Напоминание

Повышение мотивации к обучению через методику ТРИЗ.


Автор: Иванов Алексей Анатольевич
Должность: преподаватель химии и биологии
Учебное заведение: ГАПОУ ЛО "Лужский агропромышленный техникум"
Населённый пункт: Ленинградская область, город Луга
Наименование материала: статья
Тема: Повышение мотивации к обучению через методику ТРИЗ.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Иванов Алексей Анатольевич,

преподаватель химии, биологии и основ

агрономии и зоотехники,

Лужского агропромышленного техникума.

Повышение мотивации к обучению через методику ТРИЗ.

На сегодняшний день перед любым преподавателем поставлены задачи

по формированию из обучающегося «нового человека», а так же повышение

его творческой активности. Из этого следует, что педагог, вооружая знаниями

обучающихся,

воспитывает

в

них

интеллектуально

развитую

личность,

стремящуюся к познанию.

За годы обучения в техникуме нужно привить ребенку стремление к

самообразованию, воспитать у него внутреннее побуждение расширять свой

общий

и

профессиональный

кругозор,

для

того

чтобы

он

смог

стать

специалистом, который будет не только выполнять поставленные перед ним

задачи,

но

и

уметь

совершенствовать

свой

труд,

переходя

на

уровень

творческой

инициативной

деятельности.

В

связи

с

этим

современные

требования

к

уроку

ставят

перед

преподавателем

задачу

планомерного

развития личности через включение её в активную учебно – познавательную

деятельность.

Следовательно,

актуальной

проблемой

современного

образования

является формирование и развитие мотивации к обучению и познавательной

деятельности

обучающихся,

личность

которых

является

центральной

фигурой

образовательного

процесса,

и

так

как

именно

познавательная

деятельность, воспитанная в техникуме, впоследствии станет основой для

развития

способности

обучающегося

в

любых

условиях

их

будущей

профессиональной деятельности. Актуальным является и целенаправленное

формирование

мотивации

к

обучению,

поскольку

именно

познавательная

мотивация является важным условием успешной учебной деятельностью, а в

дальнейшем

и

профессиональной

деятельности

обучающегося.

Таким

образом, как и все преподаватели, жаждущие идти в ногу со временем, ставят

целью формирование мотивации к обучению значимой и первоочередной.

За годы педагогической деятельности, я столкнулся с тем, что из года в

год возрастает доля ребят, нежелающих обучаться. У одних обучающихся

мотивация к обучению исчезает, не успев появиться, у других – по разным

причинам утрачивается со временем.

ГАОУ

СПО

ЛО

«Лужский

агропромышленный

техникум»

тому

не

исключение.

По

данным

проведенного

анкетирования

в

техникуме,

5%

обучающихся

не

могут

объяснить

причину

нежелания

обучаться,

17%

отвечают, что им скучно на занятиях, 23% разочарованы в предмете, так как

ожидали

большего,

32%

обучающихся

не

понимают

материала,

11

%

конфликтуют с преподавателем, и только 12% обучающихся удовлетворены

образовательным процессом. Наблюдения показывают, что даже успешные

обучающиеся, со временем теряют интерес к обучению.

Исследуя

проблему

утраты

мотивации

к

обучению,

необходимо

рассмотреть трактовку определения «мотивация».

Если

рассматривать

трактовку

мотивации

Адама

Смита,

то

это

побуждение

к

деятельности,

связанное

с

удовлетворением

потребности

человека.

Фредерик Герцберг

пишет

о

мотивации,

как

о

побуждении,

вызывающем активность и определяющее его направленность.

Абрахам Харольд Маслоу в своей работе «Мотивация и личность»

писал о мотивации как о побуждении к направленному поведению.

Из трех определений видно, что мотивация тесно связана с таким

понятием,

как

побуждение,

которое

можно

назвать

силой,

толкающей

человека что – то делать, но при этом оно оставляет ему свободу выбора.

Если

обучающемуся

ограничить

выбор

действий,

то

по

нарастающей

прогрессии пропадет его активность на уроке, следовательно удовлетворение

образовательным процессом сведется к минимуму.

В свою очередь и поведение обучающегося всегда мотивировано. Это

может быть упорная творческая работа, с воодушевлением, энтузиазмом, или

уклонение от неё «в знак протеста». Поведение может иметь любые другие

формы проявления. Всегда следует искать мотив поведения. Мотивировать

учащихся

-

значит

затронуть

их

важнейшие

интересы,

дать

им

шанс

реализоваться в процессе деятельности.

Отсутствие

мотивации

к

обучению

часто

ведет

к

стойкой

неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость в свою

очередь,

ведет

к

отклонениям

в

поведении,

что

вызывает

раздражение

преподавателя. Соглашусь с мнением психологов, что в большинстве случаев

сам

преподаватель

является

фактором,

вызывающим

процесс

снижения

мотивации

к

обучению.

Часто

преподаватель

пытается

в

своей

работе

заложить в голову ребенка готовую цель и мотивы, но он не создает такие

условия,

такую

обстановку,

в

которых

обучающемуся

самому

захочется

учиться.

Многие преподаватели, часто сами того не осознавая, исходят из того,

что

раз

ребенок

пришел

в

техникум,

то

он

должен

делать

все

то,

что

рекомендует преподаватель. Встречаются и такие педагоги, которые, прежде

всего,

опираются

на

отрицательную

мотивацию.

В

таких

случаях

деятельностью

обучающихся

движет,

прежде

всего,

желание,

избежать

разного рода неприятностей: наказания со стороны педагога или родителей,

плохой

оценки

и

т.д.

В

таких

случаях

у

обучающихся

постепенно

формируется страх перед техникумом, страх перед преподавателем, а чтобы

избежать

страха,

ребенок

считает

выходом

пропустить

занятия.

Учебная

деятельность

радости

не

приносит.

Это

сигнал

неблагополучия.

Даже

взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

Причинами снижения мотивации зависящими от обучающегося являются

низкий

уровень

знаний:

несформированность

учебной

деятельности,

и,

прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний: реже - не

сложившиеся

отношения

с

группой;

в

единичных

случаях

-

задержки

развития, аномальное развитие.

Из

опыта

работы

могу

с

уверенностью

сказать,

что

повысить

мотивацию к обучению можно по средствам методики ТРИЗ.

Аббревиатура

ТРИЗ

расшифровывается

как

Теория

Решения

Изобретательных

Задач.

Автором

данной

методики

является

Генрих

Саулович Альтшуллер, который впервые описал её в своей книге в 1961 году,

а в 1985 году он разработал АРИЗ, алгоритм решения изобретательных задач.

Изначально она создавалась для помощи в нахождении решений для

технических

задач

и

способствовало

развитию

мышления,

гибкости,

системности, логическому построению и оригинальности. Главная задача

данной

методики

научить

ребенка

думать

нестандартно

и

находить

собственные решения, но когда методика стала активно апробироваться, то

многие ученые и педагоги поняли, что она дает на много большее. Так что же

лежит в её основе?

В её основе заложен принцип того, что новые знания обучающиеся

приобретают

не

в

процессе урока,

а

приходят

к

ним

как

к

конечному

результату. И, соответственно, знания, которые получит ребенок, должны

служить целью для воспитания творческой личности, которая в будущем

сможет

самостоятельно

понимать

закономерности

и

противоречия

мира

вокруг

него,

и

способствовать

решению

житейских

пробле м.

Если

перенести

методику

ТРИЗ

на

учебный

процесс,

то

она

дает

возможность преподавателю передавать знания по отдельно взятой теме или

отрасли

как

самостоятельную

проблему.

В

этом

случае

у

педагога

есть

широкое

поле

деятельности

в

направлении

внедрения

интегрированного

обучения,

главным

средством

при

этом

является

педагогический

поиск,

творческий подход. Например, преподаватель может при объяснении новой

темы применить методику нежелательных явлений (диверсионный анализ),

сущность которого заключается в том, что вместо вопроса: какие проблемы,

дефекты, нарушения возможны у того или иного объекта - задается вопрос:

как нарушить, как испортить, как навредить, как вызвать сбой в работе

рассматриваемого

объекта,

используя

уже

имеющиеся

ресурсы.

Как

обеспечить получение дефектов и нарушений (т.е. речь идет о придумывании

диверсии). После того как диверсия придумана, можно приступить к ее

устранению. Устранению заранее, до того, как она превратиться в реальную

проблему. Важное достоинство диверсионного подхода - выявление задач,

раннее не предполагавшихся в данной системе; решение проблемы до того

как она возникнет. Обучающиеся узнают информацию не как непреложную

истину, а как теорему, которую надо вывести самостоятельно и применить ее

в дальнейшей жизни.

Педагоги «старой закалки» не видят в данной методике стимула для

развития мотивации, так как они не знают ключевых правил, а они таковы:

1.

При

решении

какой

либо

творческой

задачи,

любой

ответ

обучающегося принимается, даже если он абсолютно не совпадает с

верным

вариантом

ответа.

В

этом

случае

преподаватель

обязан

подводить его к верному результату только с помощью вопросов

«ЧТО?», «ПОЧЕМУ?», «КАК?».

2.

Применив задачи впервые, рекомендовано поставить обучающемуся

положительные оценки.

3.

Преподаватель является для обучающихся тьютором – соратником,

консультантом, подсказчиком, наводчиком. Он организует систему

свободного, самостоятельного поиска.

Подчиняясь трем ключам методики, на первых этапах её применения,

педагог

учит

обучающегося

осознавать,

что

любой

объект,

который

его

окружает можно использовать и трактовать по – разному, за тем происходит

поиск противоречий в самом объекте, где анализируется, что в нем полезно и

х о р о ш о ,

а

ч т о

я в л я е т с я

и

в о

в с е

л и ш н и м .

В дальнейшем

решаются

противоречия. По моему мнению, этот этап

является самым интересным, так как именно для него, применив творческий

подход, можно создать систему творческих игр и задач. Все это направлено

на

то,

чтобы

обучающийся

учился

самостоятельно

выдумывать

нестандартные

пути

решения

поставленных

проблем,

уходя

от

обычно

навязываемых

стереотипных

решений.

Последним

этапом,

становится

р а з в и т и е

т в о р ч е с к о г о

в о о б р а ж е н и я

и

м ы ш л е н и я .

Главной

особенностью

процесса

обучения

по

этой

методике

является

выполнение

обучающимся

всех

этапов

работы

самостоятельно,

без

подсказок преподавателя.

Таким

образом,

с

помощью

методики

ТРИЗ

преподаватель

оптимизирует

образовательный

процесс,

реализует

идею

развивающего

обучения, повышает интерес к занятиям и самому процессу мышления. Все

это активизирует познавательную деятельность обучающихся, способствует

активному

усвоению

материала,

укрепляют

активную

позицию

по

отношению к учебе, а это и есть мотивация к обучению. Совершенствование

системного

мышления,

логического

мышления

с

помощью

различных

творческих

задач

и

упражнений

делает

для

обучающихся

занятия

более

привлекательными и увлекает их в мир творчества.

Как показал мой опыт работы с методикой ТРИЗ

все творческие

задания и диверсионный анализ обучающимся

вполне по силам, даже в

группах, где имеются обучающиеся с низкой степенью обученности, такие

занятия дают положительный заряд эмоций, что соответственно повышает их

мотивацию к обучению вообще, и в том числе предлагаемых тем. На занятиях

скуке дается бой.

Используемая литература:

1.

Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия

творческой личности. – Минск: Беларусь, 1994.

2.

Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ. Пособие

для учителей. – СПб.: Акцидент, 1998.

3.

Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость.

Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителей. – Гомель:

ИПП «Сож», 1999.

4.

Тамберг Ю.Г. Развитие мышления ребенка с использованием методик ТРИЗ.

Методические рекомендации для преподавателей. – Великий Новгород: ТРИЗ-

группа, 2000.

5.

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.:

Просвещение, 1990.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!