебной деятельностью, а в
дальнейшем
и
профессиональной
деятельности
обучающегося.
Таким
образом, как и все преподаватели, жаждущие идти в ногу со временем, ставят
целью формирование мотивации к обучению значимой и первоочередной.
За годы педагогической деятельности, я столкнулся с тем, что из года в
год возрастает доля ребят, нежелающих обучаться. У одних обучающихся
мотивация к обучению исчезает, не успев появиться, у других – по разным
причинам утрачивается со временем.
ГАОУ
СПО
ЛО
«Лужский
агропромышленный
техникум»
тому
не
исключение.
По
данным
проведенного
анкетирования
в
техникуме,
5%
обучающихся
не
могут
объяснить
причину
нежелания
обучаться,
17%
отвечают, что им скучно на занятиях, 23% разочарованы в предмете, так как
ожидали
большего,
32%
обучающихся
не
понимают
материала,
11
%
конфликтуют с преподавателем, и только 12% обучающихся удовлетворены
образовательным процессом. Наблюдения показывают, что даже успешные
обучающиеся, со временем теряют интерес к обучению.
Исследуя
проблему
утраты
мотивации
к
обучению,
необходимо
рассмотреть трактовку определения «мотивация».
Если
рассматривать
трактовку
мотивации
Адама
Смита,
то
это
побуждение
к
деятельности,
связанное
с
удовлетворением
потребности
человека.
Фредерик Герцберг
пишет
о
мотивации,
как
о
побуждении,
вызывающем активность и определяющее его направленность.
Абрахам Харольд Маслоу в своей работе «Мотивация и личность»
писал о мотивации как о побуждении к направленному поведению.
Из трех определений видно, что мотивация тесно связана с таким
понятием,
как
побуждение,
которое
можно
назвать
силой,
толкающей
человека что – то делать, но при этом оно оставляет ему свободу выбора.
Если
обучающемуся
ограничить
выбор
действий,
то
по
нарастающей
прогрессии пропадет его активность на уроке, следовательно удовлетворение
образовательным процессом сведется к минимуму.
В свою очередь и поведение обучающегося всегда мотивировано. Это
может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом, или
уклонение от неё «в знак протеста». Поведение может иметь любые другие
формы проявления. Всегда следует искать мотив поведения. Мотивировать
учащихся
-
значит
затронуть
их
важнейшие
интересы,
дать
им
шанс
реализоваться в процессе деятельности.
Отсутствие
мотивации
к
обучению
часто
ведет
к
стойкой
неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость в свою
очередь,
ведет
к
отклонениям
в
поведении,
что
вызывает
раздражение
преподавателя. Соглашусь с мнением психологов, что в большинстве случаев
сам
преподаватель
является
фактором,
вызывающим
процесс
снижения
мотивации
к
обучению.
Часто
преподаватель
пытается
в
своей
работе
заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, но он не создает такие
условия,
такую
обстановку,
в
которых
обучающемуся
самому
захочется
учиться.
Многие преподаватели, часто сами того не осознавая, исходят из того,
что
раз
ребенок
пришел
в
техникум,
то
он
должен
делать
все
то,
что
рекомендует преподаватель. Встречаются и такие педагоги, которые, прежде
всего,
опираются
на
отрицательную
мотивацию.
В
таких
случаях
деятельностью
обучающихся
движет,
прежде
всего,
желание,
избежать
разного рода неприятностей: наказания со стороны педагога или родителей,
плохой
оценки
и
т.д.
В
таких
случаях
у
обучающихся
постепенно
формируется страх перед техникумом, страх перед преподавателем, а чтобы
избежать
страха,
ребенок
считает
выходом
пропустить
занятия.
Учебная
деятельность
радости
не
приносит.
Это
сигнал
неблагополучия.
Даже
взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.
Причинами снижения мотивации зависящими от обучающегося являются
низкий
уровень
знаний:
несформированность
учебной
деятельности,
и,
прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний: реже - не
сложившиеся
отношения
с
группой;
в
единичных
случаях
-
задержки
развития, аномальное развитие.
Из
опыта
работы
могу
с
уверенностью
сказать,
что
повысить
мотивацию к обучению можно по средствам методики ТРИЗ.
Аббревиатура
ТРИЗ
расшифровывается
как
Теория
Решения
Изобретательных
Задач.
Автором
данной
методики
является
Генрих
Саулович Альтшуллер, который впервые описал её в своей книге в 1961 году,
а в 1985 году он разработал АРИЗ, алгоритм решения изобретательных задач.
Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для
технических
задач
и
способствовало
развитию
мышления,
гибкости,
системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача
данной
методики
–
научить
ребенка
думать
нестандартно
и
находить
собственные решения, но когда методика стала активно апробироваться, то
многие ученые и педагоги поняли, что она дает на много большее. Так что же
лежит в её основе?
В её основе заложен принцип того, что новые знания обучающиеся
приобретают
не
в
процессе урока,
а
приходят
к
ним
как
к
конечному
результату. И, соответственно, знания, которые получит ребенок, должны
служить целью для воспитания творческой личности, которая в будущем
сможет
самостоятельно
понимать
закономерности
и
противоречия
мира
вокруг
него,
и
способствовать
решению
житейских
пробле м.
Если
перенести
методику
ТРИЗ
на
учебный
процесс,
то
она
дает
возможность преподавателю передавать знания по отдельно взятой теме или
отрасли
как
самостоятельную
проблему.
В
этом
случае
у
педагога
есть
широкое
поле
деятельности
в
направлении
внедрения
интегрированного
обучения,
главным
средством
при
этом
является
педагогический
поиск,
творческий подход. Например, преподаватель может при объяснении новой
темы применить методику нежелательных явлений (диверсионный анализ),
сущность которого заключается в том, что вместо вопроса: какие проблемы,
дефекты, нарушения возможны у того или иного объекта - задается вопрос:
как нарушить, как испортить, как навредить, как вызвать сбой в работе
рассматриваемого
объекта,
используя
уже
имеющиеся
ресурсы.
Как
обеспечить получение дефектов и нарушений (т.е. речь идет о придумывании
диверсии). После того как диверсия придумана, можно приступить к ее
устранению. Устранению заранее, до того, как она превратиться в реальную
проблему. Важное достоинство диверсионного подхода - выявление задач,
раннее не предполагавшихся в данной системе; решение проблемы до того
как она возникнет. Обучающиеся узнают информацию не как непреложную
истину, а как теорему, которую надо вывести самостоятельно и применить ее
в дальнейшей жизни.
Педагоги «старой закалки» не видят в данной методике стимула для
развития мотивации, так как они не знают ключевых правил, а они таковы:
1.
При
решении
какой
–
либо
творческой
задачи,
любой
ответ
обучающегося принимается, даже если он абсолютно не совпадает с
верным
вариантом
ответа.
В
этом
случае
преподаватель
обязан
подводить его к верному результату только с помощью вопросов
«ЧТО?», «ПОЧЕМУ?», «КАК?».
2.
Применив задачи впервые, рекомендовано поставить обучающемуся
положительные оценки.
3.
Преподаватель является для обучающихся тьютором – соратником,
консультантом, подсказчиком, наводчиком. Он организует систему
свободного, самостоятельного поиска.
Подчиняясь трем ключам методики, на первых этапах её применения,
педагог
учит
обучающегося
осознавать,
что
любой
объект,
который
его
окружает можно использовать и трактовать по – разному, за тем происходит
поиск противоречий в самом объекте, где анализируется, что в нем полезно и
х о р о ш о ,
а
ч т о
я в л я е т с я
и
в о
в с е
л и ш н и м .
В дальнейшем
решаются
противоречия. По моему мнению, этот этап
является самым интересным, так как именно для него, применив творческий
подход, можно создать систему творческих игр и задач. Все это направлено
на
то,
чтобы
обучающийся
учился
самостоятельно
выдумывать
нестандартные
пути
решения
поставленных
проблем,
уходя
от
обычно
навязываемых
стереотипных
решений.
Последним
этапом,
становится
р а з в и т и е
т в о р ч е с к о г о
в о о б р а ж е н и я
и
м ы ш л е н и я .
Главной
особенностью
процесса
обучения
по
этой
методике
является
выполнение
обучающимся
всех
этапов
работы
самостоятельно,
без
подсказок преподавателя.
Таким
образом,
с
помощью
методики
ТРИЗ
преподаватель
оптимизирует
образовательный
процесс,
реализует
идею
развивающего
обучения, повышает интерес к занятиям и самому процессу мышления. Все
это активизирует познавательную деятельность обучающихся, способствует
активному
усвоению
материала,
укрепляют
активную
позицию
по
отношению к учебе, а это и есть мотивация к обучению. Совершенствование
системного
мышления,
логического
мышления
с
помощью
различных
творческих
задач
и
упражнений
делает
для
обучающихся
занятия
более
привлекательными и увлекает их в мир творчества.
Как показал мой опыт работы с методикой ТРИЗ
все творческие
задания и диверсионный анализ обучающимся
вполне по силам, даже в
группах, где имеются обучающиеся с низкой степенью обученности, такие
занятия дают положительный заряд эмоций, что соответственно повышает их
мотивацию к обучению вообще, и в том числе предлагаемых тем. На занятиях
скуке дается бой.
Используемая литература:
1.
Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия
творческой личности. – Минск: Беларусь, 1994.
2.
Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. Пособие
для учителей. – СПб.: Акцидент, 1998.
3.
Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость.
Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителей. – Гомель:
ИПП «Сож», 1999.
4.
Тамберг Ю.Г. Развитие мышления ребенка с использованием методик ТРИЗ.
Методические рекомендации для преподавателей. – Великий Новгород: ТРИЗ-
группа, 2000.
5.
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.:
Просвещение, 1990.